ФГОС основного и полного (среднего) общего образования (проекты)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Психологические особенности подросткового возраста.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
«Портрет выпускника основной школы» в ФГОСе второго поколения»
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ Зарегистрирован Минюстом России г., рег октября 2009 г. 373 Об утверждении.
Транксрипт:

ФГОС основного и полного (среднего) общего образования (проекты)

22 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

33 Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без модернизации демократии формирования новой экономики

44 Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан

55 Информационная революция Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы Дистанционность, мобильность и интерактивность Формирование социальных образовательных сетей и сообществ

66 Человек ХХI века Ориентированность на знания и использование новых технологий Активное стремление расширить жизненный горизонт Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Активное финансовое поведение Здоровый и безопасный образ жизни Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

77 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Определение стандарта Советская школаПрежний подход (стандарт 2004 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) Де-юре – отсутствовало, фактически: Стандарт как совокупность: целевых установок КПСС и Совета Министров; адекватных им учебно- методических средств: типового учебного плана, учебных программ, как правило, одна по каждому предмету, учебно-методического комплекта (учебник + методика, включая поурочное планирование), как правило, одного по предмету, учебное оборудование и ТСО Стандарт как совокупность: обязательного минимума содержания образования требований к уровню подготовки выпускников максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся Стандарт как совокупность трех систем требований: к результатам образования основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ ( к организационно-педагогическим условиям); к условиям реализации основных образовательных программ ( к материальной базе и ресурсам)

Понимание результата образования Советская школаПрежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) Результат достижение заявленных целей, ЗУН Система знаний, узкопредметных умений и навыков Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)

11 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований

12 Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ

1. Требования к разделам ООП 1) пояснительная записка; 2) программадуховно-нравственногоразвитияи воспитания ; 3) планируемые результаты освоения ООП ООО; 4) учебный план основного общего образования; 5) программаразвитияУУДу обучающихся на ступени ООО; 6) программы отдельных учебных предметов, курсов; 7) программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени ООО; 8)программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 9)программаформированияиразвитияИКТ- компетентности обучающихся; 10)программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 11) программа социальной деятельности обучающихся; 12) программа коррекционной работы; 13) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

ООП должна обеспечивать: преемственность с ООП начального общего образования и среднего (полного) общего образования; достижениеобучающимися результатовосвоенияООП ООО в соответствии с требованиями, установленными ФГОС. ООП ООО должна содержать: обязательную часть (75%); часть, формируемую участниками образовательного процесса (25%). Обязательная часть ООП среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объма ООП среднего (полного) общего образования.

15 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

Учебный план ООО общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; состав и структура обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

В учебном плане ООО: Общий объем нагрузки обучающихся не должен превышать 7595 часов. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять менее 5320 часов и более 5845 часов. Внеурочная деятельность (до 1750 часов) организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

18 Фундаментальное ядро содержания общего образования Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности

Фундаментальное ядро образования - «Ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории… для обязательного изучения», а также – УУД, на формирование которых направлен образовательный процесс: Царства живой природы Анатомия и физиология человека Цитология и биохимия Генетика Эволюция

Предметная область «Естественно-научные предметы» Основные задачи реализации содержания: Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для создания естественно-научной картины мира; формирование убежденности в познаваемости мира и достоверности научных методов; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах природы для понимания возможности использования достижения естественных наук в развитии цивилизации; формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей

21 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

2. Требования к результатам освоения ООП (государство): Личностные, метапредметные и предметные личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору ндивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности); метапредметные(универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия); предметные, (опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира).

23 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы

24 Выпускник основной школы Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды Требования к результатам освоения основной образовательной программы

25 Выпускник школы Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Предмет итоговой оценки освоения ООП: Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Сформированность навыков выполненияпроектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Предметные результаты по биологии формирование основ экологической и генетической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма; овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Эколого-природоохранные компетентности предусматривают соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы как главного фактора благополучия человечества, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы.

Здоровьесберегающие компетентности включают: понимание положительного влияния физического труда и спорта на здоровье человека, соблюдения правил личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, безопасного для жизни поведения в окружающей среде;

осознание отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека, последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на репродуктивное здоровье, на развитие зародыша человека; оказание первой помощи при несчастных случаях, предупреждение и профилактику заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями, заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Информационные компетентности предусматривают умения работать со справочной литературой, текстом и рисунками учебника, информацией в разных источниках, в том числе в Интернете, ее анализ.

Практико-исследовательские компетентности включают умения планировать исследование в соответствии с поставленными задачами, описывать и выявлять отличительные признаки живого, обнаруживать причинно- следственные связи, принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной предметной области; навыки работы с биологическим научным оборудованием; защиту проектов, моделирование биологических процессов; решение биологических задач.

Разработка заданий для аттестации учащихся по биологии за основную и старшую школу на основе компетентностного подхода должна быть ориентирована на контроль знаний и умений, значимых в биологическом образовании, используемых в повседневной жизни, позволяющих ответить на вопрос «знаю, как...» вместо «знаю, что...» и осуществить применение полученного знания на практике.

Задания, проверяющие эколого-природоохранные компетентности, контролируют знания и умения обучающихся аргументированно объяснять причины и находить пути преодоления экологических проблем разного уровня. В этом плане большое значение имеют ситуационные задания, требующие установления причинно- следственных связей, объяснения процессов и явлений в природе. Особое значение имеют задания прогностического характера «Что будет, если ?..».

Задания, проверяющие здоровьесберегающие компетентности, направлены на выявление знаний причинно-следственных связей, существующих в организме человека, на установление зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, на определение отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задания, проверяющие практико-исследовательские компетентности, нацелены на проверку умений учащихся применять биологические знания для объяснений процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами и инструментами, объяснять результаты наблюдений за биологическими объектами и экспериментов с ними.

Задания, проверяющие информационные компетентности, требуют от учащихся умений работы с текстом, таблицей, графиком и другими формами представления информации. Благодаря таким заданиям проверяются умения свернуть и развернуть информацию, отобрать нужную с целью объяснения или обоснования своей позиции.

Предметные результаты освоения ООП ОС(П)О: Устанавливаются: на интегрированном (общеобразовательном) уровне; базовом уровне; профильном уровне. Обеспечивают возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Количество учебных занятий за 2 учебных года не может составлять менее 2100 часов и более 2520 часов. Предметныерезультаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне - формирование общейкультуры и реализация преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.

Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности. Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Естествознание - интегрированный (общеобр.) уровень: сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в областиестествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечениябезопасностижизнедеятельности, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя;

4)сформированностьубежднностив познаваемости мира, представлений о научном методе познания природы; владение примами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов; 5)владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, понимать и критически относится к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; 6)сформированностьумений понимать значимость естественно- научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определнной системой ценностей.

Биология (базовый уровень) 1)сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, е уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение методами биологического исследования живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4)сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5)сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Биология (профильный уровень) требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать: сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях; владениеумениямианализироватьиоценивать гипотезы происхождения и сущности жизни, глобальных изменений в биосфере, прогнозировать последствия значимых биологических исследований; 3) владение умениямивыдвигатьгипотезы, проверятьих экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; 4)сформированность убежднности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований; 5)владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов и анализа их результатов; методами исследования биологических систем на биологических моделях.

Требования к результатам выполнения индивидуального проекта должны отражать: 1)умениепланироватьиосуществлятьпроектную и исследовательскую деятельность; 2)способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; 3)способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4)способностьсоздаватьпродукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; 5)сформированность умений использовать вс необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Индивидуальные проекты должны быть направлены как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на созданиеусловий для социального становления и саморазвития обучающихся.

В учебный план входят: обязательные для изучения учебные предметы, (Россия вмире, физическаякультура,основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные предметы, курсы из указанных ниже предметных областей: русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература); иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); общественныенауки(обществознание,история,география экономика, право); математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика); естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); курсыповыбору(искусство,илипредметпо выбору ОУ, или один курс из предметных областей).

Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержаниепредметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся.

3. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (описание «совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов обучения». Эти требования – материально- технические, финансовые и кадровые (оснащение ОУ, ресурсная база образования), четко отнесены к региональному уровню власти и управления.

52 Современный учитель Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

53 Современный учитель Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность

54 Современный учитель ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

55 Обсуждение стандарта на сайте standart.edu.ru

Литература: Стандарт второго поколения: цели, задачи, принципы //Первое сентября, 4, 22 февраля Государственный образовательный стандарт. Перестройка//Образовательное право, 3, 2 августа Хуторский А.В. Проектирование нового содержания//Школьные технологии, 2, 2006, с Неудобные вопросы о стандарте//Просвещение, 1(8), февраль 2007 Дашковская О. Образовательный стандарт получает правовое оформление//Первое сентября, 18, 22 сентября 2007 С.3. Презентация подготовлена Кувшинковой А.Д., октябрь 2010 г.