Министерство образования и науки РФ Магнитогорский государственный университет Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века Круглый стол.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Advertisements

XX век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии и публицистике.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
11 класс. Обобщающий тест по литературе. 1 Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ: Сентиментализм Классицизм Романтизм Реализм Символизм Акмеизм Футуризм.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий Дата Историческое событие 1837 Год смерти А.С.Пушкина Год смерти А.С.Пушкина 1841.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
«Конец истории сошёлся с её началом…» Вл. Соловьёв. «Конец истории сошёлся с её началом…» Вл. Соловьёв.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век! Введение.
Береснева Надежда Михайловна, учитель МОУ Белышевская СОШ Ветлужского района Нижегородской области.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Транксрипт:

Министерство образования и науки РФ Магнитогорский государственный университет Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» 24 мая 2007 г.

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» ЭПИГРАФ Применять к сегодняшней литературе старые традиционные критерии невозможно. Нельзя рассматривать современный литературный процесс как однолинейный, одноуровневый. Литературные стили и жанры явно не следуют друг за другом, а существуют одновременно. Нет и в помине былой иерархичности литературной системы. Всё существует сразу и развивается в разных направлениях. А. Генис

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» ЦИТАТА Язык сегодняшней журнальной критики до сих пор несёт на себе следы былой русской журнальной традиции: принадлежность к литературной платформе «своего журнала». Каждый толстый журнал есть модель литературы. Кособокая, угловатая, шатко стоящая, но – модель. С. Лурье

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» ЦИТАТА Перед нами разные концепции жизни, разные, почти ни в чём не совмещающиеся России, – подобно тому, как почти ни в чём не совмещаются России Толстого или Достоевского, Лескова или Чехова, Бунина или Андрея Белого. Книги враждуют, соперничают, тайно полемизируют друг с другом, и это соперничество, кажется, во-первых, свидетельством художественной зрелости современной русской литературы, во-вторых, примером того, сколь плодотворным, скол увлекательным оказывается плюрализм, разномыслие и разноречие в пределах одной духовно-культурной парадигмы. С. Чупринин

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Современная Россия в произведениях писателей- «традиционалистов»: Л.И. Бородин (к.п.н. Т.И. Васильева) «По сути, Россия сегодня - эпицентр схватки-сшибки двух тенденций постхристианской цивилизации. В результате беспрецедентного краха коммунистической государственности здесь образовалось «поле свободы» - благоприятное пространство не только материально- территориальное, но и душевно-духовное, благоприятное для «выяснения отношений», чем мы сейчас успешно и занимаемся на радость и потеху «всему прогрессивному человечеству». Л.И. Бородин, «Эпоха новая – проблемы старые». «О себе же с честной уверенностью могу сказать, что мне повезло, выпало счастье – в годы бед и испытаний, личных и народных – ни в словах, ни в мыслях не оскверниться проклятием Родины. И да простится мне, если я этим счастьем немного погоржусь». Л.И. Бородин, «Без выбора». Леонид Бородин

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Образ современника в произведениях массовой литературы: антигерои нашего времени (к.ф.н. Т.А. Таянова) Виктор Пелевин Владимир Сорокин

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Образ современника в произведениях массовой литературы: антигерои нашего времени (к.ф.н. Т.А. Таянова) Борис Акунин

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Образ современника в произведениях массовой литературы: антигерои нашего времени (к.ф.н. Т.А. Таянова) Братья Пресняковы Евгений Гришковец

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Образ современника в произведениях массовой литературы: антигерои нашего времени (к.ф.н. Т.А. Таянова) Оксана Робски Сергей Минаев

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Парадоксы русской истории ХХ века в произведениях авторов «новой исторической прозы» (асп. кафедры русской литературы XX века А.В. Сидоров) Юрий Давыдов Дмитрий Быков

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Интерпретации национальной истории в романах фэнтези (асп. кафедры русской литературы XX века Е.А. Чепур). Мария Семенова Алексей Белянин

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» фазы циклы СоциальнаяМоральнаяРелигиознаяЭстетическая 1 цикл Классицизм: сословная честь, гражданская доблесть, служба отечеству и государю. Ломоносов, Фонвизин Сентиментализм: отдельная личность, внутренний мир. Искренность, задушевность. Нравственная польза. Карамзин. Романтизм: сверхличное, запредельное, «Там», «Туда», неземное томление. Жуковский. Гармоническая точность, пафос художественности, «поэзия выше нравственности», «подите прочь», «мы рождены для вдохновенья». Пушкин и его плеяда. 2 цикл Критический реализм: натуральная школа, физиологический очерк, обличительное направление, общественная польза, позитивизм и нигилизм. Гоголь, Белинский Новый сентиментализм: психологизм, «диалектика души» и «свежесть нравст. чувства». Порядочность, совесть, вина, раскаяние, гуманизм. Обличение лжи и пошлости. Лев Толстой, Чехов. Фантастический реализм Достоевского. Учение В. Соловьева. Символизм. Искусство как теургия, мифотворчество. Знаки миров иных. А.Белый, В.Иванов, Н.Бердяев, П.Флоренский. Акмеизм, футуризм, имажинизм. Прекрасная ясность. Самовитое слово. Образотворчество. Искусство как прием. Гумилев, Мандельштам, М.Кузьмин, Хлебников. Периодическая таблица русской литературы (циклы и фазы развития). Концепция М. Эпштейна.

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» фазы циклы СоциальнаяМоральнаяРелигиознаяЭстетическая 3 цикл Пролеткульт. Музыка революции, соц. заказ, народность, классовость, партийность, соцреализм. Положит. герой – боец и созидатель. Воспитание трудящихся в духе социализма. Горький, Маяковский, Н.Островский. Соц. сентиментализм. Искренность. Исповед. поэзия. Городская проза. Самовыражение. «Мы не винтики». Нравст. поиски. Внутр. мир. Самоанализ и саморефлексия. Совесть. Жить не по лжи. Евтушенко, Вознесенский, Битов, Трифонов, ранний Солженицын. Неоромантизм: 1) «Деревенская проза» и «тихая поэзия». Смирение. Почва. Народ. Нац. корни. Белов, Распутин, Астафьев. 2) Мифологизм. Фантастика. Притча. Переселение душ. Ким, Мамлеев, Кузнецов, Айтматов. 3) Метареализм. Трезвение, созерцание. Культура и культ. Архетипы. Седакова, Кривулин, Жданов… 1) Феноменализм. Метафизика и пластика языка. Логика чувственности. Вещи как они есть. Термины-метафоры. Бродский, Соколов. 2) Концептуализм. Игра с опустошенным языком. Схемы культуры. Пригов, Рубинштейн, Сорокин. 3) Арьергард. Нулевое письмо. Мусор культуры. Децентрализация, энтропия. 4 цикл 1990-? Новая социальность: метаполитика – игра знаками разных политик, синтез политики, литературы и театра. Периодическая таблица русской литературы (циклы и фазы развития). Концепция М. Эпштейна.

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» ЦИТАТА Поскольку история не повторяется, сомнительно, чтобы из неё можно было извлечь какие-то уроки, кроме жанровых и стилистических, – ведь именно эстетика основана на повторе, ритме, симметрии. Россия XX века не только подарила миру великих художников, но и сама предстаёт на исходе века как уникальное произведение постклассического искусства, как историческая (не компьютерная) игра под названием «Россия». М. Эпштейн

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Лауреаты премий РУССКИЙ БУКЕР 2000 г.: Михаил Шишкин, «Взятие Измаила» 2001 г.: Людмила Улицкая, «Казус Кукоцкого» 2002 г.: Олег Павлов, «Карагандинские девятины» 2003 г.: Рубен Давид Гонсалес Гальего, «Белое на чёрном» 2004 г.: Василий Аксёнов, «Вольтерьянцы и вольтерьянки» 2005 г.: Денис Гуцко, «Без пути-следа» 2006 г.: Ольга Славникова, «2017» АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ БУКЕР 2000 г.: Маргарет Этвуд, «Слепой убийца» 2001 г.: Питер Кэри, «Истинная история шайки Келли» 2002 г.: Янн Мартел, «Жизнь Пи» 2003 г.: Ди Би Си Пьер, «Вернон Господи Литтл» 2004 г.: Алан Холлингхёрст, «Линия красоты» 2005 г.:Джон Бэнвилл, «Море» 2006 г.: Киран Десаи, «Утрата в наследство»

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Лауреаты премий ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА Присуждается не за конкретное произведение, а по совокупности заслуг 1998 г.: филолог Владимир Топоров 1999 г.: поэт Инна Лиснянская 2000 г.: прозаик Валентин Распутин 2001 г.: прозаики Константин Воробьев и Евгений Носов 2002 г.: прозаик Леонид Бородин и философ Александр Панарин 2003 г.: поэты Ольга Седакова и Юрий Кублановский 2004 г.: режиссер Владимир Бортко и артист Евгений Миронов 2005 г.: литературовед Игорь Золотусский 2006 г.: писатель Алексей Варламов 2007 г.: литературовед Сергей Бочаров и лингвист Андрей Зализняк

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» Римма Андриановна Дышаленкова, член Союза писателей России Ангел времени Четыре окна Чудесный самолет С высоты земли

Круглый стол «Современная Россия в художественном сознании писателей» …Надо сказать, что в современной литературе развился жанр дневника, когда называется открыто, без страха перед судом конкретная личность – от простолюдинов до самых крупных чинов и олигархов. Здесь можно говорить о новом бесстрашии литературы, которое было свойственно, к примеру, Толстому, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину. В дневниковой литературе особенно отличился крупный писатель и поэт, председатель Московской городской писательской организации Союза писателей России Владимир Гусев, его «Метрический дневник», написанный им в США, где он в течение года вел курс русской литературы на английском языке. Мощно развивается у нас публицистика, которая включает в себя не только отражение действительности, но и художественно- эстетическую критику. Н. Воронов Николай Павлович Воронов, писатель, г. Москва