Теология в системе российского образования: «за» и «против» (результаты информационно-аналитического обзора) 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Advertisements

Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Курс « Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «ОПК»: сторонники и противники. Осно́вы правосла́вной культу́ры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации.
Воспитательная среда университета как условие реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов третьего.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации.
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» Министерство образования Новосибирской области.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Для Вас, уважаемые родители! О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики »
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (бакалавр). Направление «Культурология» Направление «Культурология» Призвано готовить специалистов высокого.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

Теология в системе российского образования: «за» и «против» (результаты информационно-аналитического обзора) 1

Параметры исследования Цель Фиксирование восприятия теологии как науки и учебной дисциплины широкими российскими аудиториями. Предмет Текущее состояние теологического образования в светских вузах России, а также дискуссия о его перспективах. Инструменты Анализ открытых информационных источников за январь – сентябрь 2008 г. Категории источников: региональные, федеральные, в т.ч.: СМИ – информагентства, печатные и электронные периодические издания, телевидение и радио; иные – аналитические и корпоративные сайты. 2

Общие характеристики Характеристики 1.Активность публичных дискуссий по вопросу теологического образования в 2008 г. снизилась, по сравнению с предыдущим периодом. 2.Обсуждение данного вопроса в СМИ в 2008 г. носит несистемный, спорадический, разрозненный характер. 3.Ключевым информационным поводом дискуссий продолжает оставаться «письмо академиков», опубликованное в августе 2007 г. Экспертные дискуссии о светском теологическом образовании развиты слабо. «Вопрос теологии» занимает периферийное место в публичной повестке дня сторонников православной культуры и образования. Доминирующий тип информационных поводов Публичные мероприятия, организованные религиозными и светскими учебными учреждениями, в т.ч.: круглый стол, организованный Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в Общественной палате 17 марта 2008 года; выездное заседание Совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию, прошедшее в Рязанском университете в мае 2008 г. 3

Перспективы дискуссии по «вопросу теологии» Причины нынешней неразвитости 1.Дискуссия о теологическом образовании, в отличие от вопроса «Основы православной культуры», не может быть столь массовой, поскольку рассчитана на вузовский (интеллектуальный) контингент и не касается массовых интересов и обязанностей учащегося. 2.Вопрос преподавания теологии в светских вузах в силу сложности и академизма является прерогативой университетских кафедр, и не всегда способен становиться информационным поводом, доступным и интересным для общественности и СМИ. Ресурсы развития дискуссии в пользу преподавания теологии 1.Теология обладает многоплановым – социальным, интеллектуальным, нравственно-идеологическим – потенциалом, востребованность которого в светском обществе не вызывает сомнений. 2.Существует до сих пор нереализованный потенциал системного представления в СМИ позиции сторонников преподавания теологии в светских вузах, актуализация которого сможет привести к позитивным результатам. 4

Модальность медиаполя 5

Дискуссии о теологии: сторонники Акторы 1.Представители научного сообщества, сотрудники и учащиеся теологических вузов и кафедр. 2.Представители региональной власти. 3.Патриотических ориентированные публицисты и журналисты ряда изданий. Информационные поводы В СМИ наиболее заметной акцией защитников теологии стало письмо 227 докторов и кандидатов наук в поддержку преподавания курса «Основы православной культуры» и введения теологии в номенклатуру специальностей ВАК от февраля 2008 г. Единственными представителями МГУ им. М.В. Ломоносова, выступившими с открытыми обращениями в поддержку преподавания теологии в светских учебных заведениях, стали декан социологического факультета Владимир Добреньков и доцент исторического факультета Дмитрий Володихин. 6

Дискуссии о теологии: противники Акторы 1.Либерально ориентированные СМИ (Газета.ру, Грани.ру, Еженедельный журнал, Каспаров.ру, Лента.ру, Новая газета, Студенческая правда, Полит.ру, СОВА, Бабр, НТВ, Радио Свобода). 2.Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: его представители наиболее решительно возражают против внедрения теологии в светскую систему образования. Информационные поводы В СМИ критика теологии строилась на доводах и в рамках логики «письма десяти академиков», но очередное открытое обращение оппонентов теологии, «письмо 1700» (научных сотрудников против введения «Основ православной культуры» и теологии) широкой трансляции в СМИ не получило. В академическом сообществе 2008 г. начался с выступления ректора МГУ академика Виктора Садовничего с протестом против теологического факультета в университете. Наиболее активно против теологии выступают представители философского факультета (против теологии в СМИ выступали декан факультета Владимир Миронов, заведующий кафедрой логики Вячеслав Бочаров, профессор кафедры социальной философии Иван Гобозов, доцент кафедры религиоведения Александр Красников). 7

Преподавание теологии в светских вузах: PRO Аргументы интеллектуально-научного порядка 1.Теология является полноправной областью научного знания: обладает всеми характерными признаками науки (система аксиом, понятийный аппарат, система логики): именно теология в Средние века заложила основы классической формальной логики; методы изучения текстов Священного Писания, разработанные отцами Церкви, впоследствии легли в основу герменевтики. 2.Целый ряд гуманитарных дисциплин обладают неоспоримым научным статусом, несмотря на то, что обладают свойствами, которые вменяются «в вину» теологии и отмечаются как препятствие для ее научной оценки: положения философии так же, как и теологии, не доказываются опытным путем; литературоведение, как и теология, исследует мифы и говорит на мифологическом языке). 3.Религиоведение теология. 8

Преподавание теологии в светских вузах: PRO (продолжение) Аргументы общественно-правового порядка 1.Отсутствие теологии в номенклатуре специальностей ВАК противоречит Конституции РФ и международным актам о правах человека: дискриминирует права теологов; дискриминирует культурные права человека; вследствие секулярности как нормы однобоко формирует личность, ограничивая его реальный мировоззренческий выбор. 2.Теология – социально значимый феномен: носитель духовного патриотизма: фактор защиты и укрепление духовного иммунитета нации; залог традиционно высокого ментального уровня нации. 3.Светское государство заинтересовано в компетентных теологах: для удовлетворения растущих запросов общества в знаниях о религии, церковной жизни, и основах духовного поиска; для противодействия сектантству и оккультизму; для активизации процесса выработки национальной идеологии; для решения проблемы религиозной безграмотности специалистов различного профиля (государственных служащих, журналистов, издателей, педагогов, др.). 4.Теология отвечает на запросы российского бизнеса, ориетированного на разработку внутрикорпоративных этических норм, соприродных отечественной системе духовных координат. 5.Теологические факультеты – норма ведущих университетов Европы. 9

Преподавание теологии в светских вузах: PRO (продолжение) Аргументы мировоззренческого порядка 1.Научная традиция теологии – панацея от позитивистского постмодерна. 2.Религиозная вера не препятствует научным открытиям. 3.Борьба с теологией сегодня = культурный обскурантизм и нетерпимость: упрек в «клерикализации» школы называется «вульгарно-атеистическим мифом, идеологическим жупелом», а тезисы письма 10 академиков в целом – «квазимифологией». 4.Теология и «Основы православной культуры» звенья одной цепи: массовое теологическое образование является существенным пунктом Православного Проекта в целом. 10

Преподавание теологии в светских вузах: CONTRA Содержательные претензии 1.Теология не является наукой: центральным в теологии является вопрос о существовании Бога и априорно заданная уверенность в существовании Истины, тогда как наука должна искать истину через сомнение; вера (в реальность сверхъестественного) не является предметом научного доказательства. 2.Теология – возврат в Средневековье: неизбежно собьет страну с инновационного пути развития; потакает инерционной ориентации общества на «умеренную темноту». 3.Теология в светских вузах противоречит Конституции РФ (статье 14 о светском характере государства). 11

Преподавание теологии в светских вузах: CONTRA (продолжение) Конъюнктурные претензии 1.Теология экспансионизм Церкви в систему образования: для идеологического доминирования; для достижения бизнес-эффектов (готовить кадры за деньги налогоплательщиков); для сращивания с властью (госчиновничество заинтересовано в том, чтобы заполнить идеологический вакуум православной верой. 2.Православная теология нарушает права инаковерующих: не существует вне конфессионального концепта и оборачивается катехизацией; нарушает права и интересы представителей иных религий, что приведет к понижению их социального статуса. 3.Ориентация на Европу невозможна: Призывы унифицировать образовательные стандарты России и Европы в отношении преподавания теологии несостоятельны в силу того, что, в отличие от России, в других странах-участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а ученые степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением. 12

Состояние теологического образования в России Системы теологического образования нет. Имеющиеся прецеденты являются результатом инициативных усилий церковных структур и православных ученых-интеллектуалов. Центром российского теологического образования является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, с которым региональные вузы координируют свои усилия. Государство не осознает выгод от инвестиций в квалифицированных теологов. Необходима масштабная кампания работников «теологического цеха» и их сторонников по данной теме 13

Проблемы теологического образования в России Профессиональное сообщество разрознено. Действия теологов-энтузиастов несистемны. Обществу не представлена консолидированная позиция, раскрывающая целеполагание и функции теологического образования, а также принципы его построения. Не ведется диалог с оппонирующими субъектами дискуссии. 14

Преподавание теологии: медиарейтинг регионов АвангардУмеренные Пермь Белгород Тверь Самара Рязань Дагестан / Татарстан / Чечня Нижний Новгород Приморье Татарстан Пенза ХМАО Краснодар Алтай Омск Курск Ростов 15

Спасибо за внимание! Экспертный портал «Фонд имени Питирима Сорокина» 16