Боги Древнего Египта. Цели: Научить выделять особенности религии, роль жрецов Причинно-следственные связи обожествления сил природы Представления о загробном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боги Древнего Египта. The Nomes of Lower Egypt ПЕРВЫЕ БОГИ ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА АТУМ-РА – БОГ ВЕЧНОСТИ, СОЗДАТЕЛЬ МИРА, ПОКРОВИТЕЛЬ ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО.
Advertisements

Выполнил: Казаринов Антон 5 «Г» класс. Геб В мифах древних египтян бог земли. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего.
Культура Древнего Египта. Египет – (греч.айгюптос), означает «загадка, тайна». Геродот («отец истории») впервые открыл Египет для европейцев 2500 лет.
Религия Древнего Египта Выполнила ученица 5 класса Леонтьева Анастасия, МОУ Еласовская СОШ Руководитель: учитель истории Егорова Е.Г.
Боги древнего Египта Материалы к уроку литературы в 5 классе Подготовлено учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Митина Марина, ученица 10 класса МБОУ «Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»
Как воспринимали мир древние египтяне Миф – «поэзия» древних египтян.
5 КЛАСС РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. РА Центральной фигурой древнеегипетской мифологии является Ра, бог солнца. Его имя так и переводится – «солнце». В Фивах.
Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
Урок 12 Тема: Боги Древнего Египта Образовательная система «Школа 2100» 5 класс г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ 2», Масленникова Г.В.
Боги древнего Египта
Боги Древнего Египта.. Акер Функция. Додинастическое божество земли. В "Текстах Пирамид" упоминается как один из богов Загробного Царства. Иконография.
Боги Древнего Египта Выполнил: Артыкбаев Руслан. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца.
Подготовила Кускова Анастасия БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Боги Древнего Египта Разработка Нинель Юрьевны Бревновой гимназия 30 Г. Курган.
1 БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Автор: Поткина О.И. Москва 2012.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ПАНТЕОН БОГОВ Урок по МХК.
Боги Древнего Египта.
БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Зачем древним божества? О египетских богах мы знаем благодаря богатой религиозной мифологии. Борьба солнца с мраком и злом Змей.
Транксрипт:

Боги Древнего Египта

Цели: Научить выделять особенности религии, роль жрецов Причинно-следственные связи обожествления сил природы Представления о загробном мире

План урока 1.проблема: Почему египтяне боялись погребения на чужбине? 2. Поиски решения проблемы: Боги и сверхъестественные силы в представлениях древних египтянВывод: Египтяне были язычниками и поклонялись различным богам, главный – бог Солнца – Ра, Осирис первый царь. После смерти – царь подземного мира. Важно пройти суд Осириса, чтобы обрести бессмертие.

2. Представление египтян о загробной жизни. Суд Осириса с помощью «Книги мертвых» (только в Египте). Умереть на родине – обрести бессмертие. 3. Религиозные обряды. Жрец через молитвы разговаривает с богами, мумия- сохранения от тления

Текст на с.63 1 факт египетский вельможа бежал, предав своего господина 2 факт Несмотря на то, чт грозила смерть – возвращался на родину

Источники изучения мифологии Древнего Египта: религиозные тексты; гимны и молитвы жрецов; записи погребальных обрядов на стенах гробниц; «Тексты пирамид» – тексты заупокойных царских ритуалов» (26в. до н.э.); «Тексты саркофагов» – записи на саркофагах (21в. до н.э.); «Книга мертвых» (с18в.до н.э. по4в.до н.э.); Труды Геродота (5в. до н.э.) ; Плутарх «Об Исиде и Осирисе» (1-2 вв.до н.э.)

The Nomes of Lower Egypt

Розеттский камень = это стела с надписями на древнеегипетском и греческом языках, найденная во время похода Наполеона в Египет в к.18в. Шампольон расшифровал надписи и это позволило читать древние записи жрецов в пирамидах, гробницах и на папирусных свитках.

возникает в Египте в 6-4 тыс.до н.э. в каждом номе складывается свой пантеон и культ богов; обожествление животных – бык -Апис, корова - Хатор, баран - Амон, крокодил - Себек, сокол - Гор, ибис -Тот, шакал - Анубис, кошка - Баст; сочетание антропоморфных и зооморфных черт в божестве; Главное божество - бог Солнца Ра; мифы о сотворении мира – космогония.

Эннеада (девятка)- девять изначальных богов города Гелиополь: Ра (Атум), Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Боги Эннеады считались первыми царями Египта.

ПЕРВЫЕ БОГИ ОСИРИС ИСИДА СЕТ НЕФТИДА АТУМ-РА – БОГ ВЕЧНОСТИ, СОЗДАТЕЛЬ МИРА, ПОКРОВИТЕЛЬ ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО ЕГИПТА. Символ - змей на короне фараона. Атум породил близнецов Шу и Тефнут ШУ – бог воздуха, сын Атума, отделил Небо от Земли м поддерживает его ГЕБ –добрый бог Земли, покровитель живых, участвует в суде Осириса над душами мертвых ТЕФНУТ – богиня влаги, жена Шу. Вместе породили Землю и Небо, т.е.ГЕБА и НУТ НУТ- богиня Неба, ее дети звезды и солнце - Ра. Она ежедневно поедает звезды и рождает их снова – это смена дня и ночи

Слева направо: Ра, Атум, Хепри дневное («живое»), вечернее («умирающее») и утреннее («воскресшее») Солнце У египтян не было правил по изображению богов. Как не было и постоянных имен у некоторых божеств. У бога Солнца в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри*, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до; дневное солнце воплощал бог Ра человек с головой сокола; а вечернее, умирающее» солнце бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога солнца.

Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед тем. как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который появляется из-под земли, если о нём подумать. Скарабей – символ Атума

Шу - "пустота" - бог воздуха. Муж Тефнут, отец Геба. Вместе с Тефнут являлся первой парой богов, созданных Атумом-Ра. Появился как воздух, который Атум выдохнул через нос. Шу приносил освежающий северный ветер. Изображался в виде человека с распростертыми крыльями, державшим в руках символы жизни и воздуха. Изображения помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Чтобы умершие не задохнулись в загробном мире, с собой в дорогу им давали маленькие фигурки Шу и бог должен был обеспечить им свободное дыхание. Тефнут и Шу часто воспринимали как единое целое.

Тефнут - богиня влаги. Жена Шу, мать Геба. Считалось, что она родилась из слюны Атума. Вместе с Шу являлась первой парой богов, созданных Атумом-Ра. Тефнут и Шу часто воспринимали как единое целое. В римский период эту пару богов включили в созвездие Близнецов. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижноегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил Солнце. Таким образом, он становится "отцом богов"; своюземную власть он передаёт сначала Озирису, затем Гору и наконец, царю, которого поэтому называют "наследником Геба". Как все космические боги, Геб изображается в образе человека

Нут (Мут)- небо Богиня Неба – Нут изогнулась над землей. 1 тыс.до н.э. Функция. Повелительница, госпожа неба, "мать" всех богов, "мать матерей". Женская копия Амона. Божество отличалось бисексуальной направленностью. Генеалогия. Жена Амона, мать Хонсу, всех богов и живых существ. Иконография. Изображалась в виде женщины с головой коршуна (стервятника) или в виде женщины в головном уборе с иероглифом стервятника или в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Священные животные. Корова, коршун. Символ (иероглиф). Стервятник. Символ, символизировавший материнство, носили на коронах царицы Египта. Центр культа. Храм на берегу озера около Фив. Отождествление: богини-львицы Сехмет, Хатор, Тефнут, Мехит, кошка Баст

Богиня Неба Нут в образе коровы прикрывает землю от вод мирового океана, окружающего землю

Осирис (греч.) - Усир (егип.) Функция. Бог плодородия и сил природы, верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни Местоположение : Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов. Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Гора и Анубиса. Атеф - корона Осириса Суд Осириса в загробном царстве

Сет, брат Осириса, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

ЗАДАНИЕ: КАКИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСИРИСА МОЖНО ОТМЕТИТЬ ПО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ? Как царь богов, Осирис изображается в облике фараона с высокой короной на голове, с жезлом и плетью в руках; Как символ умирающей и воскресающей природы – с зеленым лицом, с колосьями, вырастающими из его тела или растительными атрибутами; Как владыка душ умерших – в виде мумии.

Исида (Исет) (егип. - "трон", "место") - Исис (греч.) Функция. Богиня плодородия, воды и ветра, мореплавания, символ женственности, семейной верности, покровительница детей и матерей, покровительница рожениц - определяла судьбу новорожденных царей. Генеалогия. Дочь бога земли Геба и богини неба Нут, сестра Осириса, Сета и Нефтиды, жена Осириса, мать Гора. Местоположение. Одна из самых ранних и играющих наиболее важную роль богинь древнего Египта. Иконография. Изображалась в виде соколицы или крылатой женщины с иероглифом ее имени на голове (трон). Иногда изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы и солнечным диском на голове Отождествление. В Древней Греции - Гера, Деметра, Ио, Селена, Персефона, Фетида. В античном мире ее называли "та, у которой тысяча имен". В греческую эпоху культ Исиды был распространен практически во всех странах Средиземноморья.

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной).

Гор (Хор) Функция. Функция. Бог Солнца. Олицетворял небо и свет. Согласно одному из мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна - его глазами. Являлся покровителем власти фараона. Сын Осириса и Исиды, зачатый благодаря волшебным силам: после убийства Осириса Сетом Исида, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Хора, который должен был отомстить Сету. Генеалогия. Сын Осириса и Исиды. Иконография. Изображался в виде сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола. Священное животное. Сокол. Центр культа. Повсеместно. Ипостаси. ипостасей Гора и богов, родословная или иконография которых берут свое начало среди представлений о солнечном соколе, - более 20.

Колосс бога Гора в образе сокола Храм бога Гора

Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», не является точным соответствием), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», не является точным соответствием), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях « КА» двойник « БА» душа

ИБИС- символ КА – двойника человека (души) в загробном мире

Бог Анубис – покровитель умерших изображен в виде шакала Изготовление мумии. Умерший, запеленутый в погребальные пелены, покоится на погребальном ложе, изготовленном в виде льва. Возле жрец-бальзамировщик в маске бога Анубиса. Справа и слева плакальщицы, изображающие богинь Исиду и Нефтиду (над головами у них иероглифы, которыми писались имена этих богинь) Поля камыша - место вечного блаженства, куда умерший человек попадал только в том случае, если на суде Осириса его признавали безгрешным.

Другие Боги Древнего Египта

В одном мифе рассказывается, что Тот возник из головы Сета Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда его символы - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Осириса, он становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии. покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря.. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса- Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь ТОТ – БОГ ЛУНЫ, МУДРОСТИ СЧЕТА И ПИСЬМА НА СУДЕ БОГ ТОТ ВЗВЕШИВАЕТ ДУШУ

АПОП – ДЕМОН ТЬМЫ Каждое утро и каждый вечер демон в виде змеи угрожает богу Солнца и тем самым создаёт опасность состоянию мира. "Змея-великанша" олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Каждое утро, когда солнце выходит из нижнего мира, и каждый вечер с началом ночного путешествия по морю на солнечный корабль нападает змея, при этом кровь побеждённого и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет. Змея пытается также с помощью колец своего тела, описываемых как "песчаные отмели", помешать пути солнца. Многие ритуальные тексты касаются "низложения Апопа" и образуют магическую защиту.

АМОН-РА - бог солнца Культ зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов и был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных"). Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.

АТОН- Солнце Атон олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на диск солнца смотрели как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело- это Атон". Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV ( гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон Бог Атон Храм Атона в Карнаке

Культ животных

древнеегипетский бог воды, изображавшийся с головой крокодила. Сопоставлялся с богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в городах возле озер Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа город Хатнечер- Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма.

изображался на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несёт к гробнице мумию умершего Апис - бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содержания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон.

богиня радости и веселья, ее священным животным была кошка. Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Баст считали женой бога-творца "Отец истории" Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой.. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Египетская религия – это явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное:Египетская религия – это явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное: Фетишизм и тотемизмФетишизм и тотемизм Политеизм и монотеизмПолитеизм и монотеизм Теогония и космогонияТеогония и космогония Мифы, культМифы, культ Загробная жизньЗагробная жизнь Взаимодействие с наукой и искусствомВзаимодействие с наукой и искусством