Искусство написания книг. Что вы хотите в ней написать, о чем рассказать? Кому вы пишите книгу, целевая аудитория? Зачем она будет нужна людям? Зачем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Advertisements

Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Учись учиться
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Моему сладкому! Ты для меня всё! Ты моя жизнь Ты мои мечты Ты моя реальность Я очень тебя люблю Я не смогу жить без тебя Мне очень плохо когда.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Вот что значит верный друг. Выполнила: Аббасова Фидан ученица 4 «В» класса.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Мгновение…Минута…Час…День… из СКАЗКИ. Чудеса накануне нового 2010 года…
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Учитель в моей судьбе Широков Дмитрий. Предисловие В этой презентации вы не увидите много фотографий, не будит каких либо заумных фраз, слов. Просто прочитайте.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
Merelenko-su.uCoz.ru. Е. Богат «Высокая нота» Текст: Е. Богат «Высокая нота»
Транксрипт:

Искусство написания книг

Что вы хотите в ней написать, о чем рассказать? Кому вы пишите книгу, целевая аудитория? Зачем она будет нужна людям? Зачем и насколько это нужно вам? Рождение книги

Основные заботы писателя Материал Логика целого и частей Форма и стиль Где и на каких условиях издавать

Иметь судьбу, нарабатывать опыт. –Писать о том, что знаешь. –Использовать форумы. –Спорить с коллегами. Все записывать. –Куда? Все под рукой, все ношу с собой. Ноутбук, диктофон. Утренние страницы. –поток сознания на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чем. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…». Обязательность работы. –Минимум 15 минут? Три абзаца в день? Откуда брать материал Каков опыт ваш?

Ошибка: пытаться написать книгу с начала и вчистую… Реалистичнее: Набирайте материал (идеи и иллюстрации) в мешок. Мешок регулярно просматривайте, разбирайте, наводите порядок. Несколько главных мыслей, фишек: ради чего пишется эта книга Прописывайте куски, соединяйте куски. Продумайте и пропишите общую структуру и логику. Оглавление (режим Структура). Челночное движение: от логики к материалу, от материала к логике. Найдите стиль, в стиле перепишите основные части. Логика и связность: пройдитесь по тексту ЛАТом. Косметика: сделайте текст ярким и ложащимся на дыхание. Конструирование собственных текстов Каков опыт ваш?

Скелет, становой хребет тезисы и логика. Мышцы иллюстрации, красивые и мощные. Мясо текста. Кожа косметика текста. –Хороший текст должен идти как песня, струиться, звучать так, чтобы эти звучания были легки для твоего слуха и души. И ложились, как –Как? –Как спадающий шелк на руку… Почва обоснования Направленность, энергия вывод. Текст как тело

Искусство написания книг

–Текст простой, понятный Простая и четкая логика –Текст практичный Проблема - решение –Текст энергичный, действенный Заряд текста передается читателю –Текст живой, занятный. Динамика текста Что читателю надо от текста

Текст простой и понятный

Сравнительная схема логики изложения мысли, присущих разным языкам и культурам русскиевостокангличанеевреироманцы

–Рассказывайте текст просто, как другу. Просто. Сразу. По делу. –Несколько раз расскажите свои мысли разным людям. Разными словами. Ищите иллюстрации и формулировки. –Не знаете, с чего начать начинайте с главных слов. Главная мысль? К чему вы ведете? Кто что должен делать, думать? –Противопоставление: отбивка и уточнение смысла. Не только за что вы, но и против чего. –Рассказывая, представляйте каждое слово и каждый образ. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом… –Из текста уберите все лишнее – комментарии, упоминания, пояснения, другие посторонние темы, все это отвлекает. –Дыхание: дыхания хватает и оно не сбивается. Текст простой и понятный

Концовки глав надо отделывать особенно тщательно. В конце глав хорошо ставить четкий Вывод. –Надо – это умение видеть завтра. –Личностью не рождаются, личностью становятся. Ключевое слово всегда ставится в конце фразы. –У попа была собака. Собака у попа была. Собака была у попа. –Правильная жизнь – радостна! –Заботливость должна быть умной. Концовка Ваши удачные концовки?

–Текст разбить на отдельные предложения Каждое предложение – с отдельной строки –Сложные предложения разбить на простые И все элементарно простые предложения вывесить одной большой простыней. –Перемешать предложения, чтобы забыть прошлую логику –Наверх вывести предложения, содержащие главную мысль Найти лучшую формулировку –Далее разбирать: обоснования, иллюстрации, выводы… –Итог должен зрительно уместиться на страницу Как упрощать свой текст

Логические блоки текста Обоснование Логика, опыт, авторитеты Тезис Указание, как правильно думать или делать Иллюстрации Как это бывает Комментарии Уточнения и пояснения Основная часть Введение Заключение, выводы Экспозиция, реклама Размышления, тезисы, развернутое обоснование Что делать, куда идти, что покупать

Текст практичный

Проблема – решение! Проблема или Возможность Задача Конкретная Цель Пути Средства, приемы Резюме задание, пинок! Текст практичный Иллюстрация Задание, пинок!

Если текст простоват, лучше делать через Негатив, с проблематизацией –Вот, проблема, а это решение неправильное… Если текст сложный, много деталей и образов, упростите: сразу формулируйте позитивно. –Первое предложение сразу главное, тезис, решение Плюс задача разнообразия: если было много негатива, имеет смысл завершить позитивом… Позитив или негатив?

Текст энергичный, действенный

–Пристройка. Мы с тобой одной крови, из одного двора, одних взглядов. –Против кого. Мы не можем согласиться. Нельзя терпеть. Недопустимо, если –За что: Куда идти. Нам важно, чтобы –Накачка: внушения. Я хочу вместе с вами встречать рассвет на рабочем месте. –Личный стиль изложения. Я, ты, я сделаю, ты получишь. Напротив – безличный, объектный, объективный. (Антон Воробьев Арифметика тренинга). –Пинок. Сделать что-то реальное. –Движение делается глаголом. Текст энергичный, действенный Презентация

Перегруз образами и идеями –Недогруз… Есть ли конкретная картинка за оборотом, предложением, абзацем? –Что-то зрительное встает, что-то видно? Движение делает глагол. –Пишите что делать, глаголами, а не существительными. Картинки и глаголы

Вместо существительных - глаголы –Процесс развития движения за укрепление сотрудничества –Повышение уровня компетенции приводит к неустойчивости –Мы провели большую работу. Мы хорошо поработали! –Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений. Тут есть о чем задуматься. –Выслушайте мое предложение Вот что я предлагаю –Воспоминание было нежелательно Я не хотел вспоминать –Даже к собственной дочери он испытывал недоверие Даже собственной дочери он не доверял –Впал в состояние прострации Оцепенел.

Текст живой, занятный

Яркое название книги Яркие названия глав Запоминающиеся первые строки Без длиннот Зрительно веселая страница. Разнообразие, вкусные отвлечения. –Конфетки, интересности, душевность. Отвечает на вопрос читателя? Включите происходящее в судьбу читателя Динамика: события, быстрая смена энергичных картин, от шока к шоку Текст живой, занятный

Яркое название – если вы хотите продаваться. –«В поисках утраченного времени». –«На Западном фронте без перемен». «Жизнь взаймы». –«Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол», –«Сто лет одиночества», «Здравствуй, грусть», –«Чайка по имени Джонатан Ливингстон», –«Философские сказки», «Истинная правда», «Формула личности». –«Простая правильная жизнь», –«Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться», –«Опыт дурака, или Ключ к прозрению», –«Не рычите на собаку, или о Методах дрессировки животных и людей»… Захват: Название книги Ваши удачные названия?

Оглавление – затягивает? –Личность: проект, который вам предстоит всегда –План: бросок в будущее –Виктор, или История застрявшей жизни –Ни капли холодного, острого, злого! –Гимн Женщине Захват: Название глав Ваши удачные названия?

Первая строка должна захватывать. –«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». –«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой». –«Я вовсе не собираюсь скрывать, что самый больной для меня вопрос это, естественно, женщины... Я инфицирован. Я болен, я заражен, и болезнь моя только прогрессирует». Захват: Первая строка Ваши удачные строки?

Все ли прочитают? –«Летний вечер, сумерки... Торговый цент американского города, где не менее четырехсот тысяч жителей, высокие здания, стены... Когда-нибудь, пожалуй, станет казаться невероятным, что существовали такие города. И на широкой улице, теперь почти затихшей, группа в шесть человек: мужчина лет пятидесяти, коротенький, толстый, с густой гривой волос, выбивающихся из-под круглой черной фетровой шляпы, - весьма невзрачная личность; на ремне, перекинутом через плечо, небольшой органчик, какими обычно пользуются уличные проповедники и певцы. С ним женщина, лет на пять моложе его, не такая полная, крепко сбитая, одетая очень просто, с некрасивым, но не уродливым лицом; она ведет за руку мальчика лет семи и несет Библию и книжечки псалмов. Вслед за ними, немного поодаль, идут девочка лет пятнадцати, мальчик двенадцати и еще девочка лет девяти; все они послушно, но, по-видимому, без особой охоты следуют за старшими. Жарко, но в воздухе чувствуется приятная истома. Большую улицу, по которой они шли, под прямым углом пересекала другая, похожая на ущелье; по ней сновали толпы людей, машины и трамваи, которые непрерывно звонили, прокладывая себе путь в стремительном потоке общего движения». –Теодор Драйзер, начало «Американской трагедии», Без длиннот

–Был 15-м ребенком в семье (17 детей) эмигранта из Англии Жозефа Франклина ремесленника, занимающегося изготовлением мыла и свечей. –Образование получил самостоятельно. –единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три важнейших исторических документа, что лежат в основе образования Соединенных Штатов Америки. –Портрет Бенджамина Франклина украшает собой стодолларовую купюру национальной резервной системы США с 1928 года. Включить в судьбу читателя

Интересно, как бы вы чувствовали себя, если бы родились 15-м ребенком в семье? Подробнее: ваш отец эмигрант, зарабатывает на жизнь изготовлением мыла и свечей. Что вам после этого светит? В такой семье родился Бенджамин Франклин, чье лицо вам прекрасно знакомо: когда вы считаете баксы, вы видите его на каждой стодолларовой купюре. Включить в судьбу читателя

Мультики –Каждые 3 минуты смена картинки. Все люди дети, а дети могут смотреть только смену картинок. Взрывы – снести сонную одурь. –Каждые 15 минут взрыв, зигзаг, поворот сюжета. Герои Достоевского постоянно думают одно, а говорят другое. Если персонаж входит в эпизод трусом, он выходит из него героем, входит уверенным в себе, выходит растерянным. Двое сидят и беседуют, появляется третий - и это становится шоком, круто меняющим разговор… –Финал. «Не слышу аплодисментов!» «Народ безмолвствует». Динамика: мультики, от шока к шоку

Сочинение «Школа, которую я люблю»

Моя Мещера Мещера для меня - радость и отдых. Плотный вкусный воздух, жужжание шмеля, теплый речной песок, мальки в прозрачной воде, стрекозы на лилиях... А рядом - мы: группа, собравшаяся в общий круг, зовущая музыка, аплодисменты всем, веселые глаза и бодрая работа. Наработались - в речку! А потом - разговоры за столом и у костра, потрескивание поленьев, тишина ночного леса, где только тихо покачиваются огромные сосны. Это - моя Мещера.

Динамика текста (законы Буало) Создайте конфликт. –Конфликт - это спичка, взрывающая пороховой склад. В чем интерес, суть, проблема? Что с кем сталкивается? Динамика текста как длящийся конфликт: –Экспозиция – нас помещает в пространство события. Где мы? С кем мы? –Завязка - предконфликт. Что-то будет… –Развитие действия. Пошло! –Кульминация. Бой! Пиковый момент конфликта. –Развязка. Спад напряжения. –Финал: мораль и вывод

Экспозиция: Что? Где? Когда? –Иван Бунин. «Мадрид» –«Поздним вечером шел в месячном свете вверх по Тверскому бульвару, а она навстречу: идет гуляющим шагом, держит руки в маленькой муфте и, поводя каракулевой шапочкой, надетой слегка набекрень, что-то напевает. Подойдя, приостановилась: - Не хочете ли разделить компанию? - Отчего же нет? С удовольствием. - А вы сколько дадите? - Рубль за любовь, рубль на булавки». Глаголы Конкретика

Первая строка: экспозиция и захват «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой». Короткая ведь фраза, а как бесконечно глубока. Мало написано - а сколько сказано! Ясно, что речь идет о приморском городке, скорей всего курорте, ибо где еще по набережной могут прогуливаться дамы с собачками. Явно не сезон: появление нового лица сразу замечается. Скука, вялые сплетни - говорить особо не о чем, вот и говорят о даме с собачкой. И, наконец, сам предмет разговоров: это ведь не баба с псиной, даже не женщина с собакой - это дама с собачкой. Нежность, лирика, мягкий свет, осторожное обещание... Впрочем, пересказывать музыку чеховской прозы - дело безнадежное. Первая же фраза «Дамы с собачкой» с идеальной точностью вводит нас не только в обстановку, но и в настроение рассказа, герой еще не появился, а мы уже сопереживаем ему. В средние века за такую фразу могли бы и сжечь на костре - считалось, что человек, не связанный с нечистой силой, заведомо не способен на подобное мастерство.

Динамика тренинга Пункты сюжета: Экспозиция. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка и финал. Экспозици я Завязка Развитие действия Кульминация Развязка и финал Развязка и финал Конфликт Синтон В качественном тренинге есть динамика энергетики.

Динамичная композиция: матричная структура 1-я часть 2-я часть Перерыв

Собираемся с мамой на концерт… Экспозиция Проблема (возможность) ситуация–глупость-вывод Экс-зав-развт-кульм-развязка Проблема (возможность) ситуация–глупость-вывод Экс-зав-развт-кульм-развязка до выхода остается минут 5 неожиданно я замечаю маму с полотенцем в руках Экспозиция Завязка Развитие мой удивленный взгляд мама уверенно заявила, что за 5 минут голову она помыть успеет. И высушить тоже. мама уверенно заявила, что за 5 минут голову она помыть успеет. И высушить тоже. Кульминация Надо ли говорить, что на работу она всегда стабильно опаздывает? Развязка

Собираемся с мамой на концерт… Экспозиция до выхода остается минут 5 неожиданно я замечаю маму с полотенцем в руках Экспозиция Завязка Развитие мой удивленный взгляд мама уверенно заявила, что за 5 минут голову она помыть успеет. И высушить тоже. мама уверенно заявила, что за 5 минут голову она помыть успеет. И высушить тоже. Кульминация Надо ли говорить, что на работу она всегда стабильно опаздывает? Развязка Хронометраж

С чего начинается лидер Лидер – это не льгота и не привилегия: лидер – это обязанность и работа. Работа интересная, творческая и веселая, необходимая каждой группе. Лидеров любят и ценят, к их мнению прислушиваются, их решения исполняют с удовольствием. При условии, конечно, что лидер – правильный. Умеете ли вы становиться таким лидером? Если нет, нужно срочно учиться и наш текст вам поможет. Для начала: посмотрите на свою внешность в зеркале: я не говорю пока об одежде - я говорю о том, как вы стоите, как вы держитесь, как вы жестикулируете. Лидер начинается с активности, а ваш облик похож на активного человека? Подробнее: ваше тело бодрое и готово к любой активности. Лицо живое – и если даже оно не улыбается - улыбка теплится в уголках губ. Ваша душа проснутая, выспатая и готова дарить каждому подошедшему добро и теплоту, заряжать энергией и радовать. Это правда про вас? Если правда, то ура вам, можете постоять у зеркала еще чуть-чуть! А если не правда – так, вперед работать! Начните утро с бодрой зарядки, залезьте в душ, совершите подвиг холодного обливания! Пусть тело проснется, станет активным и желающим двигаться, глазки –внимательными, движения – бодрыми – уже с этого начинается лидер – он активен, бодр и весел! То есть не как вы, да? Если ваш портрет разошелся с нашим описанием – поставьте себе в дневной план (а он у вас, конечно, есть) с утречка зарядку и холодное обливание, а лучше еще лицевую и эмоциональную гимнастику. Тогда тело с самого утра будет радоваться жизни, а душа петь от счастья и любви к миру. И люди к вам потянутся.

Динамика –Герои следующей истории встретились у меня в клубе пять лет назад. –Как-то на занятии я развиваю один из своих любимых тезисов, что создать семью могут два любых человека, если только у них есть желание, и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов. Любовь (а точнее, влюбленность) им может как помочь, так и помешать, и в принципе не обязательна. –Обсуждаем, спорим, мои аргументы звучат убедительно. –И вдруг... Женя К. вынимает из кармана ключи, поднимает их для всеобщего обозрения и объявляет: –"Я согласен с Н.И., но хотел бы это проверить. Девочки! Это ключи от моей квартиры. Кто хочет стать моей женой? Любая!" Экс Зав РД Кул

Динамика: Экс-Зав-РД-Кул-Раз- Финал –Когда мне было 26 лет, я работал в пионерском лагере руководителем авиамодельного кружка. В пересменок я забрался в столярную мастерскую, чтобы на циркулярной пиле изготовить рейки. Брусок сорвался, и рука пролетела по визжащему диску. Дальше замедленно: вижу ниже ладони болтается что-то окровавленное, пальцы почти полностью отрезаны. Первые свои мысли тогда хорошо помню: "Отрезал. Что потерял? Потерял гитару, пишущую машинку и каратэ. (Кстати, ошибся: потерял только гитару). С этими потерями жить стоит? Стоит". Подвел черту: "Значит, надо и дальше жить счастливо". Экс Зав РД Кул Раз Фин

Динамика –Гимн Женщине За моим столом сидели двое: Собственник и Красивая женщина женщина, красивая и внешне, и душою. Собственник ощущал это всей своей плотью, именно поэтому потел, краснел и с тоскливой периодичностью уперто задавал вопрос: Ну какая ей свобода, если она живет на мои деньги? Она же наливала ему чай, с теплой жалостью смотрела на него и пыталась что-то ему объяснить. –Впрочем, это так и не удалось ни ей, ни мне. А она с ним еще и жила. Постоянно. У нее хватало на это сил... Когда я смотрю на этих тупых мужиков, то могу только восхищенно благословлять терпение и гибкость женщин, которые ухитряются даже правдоподобно изобразить к ним интерес и уважение. –И только в глубине ее взгляда затаенно сквозит: Господи, дай мне терпение вынести этого Ребенка! Если бы не женщины, кто еще мог бы терпеть и даже любить этих Мужиков?! Экспозиция. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. Экс Зав РД Кул Раз Фин Зав РД Кул Фин Зав Кул РД Раз

Предисловие Вдохновения нет, поэтому пишу прозу. А.С.Пушкин Поздний Пушкин отличается простотой и прозрачностью слога. Кто-то из современников говорил, что талант Пушкина угас и автор исписался, но, похоже, это была та зрелость мастерства, когда суть становится важнее, чем игра формы. Зрелому Пушкину стало важно писать просто: так, чтобы яркость образов и блеск рифм не заслоняли смысл. Также и Борис Пастернак, начинавший круговертью сумасшедшего Марбурга, взрывавшего звучание и поэтический строй, завершал свое творчество удивительно стройной классикой. В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя к концу не впасть, как в ересь В неслыханную простоту. Опыт мастеров может быть ориентиром, и эту книгу мне действительно хотелось написать без зауми, так, как я бы рассказывал бы это своим друзьям. Везде, где можно, я старался писать максимально просто и коротко. Влад Экспозиция. Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.

Главные критерии Формат целого: –Экспозиция. Коротко, ярко! –Завязка. Создайте конфликт! –Развитие действия: динамика, мультики, шок за шоком. –Кульминация. –Развязка. Формат целого: –Экспозиция. Коротко, ярко! –Завязка. Создайте конфликт! –Развитие действия: динамика, мультики, шок за шоком. –Кульминация. –Развязка. Абзац: Первая строка должна захватывать. Главное – понятно? Четкий тезис? Обоснование? Иллюстрации? Вывод? Противопоставление: отбивка и уточнение смысла. Картинка главного – видна? До конца дочитают? Отвечает на вопрос читателя? Вместо существительных - глаголы Дыхание: дыхания хватает и оно не сбивается. Последнее предложение должно запоминаться или быть заданием. Абзац: Первая строка должна захватывать. Главное – понятно? Четкий тезис? Обоснование? Иллюстрации? Вывод? Противопоставление: отбивка и уточнение смысла. Картинка главного – видна? До конца дочитают? Отвечает на вопрос читателя? Вместо существительных - глаголы Дыхание: дыхания хватает и оно не сбивается. Последнее предложение должно запоминаться или быть заданием. Логика: Смысловые кирпичи – явные Тема-рема связки. Тезисы. Логика: Смысловые кирпичи – явные Тема-рема связки. Тезисы. Зрительно: Цельно и симпатично Главное выделено Не рябит Зрительно: Цельно и симпатично Главное выделено Не рябит