Концепция естественнонаучного образования школьников МГУ имени М.В. Ломоносова 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Advertisements

Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Г.Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2006 г. Алексеева Ольга Владимировна Формирование математических понятий в начальном курсе математики при изучении геометрического.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Транксрипт:

Концепция естественнонаучного образования школьников МГУ имени М.В. Ломоносова 2008 г.

Общие положения 1. Концепция – ориентир в разработке учебно- методических комплексов нового поколения. 2. Трехуровневое изложение целей, содержания, методов и форм обучения: психология дидактика методика 3. Связи с социологией образования, теорией познания, эргономикой и др.

Актуальность новой концепции естественнонаучного образования Предпосылки и механизмы смены образовательных парадигм в ХХI веке: кризис – перманентное явление в мировом образовании; особенности кризиса образования конца ХХ века

Газета «Монд» (1970 год): «Реформы народного образования громоздятся одна на другую как лекарства на столике тяжело больного, такого больного, которого нужно лечить одновременно и от вялости, и от лихорадочного возбуждения. Беспрерывно меняются врачи у его изголовья, а вокруг них топятся миллионы родственников больного и подают противоречивые советы; одни выступают за мягкое лечение, другие рекомендуют шоковую терапию. Симптомы болезни хорошо известны: это массовая неуспеваемость, отрыв обучения от запросов жизни, растерянность преподавательского состава. Медицинское вмешательство необходимо, но где гарантия, что лекарства, прописываемые в таких огромных дозах не умертвят больного?»

Психологические основы концепции развивающего образования

Роль психологических знаний для построения моделей обучения. Эмпирические представления о психологических закономерностях учения. Место психологических концепций в системе традиционного образования. (Ассоцианизм. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Когнитивизм.)

Психологические основы концепции развивающего образования Развитие психики на различных этапах животного мира. Принцип предметности психики. Психологическая структура деятельности человека, ее всеобщая форма. Принцип единства структуры внешней и внутренней деятельности.

Психологические основы концепции развивающего образования Цель Субъект, планирующий Субъект действующ ий Средства деятельн ости Предмет деятельн ости Блок преобразования Продукт деятельн ости Сфера общес твенн ого потре бления

Психологические основы концепции развивающего образования Особенные и частные формы деятельности. Виды сознания: житейское, проектное, научное, художественное (эстетическое), нравственное. Флексивная и рефлексивная деятельность.

Психологические основы концепции развивающего образования б) Рефлексивное действие а) Флексивное действие УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Психологические основы концепции развивающего образования Активный характер присвоения учащимися опыта деятельности Предмет усвоения учитель ученик Активен учитель учитель ученик Предмет усвоения Программа деятельности Активен учащийся

Психологические основы концепции развивающего образования Функциональные характеристики действия Начало освоения действия ОриентировочнаяИсполнительнаяКонтрольно- коррекционная Процесс освоения действия по заданной программе Утилитарное действие ПониманиеИсполнениеВнимание Интериоризация

Дидактические требования к построению учебного предмета в системе развивающего образования. Дидактический смысл принципа предметности психики. Концептуальная схема учебного предмета.

Принцип предметности Важной особенностью человеческой психики является целостность восприятия зрительных и прочих образов окружающего мира. Если возможно сознание человека даже достраивает систему элементов до целостного образа. Целостность - необходимое условие для эффективного восприятия любого объекта.

Принцип предметности

Для эффективного восприятия объекта изучения необходимо создать условия для первоначального построения единой целостной картины на базе основных системообразующих элементов данного объекта

Дидактические требования к построению учебного предмета в системе развивающего образования. Концептуальная схема: задает границы изучаемого предмета, демонстрирует учащимся его внутреннюю упорядоченность; фиксирует основные элементы содержания учебного предмета, их связи и отношения в виде законов предметной области; раскрывает перспективы изучения представленного материала, позволяя обозначить возможные траектории познавательного продвижения в нем; является ориентировочной основой преобразовательных действий в решении задач соответствующей предметной области; выступает эффективным инструментом для учащихся по актуализации уже усвоенных знаний.

Дидактические требования к построению учебного предмета в системе развивающего образования. Концептуальная схема выступает как опора, логически связующая новые для учащегося знания в общую систему учебного предмета. Рациональное использование концептуальной схемы в ходе учебного процесса направлено на то, чтобы учащийся не «потерялся» в частностях учебного предмета, а сумел встроить и интерпретировать каждый элемент предметного знания в системе базовых понятий. Все это обеспечивает понимание учащимся материала учебного предмета, а не только воспроизведение им предметных знаний, которое, как правило, выполняется преимущественно с опорой на память.

Концептуальная схема раздела «Механика». Основные механические величины Основные механические явления ИнерцияТяжестьУпругостьТрение Пространственные характеристики Время Силы Энергия Специфические характеристики

Принцип опосредствованности Уровни методологических знаний IV уровень - философский (рефлексивный) III уровень - общенаучной методологии II уровень - предметно-специфический I уровень - операциональный (сервисный)

Номенклатура познавательных средств. понятия: абстракция, аддитивность, аксиома, алгоритм, анализ, аналогия, атрибут, вероятность, взаимодействие, вид и род, вещь, закон, идея, идеализация, изменения, иерархия, информация, качество, количество, константность, концепция, объект и предмет, объяснение, определение, отношение, парадокс, поведение, понятие, противоречие, синтез, свойство, связь, система, символ, состояние, структура, факт, элемент. методы: аналогии, аналитический, генетический, дедукции, индукции, классификации, моделирования, наблюдения, от противного, приведение к нелепости, системный, теоретический, эксперимента. принципы: дополнительности, обратимости, сохранения, симметрии. категории: абсолютное и относительное, внешнее и внутреннее, количество и качество, необходимость и случайность, причина и следствие, явление и сущность.

Задача 1. В вершинах квадрата со стороной а находятся черепахи. Они одновременно начинают двигаться, каждая в направлении соседки, находящейся на смежной стороне квадрата. Скорость черепах V. Встретятся ли черепашки? Если да, то через какое время? v v v v а а

Задача 2. Соединение проволочных проводников представляет собой куб. Сопротивление каждого проводника (ребра куба) составляет r. Каково сопротивление между точками 1 и 8, представляющими собой противоположные вершины куба? r r r а) б) r

Учет субъектных характеристик в организации учебной деятельсноти c.Mypkobo р. Незнайка