Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования Н.Н.Кошель, зав.кафедрой управления в сфере образования ГУО «Академия последипломного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Advertisements

Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Лидерство руководителя организации в системе менеджмента качества Выполнил: магистрант 1 курса Самойлова Дарья Васильевна.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Августовский педагогический совет 27 августа 2010 года Клюсова Татьяна Владимировна, доцент Сургутского государственного университета.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательский отдел Федорова Т.Н.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: рекомендации регионального оператора.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
Транксрипт:

Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования Н.Н.Кошель, зав.кафедрой управления в сфере образования ГУО «Академия последипломного образования», к.п.н., доцент Международная научно-практическая конференция «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» (Беларусь, Минск, мая 2010 года)

Актуальность развития качества дошкольного образования Дошкольное образование Образовательные услуги Рынок Потребители услуг

Актуальность развития качества дошкольного образования Стратегически важной для развития качества образования в целом становится реализация политики в области качества дошкольного образования, отражающей значение самоценности дошкольного детства в определении жизненных ценностей человека понимание дошкольного образования как стартовой ступени непрерывного образования, предпосылки обеспечения качества общего среднего образования социальную политику в области обеспечения качества дошкольного образования как залога качества жизни нынешних и будущих поколений

Индивидуально- личностное развитие Обеспечение передачи социального опыта Создание условий для личностного развития Функции дошкольного образования

Целеве ориентиры дошкольного образования обеспечение за счет широкого спектра образовательных услуг, быстрого реагирования на запросы потребителей результатов дошкольного образования, соответствующих критериям воспитанности ребенка готовности ребенка к продолжению образования индивидуально-личностного развития ребенка (его интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной и духовной сфер) обеспечения психо-физического здоровья

Понятие качества Качество есть: совокупность, система свойств объектов и процессов; единство элементов и структуры объектов и процессов, система качеств элементов и подсистем объектов и процессов; единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов; единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов; это означает, что качество объектов и процессов представляет собой единство их потенциального, внутреннего и реального, внешнего качеств (принцип дуальной, внешне-внутренней обусловленности качеств); основа целостности объекта (качество целого не сводится к качествам частей целого принцип целостности); иерархическая система свойств или качеств частей объектов и процессов (принцип иерархической организации качества); динамическая система свойств или качеств частей объектов или процессов; качество объекта или процесса в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла; качество придает объектам свойство единичности, определенности, сущности; сущность есть коренное внутреннее, потенциальное качество объекта или процесса; полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, идеалов, то есть соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам. Относительное качество Процедурное качество

Составляющие качества образования нормативно–правовое и нормативно– методическое обеспечение Качество директивных документов Качество образовательных стандартов (ОС) Качество учебных планов, рабочих планов (Упл) Качество учебных программ дисциплин (Упр) Качество УМК Качество учебно–методической документации

Составляющие качества образования обеспечение образовательного процесса Качество педагогического состава Качество образовательного процесса Качество социально–воспитательной работы с родителями

Составляющие качества образования ресурсное обеспечение Качество управления ДУ Качество работы службы питания Качество медобслуживания Качество материально–технического обеспечения Качество экологической среды Качество предметно-познавательной среды

Составляющие качества образования качество достижений выпускников Качество стартовых достижений детей Качество достижений выпускников по группам Качество достижений выпускников ДУ Качество достижений выпускников в начальной школе Качество системы повышения квалификации педагогического состава

Качество - соответствие цена/свойства Качество - Соответствие спросу Качество- Соответствие стандарту Уровни качества Качество - соответствие скрытым потребностям

Уровни управления качеством Четвертый уровень : инновационное управление Третий уровень : программно-целевое Второй уровень : проектное управление Первый уровень: р егулярное управление

Управление качеством образования есть управление качеством по отношению ко всем объектам и процессам в образовании в соответствии с типологией качества образования

Общий принцип управления качеством принцип дуальности организации и управления. В соответствии с этим принципом выделяется два направления: управление качеством функционирования систем (со сложившейся традицией этому направлению соответствуют термины "обеспечение качества", его поддержание); управление качеством развития систем (со сложившейся традицией этому направлению соответствует термин "улучшение качества"). –Принцип дуального управления качеством определяет два взаимодополняющих направления формирования нормативных баз управления: нормативной базы качества функционирования систем (обеспечения качества) и нормативной базы качества развития систем (улучшения качества).

Функции организации управления качеством блок функций формирования стратегии управления качеством (целеполагания, прогнозирования, планирования или программирования, стандартизации и нормирования); блок функций по реализации стратегии управления организации управления, координации и обеспечения, включая формы кадрового, метрологического, информационного, материально-технического обеспечения; блока функций обратной связи контроля, испытаний, анализа, учета и отчетности, оценки.

Улучшение качества дошкольного образования Это комплексная задача развития системы дошкольного образования, реализуемая посредством: –мобилизации внешних и внутренних ресурсов – гуманитарных механизмов коллективного управления качеством образования –процессов системного исследования – концептуализации – технологизации – стандартизации –и информатизации образования.

Улучшение качества дошкольного образования достигается через –создание целостной системы управления качеством образования в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 –внедрение новых методов проектирования и программирования развития дошкольного образования –организацию системного мониторинга качества дошкольного образования – введение институтов экспертизы и оценки качества дошкольного образования

Современная система управления TQM – всеобщее управление качеством СМК на основе требований ИСО-9001 Работа по принципу «Мы все делаем одно дело» Достижение долгосрочного успеха через удовлетворение потребителей, персонала и общества. От управления к управляемости Документальное описание всех процедур. Работа по принципу «Напиши как делаешь и делай, как написал» СМК – инструмент достижения успеха

Восемь принципов менеджмента качества – основа стандартов серии ИСО 9000 Применение принципа требует: осознания всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д. обеспечения сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, поставщиков, регионов и общества в целом) доведения этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации измерения удовлетворенности потребителей и корректирующие действия управления взаимодействием с потребителями Организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания Принцип 1 Организация, ориентированная на потребителя

Принцип 2 Роль руководства Применение принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером понимания и реагирования на внешние изменения ориентации на потребности всех заинтересованных сторон четкого определения прогноза будущего своего УО обеспечения атмосферы доверия и работы без страха обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности инициирования, признания и поощрения вклада людей поддержки открытых и честных взаимоотношений обучения и "выращивания" работников установления смелых целей и применения стратегии для их достижения Руководители создают единство целей организации и ее управления. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации

Принцип 3 Вовлечение работников Применение принципа требует от персонала: принятия инициативы и ответственности в решении проблем активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности передачи своего опыта и знаний членам команды ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей представления своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете От руководства требуется обеспечить условия, при которых персонал будет: получать удовлетворение от работы испытывать чувство гордости, работая в данном УО Работники всех уровней составляют сущность организации, полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации

Принцип 4 Подход как к процессу Применение принципа требует: определения процесса для достижения желаемого результата идентификации и измерения входов в процесс и его результатов определения взаимодействий процесса с функциями УО оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны установления четких прав, полномочий и ответственности за управление процессом определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон уделение внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребности в обучении –сочетание процессного подхода с управленческим учетом, командной формой организации работ и проектным стилем жизни – основа новой организации, организации ХХI века. Желаемый результат достигается эффективнее, если осуществляется менеджмент деятельности и ресурсов как цепочки взаимосвязанных процессов

Руководящие процессыРуководящие процессы (маркетинг, проектирование, планирование, менеджмент, анализ) (маркетинг, проектирование, планирование, менеджмент, анализ) Основные процессы (образовательные процессы)Основные процессы (образовательные процессы) Обеспечивающие процессы (научная, международная деятельность, кадровое, учебно- методическое, документационное, информационное, материально-техническое, финансовое обеспечение, развитие инфраструктуры и социальной сферы, взаимодействие с поставщиками и потребителями)Обеспечивающие процессы (научная, международная деятельность, кадровое, учебно- методическое, документационное, информационное, материально-техническое, финансовое обеспечение, развитие инфраструктуры и социальной сферы, взаимодействие с поставщиками и потребителями) Процессы мониторинга и контроля качества (наблюдения, контроля, измерения, оценки)Процессы мониторинга и контроля качества (наблюдения, контроля, измерения, оценки) Группы процессов по ИСО 9001:2000

Принцип 5 Системный подход к менеджменту Применение принципа требует: определения системы путем установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путем понимания взаимозависимости процессов в системе постоянного улучшения системы через измерения и оценку определения прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии Эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью

Системный подход к развитию дошкольного образования Предполагает проектирование и программирование процесса создания открытых образовательных систем как –Адаптивно-адаптирующих –Развивающих и развивающихся

Принцип 6 Постоянное улучшение Применение принципа требует: формирования потребности у каждого работника УО в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения постоянного повышения эффективности всех процессов обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: - цикл Деминга, - анализ и решение проблемы и др. определения измерителей и целей для организации улучшения признания улучшений Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации

Принцип 7 Метод принятия решения, основанный на фактах Применение принципа требует: измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации использования апробированных методов для анализа данных и информации понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции Эффективные решения основываются на анализе данных и информации

Принцип 8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками Применение принципа требует: идентификации основных поставщиков установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей УО и общества организации четких и открытых связей инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов совместной работы по четкому пониманию запросов потребителя обмена информацией и планами на будущее признания достижений и улучшений поставщика Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности

Стандартизация Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая качество товаров, услуг и безопасность труда Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения бизнес-процессов Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие. Общие цели: безопасность продукции, работ, услуг, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость услуг; качество продукции; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность объектов; безопасность страны. Конкретные цели относятся к определённой области деятельности. Стандартизация осуществляется на разных уровнях: международная стандартизация; региональная стандартизация; национальная стандартизация – в одном конкретном государстве; административно-территориальная стандартизация.

ФОРМАЛЬНАЯ СХЕМА ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вн. средства Цели и задачи Д1 Дn Орудия ФСО входвыход Время Пространство Стандарт целевой Стандарт входа Стандарт выхода Стандарт содержания образования Стандарт оргформ Стандарт квалификации Стандарт ресурсного обеспечения Стандарт согласования (системный стандарт)

Политика качества СМК не цель, а средство Научная база, инновации Строгая формализация и документы Качество – по каждой программе, учреждению в целом Стратегическое планирование качества Ведущая роль руководства ДУ Вовлечение всех участников процессов Контроль родителей Циклический режим, отчетность

Учитывая, что вопросы планирования (разработки), выполнения (реализации) и мониторинга (измерений, контроля, оценки) образовательных программ достаточно разработаны, одним из важных элементов системы менеджмента качества – СМК Учитывая, что вопросы планирования (разработки), выполнения (реализации) и мониторинга (измерений, контроля, оценки) образовательных программ достаточно разработаны, одним из важных элементов системы менеджмента качества – СМК (в соответствии с принципом Деминга – PDCA ) становится система анализа и принятия решений. Система анализа и принятия решений P – планирование A – анализ A – анализ D – выполнение C – контроль C – контроль

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1.Принятие высшим руководством решения о создании СК согласно концепции и требованиям стандартов ISO 9001: Создание рабочей группы и назначение лидера с широкими административными полномочиями. 3. Определение процедуры мотивации 4.Подготовительный период: ознакомление и изучение стандартов ISO: определение модели системы качества; разработка структуры системы качества и распределение ответственности по элементам разработка политики качества 5.Проведение анализа соответствия организации рекомендациями и требованиям стандартов ISO 6.Планирование системы качества: определение рисков проекта системы качества; составление программы проекта системы качества определение механизма контроля и корректировки программы 7.Разработка документации: определение структуры и идентификации документов; наброски схем или блок-схем процессов; анализ и корректировка набросков процессов разработка процедур деятельности/процессов 8.Внедрение системы качества: анализ процедур пользователями; корректировка процессов и документирование процедур внедрение процедур 9.Определение эффективности процедур и системы качества: проведение внутреннего аудита; анализ системы качества; проведение предварительного освидетельствования системы качества сертификационным органом по версии Международной неправительственной независимой организации "Регистр Ллойда

Программа курса повышения квалификации разработчиков СМК ДУ Тема 1. Понятие качества и менеджмента качества Тема 2. Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества. Комплексная оценка ДУ Тема 3. Менеджмент процессов в образовательном учреждении Тема 4. Стратегическое планирование в области качества образовательной деятельности Тема 5. Типовая модель системы качества учреждения образования и рекомендации по ее построению и внедрению в ДУ Тема 6. Аудит качества образовательной деятельности в ДУ Тема 7. Базовая модель совершенствования деятельности ДУ и его самооценка на основе этой модели. Использование модели СМК и самооценки в процессе подготовки ДУ к аттестации Тема 8. Применение методов и инструментов менеджмента качества в образовательных учреждениях Продолжительность – 72 часа Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Эффективность менеджмента качества Правильность выбранных целей Полнота достижения целей Отсутствие отрицательных последствий достижения целей Скорость достижения целей Оптимум затрат на достижение целей МЕНЕДЖМЕНТ качества

Ресурсы улучшения качества дошкольного образования Современные концепции дошкольного образования Переход на реализацию концепции открытого, непрерывного образования Партнерство заинтересованных всех сторон Становление государственно-общественной системы улучшения качества Создание «обучающихся организаций» Стимулирование развитие лидерства Система мер повышения престижа всех субъектов дошкольного образования

Адрес: , г. Минск, ул. Некрасова, 20/224 или 222 Тел./факс: , м.т: