ТИПЫ РЕЧИ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТИПЫ РЕЧИ Текст 1. На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая,
Advertisements

Д АВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ : типы речи Побыстрей проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте,все ль в порядке ? Книжка, ручка и тетрадки? Если.
Типы речи ПРЕДМЕТ Что это? Кто это? Какие они? Что они делают? Почему предметы такие?
Типы речи Как различают типы речи?. Сравнить тексты 1. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове.
1. Схема текста типа рассуждение почему? что из этого следует? Тезис- утверждение, которое нужно доказать обоснование: аргументы примеры вывод.
Речь. Типы речи. Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Типы речи (текста). Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.
Сочинение описание Моя любимая игрушка.. Цели урока: - умение строить описание (последовательно и связно описывать); - умение раскрывать тему и основную.
Типы речи. Ученица 5 «б» кл., шк.1 Романова Анастасия.
Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему. ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ТИПЫ РЕЧИ Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической.
Речь. Типы речи. Урок для учащихся 7класса. Разработка урока Строкиной А.В.., учителя МОУСОШ 14.
Речь – это средство общения. С помощью речи мы можем выражать свои чувства и эмоции. В различных ситуациях, например при общении с родителями, с друзьями,
Тема урока: Сочинение – описание предмета. урок обучающего сочинения в 5 классе.
Текст – это два или несколько предложений, которые связаны по смыслу общей темой. Текст Повествование Описание Рассуждение.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Тема урока Типы речи. Повествование.. Текст Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу, с помощью языковых средств и расположенных в определённой.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Описание – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках Повествование – тип речи, в котором говорится о последовательных действиях Рассуждение.
Транксрипт:

ТИПЫ РЕЧИ

Цели урока: познакомить учащихся с основными типами речи; познакомить учащихся с основными типами речи; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи. развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.

На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно быть крыльями и притоптывать утиной лапой. (По К. Паустовскому) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. КТО ЭТО? КАКОЙ ОН? ЧТО СДЕЛАЛ ПЕЛИКАН? ПОЧЕМУ ПЕЛИКАНЫ НЕ МОГУТ НЫРЯТЬ?

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НАДО РАССКАЗАТЬ О ПЕЛИКАНАХ НЕ СЛОВАМИ, А С ПОМОЩЬЮ ФОТОАППАРАТА. Содержание какого рассказа вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? Какой из текстов о пеликане является описанием, какой – повествованием, какой – рассуждением? ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ ТЕКСТЫ

ТИПЫ РЕЧИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ

ОПИСАНИЕ – ЭТО ТАКОЙ ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ И Т.П. (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА КУСОЧЕК БЕРЁЗЫ КАЗАЛСЯ ЖИВЫМ. ПЛАСТИНКА БЫЛА ТОНКАЯ, СВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ, С КАКИМИ-ТО НЕПОНЯТНЫМИ УЗОРАМИ. ВРОДЕ БЫ ВОЛНЫ БЕГУТ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, СТАЛКИВАЮТСЯ, СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО РАСПЛЁСКИВАЮТСЯ И ОПЯТЬ ГЛЫБЯТСЯ. А СВЕТИТСЯ ДЕРЕВО МЯГКО, ЯНТАРНО, АТЛАСНО. ИЗ ГЛУБИНЫ ГОДОВЫХ КОЛЕЦ ТЕПЛИТСЯ ЭТОТ СВЕТ. (ПО В. БОЧАРНИКОВУ) ЖИВЫМ ТОНКАЯСВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ УЗОРАМИВОЛНЫ СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО МЯГКОЯНТАРНО АТЛАСНО общее представление описание деталей впечатление

ПОВЕСТВОВАНИЕ – ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ (РАССКАЗЫВАЮТСЯ) СОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. (ЧТО ПОИЗОШЛО?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗАТЕМ, ПОТОМ, ПОСЛЕ ЭТОГО, НЕМНОГО ПОГОДЯ, ПОЗЖЕ, ЧЕРЕЗ НЕКОТРОЕ ВРЕМЯ, ПОЗДНЕЕ, ДАЛЬШЕ, ТУТ, ТОГДА, НАКОНЕЦ. Я ЗАПОМНИЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, КОГДА МНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ. КО МНЕ ПРИШЛИ МОИ ДРУЗЬЯ.... Я УГОСТИЛ РЕБЯТ ЧАЕМ С КОНФЕТАМИ И ПИРОЖНЫМИ.... ПОКАЗАЛ ТОВАРИЩАМ СВОИ ИГРУШКИ: ХОККЕЙ, ФУТБОЛ, ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ, ОХОТУ.... МЫ ПРОВЕЛИ ВИКТОРИНУ.... СМОТРЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ «КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» И «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».... ВСЕ РАЗОШЛИСЬ ПО ДОМАМ. СНАЧАЛА ПОТОМ НЕМНОГО ПОГОДЯ ПОСЛЕ ЭТОГО НАКОНЕЦ

РАССУЖДЕНИЕ – УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЯД МЫСЛЕЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ОБОСНОВАНИЕ: АРГУМЕНТЫ 2 ПРИМЕРЫ 3 ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? ПОЭТОМУ ВЫВОД4 ТЕЗИС 1 НЕКОТОРЫЕ СКАЗКИ НАЗЫВАЮТСЯ ВОЛШЕБНЫМИ, ТАК КАК В НИХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПОДВИГАХ ГЕРОЕВ – СМЕЛЫХ, НАХОДЧИВЫХ И ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ. ОНИ ПОДНИМАЮТСЯ ВЫШЕ ТУЧ, ПОПАДАЮТ В ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО, ДОСТАЮТ МЁРТВУЮ И ЖИВУЮ ВОДУ. ИМ ПОМОГАЮТ КОВРЫ- САМОЛЁТЫ, СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ, ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ. ПОЭТОМУ ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ.

Обратите внимание! В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания. В ЫХОЖУ НА ПОЛЯНКУ И ВДРУГ ВИЖУ ВОЗЛЕ СТАРОЙ, ДАВНО НЕ ЕЗЖЕННОЙ ДОРОГИ СРАЗУ ДВА БЕЛЫХ ГРИБА. ДА КАКИХ ЕЩЕ! ШЛЯПКА У КАЖДОГО ЧУТЬ МЕНЬШЕ МОЕГО КАРТУЗА. СРЕЗАЛ ИХ НОЖИЧКОМ. НОЖКИ ТОЛСТЫЕ, КРЕПКИЕ. Н А ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЕЩЁ РАЗОК ОГЛЯДЕЛСЯ ПО СТОРОНАМ, ОГЛЯДЕЛСЯ – И ОБМЕР: ЕЩЕ ДВА ПОЧТИ РЯДОМ С МОИМИ РАСТУТ, А НЕМНОГО ПОДАЛЬШЕ – ЕЩЁ ОДИН. И ВСЕ КАК НА ПОДБОР. П ОСЛЕ ТАКОЙ УДАЧИ Я УЖ ВСЮ ЭТУ ПОЛЯНКУ ПОЛЗКОМ ОБЛАЗИЛ. НО БОЛЬШЕ НИ ОДНОГО НЕ НАШЁЛ. (Г. СКРЕБИЦКИЙ) Какие типы речи соединяются в тексте ? С какой целью автор вводит в текст одновременно повествование и описание ? Какие слова помогают нам отнести части текста к повествованию и описанию ? ВОПРОСЫ !

Итоги урока Итоги урока - Что нового узнали на уроке? - Какие бывают типы речи? - Какой тип речи называется повествованием? - Что такое описание? - Что значит рассуждать?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НА ВЫБОР :