Методика подготовки учащихся к ЕГЭ Рекомендации Г.И. Лернера © Разинькова Е.А. 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренажёрный тест Биология как наука.. 1. Предметом изучения общей биологии является: Строение и функции организма Природные явления Закономерности развития.
Advertisements

Как добиться успеха в подготовке учащихся к итоговой аттестации по биологии?
Биология как наука. Тренажёрный тест. 1. Предметом изучения общей биологии является: Строение и функции организма Природные явления Закономерности развития.
Повторение темы: Уровни организации живой материи.
Система подготовки к ЕГЭ по биологии учителя МБОУ Тонкинской СОШ Тонкинского муниципального района Нижегородской области Пуртовой Г. А. (обобщение опыта)обобщение.
1. Объект изучения биологии живая природа 2. Признаки живых организмов и их многообразие 3. Уровневая организация живой природы и эволюция 4. Методы познания.
15 Всего заданийВремя тестированиямин. Тест по биологии Тест по биологии (I курс) (I курс) Тема: Свойства живого. Уровни организации живого. Начать тестирование.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Цитоплазма (от греч. κύτος «клетка» и πλάσμα здесь «содержимое») внутренняя среда живой или умершей клетки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической.
О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): О каком методе исследования идет речь (выберите из списка): Моделирование, сравнительный, описательный,
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую.
Хворостухина Олеся МОУ «Лицей 10», г. Пермь. Сущность жизни Жизнь СубстратСовокупность (белок) специфических физико - химических процессов, характерных.
Генетика- наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. В ее основу легли закономерности наследственности, установленные.
5.Изучение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, внесенных в них изменений 6.Индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения бланков.
Биология 10 классОкружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Биология 10 класс. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Вид: критерии и структура. Аристотель Вид – совокупность сходных особей. Аристотель.
Уровни организации жизни. Жизнь – охватывает совокупность всех живых организмов на Земле и условия их существования. Сущность жизни заключается в том,
Уровни организации живой материи. Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления.
Транксрипт:

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ Рекомендации Г.И. Лернера © Разинькова Е.А год.

План подготовки учащихся к экзамену : Познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет. Познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения. Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения. Выберите не более трех учебных пособий, по которым вы будете заниматься. Выберите не более трех учебных пособий, по которым вы будете заниматься. Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса. Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса. Работать с курсом необходимо последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы. Работать с курсом необходимо последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте об этом. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте об этом. Ставьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста. Ставьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал. Сначала необходимо работать с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, начиная с первого раздела, и заканчивая последним. И только потом следует переходить к тренировочным тестам ЕГЭ. Сначала необходимо работать с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, начиная с первого раздела, и заканчивая последним. И только потом следует переходить к тренировочным тестам ЕГЭ. Желательно проработать 10 –15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет. Желательно проработать 10 –15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

Схема изучения научной теории, законов, закономерностей Выяснить предпосылки возникновения научной теории. Выяснить предпосылки возникновения научной теории. Проанализировать основные факты, лежащие в основе теории. Проанализировать основные факты, лежащие в основе теории. Изложить основные положения теории. Изложить основные положения теории. Указать на прогностические возможности теории. Указать на прогностические возможности теории. Л.М. Перминова «Самоидентификация учителя, опыт дидактической рефлексии». Санкт – Петербург, 2004 г. Л.М. Перминова «Самоидентификация учителя, опыт дидактической рефлексии». Санкт – Петербург, 2004 г.

Организация познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки к экзаменам К условиям эффективности влияния заданий на сформированность интеллектуальных умений следует отнести: постепенно возрастающий диагностический вес задания, т.е. количество неизбежно актуализируемых знаний при решении задания. постепенно возрастающий диагностический вес задания, т.е. количество неизбежно актуализируемых знаний при решении задания. ориентация заданий на формирование как отдельных умений состоящих из 1-2 операций, так и многокомпонентных умений, включающих несколько операций, как в развернутом, так и в свернутом виде;. ориентация заданий на формирование как отдельных умений состоящих из 1-2 операций, так и многокомпонентных умений, включающих несколько операций, как в развернутом, так и в свернутом виде;. соотнесенность последовательности заданий с последовательностью материала учебника; соотнесенность последовательности заданий с последовательностью материала учебника; соотнесенность содержания заданий с содержанием учебного материала; соотнесенность содержания заданий с содержанием учебного материала; ориентация заданий на самостоятельный поиск знаний учащимися или способов привлечения известных знаний и способов деятельности. ориентация заданий на самостоятельный поиск знаний учащимися или способов привлечения известных знаний и способов деятельности.

Пример: 1. Назовите основные функции белков в клетке. 1. Назовите основные функции белков в клетке. 2. Почему продукты значительно быстрее портятся при повышенных температурах, чем при пониженных? 2. Почему продукты значительно быстрее портятся при повышенных температурах, чем при пониженных?

Задания с выбором одного ответа 1.Предметом изучения общей биологии является: а) строение и функции организма; б) природные явления; в) закономерности развития и функционирования живых систем; г) строение и функции растений и животных. 2. Живые системы считаются открытыми потому, что они: а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы. б) обмениваются веществом, энергией и информацией, с внешней средой в) способны к росту; г) способны размножаться. 3. Основным в самый ранний период развития биологии был: а) экспериментальный метод; б) микроскопия; в) сравнительно –исторический; г) метод наблюдения и описания объектов.

Примеры заданий А1 Для изучения тонкого строения хлоропластов используется метод: 1.экспериментальный; 2.световой микроскопии; 3.электронной микроскопии; 4.окрашивания. А2. Количество и особенности хромосом в клетке изучаются методом: 1.генеалогическим; 2.близнецовым; 3.цитогенетическим; 4.гибридологическим. А3. Для изучения наследственности и изменчивости человека не применяется метод: 1.генеалогический; 2.цитологический; 3.гибридологический; 4.близнецовый.

Уровни организации живых систем, признаки и свойства живого 4. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации является 4. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации является а) биосферный; б) молекулярный; в) организменный; г) клеточный. 5. Уровень, для которого характерен круговорот веществ в природе – это: 5. Уровень, для которого характерен круговорот веществ в природе – это: а) клеточный; б) биогеоценотический; в) молекулярный; г) организменный. 6. Уровень, для которого характерны транскрипция и трансляция – это: 6. Уровень, для которого характерны транскрипция и трансляция – это: а) биосферный; б) клеточный; в) популяционно – видовой; г) молекулярный.

Примеры: 7. Наиболее правильным является утверждение о том, что все живые системы обладают: 7. Наиболее правильным является утверждение о том, что все живые системы обладают: а) одинаково сложным уровнем организации; б) высоким уровнем обмена веществ; в) одинаковой реакцией на сигналы из окружающей среды; г) одинаковым механизмом передачи наследственной информации. 8. Эволюционные процессы начинают проявляться на: 8. Эволюционные процессы начинают проявляться на: а) биогеоценотическом уровне; б)популяционно - видовом уровне; в) организменном уровне; г) биосферном уровне. 9*.Наиболее общим качеством для всех известных уровней организации жизни является: 9*.Наиболее общим качеством для всех известных уровней организации жизни является: а) сложность строения системы. б) закономерности, действующие на каждом уровне; в) элементы, составляющие систему; г) качества, которыми обладает данная система.

Задания части В 1. Выберите три характеристики, относящиеся к клеточному уровню организации живого: 1. Выберите три характеристики, относящиеся к клеточному уровню организации живого: а) происходит круговорот веществ и поток энергии; б) реализуется обмен генами при свободном скрещивании; в) минимальная самостоятельная единица живого; г) наименьшая единица эволюции; д) наименьшая единица воспроизведения живого; е) выражена зависимость между строением и функцией.

Соотнесите уровни организации жизни с характерными для них биологическими явлениями: Соотнесите уровни организации жизни с характерными для них биологическими явлениями: 1. Клеточный 2. Биоценотический А) Транскрипция и трансляция Б) Биосинтез белка В) Обмен генетической информацией Г) Межвидовые отношения Д) Бесполое размножение Е) Круговорот веществ и энергии

Задания части С Докажите, что клетка является открытой саморегулирующейся системой. Докажите, что клетка является открытой саморегулирующейся системой. Критериями правильного ответа на этот вопрос будут следующие: А) Клетка является системой, т.к. состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов – органоидов и других структур. Б) Свойства клетки отличаются от свойств составляющих ее элементов. В) Открытость системы связана с обменом между клеткой и окружающей ее средой веществами и энергией ; Г) Клетка может быть как самостоятельным организмом, так и его частью. Д) Клетка, как самостоятельная живая система может существовать неопределенно долго благодаря процессам саморегуляции – поддержанию постоянства своего состава. Е) Клетке свойственна способность реагировать на раздражители.

С учетом указанных критериев ответ учащегося может выглядеть следующим образом: Клетка является открытой саморегулирующейся живой системой потому, что она во первых состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой органоидов, во вторых способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада; кроме того, клетка как самостоятельный организм способна к саморегуляции – т. е. поддержанию гомеостаза. Как часть многоклеточного организма клетка структурно и функционально связана с окружающими ее клетками. В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития. Открытость системы подтверждается и способностью клетки к адекватной реакции на сигналы, поступающие из внешней среды. Клетка является открытой саморегулирующейся живой системой потому, что она во первых состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных между собой органоидов, во вторых способна к метаболизму с окружающей средой, ибо в клетке постоянно происходят процессы синтеза и распада; кроме того, клетка как самостоятельный организм способна к саморегуляции – т. е. поддержанию гомеостаза. Как часть многоклеточного организма клетка структурно и функционально связана с окружающими ее клетками. В клетке происходят контролируемые на генетическом уровне процессы роста, размножения и развития. Открытость системы подтверждается и способностью клетки к адекватной реакции на сигналы, поступающие из внешней среды.

Задания части С Сравните между собой организменный и популяционно-видовой уровни организации живых систем. Сравните между собой организменный и популяционно-видовой уровни организации живых систем. Критериями ответа на этот вопрос будут следующие: А) Указание на различия в характере взаимодействия элементов внутри каждой из систем. Б) Указание на организм, как элементарную единицу по отношению к популяции и виду. В) Указание на то, что отдельный организм не эволюционирует, живет меньше, чем популяция в целом. Г) Эволюция начинается с популяции при условии свободного скрещивания составляющих ее особей.

Ответ на этот вопрос может звучать так: Организм – это самостоятельная система, не способная к эволюции. Элементами системы «организм» являются органоиды или системы органов. Из организмов, сходных по своим морфофизиологическим, биохимическим, генетическим и другим критериям состоят популяции и виды. Следовательно, организмы становятся взаимодействующими и взаимовлияющими элементами популяции. Изолированный организм существует относительно недолго в сравнении с существованием популяции и видом. Организм – это самостоятельная система, не способная к эволюции. Элементами системы «организм» являются органоиды или системы органов. Из организмов, сходных по своим морфофизиологическим, биохимическим, генетическим и другим критериям состоят популяции и виды. Следовательно, организмы становятся взаимодействующими и взаимовлияющими элементами популяции. Изолированный организм существует относительно недолго в сравнении с существованием популяции и видом. Естественный отбор направлен на сохранение популяции, а не отдельного организма. Именно на уровне популяций начинаются микроэволюционные процессы. Популяция считается единицей эволюции в том случае, если ее члены свободно скрещиваются друг с другом. Мутации, присутствующие в отдельном организме, могут исчезнуть вместе с ним. Мутации, накопившиеся в генофонде популяции будут распространяться в ней и, проявляясь, подвергаться давлению естественного отбора. Естественный отбор направлен на сохранение популяции, а не отдельного организма. Именно на уровне популяций начинаются микроэволюционные процессы. Популяция считается единицей эволюции в том случае, если ее члены свободно скрещиваются друг с другом. Мутации, присутствующие в отдельном организме, могут исчезнуть вместе с ним. Мутации, накопившиеся в генофонде популяции будут распространяться в ней и, проявляясь, подвергаться давлению естественного отбора.

Почему в биологии принято выделять уровни организации живых систем? Критериями ответа на этот вопрос могут быть следующие: Критериями ответа на этот вопрос могут быть следующие: А) Необходимость выделения характерных особенностей и свойств для живых систем; Б) Необходимость выделения объектов исследования, что важно для науки. В) Необходимость системного подхода к изучению Жизни. Ответ на этот вопрос может быть таким. Так как живые системы, существующие на Земле, бывают разной степени сложности по своей структуре, свойствам и особенностям взаимосвязей, то для того, чтобы понять, что такое Жизнь необходимо выяснить, как устроены и функционируют те подсистемы, которые составляют живую природу. В науке принято сначала изучать отдельные, конкретные объекты, для того, чтобы потом понять их роль и значение в целой системе. Биология относится к тем наукам, которые перешли от описания явлений к их системному изучению и анализу.

Задания части С Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации в которых они применяются. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации в которых они применяются. Критериями ответа на этот вопрос могут быть следующие: А) Указание на то, что метод – это способ научного познания; Б) Методы могут иметь границы применимости; В) Приведены примеры нескольких методов исследования. Ответ на вопрос может быть таким: Ответ на вопрос может быть таким: Метод исследования – это способ научного познания действительности. В разное время, в зависимости от уровня развития науки использовались различные методы: описание, наблюдение, сравнение, экспериментальный, микроскопия, центрифугирование и т.д. Методы исследования могут быть применимы только в определенных случаях. Например, гибридологический метод изучения наследственности широко применим в растениеводстве и животноводстве и неприменим при изучении человека. (Ответ может быть расширен за счет показа тех ситуаций, в которых применяются конкретные методы).

Система вопросов и заданий Вопросы можно дифференцировать по характеру их воздействия на познавательную активность учащихся. Вопросы можно дифференцировать по характеру их воздействия на познавательную активность учащихся. Вопросы первого уровня требуют поиска ответа непосредственно в тексте, например, параграфа. К таким вопросам относятся те, которые требуют от учащихся прямых ответов – кто, когда, где, как называется и т.д. Вопросы первого уровня требуют поиска ответа непосредственно в тексте, например, параграфа. К таким вопросам относятся те, которые требуют от учащихся прямых ответов – кто, когда, где, как называется и т.д. Вопросы второго уровня побуждают учащихся к вариативным, но все еще репродуктивным действиям – осмысленному пересказу текста, решению задач по образцу, обозначению деталей рисунков, поиску связей между ближайшими элементами системы. Вопросы второго уровня побуждают учащихся к вариативным, но все еще репродуктивным действиям – осмысленному пересказу текста, решению задач по образцу, обозначению деталей рисунков, поиску связей между ближайшими элементами системы. Более сложны вопросы третьего и четвертого уровней. Они требуют от учащихся установления взаимосвязей между информацией, содержащейся в отдельных параграфах, главах, разделах учебника. В ряде случаев необходим поиск дополнительного материала. Вопросы этих уровней стимулируют творческое отношение к учебному материалу, умения аргументировать свои ответы и делать серьезные выводы. Более сложны вопросы третьего и четвертого уровней. Они требуют от учащихся установления взаимосвязей между информацией, содержащейся в отдельных параграфах, главах, разделах учебника. В ряде случаев необходим поиск дополнительного материала. Вопросы этих уровней стимулируют творческое отношение к учебному материалу, умения аргументировать свои ответы и делать серьезные выводы.

В качестве примеров вопросов различных уровней можно привести следующие: Первый уровень: как называются внезапные наследственные изменения признака? Ответ – мутации. Первый уровень: как называются внезапные наследственные изменения признака? Ответ – мутации. Второй уровень. В чем заключаются различия между мутациями модификациями? Ответ: мутации наследуются или приводят к гибели потомства. Модификации не наследуются и зависят от прямого влияния условий внешней среды. Второй уровень. В чем заключаются различия между мутациями модификациями? Ответ: мутации наследуются или приводят к гибели потомства. Модификации не наследуются и зависят от прямого влияния условий внешней среды. Третий уровень. Как можно практически отличить мутацию от модификации? Например, у одуванчика живущего в горах и на равнине, или у лис, живущих на севере и в пустынях. Ответ: мутации индивидуальны, модификации затрагивают всех особей популяции. На основании наблюдений за большим количеством особей можно сделать выводы о групповом или индивидуальном наследовании признака. Также можно сделать выборочный генетический анализ особей популяции и выяснить характер изменений в хромосомах в случае мутации. Если изменения относятся к модификационным, то на уровне генов или хромосом они обнаружены не будут. Третий уровень. Как можно практически отличить мутацию от модификации? Например, у одуванчика живущего в горах и на равнине, или у лис, живущих на севере и в пустынях. Ответ: мутации индивидуальны, модификации затрагивают всех особей популяции. На основании наблюдений за большим количеством особей можно сделать выводы о групповом или индивидуальном наследовании признака. Также можно сделать выборочный генетический анализ особей популяции и выяснить характер изменений в хромосомах в случае мутации. Если изменения относятся к модификационным, то на уровне генов или хромосом они обнаружены не будут. Четвертый уровень. Предложите несколько вариантов гипотез и планирования экспериментов по их проверке, объясняющих, почему на зеленых листьях деревьев чаще встречаются зеленые гусеницы бабочек, а на серых листьях – серые. Четвертый уровень. Предложите несколько вариантов гипотез и планирования экспериментов по их проверке, объясняющих, почему на зеленых листьях деревьев чаще встречаются зеленые гусеницы бабочек, а на серых листьях – серые.

Организация повторения учебного материала за основную школу Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Систематика. Основные систематические категории.Систематика. Основные систематические категории. Регуляция процессов жизнедеятельности растений и животныхРегуляция процессов жизнедеятельности растений и животных Поведение животных и человекаПоведение животных и человека Усложнение растений и животных в процессе эволюцииУсложнение растений и животных в процессе эволюции Роль растений и животных в природе и жизни человекаРоль растений и животных в природе и жизни человека Организм человекаОрганизм человека Органы, системы органов и их взаимосвязьОрганы, системы органов и их взаимосвязь Регуляция деятельности организма человекаРегуляция деятельности организма человека ГомеостазГомеостаз Обмен веществОбмен веществ Размножение человекаРазмножение человека Высшая нервная деятельность. Поведение. Высшая нервная деятельность. Поведение. Биосоциальная природа человекаБиосоциальная природа человека