Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Обществознание 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
Мораль Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес- кое, классовое Сформирова- лась вместе с возникнове- нием человеческого общества Предмет.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Тема: Общие сведения об этической культуре.
Религия в современном мире… Выполнила Бичева Настя Ученица 10 «Б» класса Лицей 2.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (7 класс) на тему: ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
Транксрипт:

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Обществознание 10 класс

Мировые религии: Линии сравнения БуддизмХристианствоИслам Время и место зарождения VI-V вв. до н.э. Индия I в.н.э. Восточные провинции Римской империи Начало VII в. н.э. Азия, Аравийский полуостров Территория, на которой проживают исповедующие религию Южная, Юго- Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия Преимущественно Европа и Северная Америка Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа

Мировые религии: Линии сравнения БуддизмХристианствоИслам Источники вероучения Типитака (собрание буддийских текстов) Библия (собрание священных текстов христиан) Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство Основы учения Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Идея греховности человека как причина всех его несчастия и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид. Человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Количество последователей религии Около 500 млн. человек 2 млрд.человекОколо 1,5 млрд. человек

Мораль. Нравственная культура. МОРАЛЬ – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали: Наименование нормы Табу СущностьЖесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Характер нормыРаспространяется на членов данной общины Чем поддерживаетсяМистическая боязнь определенных актов или существ Когда возникаетРодовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Обычай СущностьИсторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах Характер нормыРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Чем поддерживаетсяАвторитет общественного мнения Когда возникаетРодовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Традиция СущностьРазновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Характер нормыРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Чем поддерживаетсяАвторитет общественного мнения Когда возникаетРодовой строй

Развитие норм морали: Наименование нормы Моральные правила СущностьКонцентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Характер нормыРаспространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Чем поддерживаетсяИдеи добра и зла, авторитет общественного мнения Когда возникаетРазложение родового строя

Вопросы происхождения морали: Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития; Теологический подход – мораль дарована человеку Богом; Социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально- экономические интересы людей; Культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Моральные требования и представления: Нормы поведения; Моральные качества; Нравственные принципы; Морально-психологические механизмы; Высшие моральные ценности.

Понятие «мораль» Понятие «нравственность» Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего) ЭТИКА – философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

Мораль и право: общее и различия: Нормы моралиНормы права 1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. 1. Установлены и санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах. ОБЩЕЕ 1.Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество. 2.Имеют один объект регулирования – общественные отношения. 3.Выступают мерой свободы в обществе. 4.Связаны с категорией «социальная справедливость». 5.Имеют сходную структуру. РАЗЛИЧИЯ

Мораль и право: общее и различия: Нормы моралиНормы права 2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 3. Их реализация не нуждается в организационной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. 4. Дают большой простор для их толкования, чем правильные нормы. 5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т.д.). 6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству. 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного. РАЗЛИЧИЯ

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. ЭтапФормируемая нравственность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна I Элементарная нравственность Послушание и подражание Страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?») Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста II Конвенциональная нравственность Общественное мнение окружающих Стыд, честь («Что обо мне подумают?») Взрослые люди III Автономная нравственность СаморегуляцияСовесть («Что я сам о себе подумаю?») Взрослые люди

Структура нравственной культуры личности: Культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации т.д.); Культура чувств (степень развитости, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); Культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); Этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе).

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности: «Золотое правило» нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми). Моральная автономия личности Завоевание Нового времени. (он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за собой выбор перед самой собой и перед человечеством. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства). Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека (этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью, он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» человека).

Тенденции духовной жизни современной России. Перспектива духовной жизни России в начале XXI века: необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России: 1.Снижение нормативности культуры. 2.Отстранение населения от активного участия в культурной жизни. 3.Проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. 4.Начало реакции культурного отторжения на вторжение чуждых культурных элементов. 5.Современная культура России соединяет несоединимое, синтезирует в своем организме элементы различных культур. 6.Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. 7.Осуществляется ломка культурных стереотипов.