Использование технологии развития критического мышления учащихся (ТРКМ) на уроках МОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» уч.год Мартюшева О.М., замдиректора по УВР
«Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться» Олвин Тоффлер
Технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильями Смита (авторы – Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В России – Загашев И.О., С.И.Заир-Бек. Данная технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с большим информационным потоком; умение выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Критическое мышление «…это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю…» «…в педагогике критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Загашев И.О., Заир-Бек С.М.
Цель технологии Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)
В содержании целей заложено формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому данная технология широко используется в рамках компетентностного подхода в образовании.
Структура урока в ТРКМ Стадия «Вызов» Стадия «Осмысление» Стадия «Рефлексия»
Роль учителя направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
Стадия «Вызов» Начало урока в ТРКМ- это стадия «Вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме.
Приемы Загадки, пословицы, мифы, легенды, кроссворды, истории
Приемы Синквейн … Направленный, быстрый Помогает, лечит, освещает Он так необходим людям Прогресс!
Приемы ЗнаюХочу узнатьУзнал
Приемы «Верно-неверно»
«Вопросительные слова» Что? Где? Почему? Для чего? Каким образом? Сколько? Откуда? Какой?
***«Ключевые слова» По ключевым словам темы составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
***«Круги по воде» П О Г О Д А
Стадия «Осмысление» Получение новой информации по теме, классификация полученной информации, соотнесение старой и новой информации, формулирование вопросов, определение собственной позиции
Стадия «Осмысление» Приемы: Рассыпанный текст «меня научит чему-нибудь полезному учиться, и буду благодарен я всегда готов всякому, кто»
Приемы: Сравнительная (системная) таблица Линии сравнения АфрикаАвстралия Площадь ГП Рельеф Климат
Т-таблица Отличительные Особенности ГП Австралии Общие Особенности ГП Австралии и Африки Отличительные Особенности ГП Африки
Денотатный граф Интеллигенция формирует является вмешивается культурную среду катализатором настроения в обществе В общ. жизнь
«Инсерт» V – уже знал + - новое - - думал иначе ? – не понял, есть вопрос
«Фишбоун» Движение воздуха Парус, колесо Расширени е при нагревании Воздушные шары Упругость Шины, мяч Как человек использует воздух Люди широко научились использовать воздух
Принцип развернутой кооперации
*** «Зигзаг» 1 этап
*** «Зигзаг» 2 этап
*** «Зигзаг» 3 этап
*** «Зигзаг» 4 этап
*** «Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме Что нового я узнал из текста
***«Толстые и тонкие вопросы» Толстые ?Тонкие ? Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предположите, что будет, если… Что, если… Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… Верно ли…
***«ИДЕАЛ» Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Есть ли какое-либо хорошее решение? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике?
Стадия «Рефлексия» Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Подобный анализ становится более полезен, если он обращен в словесную или письменную форму. Именно в этом случае мысли структурируются, превращаясь в новое знание.
Приемы Узнал Понял Применил Проанализировал Сделал вывод Принял решение
Прием «Плюс, минус, интересно» Что в этом хорошего? + Что в этом плохого? _ Что в этом интересного? !
Прием «Акростих» Т Р К М Задание: составить четверостишие по теме: «Увлекательный урок». Начальные строки строк должны составить аббревиатуру ТРКМ
Прием «РАФТ» Роль Аудитория Форма Тема Задание: от учителей администрации телеграмма про ТРКМ
Прием «Синквейн» 1 строка – тема (одно слово), существительное 2 строка – описание темы (два слова), имя прилагательное 3 строка – описание действия (три слова), глагол 4 строка – отношение к теме (предложение, цитата, девиз) 5 строка – одно слово (синоним)
«Единственный путь к знаниям – это деятельность» Б.Шоу