Организация исследовательской деятельности младших школьников. Учитель начальных классов ГОУ СОШ 662: Феклистова Надежда Геннадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
Advertisements

Исследовательская деятельность младших школьников Андреева Н.В. п едагог – психолог СОШ 30 г.Ярославль.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Перепечко Наталья Сергеевна Специальность Учитель начальных классов Пед. стаж 18 лет Образованиевысшее Методическая тема Проектная деятельность в начальной.
« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров.
«Групповая проектная работа» Выполнила учитель начальных классов Феклистова Надежда Геннадьевна.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Бойко М. А., заместитель директора по воспитательной работе.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к цели и того, кто, промахнулся, они идут.
Транксрипт:

Организация исследовательской деятельности младших школьников. Учитель начальных классов ГОУ СОШ 662: Феклистова Надежда Геннадьевна

Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе.

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - говорили древние греки У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире. «Исследовательское обучение» - подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. - Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.

«Исследовать – разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск» (Ожегов)

Условия современного общества требуют от каждого человека: - умения быть самостоятельным. - решать различные проблемы, значит: - уметь ставить цель и добиваться ее, - правильно планировать и организовывать свою деятельность

Важнейшая задача образования- Подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

Цель исследовательского обучения : - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Проектно- исследовательская деятельность младших школьников -деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследований, определение ожидаемых результатов.

Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Формирование исследовательской деятельности 1 этап: (1 класс) - поддержание исследовательской активности - развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать - формирование первоначальных представлений о деятельности исследований

Формирование исследовательской деятельности 2 этап: 2 класс: - приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя - развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать. формулировать результаты исследования - поддержание инициативы, активности, самостоятельности

Формирование исследовательской деятельности 3 этап: (3 – 4 классы) - Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.

Отличие проектной деятельности и исследовательской: Исследовательская деятельность должна быть более свободной, гибкой, большое место импровизации.

Этапы Исследование : - Постановка проблемы - Изучение теории - Подбор методик исследования - Сбор материала, его анализ, обобщение - Научный комментарий - Собственные выводы Проект : - Постановка проблемы - Выработка концепции (гипотезы) - Определение целей и задач проекта - Создание плана - Организация деятельности по реализации проекта

Организация исследовательского обучения 1. Учитель ставит проблему и намечает пути решения, а само решение находит ученик. 2. Учитель ставит проблему. Но пути и методы ее решения, а также само решение ученик решает самостоятельно. 3. (высший уровень) Ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения, и находят решение.

Классификация исследования - По количеству учеников: личностный (индивидуальный),парный, групповой - По месту проведения: урочные и внеурочные - По времени: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный - По теме: предметные или свободные По проблеме: освоение программного материала, более глубокого, изучаемого на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу

Цели работы над проектом 1. Научить самостоятельному достижению намеченной цели. 2. Научить предвидеть мини – проблемы на пути достижения цели. 3. Сформировать умение работать с информацией. 4. Сформировать навыки проведения исследований. 5. Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. 6. Сформировать навыки делового общения и работы в группе.

Отчет о работе над проектами. Наиболее значимые проекты за период г.

Проекты - - Произведения – юбиляры. «Аленушкиным сказкам» Д.Н.Мамина – Сибиряка 110 лет г. Индивидуальные проекты. Групповой проект. Конкурс «Читаем в классе, в семье» 2 класс - «Творчество Лидии Чарской». Индивидуальный проект. Автор Жилкина Мария (3 класс) 2008 г. Конкурс «Открытие». - «Русские народные сказки. Чему мы учимся, читая сказки» г. Индивидуальные проекты. Групповой проект. Конкурс «Читаем в классе, в семье» 3 класс

«Все мы такие разные но так похожи». Международный конкурс образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования ноябрь 2008 г. «Мы – москвичи». VIII смотр –конкурс образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре мира» 2009 г. «Знакомьтесь – велосипед». Групповой проект. Авторы Алесенко Иван и Степенко Теона (2 класс) 2011 г. Конкурс «Открытие».

Произведения – юбиляры. «Аленушкиным сказкам» Д.Н.Мамина – Сибиряка 110 лет г. Индивидуальные проекты. Групповой проект. 2 класс Цель поиска: - Интересно, настоящая ли фамилия автора или это псевдоним? - Почему сказки называются «Аленушкиными»? - Какие сказки вошли в сборник? - Почему знакомая нам «Серая Шейка » не входит в этот сборник?

Творческая работа: - Чтение и анализ произведений. - Работа со словами и с фразеологизмами. - Сочинение собственных сказок и изменение или дополнение авторских. - Составление кроссвордов. - Придумывание загадок. - Иллюстрирование сказок

Итоговые вопросы: - В чем секрет долговечности произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка? - Почему людей разного возраста продолжают радовать и волновать его произведения?

«Творчество Лидии Чарской». Индивидуальный. Автор Жилкина Мария (3 класс) 2008 г. Описание работы: - Открытие автора. - Знакомство с произведениями Лидии Чарской. - Возвращение на книжную полку через столетие. - Феномен Лидии Чарской как писателя для детей и для взрослых. - Опрос читателей. - Книги Чарской – это бестселлер?

Итоги опроса ( Мы провели исследование: знают ли взрослые Л.Чарскую и какими книгами в наши дни увлекаются ребята.) Взрослые: Опрошено 36 человек. Читали произведения Лидии Чарской - 8 человек. Возраст опрошенных лет - 5 человек. Возраст опрошенных года - 2 человека. Возраст опрошенных 45 – 55 лет - 1 человек. Дети: Опрошено 377 учеников 3-х - 7-х классов. О Гарри Поттере читали человек. Знают произведения Н.Носова человек. Читали произведения Лидии Чарской - 9 человек.

Вывод: Открыв для себя детскую писательницу Лидию Чарскую, читая ее повести, становишься добрее, чище, светлее, терпимее к людям, окружающим тебя. Тебе становятся понятными некоторые «взрослые» проблемы, меняются взгляды на многое, что происходит в жизни. Ты стараешься понять людей, умеешь объяснить, казалось бы необъяснимое. Когда я стану взрослой я обязательно буду читать произведения Л.Чарской своим детям.

«Русские народные сказки. Чему мы учимся, читая сказки» Любимые литературные произведения в классе и семье. Наш 4 –«В» класс решил принять участие в конкурсе «Читаем вместе в классе и в семье». Мы, конечно, читаем все, но вот как … Поэтому, первое, что мы сделали – отправились в библиотеку. Идея: Интересно же узнать: - Какой класс самый читающий в школе? - Как обстоят дела с чтением в стране? - Какие произведения пользуются наибольшим спросом в нашей школьной библиотеке?.

Этапы работы над проектом. 1. Подготовительный этап. - постановка цели и проблемы исследования. - определены виды деятельности: - поиск сказок; - посещение библиотеки; - знакомство со сказками; - чтение сказок; 2. Исследовательский этап. - анкетирование, сбор информации - работа над словом, фразеологизмами, пословицами 3. Работа над проектом. Творческий этап. Разделение на группы по интересам. 4. Заключительный этап. Итоги. Презентации. Проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты: - привлечь к чтению сказок не читающих ребят; - заинтересовать в занятиях различными видами творчества; - повысить технику чтения.

Вывод: Благодаря участию в проекте: - ребята заинтересовались чтением; - повысился интерес к чтению не только сказок, но и других литературных произведений; - увеличился темп чтения. Чтение стало выразительным, плавным; - учащихся заинтересовал метод поисковой работы, он чаще стал использоваться при изучении нового материала, особенно на уроках окружающего мира и чтения; - расширился кругозор учащихся; - обогатился словарный запас, улучшилась речь, стала развернутая, правильная

Результаты опроса (социологическое исследование) Оказалось, что самые читающие - 1 «Б», 5 «Б» и ребята 10 и 11 классов. В ходе поисков мы нашли такие статистические данные: в 2005 году в России читали хотя бы 1 книгу в год 63%, в семье читали– всего 7%, а систематически читающих – 28 %. К 2009 году эти показатели изменились в сторону роста. Возвращается интерес к чтению!

«Все мы такие разные но так похожи». Международный конкурс образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования Идея: …Выяснилось, что в классе учатся дети, отцы которых принимали участие в военных действиях в Нагорном Карабахе, по разные стороны. Там они были врагами. А сейчас мальчишки, дети этих воинов, сидят за одной партой….. Как сплотить их в одну семью (коллектив)? Как научить отвечать за свои поступки? Как научить жить в дружбе, взаимопонимании? Как научить толерантности?

Цель: воспитать личность (её отношение к миру, с миром, к самому себе и с самим собой); Задачи: создать условия для воспитания толерантности; помочь детям разных национальностей в формировании взаимоотношений, взаимопонимания; познакомить с традициями разных народов; повысить уровень этнической толерантности; научить умению бесконфликтного общения.

«Знакомьтесь –велосипед» Цели и задачи: 1.Образовательная: - Узнать историю создания велосипеда, его развитие, устройство, разнообразие современных моделей; 2. Развивающая: - развивать творческое мышление, воображение; - заинтересовать в решении серьезных «взрослых» проблем; - попробовать разрешать их; 3. Воспитательная: Воспитывать - бережное отношение к окружающему миру; - умение прийти на помощь ближнему; - умение работать в команде, решая общие задачи; -ответственность за свое здоровье.

Идея: Алесенко Ваня занимается велоспортом. И довольно успешно. В своей возрастной группе он - чемпион г. Москвы. Владеет различными экстремальными спортивными дисциплинами (ВМХ, маунтибайк). Когда в первом классе по окружающему миру проходили тему «Что такое велосипед?» Ваня с гордостью демонстрировал свои знания. Ему задавали различные вопросы: - Есть ли у твоего велосипеда название? - Чем он отличается от того, что изображен в учебнике и от того, что мы «собирали» в тетради? - Велосипед – что это: игрушка или средство передвижения?

Этапы работы над проектом. 1. Организационныйный этап. Определение различных видов деятельности для ребят. Разделение на группы по интересам. Работа со словарем. История создания. Применение велосипеда. Виды велосипедов. Разновидности велоспорта. 2. Исследовательский этап. Социологический опрос. Обработка полученных данных. «Изобретение» своего велосипеда. Составление правил для велосипедиста. Тренировки, соревнования. 3. Заключительный (творческий) этап. Итоги. Выставки. Презентации. Проведение мероприятий.

Вывод: благодаря участию в проекте: - ребята заинтересовались велосипедом; велоспортом; - повысился интерес к учебе и к занятию спортом одновременно; - учащихся заинтересовал метод поисковой и исследовательской работы, они чаще стали использоваться при изучении нового материала, особенно на уроках окружающего мира и чтения; - расширился кругозор учащихся;

Материалы этого проекта могут быть использованы как пособие по теме: «Знакомьтесь - велосипед». А это: - Популяризация велосипеда. - Пропаганда велоспорта и здорового образа жизни. - Правила велосипедиста. - Социальная значимость. - Информация о перспективах велосипеда как транспортного средства на улицах Москвы. - Безопасные маршруты для велосипедистов в Москве.

Вывод: Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе. Пусть исследуют! Пусть открывают!