Май 2011 г. Исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Е.В.Караваева Переход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Особенности перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Тетюшкина Светлана Александровна Инженер.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Июнь 2011 г. Исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Караваева Евгения Владимировна.
По материалам Министерства образования и науки РФ февраль 2011 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НПО/СПО.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Обеспечение введения ФГОС нового поколения. Нормативная база введения в действие ФГОС Утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - закупка 2008.
Методическое сопровождение программ последипломного образования (АСПИРАНТУРА) Зав. УМО НОУ ВПО СМИ РЕАВИЗ К.м.н., доцент Е.Ю. Сырцова.
1 Учебно-методический семинар «Проблемы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)третьего поколения» июня 2011г.,
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
О нормативно-правовой базе уровневого образования Попова Е.П. Попова Е.П.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Транксрипт:

Май 2011 г. Исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Е.В.Караваева Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров и ФГОС ВПО нового поколения: задачи, стоящие перед вузами, состояние нормативно-методической базы

2 30 декабря 2010 года прекращен прием на обучение по образовательным программам ВПО, реализующим государственные образовательные стандарты (по ступеням ) – согласно 232-ФЗ от и 309-ФЗ от (в редакциях 184-ФЗ и 260-ФЗ). Прием на обучение на учебный год должен быть осуществлен на программы ВПО (по уровням), реализующие федеральные государственные образовательные стандарты или самостоятельно установленные университетами образовательные стандарты. Обучение по образовательным программам ступеней ВПО осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. Согласно законодательным нормам

3 Ступени ВПО 1) Подготовка бакалавра - не менее 4 лет 2) Подготовка дипломированного специалиста - не менее 5 лет 3) Подготовка магистра (магистратура) - не менее 6 лет Образовательные программы могли быть реализованы как по ступеням так и непрерывно с учетом их взаимосвязи Обучение по программе следующей ступени не считалось вторым высшим образованием Образовательная программа любой ступени могла быть реализована как сокращенная

4 - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. Уровни высшего профессионального образования:

5 Нормативные сроки освоения основных образовательных программ ВПО по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ ВПО я (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от г. N 1136 и от )

6 Сокращенные программы для уровней ВПО Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, а также по решению ученого совета вуза в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти...в сфере образования, для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения ВПО по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение ВПО по таким программам. Получение ВПО по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

7 Реализация программ высшего профессионального образования в Российской Федерации до 2011 года (непрерывно и по ступеням) ,5 лет Дипломир. Специалист (квалифика- ция) 530 Специаль- ностей Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки 4 года Бакалавр (степень) 6 лет магистр (включая бакалаврскую программу) 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр

8 Реализация программ высшего профессионального образования в РФ с 2011 года (по уровням) Направления подготовки ВПО по перечню, утвержденному МОН России (более 200) Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 4 года Квалификация (степень) Магистр 2 года Квалификация (степень ) Специалист Не менее 5 лет Квалифик. (степень) Специальности (моно) по перечню, утвержденному Правительством РФ (111)

9 9 Образовательные траектории Первое высшеее образование Бакалавр 1 Бакалавр 2 Магистр 1 Второе высшее образование Бакалавр 1 Магистр 2 Бакалавр 2 Аспирантура Специалист 1 Специалист 2 Специалист 1 Магистр 1

10 Пункт 3) статьи 5 Федерального закона от ФЗ: "Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.".

11 11 Формы получения высшего образования: очная; очная; очно-заочная (вечерняя); очно-заочная (вечерняя); заочная; заочная; экстернат. экстернат.

12 Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра.

13 Понятие государственных образовательных стандартов введено в России в 1992 году в ФЗ «Об образовании». Образовательные стандарты предназначены для обеспечения: 1)единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

14 Структура федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ФГОС включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Разработка и утверждение ФГОС ВПО осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ (постановление от N 142)

15 К настоящему моменту уже 38 вузов в России получили право работать на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов 29 – Национальных исследовательских университетов 7 – Федеральных университетов 2 - МГУ и СПбГУ (согласно указа Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 года и ФЗ 259 от 11 ноября 2009 года «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт- Петербургском государственном университете».

16 Принципиальные отличия ФГОС от ГОС ВПО первого и второго поколений 1) «Рамочный» характер, не устанавливает требований к содержанию образовательной программы, а только к ее структуре, результатам освоения и условиям реализации, при этом оставляет большие свободы вузу в рамках реализации вариативной части программы (50% и 70% для программ бакалавриата и магистратуры). Во многих случаях, ФГОСы бакалавриата «впитали» в себя несколько ГОС дипломированного специалиста (в качестве профилей подготовки в рамках вариативной части), произошло «свертывание» старых ООП подготовки дипломированных специалистов в укрупненные новые направления подготовки 2) Применяет еще не освоенные российскими преподавателями и студентами «европейские» категории и шкалы измерений: компетенции, кредиты (зачетные единицы), модули.

ФГОС ВПО Требования к структуре ООП Общая трудоемкость ООП: Б – 240 ЗЕ, М – 120 ЗЕ, С – не менее 300 ЗЕ Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Циклы (базовая и вариати вная части) Трудоемк ость задана в ЗЕ («вилки») Разделы Трудоемк ость задана в ЗЕ (без «вилок») Общие требования к организаци и образо- вательного. процесса Требования к условиям: 1.Кадровым 2.Финансовым 3.Материальн о-техническим 4.Учебно- методическим и информацион ным Объекты деятельности Виды деятельности Задачи деятельности Компетенции Обще- культурн ые Профес- сиональ- ные

18 Что нужно, чтобы вузы могли сформировать новые ООП и объявить на них прием? Основная образовательная программа вуза Учебный план Учебный график Программы дисциплин практик Система контроля качества ФГОС утвержденные ПООП, перечень профилей Нормативные и методические документы федерального уровня Нормативные и методические документы вузовского уровня Лицензия и свидетельство об аккредитации Финансовое Материально- техническое Кадровое Учебно- методическое и информационное обеспечение

19 Оформление лицензий на новые ООП Пункт 4) статьи 1 Федерального закона от ФЗ: При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) Минобрнауки России устанавливает их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации-до окончания срока их действия.

20 Утвержденные нормативные документы, обеспечивающие реализацию ФГОС ВПО Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России: от , от , от , от 11 марта ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (Постановления Правительства РФ от и от ). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов Примерные основные образовательные программы для бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов (рекомендованные) (Можно найти на сайтах вузов – разработчиков, на сайте ФИРО и на новом сайте КС УМО

21 Утвержденные нормативные документы, обеспечивающие прием в вузы на ФГОС Приказы МОН 442 от и 58 от «Порядок приема в вузы...» (С декабря 2010 года МОН пыталось внести изменения в Порядок приема, до настоящего времени приказ МОН находился на регистрации в Минюсте, скорее всего все изменения вступят в силу на прием 2012 года) Приказ МОН 505 от 28 октября 2009 г. «Об утверждении перечня вступительных испытаний в ОУ ВПО, имеющие государственную аккредитацию» (Изменения внесены Приказом МОН 86 от 24 января 2011 года – зарегистрирован в Минюсте в марте и опубликован в апреле 2011 года, после «скандала» МОН выпустило разъясняющее письмо от 13 мая ИБ-543/12) Приказ МОН 25 от «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию ОУ ВПО для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности» Распоряжение Правительства РФ от 11 марта 2011 года 385-р, устанавливающее перечень вузов, которым в 2011 году предоставляется право проводить дополнительные испытания профильной направленности

22 Важные письма и решения Минобрнауки Письмо Департамента государственной политики в сфере образования от года «О разработке вузами ООП» Письмо Департамента профессионального образования от «О профилях и специализациях ООП ВПО» Письмо Минобрнауки от юс-232/03 «Об обучении по образовательным программам ВПО соответствующий ступеней» Письмо Департамента профессионального образования базовым вузам-разработчикам ФГОС о подготовке технической редакции утвержденных ФГОС Поручение Коллегии МОН от 25 января 2011 – восстановить (реформировать) систему ГОО – УМО Координационному совету УМО сформировать проект Реестра профилей программ бакалавриата

23 Не введенные в действие нормативные документы, необходимые для приема на ФГОС Ситуация на 24 мая ) Перечень, устанавливающий соответствие новых наименований «специальностей» подготовки специалистов действующим наименованиям (для установления преемственности лицензий и свидетельств о государственной аккредитации) – Приказ Минобрнауки 63 от будет заменен (новый приказ на регистрации в Минюсте) 2) Перечни направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которым получение высшего профессионального образования по заочной форме, очно-заочной форме и в форме экстерната не допускается - Приказу Минобрнауки 85 от 24 января 2011 г. отказано в регистрации в Минюсте, поэтому этот приказ отменен 11 мая 2011 года)

24 Не введенные в действие нормативные документы, необходимые для приема на ФГОС Ситуация на 24 мая ) Приказ МОН: «Об условиях реализации образовательных программ ВПО в сокращенные сроки» (проект есть на сайте Минобрнауки) 4) Приказ МОН: «Положение об итоговой государственной аттестации …» (проект есть на сайте 5) Приказ МОН: «Положение об экстернате в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (в разработке) 6) Приказ МОН: «Порядок перевода студентов из одного вуза в другой» (в разработке)

25 Не отрегулированные к настоящему моменту вопросы, важные для приема в вузы в 2011 году Прием на второй и последующий курсы Восстановление в вуз Прием на сокращенные программы Скоро выйдет письмо Департамента профессионального образования «О восстановлении студентов в вузы, приеме на второй и последующий курсы, приеме на сокращенные программы»

26 Ситуация с дополнительным профессиональным образованием (включая программы, ведущие к присвоению дополнительных квалификаций) С 1 января 2011 г. вступили в силу : - новая редакция ст. 55 Закона Российской Федерации от «Об образовании» (ведение в действие п. 9 и 10 ст. 9 Закона); - Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (п. 23 ст. 1) Введены новые правила при реализации программ ДПО, внесены существенные изменения в ранее установленный порядок выдачи документов государственного образца

27 9. К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами. (п. 9 введен Федеральным законом от N 309-ФЗ) 10. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями. (п. 10 введен Федеральным законом от N 293-ФЗ) Ст. 9, Закон РФ от N "Об образовании" Абз. 5, п. 5. Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с ФГТ к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (абзац введен Федеральным законом от N 215-ФЗ) Ст. 55, Закон РФ от N "Об образовании "

28 Ситуация с программами послевузовского образования – аспирантуры Согласно 293-ФЗ с 1 января 2011 года программы послевузовского профессионального образования должны проходить аккредитацию на соответствие Федеральным государственным требованиям (ФГТ). В настоящее время Рособрнадзор и МОН готовят эту процедуру, она будет запущена с осени 2011 года Приказом Минобрнауки от от 16 марта 2011 г. N 1365 (регистрация в Минюсте 10 мая 2011 г.) утверждены ФГТ к К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА)

29 ИндексНаименование разделовТрудоёмкость и дисциплин (модулей)(в зачётных единицах)*** ОД.А.00Обязательные дисциплины11 ОД.А.01История и философия науки 2 ОД.А.02Иностранный язык 2 ОД.А.ОЗСпециальные дисциплины отрасли науки и научной специальности 2 ОНД.А.04, ОНД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору аспиранта****5 ФД.А.00Факультативные дисциплины*****13 П.А.00Практика******3 Итого на образовательную составляющую27 НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук ******* 165 КЭ.А.00Кандидатские экзамены 3 КЭ.А.01Кандидатский экзамен по истории и философии науки1 КЭ.А.02Кандидатский экзамен по иностранному языку1 КЭ.А.0ЗКандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук 1 ПД.А.00 Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук******** 15 Итого на исследовательскую составляющую183 Общий объём подготовки аспиранта*********210

30 Из Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (высшем учебном заведении) Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71

31 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» п.34. Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования. п. 35. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням. (Предыдущая редакция: Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи).

32 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» Из п.39. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

33 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» п.40. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

34 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» п. 42. Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде: лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), (В предыдущей редакции предусматривалось: а также путем выполнения квалификационных работ (дипломных проектов или работ, магистерской диссертации). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

35 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» Из Из п.43. Учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Минобрнауки России.

36 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» 45. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных. программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

37 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» 46. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

38 Раздел 3. «Образовательная деятельность вуза» 47. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию по образовательным программам высшего профессионального образования, осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

39 П. 71. Студент имеет право переходить с обучения по одной образовательной программе, в том числе не прошедшей государственную аккредитацию, на обучение по другой образовательной программе, прошедшей государственную аккредитацию, в порядке, определяемом высшим учебным заведением. Раздел 6. «Обучающиеся и работники высшего учебного заведения»