1 Перспективы развития современной модели исторического образования. Обновление содержания и технологий образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-методический комплект «ИСТОРИЯ РОССИИ гг.» (Концептуальные основы курса. Авторский коллектив.)
Advertisements

Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
1 Формирование российской идентичности средствами учебной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Основные подходы к разработке единой концепции исторического образования в Российской Федерации.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской.
Транксрипт:

1 Перспективы развития современной модели исторического образования. Обновление содержания и технологий образования.

2 Приоритеты государственной образовательной политики РФ Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в ряде основополагающих документов : Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) с последующими дополнениями, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.), выступления Президента РФ на заседаниях Государственного совета РФ по вопросам развития образования, документы Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

3 Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХI века стали: восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Приоритеты государственной образовательной политики РФ

4 Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном, в образовательной политике, которая должна быть направлена на удовлетворение потребностей личности, общества, страны. Приоритеты государственной образовательной политики РФ

5 Вызовы времени Кризис российской идентичности Сохраняющиеся риски распада России Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений Снижение качества образования

6 Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России Критически высокий уровень употребления детьми Алкоголя: более 40% школьников и 80% молодежи Табачных изделий: в 81% случаев подростки не встречали отказа при покупке сигарет Наркотиков: среди наркоманов более 80% дети и молодежь

7 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы Обострение проблемы социального сиротства : число детей сирот возросло на 75% Высокий уровень детской преступности Кризис семьи: 29% детей рождаются в незарегистрированных браках Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России

8 Кризис патриотизма За последние 15 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм» Более 70% молодых людей не желают служить в армии

9 Стратегические цели системы образования Обеспечение социальной и духовной консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства Обеспечение безопасности личности, общества и государства

10 Стандарт второго поколения выступает как средство реализации целей образования в интересах личности, общества и государства обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации реализации государственной политики в сфере образования

11 Cстандарт второго поколения обеспечивает переход от предметоцентрированной модели образования - к модели вариативного личностноцентрированного образования к партнерским отношениям между разными институтами социализации личности (семья, религия, СМИ, школа) к открытой образовательной среде

12 Актуальные задачи современной модели образования Улучшение качества образования Проблема - утрата современным российским образованием приоритетных позиций в качестве образования. Исследования PISA(Programme for International Student Assessment), PIRLS, TIMSS(Trends in Mathematics and Science Study) свидетельствуют:российское образование сегодня не является качественным с точки зрения требований постиндустриального общества и его запросов PISA 2000 год 30 стран Россия место PISA 2003 год 40 стран Россия место PISA 2006 год 57 стран Россия место

13 Изменение качества изменение содержания образования Целевая установка системы образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся Переход от предметоцентрированной модели образования - к модели вариативного личностноцентрированного образования к партнерским отношениям между разными институтами социализации личности (семья, религия, СМИ, школа) к открытой образовательной среде

14 Изменение качества, изменение содержания образования Основой современного образования является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Переход от установки на запоминание большого количества Информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских

15 Современная модель образования совокупность трех систем требований К результатам освоения основных образовательных программ К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ планируемые и достигаемые результаты организация и содержание реализуемые результаты ресурсы и условия

16 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Знаниевый компонент Историко-географический образ России Социально-политическое устройство Знания о своей этнической и региональной принадлежности Культурное и научное наследие России Мировое культурное и научное наследие Ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей Основы здорового и безопасного образа жизни

17 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Ценностно-мотивационный компонент Принятие этнической идентичности Любовь к Родине Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды Сформированность морально- нравственной позиции личности

18 Поведенческий компонент Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций Выполнение норм и требований школьной жизни Умение вести диалог, разрешать конфликты Следование моральным и нравственным нормам Участие в общественной жизни Умение строить жизненные планы Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности

19 Целевые установки отбора содержания образования обеспечение гражданского образования формирование основ реализации социальных ролей, базовых коммуникативных, политических и социальных компетенций

20 Новые приоритеты общего среднего образования В настоящее время в учреждениях общего образования России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая приходит на смену «знаниевой». В основе личностно-деятельностной парадигмы образования - новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования, в частности.

21 Обновление структуры образовательного стандарта. Организация работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт. системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. обновление содержания учебников и пособий. разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования. Новые приоритеты общего среднего образования

22 Новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных,творческих,исследовательс ких.

23 Современное школьное историческое и обществоведческое образование Проблемы Обновление школьного исторического и обществоведческого образования Изменение методологии построения предметных курсов Использование иной концептуализации философских основ Использование новых принципов отбора содержания

24 комплексные факторы: 1) радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики; 2) новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для построения системы школьного исторического образования; 3) новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России

25 Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России Ускорение процессов глобализации Информационная революция Изменение системы общественных отношений Активные процессы обновления общественных наук Новые требования государства к выпускникам

26 разработка учебных курсов на основе новых теоретико- методологических подходов; введение концентрической структуры исторического образования; подготовка и издание учебников истории нового поколения трансформации механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне; введение федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях; разработка и введение нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ; ведение ФК ГОС по истории и попытка разработать теоретические основы НРК ГОС; введение новых форм государственной аттестации и оценки образовательных достижений учащихся по истории (ЕГЭ) накопительные методы оценивая достижений учащихся - рейтинги, «портфолио» и др. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России

27 Система исторического образования в контексте вызовов современности, процессов социальной модернизации и глобализации, интеграции в мировое образовательное пространство. Целевой доминантой исторического образования становится формирование способности анализировать аргументы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать, понимать. Концепция «новый школы», новый исторический подход в философско- методологическом плане стали ответом на вызовы постмодернизма.

28 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. ИК -272 /03 (журнал «Вестник образования г.) Учебные курсы и учебники нового поколения для 11 класса «История России» под редакцией А.А.Данилова и «Обществознание» под редакцией Л.В.Полякова разработаны в целях модернизации историко – обществоведческого образования в рамках разработки государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Учебники прошли экспертизу в РАН и РАО и включены по результатом экспертизы в федеральный перечень учебников на 2008\2009 уч.год ( приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. 349) Изучения учителями новых подходов к преподаванию истории и обществознанию на основе учебников нового поколения.

29 Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования письмо Академии Повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования от 6 февраля 2008 г. 97 « В соответствии с действующими нормативными документами учебный курс «История России»( гг.) изучается во 2 полугодии 11 класса и рассматривается как логическое продолжение курса «История России в первой половине XX века» вне зависимости от того, по каким учебникам изучалась первая половина XX века» «Программа, тематическое планирование курса «История России»( гг.) и учебник рассчитаны на изучение в объеме не менее 26 часов. Этот объем учебного времени позволяет реализовать основные цели и задачи курса на базовом уровне».

30 Курс « Обществознание» под редакцией Л.В.Полякова отражает новые подходы в обществоведческом образовании и направлен на воспитаниягражданской ответственности у молодых россиян современного глобального мира. Разработаны программа и и варианты тематического планирования - на 35 и 70 учебных часов. Содержание курса соответствует следующим компонентам действующего стандарта: «Общество как сложная динамическая система» и « Правовое регулирование общественных отношений» Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования письмо Академии Повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования от 6 февраля 2008 г. 97

31 Новые курсы «История России » и «Обществознания» органично встраиваются в систему подготовки к сдаче ЕГЭ Методический аппарат учебника включает в себя тестовые задания различных видов, которые используются в существующем формате ЕГЭ. Содержательные линии учебников совпадают с теми, которые проверяются с помощью КИМов ЕГЭ ( подготовка учащихся к ЕГЭ по истории не является основной целью изучения истории в общеобразовательной школе. Статистические данные показывают, что ЕГЭ по истории сдают не более 5% выпускников) Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования письмо Академии Повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования от 6 февраля 2008 г. 97

32 Концепция курса Учебная программа Учебник Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Концепция курса Учебная программа Учебник Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Основные компоненты УМК Основные компоненты УМК Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Художественная и научно-популярная литература Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы Художественная и научно-популярная литература Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы Дополнительные информационные ресурсы Дополнительные информационные ресурсы Словари Справочники Книги для чтения Пособия для подготовки к итоговой аттестации Учебно-наглядные пособия Курсы по выбору Программы и материалы курсов повышения квалификации учителей Интернет-поддержка Компоненты современной образовательной среды

33 Факторы и причины разработки новой концепции и УМК Россия на «историческом перекрестке». Национальные интересы России в начале ХХI века Судьба нашей Родины - России в руках ее граждан Гуманизация содержания общего образования Социальный заказ на разработку новых подходов к изучению отечественной истории

34 Цель курса «История России гг.» : Помочь старшеклассникам в контексте всемирной истории осознать ключевые события отечественной истории второй половины XX-начала XXI в., место и роль России в современном мире, новый стратегический курс руководства страны и на этой основе способствовать становлению гражданской позиции российской молодежи.

35 Состав УМК «История России гг.» Концепция курса Учебная программа Учебник «История России гг.» 11 кл. Базовый уровень Методическое пособие Книга для учителя Комплект карт Электронное приложение Информационная поддержка на сайте

36 Учебник издан под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. Александр Анатольевич Данилов - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой истории Московского педагогического государственного университета, заместитель председателя научно- методического совета по истории Минобрнауки России

37 Образовательная программа курса и ее особенности Евгений Евгеньевич Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО Ольга Юрьевна Стрелова - доктор педагогических наук, профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета

38 Учебник «История России: 1945 – 2008 гг.» для 11 класса (базовый уровень) Содержание Содержание Предисловие Введение. Великая Победа и послевоенный мир Глава 1. СССР после Второй мировой войны ( ) Глава 2. Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» ( ) Глава 3. Брежневская эпоха. СССР в гг. Глава 4. Перестройка ( ) Глава 5. Рождение новой России ( ) Глава 6. Новый курс России Словарь терминов Важнейшие даты по истории России гг. Список рекомендуемой литературы

39 На страницах учебника...

40 Особенности концепции учебника Методологически целостная картина исторического развития страны во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Цивилизационный и социально-антропологические подходы к анализу российской истории Новые научно-исторические походы к интерпретации событий новейшей отечественной истории Более полное освещение периода 1990 – начала 2000-х гг. Акценты на реальных проблемах, с которыми сталкивалось Российское государство и общество, на способах решения этих проблем Разносторонняя информация о культуре и повседневной жизни российского общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Учебник как педагогическое средство для воспитания гражданина и патриота Сопряженность с тенденциями разработки государственного образовательного стандарта второго поколения

41 Методические особенности представления материала в учебнике Направленность учебного материала на объяснение национально- государственных интересов России и приоритетов стратегического курса современного российского государства Реализация принципа деятельностного подхода Разноплановость источников исторических знаний: авторские тексты, документы, картографический и статистический материал, плакаты, рисунки и пр. Избыточность вопросов и заданий для индивидуализации и дифференциации обучения Ориентация на различные педагогические технологии, вариативность обучения

42 Методическая система представления учебного материала в УМК Параграф 11. СССР в системе международных отношений в середине 60-х начале- 80хгг.Стратегический паритет. В учебнике: рубрики вопросов; иллюстрации (7), воспоминания; текстовые карты; документы; прочие материалы В книге для учителя: дополнительные тексты; рубрика «Воспоминание»; документы эпохи. В программе: ключевые вопросы; основные вопросы и проблемы; темы и формы интерактивных занятий. В методическом пособии: цель и планируемые результаты урока; работа с картой; задания к иллюстрациям; работа с документами; комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса; прочие материалы. В комплекте карт: карта 3 – «СССР и мировое сообщество во второй половине XX века»; задания к карте 3; справочные материалы; контурные карты; прочие материалы. В электронном приложении: иллюстрации; дополнительные тексты; прочие материалы.

43 Вариативность форм построения уроков Вводное занятие «Великая Победа и послевоенный мир» Интегрированный урок с курсом новейшей истории зарубежных стран Лабораторное занятие по учебнику Лабораторное занятие с документами: материалы Ялтинской и Потсдамской конференций, речь У. Черчилля в Фултоне, интервью И.В. Сталина в газете «Правда» относительно речи У.Черчилля Cеминар-дискуссия «Виновники Холодной войны»

44 Воспитательный потенциал учебника Оказывает существенное влияние на формирование позитивной гражданской позиции молодого человека. В этом заключен основной педагогический смысл формирующейся современной концепции исторического образования. Соответствует возрастным особенностям старшеклассников. В этот период начинается активное формирование мировоззренческих позиций, ценностных установок и «жизненных сценариев». Способствует уравниванию двух педагогических позиций: знание истории и воспитание историей. Формирует такие учебные компетенции: - ценностно-смысловую, - информационную, - социально-коммуникативную, - общекультурную.

45 Готовится к изданию Старшая школа - УМК «История России гг.» Основная школа - Серия «Академический школьный учебник». Линия УМК по истории «Сферы»

46 Состав УМК «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»: 11 класс. Концепция курса Программа Учебник Книга для учителя Методическое пособие Электронное приложение Информационная поддержка на сайте

47 Авторский коллектив Леонид Владимирович Поляков - доктор философских наук, профессор Государственного университета «Высшая школа экономики», заведующий кафедрой общей политологии, заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ «ВШЭ»

48 «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» Концепция курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» Интегральный образ глобального мира Россия в глобальном мире Мир глазами россиянина Эффективный россиецентризм Национальная идеология как условие социализации школьников Образ России в мировом сообществе Иные новации содержания курса

49 Логика построения курса Движение от общего к частному: от широких параметров глобального мира к целям и задачам России, которые могут быть восприняты как формула личных целей и задач гражданина и патриота.

50 Содержательные акценты 1. Рассмотрение общественных явлений с точки зрения национального интереса и роли России в глобальном мире 2. Понимание глобализации как закономерного процесса 3. Введение новых терминов, классификаций и теорий 4. Рассмотрение современной геополитической ситуации, как конкурентной борьбы интересов стран- лидеров 5. Выявление новых закономерностей развития, соответствующих реальностям информационного общества

51 Новизна курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» Акцент на рассмотрение роли России в современных мировых процессах Обсуждение проблем, основанное на поиске дополнительной информации (в том числе и с привлечением электронных источников) Содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения Использование разнообразных методов, форм и приемов при рассмотрении содержательных вопросов

52 Новизна курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» принцип неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия; обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиске дополнительной информации для выработки собственного взгляда; рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества; содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения; использование разнообразных методов, форм и приемов при рассмотрении содержательных вопросов.

53 Содержательные акценты 1. Введение новых терминов, классификаций и теорий. 2. Рассмотрение современной геополитической ситуации, как конкурентной борьбы интересов стран-лидеров (в первую очередь за ресурсы). 3. Технологии «мягкой» и «жесткой» власти. 4. Понимание глобализации как закономерного процесса. 5. Включение социального прогнозирования и материалов публицистического характера. 6. Рассмотрение общественных явлений с точки зрения национального интереса (понимание нации как гражданского компонента).

54 Методические особенности Ориентация на использование активных и интерактивных методов преподавания. Иллюстративный ряд – в основном носит текстовый, а не графический характер. Избыточное количество вопросов и заданий, требующее выбора преподавателем своей стратегии оценивания на занятиях. Разноуровневый характер вопросов и заданий, позволяющий использовать дифференцированный подход в преподавании.

55 Ведущая целевая установка Осмысленное представление школьников о развитии общества и происходящих в нем процессах. Основные средства ее реализации: проблемный характер изложения материала широкое использование документов многообразие вопросов и заданий активные и интерактивные стратегии преподавания

56 Методическая система представления учебного материала в УМК В программе: основные понятия; основные вопросы и проблемы; список литературы для учителя и учащихся. В электронном приложении: карта «Потенциальные мировые лидеры»; биографии; контроль словарь; «Это интересно»; фотографии; рисунки; схемы; таблицы; хрестоматия; тренажер; видео. В учебнике: рубрики вопросов; словарь ключевых понятий и терминов; рубрика «К размышлению»; структурированный текст: основной, дополнительный и пр. Параграф 9. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе В методическом пособии: ожидаемые результаты; оборудование и материалы; наглядное структурирование материала; комментарии к ключевым понятиям и проблемам курса; методические рекомендации; дополнительная информация; документы; вопросы; словарные материалы. В книге для учителя: дополнительные тексты; краткие выводы; словарь ключевых понятий и терминов.

57 Новые УМК по «Истории России» и « Обществознанию» В новых УМК воплощены современные научные представления о содержании общего среднего образования по истории и обществознанию В новых УМК представлены основные события и факты новейшей российской истории Представлены возможности и созданы условия для формирования к ним собственного отношения и анализа тенденций развития общества Предусмотрено овладение школьниками базовыми социальными,интеллектуальными и коммуникативными умениями на уровне функциональной грамотности в рамках специально организованной деятельности

58 Стратегия преподавания в условиях модернизации исторического образования переход от пассивных стратегий преподавания к активным и интерактивным стратегиям преподавания

59 Компетентностный подход рассматривает приоритетным формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей, личностных качеств и отношения. Исследовательский (проблемно-эвристический) подход предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов. Педагог предоставляет им возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Роль учителя при этом сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся. Основополагающие методические подходы современного обучения

60 Личностно-ориентированный (гуманистический) подход рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - стимулирование осмысленного учения. Личностно-развивающий подход предусматривает существование постоянно развивающейся системы "учитель - учащийся", где учитель направленно развивает учащегося и сам открыт новому опыту. Процессы развития учащегося и учителя должны идти синхронно, хотя у учителя они должны начинаться раньше, т.к. ему необходимо знать психологические закономерности и условия развития личности. Основополагающие методические подходы современного обучения

61 Основополагающие методические подходы современного обучения Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника. Дифференцированный подход предусматривает принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; обучение с выделением уклонов, профилей т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходной: от фронтального к индивидуальному.

62 Проблемный подход предполагает обучение с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс освоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. (Проблемный подход в психологии рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения). Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Основополагающие методические подходы современного обучения

63 Методические рекомендации о преподавании истории и обществознания в уч. году БУП 1998 год 6 классИстория средних веков(V- XV в) История России ( с древнейших времен до конца XVI в ) 28 часов 40 часов 7 классНовая история (XVI-XVIII в) История России (XVII-XVIII ) 26 часов 42 часа 8 классНовая история (XIXв ) История России(XIXв) 24 часа 44 часа 9 классНовейшая история(XXв) История России( XX в) 34 часа 68 часов

64 Методические рекомендации о преподавании истории и обществознания в уч. году БУП 2004 год 5 класс «Что изучает история» «Истории Древнего мира» не менее 10 часов Не менее 50 часов 6 кла сс История средних веков(до XV в) История России ( с до XV в ) Не менее 30 часов не менее 30 часов (Резерв 8 часов ) 7 кла сс Новая история (XVI-XVIII в) История России (XVI-XVIII ) Не менее 24 часа Не менее 36 часов 8 кла сс Новая история(XIXв –нач. XXв) История России(XIXв -нач. XXв) Не менее 24 часов Не менее 36 часов 9 кла сс Новейшая современная история зарубежных стран ( с 1918 г) История России(с 1917 г. ) Не менее 24 часов Не менее 36 часов

65 Методические рекомендации о преподавании истории и обществознания в уч. году Базовый уровень изучения истории кл. Кл.Разделы примерной программыРезерв История РоссииВсеобщая история X кл.История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч 10 ч XI кл.История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч 10 ч

66 Методические рекомендации о преподавании истории и обществознания в уч. году Профильный уровень изучения истории кл. Кл.Разделы примерной программыРезерв История РоссииВсеобщая история X кл.История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч 20 ч XI кл.История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 72 ч Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 48 ч 20 ч

67 Заполнение страниц истории в классном журнале БУП 2004года. Учебный предмет «История» на базовом уровне предполагает изучение интегрированного курса «История» по 2 часа в неделю, то есть изучение истории России в контексте мировой истории. В классах, где история не является профильным предметом, предполагается ведение одной страницы в журнале и выставление в аттестат одной оценки по предмету «История» На профильном уровне будет преподаваться два курса истории: история России и всеобщая история. В журнале ведутся две страницы, в аттестат выставляются две оценки: по истории России и по всеобщей истории (по годовым оценкам за классы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2007 г. N О заполнении бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании в 2007 г. БУП 1998 года. В 9,10,11 классы ведение в журнале двух страниц «История России» и «Всеобщая история».

standart.edu.ru Российский общеобразовательный портал Официальный сайт издательства 'Просвещение АПК И ППРО журнал Вестник образования - « Сферы»- информационно - образовательный портал коллекция цифровых образовательных ресурсов Министерство образования и науки РФ · Федеральное агентство по образованию – портал ЕГЭ – сайт Рособрнадзора