Результаты, качество образования и основная образовательная программа в национальной инициативе «Наша новая школа» А.Б. Воронцов эксперт ИПОП «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Advertisements

Основная образовательная программа ступени как объект стандартизации общего образования Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный.
Результаты, качество образования и основная образовательная программа в национальной инициативе «Наша новая школа» А.Б. Воронцов эксперт ИПОП «Эврика»
Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие
Диагностика учебной успешности младшего школьника Инновационный проект из опыта работы МОУ «Агинская средняя школа 1»
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ И.Е. Патрикеева, директор.
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Разработка ….. программы. Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности,
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
ФГОС основного общего образования как стратегия социального проектирования и конструирования.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Основная образовательная программа начальной школы: содержание, структура, подходы к разработке « Внедрение стандартов начального образования нового поколения:
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
Транксрипт:

Результаты, качество образования и основная образовательная программа в национальной инициативе «Наша новая школа» А.Б. Воронцов эксперт ИПОП «Эврика» 15 февраля 2010, г. Ижевск Версия 1.0

1 вопрос: ФГОС НОО – один из шагов в НИ «Наша новая школа» Ст.7 п.4 Закона РФ «Об образовании» задала новый формат государственных стандартов

«Стандарты» гг Цели ступениМинимум содержание Требования к выпускнику (должен знать, уметь, применять) Примерные учебные программы Нормативные акты Учебники федерального перечня

ФГОС ОО (2009) Цели и задачи ступени Требования к результатам реализации ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к структуре ООП Примерная ООП 1 Примерная ООП 2 Примерная ООП 3 Рабочая ООП НОО

Нормативно-правовая база ООП ст.7. п. 4 Закон РФ «Об образовании» «соотношение частей ООП и их объем» «Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса» Ст.9.1 «ОП программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности» ст.9. п.6 «ООП обеспечивает реализацию ФГОС ОО и включает: -учебный план; -рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) -другие материалы….»

Ст.14 п.5 Закон РФ «Об образовании» «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» п 5.2 «Примерная ООП могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов…»

ст.28 п.19 (функции Федерации) «разработка базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРИМЕРНЫЕ ООП? Ст.32 п.6,7 (функции ОУ) «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»

Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").

Локальные нормативно-правовые акты Положение об организации образовательного процесса в 1-4-х классах; Положение о контрольно-оценочной деятельности в 1-4-х классах; Положение о школьной системе оценки качества образования; Положение об информационной среде образовательного учреждения; Положение о школьной документации, в том числе и ведении электронных документов (паспорта,журналов, дневников и т.п.); Положение о сайте образовательного учреждения; Положение о формах получения образования; Положение о второй половине дня в ОУ; Регламент системы оценки качества в ОУ; Должностные инструкции работников образовательных учреждений;

2 вопрос: Результаты и качество образование: разные подходы и обоснования

2.1.Подходы к результатам образования 1 подход – набор (перечень) разных образовательных (учебных и внеучебных) результатов: - предметные (академические) результаты (знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам); - ключевые компетентности (решение проблем, информационная, учебная, коммуникативная) или набор универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и личностных); - приобретение социального опыта или результаты личностного развития.

2.1.Подходы к результатам образования 2 подход - ключевые компетентности вокруг которых выстраиваются все виды образовательных результатов (интегративная характеристика образовательных результатов) 1 блок: интерактивное использование предметных способов/средств (орудий): 2 блок: взаимодействие в гетерогенных группах 3 блок : автономное действие 1-1. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст 1-2. Способность интерактивно использовать знания и информацию 1-3.Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные) 2-1 Способность хорошо относиться к другим Способность действовать в кооперации 2-3. Способность регулировать и разрешать конфликты 3-1. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст) 3-2. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты 3-3.Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности

2.1. Подходы к результатам образования 3 подход: сквозные образовательные результаты, как стержень вокруг которого «закручиваются» все остальные группы образовательных достижений Сквозные образовательные результаты - базовые результаты, которые прослеживаются через все образовательные области, ступени образования, являясь интегральной характеристикой образовательной результативности школьника, которая описывается через : образовательную самостоятельность, подразумевающую умения школьника создавать предметные способы и средства для собственного учебного продвижения и развития; образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, умение публичного предъявления своих образовательных результатов

1 группа вопросов: какой из подходов к результатам образования можно положить в основу Основной образовательной программы НОО? Возможен ли еще какой либо подход? Какой?

2.2. Подходы к качеству образования Утверждение: образовательные результаты и качество образования разные понятия, поэтому и оцениваться эти понятия должны разными субъектами и по-разному.

2.2. Подходы к качеству образования 1 подход: качество образования определяется как интегральная характеристика образования, в которой определена степень соответствия образовательных результатов и условий их получения ФГОС ОО, а также существующим в обществе потребностям и ожиданиям.

2.2. Подходы к качеству образования 2 подход: качество образования - есть интеграция следующих элементов: (1) гарантированная реализация минимальных стандартов образования; (2) способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; (3) способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; (4) стремление к совершенствованию.

2.2. Подходы к качеству образования 3 подход: качество образования - совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься разными видами деятельности, значимыми для их развития. Ключевые показатели качественного образования: эффективность, доступность, функциональная грамотность, индивидуальный прогресс, социализация и успешность.

Показатели качества образования Эффективность образования - показатель качества образования, который фиксирует оптимальные затраты времени и ресурсов для достижения запланированных образовательных результатов; Доступность образования – показатель качества образования, который фиксирует возможность обучающихся получать образование в различных формах (очное, заочное, очно-заочное, домашнее, семейное, экстернат); Функциональная грамотность - показатель качества образования, который фиксирует предметный и функциональные уровни освоения культурных предметных способов действий и средств. Индивидуальный прогресс ребенка - динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям. Социализация – показатель качества образования, демонстрирующий возможность обучающихся встраиваться в социальные проекты и практики, их самочувствие и поведение в этих условиях. Успешность - показатель качества образования, с помощью которого определяется возможности обучающихся использовать полученные образовательные результаты для решения своих социально-значимых практических задач.

2 блок вопросов: 1)Согласны ли вы, что результаты и качество образования – это про разное? 2)Какой из подходов к определению качества образования целесообразно взять для проектирования ООП? 3)Отражают ли представленные показатели качества образования современным требованиям к образованию?

3 вопрос: Кто и как оценивает результаты и качество образования?

3.1.Оценивание результатов Образовательные результаты оцениваются с помощью: внешней независимой оценки по выполнению выпускниками федерального государственного образовательного стандарта. Основные оценочные процедуры – единый государственный экзамен; государственная итоговая аттестация в форме тестовых материалов в девятом классе; тестирование учащихся 4(5), 9,10, 11 классов в ходе аккредитации образовательного учреждения; внутренней оценки (формативного оценивания) средствами учителя в ходе образовательного процесса через систему проверочных работ, а также публичного представления образовательных результатов самими учащимися, в том числе и с помощью портфолио.

3.2.Оценивание качества образования Качество образования может оцениваться с помощью: мониторинговых исследований для оценки индивидуального прогресса обучающихся с использованием стартовой, текущей и итоговой диагностики; тестовой диагностики для определения уровней предметной и функциональной грамотности по ведущим учебным дисциплинам; самооценки образовательного учреждения в ходе аккредитационных процедур; самооценки педагогов в ходе его аттестации; самооценки учащихся в ходе подведения итогов учебного года; экспертной оценки представителей общественно-профессиональной экспертизы, родительской общественности эффективности и доступности образования в конкретном образовательном учреждении; анкетирования учащихся и их родителей, эссе, портфолио, социологические данные по теме социализации и успешности обучающихся.

3 блок вопросов: Отнеситесь к следующим утверждениям: 1) Оценка образовательных результатов связана с выполнением учащихся ФГОС ОО, а следовательно, должна носить внешний характер и иметь жесткие ограничения: проводиться в определенные сроки (итоговая аттестация, аккредитация ОУ); 2) Необходимо усилить формативное оценивание силами педагогов в ходе образовательного процесса с целью коррекции педагогических и детских действий. Формативное оценивание не учитывается при подведение итогов года; 3)Оценка качества образования в большей мере имеет внутренний характер (т.е. индивидуализировано для субъекта), поэтому прежде всего ориентировано на самооценку потребителей образовательных услуг; 4)Качество образования можно фиксировать только в динамике через мониторинговые исследования, а также через систему экспертных оценок (т.е. без специальных измерительных процедур)

4 вопрос: Какая основная образовательная программа может помочь реализации НИ «Наша новая школа»?

ООП: какая программа нам нужна? 1 подход – изложен в тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная образовательная программа - «программа программ» и включает в себя набор отдельных программ (формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов, курсов; духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)

ООП: какая программа нам нужна? 2 подход – связан с реализацией деятельностного подхода в педагогической и управленческой деятельностях. Образовательная программа ступени – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, а также программу действий по обеспечению достижений обучающимися результатов освоения данной программы.

Какой мы видим основную образовательную программу НОО? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами

ООП ступени– новый вид образовательной программы Что предлагает ФГОС НОО?Что предлагает Эврика? Пояснительная запискаЦели и задачи НОО Планируемые результатыПланируемые результаты, способы и формы оценивания Учебный планОсновные этапы реализации ООП по годам через описание разных видов Де Программа формирования универсальных учебных действий Общая характеристика содержания образования Программа духовно-нравственного развития и воспитания Учебный план и его характеристика Программы отдельных учебных предметовУсловия реализации ООП (кадровые, финансовые) Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Мониторинг качества реализации ООП Система оценки достижения планируемых результатов Набор рабочих учебных программ

Вывод по подходу 2: ООП программа действий – это программа, которая проектирует не только цели, задачи и результаты, но и описывает путь (содержание, механизмы, способы, средства, условия) достижения запланированных образовательных результатов.

4 блок вопросов: 1)Какой подход к разработке ООП сможет, с Вашей точки зрения, начать проектировать «Новую нашу школу»? Почему? 2)Какая необходима помощь школе, условия, чтобы школа САМА смогла разработать свою рабочую ООП?

2 раздел Характеристики основных разделов ООП второго подхода

Учебный план – механизм реализации ООП 2904, 3210, 3150 – максимальные учебные часы Предметные области Обязательная часть (80%) Вариативная часть (20%) Максимальная учебная годовая нагрузка Пятидневка2323 (17ч/нед)581 (5 час/нед)2904 Шестидневка2323 (17ч/нед)887 (8 час/нед)3210 Внеучебная деятельность Вариативная часть (100%) Пятидневка-1350 (10 час/нед) Шестидневка-1350 (10 час/нед) Итого: Пятидневка Шестидневка

Содержание образования младшего школьника СодержаниеФормы организации ОПРезультаты Учебная деятельность Учебные предметыУрок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практикаВнеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности ИгроваяЗанятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Творческая Организационная Трудовая

Наименование основных разделов ООП НОО Образовательные области Часы 1.Обязательная (инвариантная) часть Филология1057 Математика452 Человек, природа, общество236 Искусство и культура344 Технология108 Здоровье226 Итого по первой части Вариативная часть в рамках предметных областей Пятидневная учебная неделя581 Шестидневная учебная неделя Вариативная часть за пределами предметных областей Шестидневная учебная неделя (учебные, интегративные курсы, модули и т.п. по выбору учащихся) 306 Внеучебная образовательная деятельность 1350 ВСЕГО : Пятидневная учебная неделя4254 ВСЕГО : Шестидневная учебная неделя

ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени)

Интерактивное использование СД - основа содержания учебного предмета (система культурных средств/способов Де) Содержательная область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами

ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы)

классы 4-5 класс1 класс ПШС Шестилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача

Годовой цикл реализации ООП Педагогические действия Фаза запускаФаза постановки и решения задач Рефлексивн ая фаза Аналитич еская фаза сентябрьоктябрь-апрельапрель-майиюнь Проведение стартовой работы Организация коррекционной работы Постановка задач года Презентация результатов Мониторинг реализации Формы и способы

Четырехлетний цикл реализации ООП Виды Де 1 класс2 класс3 класс ДействияРезультатМонитори нг Действи я РезультатМонитор инг действияРезультатМонитор инг Учебная Творческая Спортивная Организаци онная Игровая

ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования

2 а2 б3 а3 б понедельник русский язык физическая к.русский язык английский язык русский языкфизическая к. завтрак математикафизическая к.математика физическая к.математикаанглийский язык занятия в клубесоц. проект занятия в клубе вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающи й мир окр-щий мирокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыкаИЗОспортивные соревнования

- урок - экскурсия - творческая мастерская - конференция - спортивные соревнования - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - кафедра - спортивные секции - поход - индивидуальные занятия - социальные проекты - занятия в клубе - хоровая студия - оркестр народных инструментов трудовая практика изо студия

ООП – обеспечивает психолого- педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников

Индивидуальный прогресс младших школьников как основа формативного оценивания педагогов

Форма оформления результатов Вид результата: Ключевые компетентности (код)Обобщенный результат ХарактеристикиУсловия формирования Критерии достижения 1.(01)Информационная компетентность -Умение находить информацию; --умение представлять информацию в знаковой форме Тип ситуации (проектная задача) Образец задания 2.(02)Коммуникативная комппетентность Вид результата: культурные способы действия и понятийные средства (ЗУНы) …

Экспертная оценка ООП при аккредитации ОУ Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность 25 Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность 15 Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастных возможностей МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность 15 Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС