ФГОС НОО КАК СИСТЕМА ТРЁХ ТРЕБОВАНИЙ © Петрунько А.В., 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Advertisements

Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Кузнецова И.Н. руководитель ШМО учителей математики МОБУ гимназии 1.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования II поколения: проблемы и перспективы.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Транксрипт:

ФГОС НОО КАК СИСТЕМА ТРЁХ ТРЕБОВАНИЙ © Петрунько А.В., 2010

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании»

Основные функции стандарта обеспечение права на полноценное образование: «равные возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования» обеспечение единства образовательного пространства страны фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения обеспечение преемственности (ДОУ, СШ, НПО, ВУЗ) повышение объективности оценивания

стандарт становится важнейшим нормативным и правовым актом На основе образовательного стандарта проводится р а з р а б о т к а: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускниковв различных формах положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы системы аттестации педагогических работников; КИМов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно- экономическая модель образования Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») стандарт средство обеспечения планируемого уровня качества образования

Новации, связанные с внедрением стандарта Развитие умения и способности учиться как основы образования на протяжении жизни Воспитание учащихся как требование к результату образования Государственное регулирование вопросов охраны здоровья Разгрузка учащихся

Основные компоненты ФГОС Система требований к основным образовательным программам пакет документов, наиболее важных для представления в качестве нормативов. Среди них: 1) Требования к структуре основных общеобразовательных программ 2) Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования) 3) Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

99 9 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований

10 Требования стандарта Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК У М Е Н И Я И п Р И М Е Р Ы З А Д А Н И Й Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

Ключевое понятие ФГОС - ООП ООП - основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.

Структура ООП: Пояснительная записка Концепция духовно-нравственного воспитания Фундаментальное ядро содержания образования Планируемые результаты Базисный образовательный план Программа формирования УУД Примерные программы по: учебным воспитанию и формированию ценности предметам социализации здоровья и ЗОЖ

Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Ценностны е Ориентир ы КДНРВ Внеучебные Внешкольные УМК ТТТТТТ Базисный Требования стандартов и обеспечение образовательного процесса

14 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательная программа: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

15 Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)

16 От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно

17 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

18 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы

19 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Уровни описания: Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – «Выпускник получит возможность научиться»

20 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 3 Учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы

21 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

22 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов, курсов Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам программы обеспечивают: определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

23 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

24 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 7 Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

25 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования

26 Примерная основная образовательная программа Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы

27 РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

Требования к результатам реализации ООП

Стандарт: ориентация на результаты образования Системно - деятельностный подход Результаты образования ключевые понятия освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Из Концепции ФГОС Учебная деятельность: знания + способы деятельности От знаний к действию

Развитие ребёнка в образовании Личностное развитие «уметь учиться» Социальное развитие формирование российской и гражданской идентичности Познавательное развитие формирование у учащихся научной картины мира и способов её познания, творческого мышления Коммуникативное развитие формирование компетентности в общении

универсальные учебные действия УУД – универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

39 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Деятельностный подход отражён в Требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы

40 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Достижение требований к результатам начального общего образования выявляются в области оценки индивидуальных образовательных результатов – путем проведения проверочных работ в области математики, русского и родного языков, а также в форме презентации результатов индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности обучающихся в области оценки деятельности образовательного учреждения и деятельности системы образования – путем проведения специальных диагностических, социально-психологических и социологических исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.

Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования Что оценивается: способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий

Задание 1. Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы; – доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов – знаком Д.

Задание 2.

Оцениваемые умения ПредметныеОбщеучебные 1.1. Понимать и переносить на плоскость пространственные и количественные отношения (ближе – дальше, между, больше – меньше). Устанавливать местоположение объекта на плоскости по одному условию (первая часть задания), по трем условиям (вторая часть задания). Выбирать точку отсчета для нахождения нужной длины. Переводить значение длины из одной единицы измерения (см) в другую (м) и обратно. Ориентироваться в пространстве. Понимать информацию, представленную в разной форме: – в виде текста (с математическими отношениями), – графически. Учитывать в решении несколько условий, которые должны выполняться одновременно. Выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений. Осуществлять самоконтроль: – пошаговый (использовать предыдущее условие задания при выполнении следующего); – этапный (проверять выполнение всех условий задания).

Оцениваемые умения ПредметныеОбщеучебные 2.2. Использовать таблицу для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения. Находить сумму круглых десятков. Находить неизвестный компонент сложения. Упорядочивать числа. Читать и понимать информацию, представленную в табличной форме. Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы). Осуществлять самоконтроль: ученику нужно проверить, все ли клетки таблицы заполнены.

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Требования к структуре ООП

Нормативное сопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения Фундаментальное ядро содержания общего образования Базисный образовательный планПримерные учебные программы Система оценки достижения требований стандарта

Фундаментальное ядро общего образования Фундаментальное ядро общего образования – система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами.

Разработка фундаментального ядра содержания общего среднего образования призвана противодействовать явным и неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся

В Фундаментальном ядре содержания общего образования ф и к с и р у ю т с я: основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры; универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные -познавательные -коммуникативные Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные -познавательные -коммуникативные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

55 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА БОП Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫЕ ПО ПРЕДМЕТАМ И БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ: - НАЧАЛЬНОЕ - ОСНОВНОЕ - СРЕДНЕЕ Схема организации работы на основе Фундаментального ядра

Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности

59 Требования к структуре основной образовательной программы (ООП) ТРЕБОВАНИЯ ПланируемыерезультатыПрограммаздоровогообразажизниУчебный План (БОП) ПрограммаРазвитияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитанияПрограммыпопредметамПрограммакоррекционнойработыСистемаоценки

(БОП) Базисный образовательный план Начальное общее образование 1 класс2 класс3 класс4 классвсего Инвариантный компонент Вариативный компонент Внеучебная работа (секции, кружки и др.) Всего к оплате (6- дневная учебная неделя)

БОП: внеучебная работа направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего спортивно- оздоровительное художественно- эстетическое образовательное патриотическое общественно- полезное проектная деятельность ИТОГО 10 40

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент

70 Просветительская работа с родителями Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихсяРеализациямодульныхобразовательныхпрограмм

Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БОП Подготовка УМК для внеурочной деятельности Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для системы оценивания Учебно-методическое обеспечение

Требования к условиям ООП

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий из Концепции ФГОС

74 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Учебно- материальное обеспечение Ресурсное обеспечение (условия) реализации ООП Финансово- экономическое обеспечение

Ресурсы Результат Информационно-методические ресурсы Создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ Кадровые ресурсы Учебно-материальные ресурсы Финансово-экономические ресурсы Создание субъектной развивающей образовательной среды - оптимальных кадровых ресурсов для реализации основных образовательных программ Создание условий для формирования и воспроизводства и нформационно-методической развивающей, субъектной развивающей, предметной развивающей образовательных сред, совокупность которых необходима и достаточна для полной реализации основных образовательных программ Создание предметной развивающей образовательной среды - оптимальных учебно-материальных условий для реализации общеобразовательных программ ВИДЫ РЕСУРСОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

76 Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия, оборудование, состояние учебных и административных помещаний); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Материально-техническое обеспечение общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно- образовательной среды), соответствующей санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим и т. д.) комфортность санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.) пожарная и электробезопасность, охрана труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта образовательная среда, адекватная развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).

Cистема гигиенических требований к условиям реализации ООП (пример) Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья нервно-психических и вегетативных расстройств нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта

79 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гипокинезия школьников

Учебно-материальное обеспечение требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования Информационное обеспечение обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационнометодическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.

мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение

ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные подходы

83

Введение ФГОС НОО Под введением Стандарта понимается его соблюдение на всем образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением Стандарта

Введение ФГОС НОО Введение Стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется с 1 сентября 2010 года. Прием детей в 1 класс на обучение в соответствии со Стандартом осуществляется по решению образовательного учреждения.

РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА Сеть ресурсных центров должна включать в себя: федеральный ресурсный центр ресурсные центры субъектов Российской Федерации (региональные ресурсные центры) муниципальные ресурсные центры

Региональные и муниципальные ресурсные центры создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на базе региональных и муниципальных структур, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку работников образования, методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений.

ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА Организаторами введения Стандарта являются: федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием; федеральный ресурсный центр; региональные и муниципальные ресурсные центры; образовательные учреждения общего образования; иные заинтересованные учреждения и ведомства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВВЕДЕНИЕ СТАНДАРТА Ответственность за введение Стандарта несут организаторы введения Стандарта в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА Приложение к Организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы)

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

92 Разработчики, участники апробации Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край

93 Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: -разработка примерной образовательной программы, включающей в том числе: - базисный учебный план; -примерные программы учебных предметов; - остальные примерные программы в соответствии со стандартом Образовательное учреждение - разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.

94 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

95 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Система подготовки управленческих и педагогических кадров к введению ФГОС начального общего образования Исполнители: муниципальные методические службы и органы управления образованием, руководители стажерских площадок школ-лидеров. 1.Выявление образовательных запросов муниципальной системы и образовательных учреждений и формирование заказов системе ДППО на ПП и ПК управленческих и педагогических кадров по вопросам введения новых стандартов. 2.Организация работы площадок по диссеминации опыта введения ФГОС. 3.Методическое сопровождение процесса перехода на новые стандарты 4.Ориентация в информационных и образовательных ресурсах системы ПП и ПК. 5.Организация самостоятельной работы в межкурсовой период. 6.Организация аттестации кадров по результатам прохождения программ ПП и ПК. 8 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Вопросы и задания Как соотносятся БОП, ООП, программа УУД, учебные программы? Почему стандарт второго поколения называют стандартом трёх «т»? Каких требований не было в стандарте первого поколения? Какие изменения произойдут с базисным учебным планом? Что такое программа формирования универсальных учебных действий? Какой порядок введения ФГОС НОО? Каковы уровни ответственности: учитель, руководитель ОУ, руководитель мун. сист. образования, руководитель регион системы образования? Разработайте план необходимых пошаговых мероприятий для перехода на стандарты ФГОС НОО в вашем муниципалитете (см.п.2 Мероприятий по внедрению)