Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 13 мая – 10 июня 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пример базовой гносеологической установки – Позитивизм.
Advertisements

Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Методология гуманитарного знания Общая характеристика курса, принципы отчетности, полезные ресурсы, программа.
Методология гуманитарного знания Как устроен курс? Образ гносеологической установки. Пример: «Позитивизм. Импликации позитивизма».
Методология гуманитарного знания ИТК ФИИ РГГУ, февраль – апрель 2011 Аркадий Перлов.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 15 и 22 декабря, четверги, занятия в январе.
Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии ФИИ РГГУ, музеология, 1-й курс магистратуры.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее 11 мая – 8 июня, пятницы,
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 3-й курс 5 сентября – 19 декабря 2011, понедельники
Модель профессиональной (гуманитарной) науки: позитивизм.
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, сентябрь – декабрь 2010.
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии А.М. Перлов («Высшая школа европейских культур», РГГУ)
Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 2-е высшее, вечернее отделение, ВШР 24 мая – 21 июня 2011, вторники
Предпосылки складывания оспаривающих позитивизм установок гуманитарного исследования. Джб. Вико (1688 – 1744)
Логика критической установки в теории гуманитарного знания (продолжение)
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Современные проблемы науки в контексте культуры - ч. II, весенний семестр 2011 Вся презентация – комментарий к программе, очень пестрой, но вразумительной.
Логика критической установки в теории гуманитарного знания.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Транксрипт:

Методология гуманитарного знания ФИИ РГГУ, 13 мая – 10 июня 2010

План Что можно ожидать от курса по методологии гуманитарного знания? Плохое: (поток 2 высшее, 2009 – из 40 человек зачет на спустя год получили 15) Хорошее: в ситуации незнания чего-либо искать на этот счет готовую информацию – часто ложный путь. Полезнее – осознать, от какой информации отталкиваться, думать. Как устроен курс? Образ гносеологической установки. Пример: позитивизм. Импликации позитивизма. Поддерживающие курс ресурсы. Программа, задание.

Работа с теоретическими конструкциями. Компетенции Понимать теоретические тексты Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании По крайней мере, сделать очередные шаги в этих направлениях :)

Как сложился курс? Что полезно мне как историку из философии и истории философии. Постепенно обрастал из других гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, литературоведения. Что именно отбиралось в качестве «полезного»? В гуманитарных исследованиях говорится не только то, что говорится; содержание высказывания именно таково, потому что есть основания и условия. Задача курса – вытягивать эти непроговариваемые импликации исследования и преподавания на поверхность или хотя бы показывать, как это делается, побудить об этом думать. Как устроена аргументация, переход от тезиса к тезису? Наилучший способ – при помощи идей самых узнаваемых конфигураций гуманитарной гносеологии. Такие конфигурации можно называть «стратегиями» и следить за комбинациями и спором, взаимоотрицанием самых базовых вариантов.

Цели курса: Выработать общий язык для разговора о теоретических конструкциях и упражняться в нем. Если интерес к другим, то и к себе тоже. Почему я так думаю? Как я думаю? «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию при осуществлении конкретных исследований. Научиться видеть себя на карте гуманитарной гносеологии.

«Оказывается, я говорю прозой». Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами? Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза. Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет? Учитель философии. Проза. Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза? Учитель философии. Да, сударь. Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве (1670)

На самом деле, как называется курс (ФПСК, ВОГГ, МГЗ, грамматика латыни, алгебра, шахматы) – неважно В ИЕК РГГУ – курс некоторое время выполнял функции «тяжело в ученье – легко в бою». Показать, как можно добровольно и с удовольствием говорить о сложных вещах. Тех, кому сложно, попрошу поверить на слово, что смысл прикладывать интеллектуальное усилие – есть. Тех, кому слишком просто, попрошу становиться на преподавательскую позицию и думать, как вместе со мной или лучше, донести до однокурсников то или иное содержание.

Пример «базовой» стратегии – (первый) позитивизм (О. Конт (1798 – 1857), Э. Дюркгейм (1858 – 1917)) Почему называется позитивизм? От лат. «ponere» (причастие - «positum») - «класть». Выкладывать кирпичную стену кирпич за кирпичиком, прочно прикрепляя к уже существующему, построенному другими, корпусу новый кусочек знания только после того, как он будет неопровержимо доказан. Позитивизм - «проза» гуманитарной гносеологии

Пример «базовой» стратегии – (первый) позитивизм (О. Конт (1798 – 1857), Э. Дюркгейм (1858 – 1917)) Отказ от всяческих предпосылок. Декларация непредвзятости. Недоверие религии, философии, обыденному знанию. Наука – индуктивное движение, накапливающее решения простых проблем и подготавливающееся к решению сложных. Предельная детализация исследовательской процедуры с целью обеспечения взаимодействия ученых. Ученый как «регистратор», знание ножниц и клея. По возможности беспристрастное и подробное склеивание того, что говорят свидетельства (опытов или летописцев) в синтетическую картину, в которой сами заставят разглядеть себя законы.

Дюркгейм Э. Самоубийство (1897). Метод социологии (1895 и переиздания). Технологии успешного исследования Представление о Факте – о такой изолированной от других порции данных, значение которой непосредственно ясно и которая может стать атомом дальнейшего исследования. Необходимость организации материала на «факты» (Дюркгейм: определение «самоубийства» как прекращения жизни, которому предшествовало осознание субъектом этого исхода т.е. самоубийством не являются, например, действия сумасшедших, зато оказывается героическое самопожертвование в бою). Исследование как преодоление приблизительности - обнаружение за явлениями закономерностей, разоблачение ошибок и обманов источников, деконструкция инерции обыденного языка и пристрастности субъективного исследователя. Дюркгейм: отказ от тривиальных объяснений с/у жизненными обстоятельствами, формулируемыми в терминах обыденного языка и на основе субъективных впечатлений жертв или полицейских. Результат – фиксирующая закономерность формула: установление зависимости процента самоубийств в обществе от степени плотности социальной жизни и от меры включенности индивида в социальные объединения.

Социальное соответствие позитивистской идеологии исследования - профессионализация Включение системы поиска и трансляции знания в общую систему разделения труда. Развитие системы отделения исследования от преподавания (Академии) и их сообщения (университеты – н. XIX в., братья Гумбольдты). Институционализация формовки и присвоения профессиональной идентичности. Кодификация классической литературы и периодических изданий, объединения специалистов в ассоциации (к. XIX в. - пример социологии). Результат: образ коллективной (= кумулятивной) работы со знанием утверждается в национальных государствах Европы и преуспевает еще больше.

Резюме позитивистской программы: Если ученые согласны в наблюдениях, они должны согласиться и в интерпретации. Слова – относительные синонимы для обозначения этой гносеологической программы: доказательного знания, дедуктивная, аналитическая, натуралистическая, атомистическая, эмпирицистская, индуктивистская, (нео)позитивистская, кумулятивистская, рационалистическая, сциентистская

Позитивизм Что за ним стоит Как с ним спорят Какие у него альтернативы

Что стоит за позитивизмом? Ключевая модель европейской теории познания: «Истина», «Метод», «Сомнение». За многочисленными и внешне не соответствующими никакой закономерности случаями самоубийств – главная причина: недостаточная плотность социальных связей. Для того, чтобы докопаться до этой причины потребовался специальный аппарат, которому надо профессионально обучаться – правила рассуждения, статистика и т.п. К тому, что, казалось бы, само предлагает себя непосредственному пониманию исследователя – простые объяснения, простые определения – надо относиться с подозрением и недоверием. Мы не принимаем на веру ничего недоказанного.

А можно было увидеть по- другому / смотреть на другое На входе – данные Случаи самоубийств и предсмертные записки На выходе – теория и рекомендации Обратная зависимость показателя с/у от плотности социальных связей Правила, по которым шла работа – Метод Не только слова и алгоритмы, а способность к абстракции – трансформировать число с/у в их уровень в департаменте Насморк и кашель Буйство стрептококковых микробов и стрептоцид или антибиотики увидеть лейкоциты- тромбоциты или, допустим, аллергенные реакции Сделать анализы и Лекарства, имеющие отношение к иммунитету, крови или аллергии

Во всех случаях - научное исследование как перемещение. А «данные» ли на входе? А (данные, объяснение, концепция очевидное всем, скрытая механика проблема, решение разногласия мнений истина, Сокращение / преодоление разнообразия мнений) Исследование может быть описано как переход от А к А.

Представление о «методе» (о том, что движение от данных к теории должно быть проделано «по правилам»): И эти правила облегчают интеграцию результатов усилий разделяющих их людей в единое целое; Отделяют сообщество тех, кто умеет по ним работать («ученых», в т.ч. и обладающих правом признавать вступление в свои ряды новых людей) от «простецов» и «самоучек». Вклад ученого тем больше, чем труднее было ему пройти по той дороге, на которой он оказался первым, и чем легче стало идти по этой дороге вслед за ним. 1. Указание способа, которым Вы работали, делает излишним для коллеги повторение тех шагов, которые Вы уже сделали. 2. Предупреждение о методе превращает недоброжелательное, напрасно потерявшее из-за Вас время, окружение в доброжелательное – тех, кто нашел в Вашей работе определенную пользу, или хотя бы имеет на это какие-то шансы. ДАННЫЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Позитивизм Что за ним стоит Как с ним спорят Какие у него альтернативы

Логика критики позитивистского проекта 1) Некорректность доверия исследовательской способности регистрировать факты. 2) Отказ от исследования специфически гуманитарных проблем объяснения душевной деятельности и мотивов поведения. 3) Невозможность полностью устранить аксиомы и риторику (например, сохранение уверенности в рациональной организации вещей). Таким образом, позитивистское исследование возможно, пока не приходится задумываться о его возможности.

С «порциями» все довольно ясно: В гуманитарном знании малопонятно, считать ли фактами истории - войны, экономику или искусство. Считать ли фактами войн человеческие потери, планы полководцев, героизм или выживание и лишения. Считать ли фактами стихотворения чувства и мотивы, стихометрию или отсылки и ассоциации. Гуманитарное знание (в сравнении с естественными науками значительно больше) состоит из выборов, из конструирования и акцентирования. Возможность сделать эти выборы как различные - принципиальна.

Предмет гуманитарного знания не позволяет выделять факты - отдельные порции опыта, изолированные друг от друга и тем более от субъекта, который ими интересуется. Факт – это акцентирование исследователем определенной порции внутри контекста, внутри «потока».

Мадам Бовари совершила самоубийство Несчастной любви из-за Считает полицейский пристав Рассуждающий с позиции биографической значимости отдельных событий Дюркгейм считает, что число с/у обратно пропорционально плотности социальных связей Представления о том, что общество должно подчинять себе жизнь индивида и в силу собственной логики может определять распределение индивидуальных решений из-за Считает исследователь Дюркгейма тоже с каких-нибудь позиций Мадам Бовари совершила самоубийство Того, что не была включена в прочную, конфессиональную, например, общину, что помешало бы ей совершить с/у от несчастной любви из-за Считает Дюркгейм с его теорией плотности социальных связей, которая (плотность) обратно пропорциональна разбросу индивидуальных решений

Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания Вико: значение человеческих действий может быть познано, так как оно похоже на то, что предполагает исследователь Критиче ски- реляти- вистская традиция Позитивизм: Неиндивидуаль ность исследования; Кумуляти- вность; Детализация процедуры Идея о консубстанциальности исследователя и предмета; возможность обойтись меньшим привлечением внешних данных Умозрительная стратегия (трактовка и исследователя и предмета, как подчиняющихся единым логическим законам Романтиче- ски-интуи- тивистская стратегия

Резюме. Работа с теоретическими конструкциями Импликации. За (простыми или сложными) концепциями, которые проговаривают авторы, стоят условия («истина», «метод»), в которых эти концепции имеют смысл. Из самих этих концепций могут быть выведены не всегда очевидные заранее теоретические и практические следствия («социальный проект науки как методической (а не «правильной»!) интеллектуальной деятельности». Импликации не обязательно проговариваются, но могут быть выведены / предполагаться из самой концепции. Контекст. Любая интеллектуальная конструкция («позитивизм») существует не в вакууме, а в пространстве спора и комбинации с другими конструкциями. Всегда есть смысл спросить (себя): «С чем это спорит?», «Какую потребность это обеспечивает?», «Какую инерцию это продолжает?» и т.п. Теория – еще один язык для обращения с собственным опытом, учить ее лучше как «живой» иностранный язык, а не как «мертвый». Важно понимать, что ошибки и утрирование возможны и не стесняться их исправлять, переходить от более огрубленной картины к более детальной.

Что дальше? Программа курса. 20 мая – семинар. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб, С. 48 – 54, 80 – 84, 185 – 189, 250 – Литература: Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, Введение, лекции 1 – 6. С. 1 – 90. Задание в свете отчетности по курсу в целом: подобрать и принести / прислать источник (1-2 страницы) – непонятный для Вас философский текст (на русском языке), в котором Вы хотели бы разобраться. (т.е. Вы должны быть готовы объяснить: 1) почему выбрали именно этот текст и хотите именно в нем разобраться; 2) чего именно Вы в нем не понимаете) – лекция Основные альтернативы позитивизму в гуманитарной гносеологии – умозрительная и герменевтическая установки..

Что дальше? Программа курса 27 мая - лекции Логика критической установки в теории гуманитарного знания (неокантианство, «эра подозрения», социология знания… ) 3 июня Семинар Шюц А. «Понятие и формирование теории в социальных науках» // Современная зарубежная социология ( е годы). М., С , или «Американская социологическая мысль», М., С лекция / коллоквиум (по уч. пособию) / презентация и обсуждение «переводов» (ср. задание на 18.05). Решим 27 мая. 10 июня Лекции, переводы или итоговая аттестация (контрольная работа по словнику). Решим 3 июня.

Итоговая отчетность (т.е. помимо 2 семинаров и «перевода»): 1) «Словник» (см. или В задание входят два понятия или имени и две т.н. «гносеологические конструкции» ) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: 3) Рефераты. «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития герменевтического направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы не принимаются, все писать своими словами. 4) Рецензии на уч. пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц.

1. «Словник». Два понятия или имени и две «гносеологические конструкции». Понятия: 1) демаркация 2) методологическая дистанция На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы- страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего). Гносеологические конструкции: 3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции 4) типичные клише гуманитарной мысли Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.

Комментарий к форме отчетности «Словник»: 1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет. Однако в основном понятия и гносеологические конструкции все-таки не выбираются, а назначаются: на основе анкет (буде мне таковые сдадут) и впечатления от работы на занятиях. 2) Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда автор какой-либо словарной статьи я видим какое-то понятие в одном и том же ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не «отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)

2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: 3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы (сокращенные и, возможно, переструктурированные версии исходного текста) не принимаются, все нужно писать своими словами.

4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц. Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно составлять не меньше трети всей работы.

Полезные ресурсы Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., Контакты: