«Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». ( Программа деятельности МОУ Плёсской СОШ по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ) Разработала Персианцева М.Ю.
Нормативная база Программа «Здоровье» МОУ Плёсской СОШ основывается на документах: 1.«Конвенция ООН о правах ребенка»; 2.Конституция Российской Федерации; 3.Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальная Доктрина образования Российской Федерации; 5. Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребёнка»; 6. Устав школы; 7. Комплексная целевая программа развития МОУ Плёсской СОШ на 2011 – 2014 годы 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ « О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН. 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об организации питания детей о образовательных учреждениях». 10. Закон Ивановской области «О защите прав ребёнка»
В статье 51 закона РФ "Об образовании" сказано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Здоровье школьников является одним из ключевых направлений национальной инициативы «Наша новая школа», т.к. именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Пояснительная записка
Компоненты здоровья Физическое здоровье Психическое здоровье Социальное здоровье Нравственное здоровье
Здоровый образ жизни Благоприятное социально окружение Духовно -нравственное благополучие Оптимальный двигательный режим Закаливание организма Рациональное питание Личная гигиена Отказ от вредных пристрастий
Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим
Аналитическое обоснование программы Данные медицинской статистики свидетельствуют о том, что за последние годы здоровье школьников резко ухудшилось. Увеличилась частота хронических заболеваний органов пищеварения, нервной и иммунной системы. Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о недостаточно качественной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья.
На 1 сентября 2010 г. в школе насчитывается – 229 чел. Состояние здоровья учащихся: - ОРЗ – 62,8% - Лор - заболевания – 24,9% - Аллергия, кожные заболевания – 22,1% - Нарушение осанки – 19% - Травмы – 14,2% - Органы дыхания – 12,9% - Зрение – 13% - Нервная система – 11,5% - Желудочно – кишечный тракт – 9,9% - Операции – 8,3% - Внутренние операции – 5,5% - Сердце и сосуды – 3,2% - Врождённые пороки – 0,4% Состояние здоровья учащихся продолжает требовать пристального внимания пед. коллектива. Это будет возможным при дальнейшей реализации программы « Здоровье», на основе которой будут постепенно вырабатываться навыки здорового образа жизни.
Причины неблагополучия здоровья учащихся 1) недостаточная освещённость некоторых классов; 2) несоответствие зачастую школьной мебели ростовым параметрам детей, 3)перегрузка учебными занятиями; 4) компьтеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся; 5) ухудшение нервно-психического здоровья в выпускных классах, связанное с высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника; 6)интенсификация обучения, переход на новые формы обучения, вызывающие у учащихся переутомление; 7) недостаточный охват горячим питанием учащихся в школе
Цель программы: совершенствование работы образовательного учреждения по созданию в учебно- воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи: 1. Совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей. 2. Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб школы и социума, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. 3. Создание Центра здоровья. 4. Создание системы мотивации педагогов, родителей и учащихся на сохранение и укрепление здоровья.
Основные направления работы Здоровьесберегаю- щая инфраструктура школы Рациональная организация образ. процесса Организация физкультурно- оздоровительной работы Организация методической поддержки кл. рук., родителям Медицинская профилактика Просветительно- воспитательная работа Содержание программы
МОНИТОРИНГ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (КУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ) ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА И ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОНИТОРИНГ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИГИЕНЫ ПОМЕЩЕНИЯ, ШКОЛЬНОГО ДВОРА, СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ Виды деятельности:
Сохранение и укрепление физического здоровья детей работа со школьным врачом; уроки физической культуры; уроки здоровья; динамическая пауза; физкультминутки на уроках; пешие прогулки по «дорожке» здоровья; дни здоровья; работы с врачами школьного медико – диагностического центра.
Сохранение психического здоровья детей работа со школьным психологом; музыкально-ритмические перемены; упражнения на релаксацию; создание ситуации успеха; доброжелательная атмосфера коллектива.
Создание благоприятной социально- психологической атмосферы принцип вариативности; работа по самоуправлению; мотивационное обучение; дополнительное образование; систематическая работа с родителями; методы социально-психологического контроля.
Функции различных категорий работников школы 1.Функции медицинской службы школы. 2.Функции администрации. 3.Функции классного руководителя. 4. Функции зав. кабинетами. 5. Функции учителя.
Сроки и этапы реализации программы: І этап – 2012гг. ІІ этап – 2013 гг. ІІІ этап – 2014 гг.
1 этап – подготовительный (1 год): анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам; изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационый ( 1 год): внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год): сбор и анализ результатов выполнения программы.
Участники программы: учащиеся сотрудники школы родители социальные партнеры
ФизкультурноФизкультурно оздоровительная работаоздоровительная работа
Утренняя гимнастика 1-4 кл Фитнес Динамические перемены Музыкальные перемены Физкультминутки
Традиционные общешкольные мероприятия Турслёт «Мама, папа, я – спортивная семья» Дни здоровья Осенний кросс « Лесная поляна »
Общешкольные турниры По пионерболу, 5 – 6 кл., По волейболу, 7 – 11 кл., По баскетболу, 5 – 11 кл., По футболу, 7 – 11 кл., Спортивные секции Волейбол Баскетбол Психо-физическая тренировка
РаботасродителямиРаботасродителями
Участие в школьных мероприятиях Урок успеха Мама, папа, я – спортивная семья
У здорового учителя – здоровые дети Группа «Здоровье» Участие в школьных соревнованиях Вечера отдыха
формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности; Формирование системы внутришкольного контроля по проблемам здоровья и здорового образа жизни учащихся; повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; повышение уровня самостоятельности и активности школьников; повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья; снижение уровня заболеваемости учащихся, рост количества учащихся, имеющих Iгруппу здоровья; увеличение числа учащихся, охваченных горячим питанием.
Проблема здоровья детей в руках педагогов, медиков, родителей, каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей- наша первоочередная задача.