Жанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 6 курса ОЗО филологического факультета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Advertisements

К.Д. Бальмонт. Особенности творческой манеры К.Бальмонта – прозаика (новелла «Лунная гостья») Объект исследования: новелла Бальмонта «Лунная гостья»,
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
Конфликт в романе А.И. Куприна «Колесо времени» ВКР выполнена студенткой 5 курса ОДО Тушаковой Н.Ш. Научный руководитель Г.И. Рогова Рецензент М.В. Прокопова.
Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва « Тень от пальмы » Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 5 курса ОДО Егаревой.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Роды художественной литературы способы образного воспроизведения действительности Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Идея двоемирия в малой прозе И. Бунина 1890 – 1900-х годов. «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад которую полтораста лет.
Магистрантки филологического факультета Рудой Ольги Павловны.
Роды и Жанры литературы лекция. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма.
Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х – начала 1860-х годов Автор проекта: Перетягина Анастасия Владимировна.
Сравнительный анализ русских и английских народных сказок Выполнил ученик VI класса Б МОБУ «СОШ 16» г. Минусинска Иванишкин Дмитрий. Руководитель: Колмакова.
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Транксрипт:

Жанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 6 курса ОЗО филологического факультета Мелентьевой Л.А.

Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки» (1900 г.) «Яблоки». Это – хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел». М.Горький

Объект исследования - «Антоновские яблоки» И.Бунина. Объект исследования - «Антоновские яблоки» И.Бунина. Предмет исследования – жанровое содержание этого произведения. Предмет исследования – жанровое содержание этого произведения. Цель исследования - изучить рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки» с точки зрения его жанровой принадлежности. Цель исследования - изучить рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки» с точки зрения его жанровой принадлежности.

Задачи исследования: выяснить, является лирическая проза стилевой характеристикой, либо – особой жанровой формой; выяснить, является лирическая проза стилевой характеристикой, либо – особой жанровой формой; сопоставить и осмыслить различные точки зрения в литературоведении, характеризующие понятия «жанр» и «лирическая проза»; сопоставить и осмыслить различные точки зрения в литературоведении, характеризующие понятия «жанр» и «лирическая проза»; рассмотреть становление этого жанра в литературе, сопоставить со смежными жанрами, выяснить его источники, что позволит понять особенности идейного содержания и найти пути его истолкования; рассмотреть становление этого жанра в литературе, сопоставить со смежными жанрами, выяснить его источники, что позволит понять особенности идейного содержания и найти пути его истолкования;

Задачи исследования: проанализировать художественный мир лирической прозы Бунина («Антоновские яблоки»), определить его доминаты; проанализировать художественный мир лирической прозы Бунина («Антоновские яблоки»), определить его доминаты; рассмотреть, как на всех уровнях этого произведения проявляются признаки лирической прозы; рассмотреть, как на всех уровнях этого произведения проявляются признаки лирической прозы; сопоставить его с другими рассказами этого периода для выявления мотивных образов, характерных для лирической прозы, которые демонстрируют особенности авторской мысли. сопоставить его с другими рассказами этого периода для выявления мотивных образов, характерных для лирической прозы, которые демонстрируют особенности авторской мысли.

Гипотеза исследования Содержание «Антоновских яблок» позволяет говорить о том, что мы имеем дело с особой жанровой формой, соединяющей в себе эпическое и лирическое начала, предметом изображения которой становится внутренний мир человека, алогичный и ассоциативный, что объясняет непоследовательность и фрагментарность повествования. Осмысление жанровой формы требует особого подхода при изучении.

Структура работы Введение Введение Введение Глава I. Парадоксы жанра Глава I. Парадоксы жанра Глава I. Парадоксы жанра Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков 1.3. Проблемы жанра на рубеже веков Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина Глава II. Идея и структура в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы х годов 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы х годов 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы х годов 2.1. Стилевые особенности художественного мира И.Бунина: литературоведы о жанровом своеобразии прозы х годов 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.2. Особенности фабулы и сюжета в «Антоновских яблоках» И.Бунина 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.3. Конфликт и формы его присутствия в тексте 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.4. Система художественных образов: преодоление традиций 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») 2.5. Знаковое содержание заголовка: семантика «антоновских яблок» в художественном мире И.Бунина («Антоновские яблоки») Заключение Заключение Заключение Список литературы Список литературы Список литературы Список литературы

Методологическая основа Рассуждения и выводы исследования основывались на работах ученых: Б.В.Томашевского, М.М.Бахтина, Н.Д.Тамарченко, Н.С.Валгиной, М.Л.Гаспарова, В.Е.Хализева, Ю.Мальцева, О.Сливицкой, Л.Колобаевой, И.Карпова, О.Михайлова, И.Ильина. Рассуждения и выводы исследования основывались на работах ученых: Б.В.Томашевского, М.М.Бахтина, Н.Д.Тамарченко, Н.С.Валгиной, М.Л.Гаспарова, В.Е.Хализева, Ю.Мальцева, О.Сливицкой, Л.Колобаевой, И.Карпова, О.Михайлова, И.Ильина.

Актуальность исследования Внимание к жанру «Антоновских яблок» обусловлено практическими потребностями: затруднениями при истолковании идейно- художественного содержания этого произведения Ивана Бунина Внимание к жанру «Антоновских яблок» обусловлено практическими потребностями: затруднениями при истолковании идейно- художественного содержания этого произведения Ивана Бунина

Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть использованы при проведении спецкурсов и семинаров, а также на школьных уроках, посвященных изучению творчества И.А.Бунина Результаты исследования могут быть использованы при проведении спецкурсов и семинаров, а также на школьных уроках, посвященных изучению творчества И.А.Бунина

Глава I. Парадоксы жанра 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы 1.1. Рассказ: «малая форма» - большие проблемы В теории литературы нет ясности в определении понятий «жанр» и «рассказ» В теории литературы нет ясности в определении понятий «жанр» и «рассказ»

«Рассказ» 1. Х.Шоу: короткое реалистическое повествование; короткое реалистическое повествование; с элементами драмы; с элементами драмы; однонаправленное движение; однонаправленное движение; драматический конфликт. драматический конфликт. 2. В.Кожинов: эпическое повествование с естественно развивающимся сюжетом; эпическое повествование с естественно развивающимся сюжетом; малая форма эпической прозаической литературы. малая форма эпической прозаической литературы.

«Рассказ» 3. А.Нинов: малый прозаический жанр; допускает расширение описательных этнографических, психологических, субъектно-оценочных элементов. 4. Б.Томашевский: повествовательное прозаическое произведение малой формы; твердая концовка. 5. Г.Поспелов: малая прозаическая форма описательно- повествовательного или конфликтно- повествовательного типа.

«Жанр» 1. Ж.-М. Шеффер: нет последовательности в жанровой классификации; нет последовательности в жанровой классификации; не может быть в принципе обобщающей классификации; не может быть в принципе обобщающей классификации; произведение может иметь «множественный» жанр; произведение может иметь «множественный» жанр; авторское жанровое наименование может задавать набор неприменимых к конкретному тексту правил авторское жанровое наименование может задавать набор неприменимых к конкретному тексту правил

«Жанр» 2. Б.Н.Томашевский: жанры живут и развиваются; жанры живут и развиваются; жанр испытывает эволюцию, а иной раз и резкую революцию; жанр испытывает эволюцию, а иной раз и резкую революцию; приход гения – это всегда своеобразная литературная революция. приход гения – это всегда своеобразная литературная революция. 3. В.Е.Хализев: литературные жанры – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы. литературные жанры – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы.

Формы и содержание «Антоновских яблок» ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ 1)короткое прозаическое повествование от первого лица; 2)присутствие рассказчика; 3)наличие описательных и субъективно оценочных элементов. 1)лирические переживания; 2)особый эмоциональный настрой; 3)отсутствие развивающегося события; 4)ослабление фабулы и сюжета; 5)отсутствие конфликта; 6)сосредоточенность героя на своем внутреннем мире; 7)организующая субстанция – память; 8)повествование есть разрозненные воспоминания, фрагменты. Признаки ЭПОСАПризнаки ЛИРИКИ НЕ РАССКАЗ

«ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» – «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» признаки ЭПОСАпризнаки ЛИРИКИ ЛИРО-ЭПИЧЕСКАЯ ЖАНРОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЖАНР (проза с преобладание признаков лирики)? лирическая прозастихотворение в прозе 1.2. Прозаизация стиха или поэтизация прозы

«ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» - «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ» «Senilia» очень близки по духу бунинской прозе, хотя и более традиционны» (Ю.Мальцев). «Senilia» очень близки по духу бунинской прозе, хотя и более традиционны» (Ю.Мальцев). Стихотворения в прозе в большей степени зависимы от формы и подчинены ей. Стихотворения в прозе в большей степени зависимы от формы и подчинены ей. Лирическая проза Бунина более эмоциональна и лирична, « тургеневские стихотворения в прозе более фабульны, сухи и прозаичны» (Ю.Мальцев). Лирическая проза Бунина более эмоциональна и лирична, « тургеневские стихотворения в прозе более фабульны, сухи и прозаичны» (Ю.Мальцев).

1.3. Проблемы жанра на рубеже веков «Как одинока его фигура в литературе 1900-х годов!» (О.Михайлов) «Как одинока его фигура в литературе 1900-х годов!» (О.Михайлов) Рубеж XIX – XX веков РЕАЛИЗМБУНИН Архаист -новатор МОДЕРНИЗМ Называть меня реалистом, значит не знать меня как художника (И.Бунин) Они сознательно уходят от своего народа, от природы, от солнца (И.Бунин)

Глава II. Идея и структура «Антоновских яблок» ФАБУЛА И СЮЖЕТ Фабульные события размыты, их трудно определить, они представляют собой цепь разрозненных воспоминаний героя, которые связаны с разными периодами его жизни, с этими воспоминаниями ассоциируются спонтанно возникающие в сознании рассказчика картинки былой жизни. Из фабульных событий складывается сюжет, в основе которого лежит повествование о четырех периодах осени и четырех эмоциональных состояниях, которые переживает рассказчик. ОСЕНЬ - сюжетообразующий образ, который представлен в эволюции. Бессюжетность сопряжена с усилением роли лирического начала.

Конфликт В «Антоновских яблоках» нет конфликта, есть один герой-рассказчик, который сосредоточен не на объектах внешнего мира, а на своем внутреннем мире. Он пассивен в реальной жизни, активен в воспоминаниях.

Категория времени в «Антоновских яблоках» Многоплановость категории художественного времени – отличительная черта лирической прозы Время в «Антоновских яблоках» трехслойно: природное время, подвластное объективным законам мира; природное время, подвластное объективным законам мира; субъективное время, данное в форме воспоминаний; субъективное время, данное в форме воспоминаний; историческое время, историческое время, отсылающее во времена Вольтера и в эпоху крепостного права.

Композиция В «Антоновских яблоках» необычная композиция: развивающегося события в нем нет, события проистекают в сознании человека и представляют собой отдельные, разрозненные фрагменты, которые вызывает к жизни память, являющаяся организующим началом в произведении и предметом изображения, что сказалось на жанровом своеобразии его. В «Антоновских яблоках» необычная композиция: развивающегося события в нем нет, события проистекают в сознании человека и представляют собой отдельные, разрозненные фрагменты, которые вызывает к жизни память, являющаяся организующим началом в произведении и предметом изображения, что сказалось на жанровом своеобразии его.

Формы выражения внутреннего мира ЦВЕТЗВУКЗАПАХДИНАМИКА КОНТРАСТДЕТАЛЬ Бунин сосредоточен на таком качестве бытия, как полярность. Его интересуют крайние точки, «экстремы», которые он то разводит, то стремительно сближает (О.Сливицкая) Каждая деталь у Бунина – драгоценная в своей конкретности и единственности – не только присутствует, но и свидетельствует. Свидетельствует о безграничной, мучительной, сладостной и непостижимой жизни (О.Сливицкая)

Система художественных образов Своеобразие художественного текста «Антоновских яблок» проявляется в том, что, обращаясь к традиционным образам дома, аллеи, сада, осени, Бунин наполняет их иным содержанием, выводит читателей за пределы физического мира: аллея – это путь к себе, в свое внутреннее пространство; дом – определенный замкнутый, свой мир; осень – этап жизни человека, - и за всем этим стоит внимание к особому внутреннему пространству, что сближает прозу с лирикой и позволяет назвать ее лирической. Своеобразие художественного текста «Антоновских яблок» проявляется в том, что, обращаясь к традиционным образам дома, аллеи, сада, осени, Бунин наполняет их иным содержанием, выводит читателей за пределы физического мира: аллея – это путь к себе, в свое внутреннее пространство; дом – определенный замкнутый, свой мир; осень – этап жизни человека, - и за всем этим стоит внимание к особому внутреннему пространству, что сближает прозу с лирикой и позволяет назвать ее лирической.

Система художественных образов «Молодой писатель начинает разгадку жизни «с конца»: рассказывает не о своих ровесниках, а о стариках, отшагавших большую часть пути» (О.Михайлов). «Молодой писатель начинает разгадку жизни «с конца»: рассказывает не о своих ровесниках, а о стариках, отшагавших большую часть пути» (О.Михайлов). Таким образом, герои- старики сплетают воедино два основных мотива творчества Бунина, характерных и для лирической прозы: мотив прошлого и мотив смерти. Таким образом, герои- старики сплетают воедино два основных мотива творчества Бунина, характерных и для лирической прозы: мотив прошлого и мотив смерти.

Знаковое содержание заголовка Заголовок направляет подсознание читателя по нескольким ассоциативным путям, образ «антоновских яблок» вызывает сумятицу чувств, которые рождают у героя воспоминания из прошлой жизни; это и знак приятных ощущений, и знак природной благодати, это и дар природы человеку, являющейся связующим звеном двух космосов: природного и человеческого бытия. Заголовок направляет подсознание читателя по нескольким ассоциативным путям, образ «антоновских яблок» вызывает сумятицу чувств, которые рождают у героя воспоминания из прошлой жизни; это и знак приятных ощущений, и знак природной благодати, это и дар природы человеку, являющейся связующим звеном двух космосов: природного и человеческого бытия.

Выводы Все особенности произведения «Антоновских яблок» позволяют нам судить о том, что перед нами – новая жанровая форма, названия которой в современной литературе не, хотя есть некоторые предположения: «фрагменты», «мечтания», «лирическая проза». Думается, что последнее определение в большей степени вбирает в себя особенности художественного мира писателя Все особенности произведения «Антоновских яблок» позволяют нам судить о том, что перед нами – новая жанровая форма, названия которой в современной литературе не, хотя есть некоторые предположения: «фрагменты», «мечтания», «лирическая проза». Думается, что последнее определение в большей степени вбирает в себя особенности художественного мира писателя