Третий путь продолжается 15.12.11. Летучка. Мах = 1 балл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Advertisements

ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Транксрипт:

Третий путь продолжается

Летучка. Мах = 1 балл.

Лекция по КНР в эту субботу!!! Опрос по поводу времени в группе ЭМШ vkontakte Положение на сайте emsch.ru Вопросы по почте

Экзамен – В группе vkontakte.ru/oon есть ВСЕ презентации, домашки и летучки + список терминов + краткая справка о персонажах Можно сделать себе шпаргалку: – На А4 – От руки – Писать что угодно

Занятие 11 Формирование научного метода Критика научного метода Научные школы Научная картина мира

Наука и научная деятельность Наука – сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука и научная деятельность Научная деятельность - интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в различных сферах деятельности человека.

Компоненты науки НИИНаучный труд Методы науки Понятийный аппарат Система научной информации Научные знания

Типы наук По объекту изучения Точные Технические Естественные Общественные Гуманитарные Вице-президент Академии наук В.А. Стеклов, математик: -Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С.Ф. Платонов, историк: -Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. (Полемика 20-х гг. ХХ в. на заседании Академии наук)

Научный труд Разделение труда Кооперация Каждый человек отвечает за доверенную ему область деятельности Люди совместно участвуют в процессе деятельности Научный труд

Проблема объективности Субъект и объект науки Субъект познания - тот, кто познает. Субъект науки – тот, кто занимается научной деятельностью

Субъект и объект науки Теоретические конструкции, которым нет аналога(идеальный газ) «Я - субъект для себя, а для других объект» (Л. Фейербах) Объект познания - то, что познается субъектом познания. Объект науки – то, кто занимается научной деятельностью.

Функции научного познания описание объяснение предвидение Фиксирование результатов опыта с помощью систем обозначения, принятых в науке Раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется объект Определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые неизвестны в данный момент, но могут возникнуть и быть изучены в будущем

Социальное познание ЕстествознаниеОбществознание СубъектОбщество ОбъектПрирода, бытиеОбщество, «говорящее бытие» СубъективизмВозможенВсегда ВыводыИногда затрагивают чьи- то интересы Всегда затрагивают чьи- то интересы ЦельЗакономерностиУникальность Форма постиженияМонологДиалог МетодыРазличные, много количественных Ограничены, больше качественных ЗнаниеПрикладноеЦенностное ОриентацияПричинно-следственная связь Понимание целей и смыслов

Самопознание Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. (Ф. Вийон) Самопознание – познание собственного «я», специфики и границ, ошибок и реакций, предрасположения и способности, силы и слабости. Самоузнавание Представление о внешности Создание образа Самосознание Самонаблюдение Самооценка Самовосприятие Самоотчет Самоисповедь

Научное и вненаучное знание вненаучноенаучное Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления Вненаучное знание - не основано на объективных предпосылках

Научное и вненаучное знание Донаучное – база для научного знания E.g.: (алхимия-химия). Паранаучное знание – несовместимо с имеющимся стандартами научного знания. E.g.: (учения о феноменах). Псевдонаучное - совокупность популярных теорий. E.g.: (НЛО, снежный человек). Квазинаучное – имеет методы насилия и принуждения. Лженаучное – сознательно использует домыслы и предрассудки. E.g.: (пафос, сенсационность, злоба дня). Антинаучное – сознательно искажающее представление о действительности.

Критерии ограничения научного знания 1.Принцип верификации: опыт. 2.Принцип фальсификации: опровержение.

Критерии ограничения научного знания 4. Принцип простоты: предпочтительнее теория, основанная на меньшем числе предположений 5. Принцип соответствия: взаимоотношение между старыми и новыми теориями (старая теория не отвергается новой) 6. Принцип инвариантности (симметрии): ядро, вокруг которого группируются все остальные элементы теории 7. Принцип согласованности: объединяет все принципы

Методы и методология В научном познании истинным должен быть не только результат, но и его путь (метод)! Методология – система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности Метод - совокупность правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Научный метод Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, своей оценки Прогноз – общие принципы дальнейшего развития Анализ – совокупность приемов и закономерностей расчленения предметов исследования Проверка – повторное доказательст во Синтез – совокупность приемов и закономерностей отдельных частей предмета в единое целое

Критика научного метода Постпозитивизм: Человек – существо ошибающееся. Ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую.

Механизм развития научных идей Хронологическая шкала достижений Реконструкция хода мысли Определение социального и культурного контекста

Традиции изучения истории Антикваризм – желание восстановить картины прошлого в их внутренней целостности, без отсылок к современности. Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности.

Пути появления новых наук Дифференциация – расчленение, дробление традиционных наук. – E.g.: генетика, экология, физиология (из биологии). Интеграция – объединение наук в смежные дисциплины. – E.g.: социальная психология, кибернетика, биомеханика и др.

Модели развития науки Кумулятивная модельНаучные революции«Кейс стади»

Кумулятивная модель Каждый следующий шаг опирается на предыдущие Новое знание совершеннее старого «Принцип непрерывности» Э. Маха Закон о трех стадия О. Конта 1.теологическая (религиозная) 2.метафизическая (философская) 3.позитивная (научная)

Научные революции А. Койре: переход от одной научной теории к другой, в ходе которой изменяется направление развития науки Т. Кун: понятие «парадигм» сменяющихся друг за другом М. Розов: 3 типа научных революций: 1.фундаментальные теории 2.новые методы 3.новые «миры»

Детальное исследование частного случая Научное открытие – смесь идей, содержаний и цели науки Исследования сосредоточены на одном целостном и неповторимом событии «Кейс стади»

Научная картина мира Научная картина мира – качественное обобщение, синтез научных теорий, система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности.

Стадии научной картины мира Аристотелевская (создал логику, определение науки, определенных норм научного знания) Ньютоновская (переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира, открыта математика, механика) Эйнштейновская (сложная структура атома, радиоактивность, электромагнитное излучение, Итог: с помощью любых сил можно объяснить явления природы)

Диалектика и метафизика Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира. Метафизика – особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.

Диалектика и метафизика Существует ли взаимосвязь явлений и предметов? Почему совершается движение? Происходят ли преобразования в процессе развития? Имеется ли направленность в движении? Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. (А.С. Пушкин)

Научная школа Научные школы – формы организации коллективной научной деятельности. Первые школы возникли в Древней Греции (Пифагор, Гиппократ, Платон, Аристотель)

Классификация научных школ По типу научной идеи По функциональному назначению По степени институционализа- ции Эскперименталь- ные Теоретические Прикладные Фундаментальные Неформальные Кружки Институциональ- ные

Конквизтадор Захвати разум!

До встречи на экзамене