Ярославль 2005 Применение бизнес-модели IT-проектов в обучении студентов IT-специальностей Цытович Павел Леонидович Южно-Уральский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Advertisements

Автор : Макаров А.В. Научный руководитель : к.ф.м.н., доцент кафедры Систем Информатики НГУ, с.н.с. Васючкова Татьяна Сергеевна Система поддержки дистанционного.
Microsoft Solutions Framework Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework Семинар 4. Прохождение фазы выработки концепции в.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Презентация дисциплины по выбору Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (магистерская программа «Прикладная информатика.
Учебный курс Модели жизненного цикла и методологии разработки корпоративных систем Лекция 5 Методологии разработки корпоративных систем Лекции читает кандидат.
Microsoft Solutions Framework Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework Семинар 8. Прохождение фазы внедрения в каждой команде.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Учебный курс «Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework (MSF)» Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
ТЕСТИРОВАНИЕ МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГР. ИВТ-51 з БАННИКОВА Н.Р.
ТЕСТИРОВАНИЕ МЕТОД «ЧЕРНОГО ЯЩИКА» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГР. ИВТ-51 з БАННИКОВА Н.Р.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Цель: гарантировать понимание процессов всеми членами команды Автор: Михаил Смирнов
Проектно- ориентированные методы обучения: опыт и перспективы Грудзинская Елена Юрьевна к.х.н., доцент 12 февраля 2014 г.
Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Модель компетенций Описание задач и ожидаемых результатов работы Компетенции- способность действовать в соответствии со стандартами работы Описание поведения.
Транксрипт:

Ярославль 2005 Применение бизнес-модели IT-проектов в обучении студентов IT-специальностей Цытович Павел Леонидович Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск

Ярославль 2005 О докладчике Работаю в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) Работаю в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск) Читаю дисциплины, связанные с программной инженерией Читаю дисциплины, связанные с программной инженерией В 2000 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук В 2000 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук Участник образовательного проекта «Виртуоз-2004» Участник образовательного проекта «Виртуоз-2004» Сфера научных интересов : архитектура программных систем, формализация процессов проектирования, объектно-ориентированного и аспектно-ориентированного подхода Сфера научных интересов : архитектура программных систем, формализация процессов проектирования, объектно-ориентированного и аспектно-ориентированного подхода Имел звание Microsoft Certified Specialist Имел звание Microsoft Certified Specialist

Ярославль 2005 О чем мы будем говорить Проблемы адаптации выпускников к реальным условиям IT-компании Проблемы адаптации выпускников к реальным условиям IT-компании Традиционные подходы к повышению качества знаний, применяемые на кафедре ЭВМ ЮУрГУ Традиционные подходы к повышению качества знаний, применяемые на кафедре ЭВМ ЮУрГУ Моделирование IT-проектов как метод обучения проектированию программного обеспечения Моделирование IT-проектов как метод обучения проектированию программного обеспечения Деловая игра «Тендер» как форма проведения практического занятия по изучению методики проектирования программных систем Деловая игра «Тендер» как форма проведения практического занятия по изучению методики проектирования программных систем

Ярославль 2005 Проблемы адаптации выпускников в IT-компаниях Отсутствие опыта работы в реальных условиях IT-проектов Отсутствие опыта работы в реальных условиях IT-проектов Отсутствие навыков работы в команде Отсутствие навыков работы в команде Отсутствие интереса изучения большинства дисциплин Отсутствие интереса изучения большинства дисциплин Неуверенность в себе Неуверенность в себе

Ярославль 2005 Как исправить ситуацию?..

Ярославль 2005 Традиционный путь… Система рейтингования студентов Система рейтингования студентов Дополнительные консультации с применением электронной почты, средств мгновенной передачи сообщений Дополнительные консультации с применением электронной почты, средств мгновенной передачи сообщений Самостоятельное формулирование студентами задания на курсовую работу под руководством преподавателя Самостоятельное формулирование студентами задания на курсовую работу под руководством преподавателя Конкурс на лучший программный продукт по итогам семестра Конкурс на лучший программный продукт по итогам семестра

Ярославль 2005 Моделируя будущее… Необходимо приблизить студента к реальной жизни Необходимо приблизить студента к реальной жизни Работаем также, как работают серьезные IT-компании Работаем также, как работают серьезные IT-компании Тяжело в учении – легко в бою Тяжело в учении – легко в бою

Ярославль 2005 Любой IT-проект характеризуется… четкой регламентацией этапов четкой регламентацией этапов поставляемыми артефактами по завершению каждого из этапов поставляемыми артефактами по завершению каждого из этапов методикой управления рисками методикой управления рисками методикой управления ресурсами методикой управления ресурсами другими характеристиками, которые не существенны для процесса обучения другими характеристиками, которые не существенны для процесса обучения

Ярославль 2005 Microsoft Solution Framework в учебном процессе Четкая регламентация вех позволяет осуществлять контроль за выполнением задач большого объема (курсовой проект или диплом) Четкая регламентация вех позволяет осуществлять контроль за выполнением задач большого объема (курсовой проект или диплом) Фазы MSF четко соответствуют фазам выполнения заданий студентами Фазы MSF четко соответствуют фазам выполнения заданий студентами Позволяет оценить необходимое время, а также всю работу в целом Позволяет оценить необходимое время, а также всю работу в целом

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Концепция проекта утверждена Проектные решения утверждены Работа сдана Выработка концепции Подведение итогов Реализация Проектиро- вание Тестиро- вание Устранены большинство ошибок Получена beta-версия программного продукта

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Выработка концепции (10%-20%) Выработка концепции (10%-20%) –Осмысление задания, уточнение и предварительный поиск способов решения –Артефакт: концепция проекта Проектирование (20%-30%) Проектирование (20%-30%) –Проектирование или сбор материала –Артефакты: Сценарии использования, логический дизайн, физический дизайн

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Реализация (40%-50%) Реализация (40%-50%) –Создание программного кода –Артефакты: beta-версия программного продукта Тестирование (15%) Тестирование (15%) –Функциональное, нагрузочное, стресс- тестирование –Артефакты: программный продукт, спецификация тестирования, план пилотного внедрения

Ярославль 2005 MSF в учебном процессе Подведение итогов (5%) Подведение итогов (5%) –Сбор документации, полученной на ранних этапах –Сдача работы с защитой преподавателю или комиссии –Артефакт: оценка в соответствии с критериями рейтинговой системы

Ярославль 2005 Система оценки. Критерии Качество анализа проблем заказчика Качество анализа проблем заказчика Качество полученных сценариев использования Качество полученных сценариев использования Объектно-ориентированная модель интерфейса пользователя Объектно-ориентированная модель интерфейса пользователя

Ярославль 2005 Система оценки. Критерии Независимость бизнес-логики от программной платформы Независимость бизнес-логики от программной платформы Применение типовых проектных решений Применение типовых проектных решений Применение архитектурных решений Применение архитектурных решений

Ярославль 2005 Управление рисками Попытка прогнозирования рисков Попытка прогнозирования рисков Попытка поиска путей предотвращения Попытка поиска путей предотвращения Попытка поиска путей минимизации произошедших рисков Попытка поиска путей минимизации произошедших рисков

Ярославль 2005 Управление ресурсами Еженедельный (двухнедельный) отчет о проделанной работе Еженедельный (двухнедельный) отчет о проделанной работе Отчет имеет четкую структуру: Отчет имеет четкую структуру: –выполненные задачи –Нерешенные проблемы –задачи на следующую неделю –Предложения и вопросы Обязательные консультации или собрания команд Обязательные консультации или собрания команд

Ярославль 2005 Но для того чтобы создать программный продукт надо знать как это делать...

Ярославль 2005 Как обучить проектированию… Лекции, где объясняется методика проектирования с использованием прецедентной модели Лекции, где объясняется методика проектирования с использованием прецедентной модели Практические занятия, где рассматриваются примеры проектирования Практические занятия, где рассматриваются примеры проектирования

Ярославль 2005 Однако обучение проектированию это не обучение программированию

Ярославль 2005 Традиционная форма практик не подходит так как… Студент является всего лишь наблюдателем процесса… Студент является всего лишь наблюдателем процесса… Студент не погружается в процесс разработки… Студент не погружается в процесс разработки… Он не заинтересован в достижении результата, так как не может еще понять процесс проектирования… Он не заинтересован в достижении результата, так как не может еще понять процесс проектирования…

Ярославль 2005 Практические занятия в форме деловой игры… Позволяют всех студентов вовлечь в процесс разработки Позволяют всех студентов вовлечь в процесс разработки Имитируют реальный процесс командной работы Имитируют реальный процесс командной работы Приближают процесс проектирования к реальной жизни Приближают процесс проектирования к реальной жизни

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Идея Заказчик объявляет тендер среди нескольких компаний на проектирование некоторой программной системы Заказчик объявляет тендер среди нескольких компаний на проектирование некоторой программной системы Победившая компания получит право реализовать данный проект и внедрить его у заказчика Победившая компания получит право реализовать данный проект и внедрить его у заказчика Между компаниями необходимо создать конкуренцию!!! Между компаниями необходимо создать конкуренцию!!!

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Роли Каждая студенческая группа – это отдельная компания Каждая студенческая группа – это отдельная компания Преподаватель играет роль заказчика Преподаватель играет роль заказчика Студенты сами должны организовать обсуждение и работу Студенты сами должны организовать обсуждение и работу

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Роли Заказчику от компании могут задаваться вопросы для уточнения задания Заказчику от компании могут задаваться вопросы для уточнения задания Преподаватель ведет протокол занятий, записывая самые интересные моменты Преподаватель ведет протокол занятий, записывая самые интересные моменты При необходимости преподаватель может вводить «внешнее управление» командой, которое, однако, не должно влиять на ход обсуждения При необходимости преподаватель может вводить «внешнее управление» командой, которое, однако, не должно влиять на ход обсуждения

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Расписание игры 1 занятие 1 занятие – Объявление задания и системы оценки – Постановка функциональных требований –Сценарии использования как итоговый документ 2 занятие 2 занятие – Корректировка сценариев использования –Логический дизайн

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Расписание игры 3 занятие 3 занятие –Корректировка логического дизайна –Физический дизайн 4 занятие (лекция) 4 занятие (лекция) – Объявление результатов деловой игры – Разбор ошибок (Самое главное!)

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов организация командной работы группы – насколько группа состоялась как команда, как студенты смогли построить обсуждение в условиях ограниченного времени; организация командной работы группы – насколько группа состоялась как команда, как студенты смогли построить обсуждение в условиях ограниченного времени;

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов качество анализа предметной области – насколько адекватно составленный словарь предметной области соответствует понятиям и терминам, которыми оперирует заказчик; качество анализа предметной области – насколько адекватно составленный словарь предметной области соответствует понятиям и терминам, которыми оперирует заказчик; качество выявления акторов системы – насколько полно составлен список акторов, насколько этот список адекватен предметной области и решаемой проблеме пользователя; качество выявления акторов системы – насколько полно составлен список акторов, насколько этот список адекватен предметной области и решаемой проблеме пользователя;

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов список прецедентов и диаграмма прецедентов – насколько полно сформулированы функциональные требования к системе и учтены пожелания заказчика; список прецедентов и диаграмма прецедентов – насколько полно сформулированы функциональные требования к системе и учтены пожелания заказчика; логический дизайн – наличие паттернов, возможность повторного использования принятых решений в той же предметной области, что и решаемая задача; логический дизайн – наличие паттернов, возможность повторного использования принятых решений в той же предметной области, что и решаемая задача;

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Система оценки результатов физический дизайн – насколько адекватным является проект существующей инфраструктуре пользователя, насколько он является реальным с точки зрения современных технологий, оценочная стоимость реализации полученных решений; физический дизайн – насколько адекватным является проект существующей инфраструктуре пользователя, насколько он является реальным с точки зрения современных технологий, оценочная стоимость реализации полученных решений; внутренняя документация – насколько качественно ведется документация, так как именно по ней заказчик оценивает качество проектных решений внутренняя документация – насколько качественно ведется документация, так как именно по ней заказчик оценивает качество проектных решений

Ярославль 2005 Небольшой комментарий… Система управления Женевским государственным университетом Система управления Женевским государственным университетом

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Первые итоги Студенты освоили прецедентную модель проектирования на практике, а не в теории Студенты освоили прецедентную модель проектирования на практике, а не в теории Студенты испытали на себе, что значит работа в команде Студенты испытали на себе, что значит работа в команде Получены положительные отзывы о данной методике проведения практических занятий от студентов Получены положительные отзывы о данной методике проведения практических занятий от студентов

Ярославль 2005 Деловая игра «Тендер». Сотрудничество Мы заинтересованы в апробации методики в других ВУЗах Мы заинтересованы в апробации методики в других ВУЗах Автор может провести «Тендер» в вашем ВУЗе Автор может провести «Тендер» в вашем ВУЗе Пишите по адресу Пишите по адресу

Ярославль 2005 Делаем выводы… Моделирование IT-проекта повышает качество обучения студентов IT-специальностей Моделирование IT-проекта повышает качество обучения студентов IT-специальностей Студенты раньше узнают о тех проблемах, с которыми им предстоит столкнуться в будущем Студенты раньше узнают о тех проблемах, с которыми им предстоит столкнуться в будущем Форма занятий в виде деловой игры повышает интерес студента к изучаемой дисциплине Форма занятий в виде деловой игры повышает интерес студента к изучаемой дисциплине

Ярославль 2005 Вопросы ?