«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» К.Д. Ушинский Актуальность проблемы В свете современных требований «деятельность интернатных образовательных учреждений должна быть направлена на решение следующих задач: создание в образовательных учреждениях благоприятных условий для успешной социализации и реабилитации детей; расширение системы профессиональной подготовки воспитанников». ( Н.Е. Астафьева Из материалов областной конференции работников ОУ интернатного типа) Таким образом, необходимо учить подростков делать осознанный выбор, развивать творческую и социальную активность, позволять получить опыт коллективной и индивидуальной работы, формируя компетентности в сфере социально–бытовой и трудовой деятельности.
Противоречия: между желанием попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности в школе-интернате; между склонностями воспитанников и требованиями избираемой профессии; между психофизическими возможностями и представлениями о престиже профессии.
Проблема В современном обществе под влиянием информационно- коммуникационных технологий меняется содержание и характер выполняемой трудовой деятельности всех ее участников, что требует от работника высокого уровня профессионализма, способности к принятию самостоятельных решений. В связи с этим возникает проблема: необходимость подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, нестандартному решению практических проблем для реализации в современном обществе.
Цель: создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение, как основного фактора социализации воспитанников школы-интерната Задачи: формирование технологической грамотности и компетентности, умения находить нестандартный, творческий подход к решению профессиональ- ных задач создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации воспитанников развитие коммуника- тивных качеств личности
Новизна проекта использование ИКТ; использование эффективных инновационных технологий в формировании у воспитанников школы-интерната ключевых компетентностей в сфере социально- бытовой и трудовой деятельности с учетом региональной специфики.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной ориентации у воспитанников старших классов Предмет исследования: методика проведения занятий по профориентационной работе Гипотеза: если воспитанники сделают правильный выбор профессии и она будет соответствовать психофизиологическим особенностям детей, то им гарантированы: профессиональный рост и социализация в обществе.
Время реализации проекта: 2009 – 2011г. Целевая группа проекта: воспитанники старших классов школы-интерната Участники проекта: воспитатели, школьный психолог, социальный педагог, социальные партнёры, воспитатели, школьный психолог, социальный педагог, социальные партнёры, специалисты, проводящие профориентационную работу
Технологическая карта проекта ЭтапыСрокиЗадачи Подготовительно- внедренческий Определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, спланировать предстоящую деятельность. 2. Подготовить программно-методическое обеспечение (методические разработки, дидактический материал, наглядные средства обучения) 3. Изучить методическую литературу. 4. Наблюдать за процессом воспитания, проводить анкетирование, беседы, анализировать промежуточные результаты. Контрольно - оценочный 2010 – Обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами 2. Осуществить анализ результатов работы над проектом.
высокий уровень мотивации обучающихся к получению профессиональн ой подготовки наличие у обучающихся развитых коммуникативных умений, сформированных навыков применения информационных технологий в процессе обучения повышение уровня творческих способностей обучающихся Ожидаемые результаты : формирование готовности выпускника не только воспринимать и потреблять информацию, но и осмысленно использовать её в своей учебной, а затем профессиональной деятельности
Используемые технологии Использование ИКТ и сетевых сообществ (позволяет находить и извлекать необходимую информацию о профессиях, условиях обучения, специфики профессиональной деятельности и др.) Личностно-ориентированное обучение (содействует развитию самостоятельности обучающихся, умению работать с учетом индивидуальных способностей). Использование проблемного обучения (позволяет активизировать производственный процесс. Стараюсь, как можно чаще ставить проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации).
Механизм реализации проекта: консультации с психологом, социологом, мед. работниками, социологические опросы по изучению проблем и интересов; встречи с людьми различных специальностей, составление психограмм; профориентационные игры, психологические сочинения, обучающие семинары, круглые столы, конкурсы, игровые упражнения; формирование опыта профессиональной деятельности в процессе производственного обучения
«Психологическая атмосфера в коллективе»(методика Л.Г. Жедуновой)
Совместная коллективная деятельность Экскурсии Общешкольные линейки Туристические слётыКонкурсыЛетний отдых
Консультации психолога, социологические опросы по изучению проблем и интересов;
Профессиональная подготовка воспитанников по профессии «Швея»
Профессиональная подготовка воспитанников по профессии «Плотник»
Профессиональная подготовка воспитанников по профессии «Изготовитель керамических изделий из керамики»
Профессиональная подготовка воспитанников по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Формы работы с ИКТ для профориентационной работы для организации внеклассных мероприятий применение на учебных занятиях
Тематические презентации
Готовность воспитанников к профессиональному обучению
Результативность: увеличилась эмоциональная и деловая включенность детей; появление смысла в выборе профессии; накопленный опыт используется для самоопределения и самореализации воспитанников; созданы условия для профессионального становления учащихся в условиях изменяющегося общества и рынка труда
Информация для сотрудничества: Тамбовская область, Сосновский район, р/п Сосновка, улица Лесная, дом 2 ТОГУ «Сосновская школа-интернат» контактный телефон
Информационные ресурсы: Афанасьева Т.П.Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. М. Классик Стиль Батурина Л.В., Котовская Л.В. Профориентационная работа с подростками в современных социально-экономических условиях: Метод рекомендации/ГУ ОиН Челяб. обл.; ЧелИРПО. – Челябинск, Гуревич Л.А. Предпрофильная подготовка как взаимосвязь и взаимозависимость процессов образования и профориентации// Профильная школа Климов Е.А. Психлогия профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники 8-11 кл.-М.:Вако Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению. Народное образование – Интернет ресурсы: http: // festival.1september.ru;