А.П. Чехов и И.А. Бунин: структурные особенности рассказов «После театра», «Соседи» и «Холодная осень», «На хуторе» «... Я проложил для коротких рассказов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Advertisements

Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Конфликт в романе А.И. Куприна «Колесо времени» ВКР выполнена студенткой 5 курса ОДО Тушаковой Н.Ш. Научный руководитель Г.И. Рогова Рецензент М.В. Прокопова.
1 МОУ «Лингвистическая гимназия 23 имени А. Г. Столетова». Подтекст как средство воплощения авторского замысла в творчестве А. П. Чехова. Выполнила: ученица.
К.Д. Бальмонт. Особенности творческой манеры К.Бальмонта – прозаика (новелла «Лунная гостья») Объект исследования: новелла Бальмонта «Лунная гостья»,
Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Методические рекомендации по организации урока литературного чтения в рамках системно- деятельностного подхода по ФГОС Семинар-практикум 2013 Сейитмедова.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? (РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ В.М.ШУКШИНА) Работу выполнила Степанова Гаплина Иосифовна, МОУ «Лицей 8 города Новоалтайска.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Магистрантки филологического факультета Рудой Ольги Павловны.
Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Транксрипт:

А.П. Чехов и И.А. Бунин: структурные особенности рассказов «После театра», «Соседи» и «Холодная осень», «На хуторе» «... Я проложил для коротких рассказов дорогу в толстые журналы, к лаврам и сердцам порядочных людей»; «В одном отношении вы все должны быть мне благодарны, - говорил Чехов молодым писателям. – Это я открыл путь для авторов маленьких рассказов. Прежде, бывало, принесёшь в редакцию рукопись, так её даже читать не хотят. Только посмотрят с пренебрежением. «Что? Это называется произведением? Да ведь это короче воробьиного носа. Нет, нам таких штучек не надо». А я вот добился и другим указал дорогу. Да это ещё что, так ли со мной обращались! Имя моё сделали нарицательным. Так и острили, бывало: эх вы, Че-хо- вы! Должно быть, это было смешно» [Лидин 1959: 13] «... Я проложил для коротких рассказов дорогу в толстые журналы, к лаврам и сердцам порядочных людей»; «В одном отношении вы все должны быть мне благодарны, - говорил Чехов молодым писателям. – Это я открыл путь для авторов маленьких рассказов. Прежде, бывало, принесёшь в редакцию рукопись, так её даже читать не хотят. Только посмотрят с пренебрежением. «Что? Это называется произведением? Да ведь это короче воробьиного носа. Нет, нам таких штучек не надо». А я вот добился и другим указал дорогу. Да это ещё что, так ли со мной обращались! Имя моё сделали нарицательным. Так и острили, бывало: эх вы, Че-хо- вы! Должно быть, это было смешно» [Лидин 1959: 13]

Работая над особенностями структурной природы рассказов Чехова и Бунина, проследить за тем, что сближает двух писателей и в чём разительное отличие в их желании выявить особенности внутреннего мира своих героев. Работая над особенностями структурной природы рассказов Чехова и Бунина, проследить за тем, что сближает двух писателей и в чём разительное отличие в их желании выявить особенности внутреннего мира своих героев. Цель исследования

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 1. Определить место творчества Чехова и Бунина в историко – литературном контексте конца XIX - начала XX века. 2. Выделить жанровые особенности введённого Чеховым нового типа рассказа, позволяющего взглянуть на внутренний мир героя. 3. Опираясь на работы исследователей структуры художественного текста, исследовать особенности построения поздних рассказов Чехова «После театра» и «Соседи» и ранних рассказов Бунина «Холодная осень» и «На хуторе».

Глава I Чехов и Бунин: традиции и новаторство в жанре короткого рассказа I.1. А.Чехов и Серебряный век: взгляды на проблему исследователей творчества писателя «В историко–литературной динамике Чехов занимает промежуточное место между двумя великими фазами: Толстым и Достоевским, с одной стороны, а с другой – всей новой литературой начала XX века Эти фазы отличали не только огромная поэтическая энергия, но и метафизические интересы, и Чехов с его скромностью и непричастностью к литературным программам и философским доктринам оказался как бы раздавленным между этими полюсами» [Страда 1995: 51-52] «В историко–литературной динамике Чехов занимает промежуточное место между двумя великими фазами: Толстым и Достоевским, с одной стороны, а с другой – всей новой литературой начала XX века Эти фазы отличали не только огромная поэтическая энергия, но и метафизические интересы, и Чехов с его скромностью и непричастностью к литературным программам и философским доктринам оказался как бы раздавленным между этими полюсами» [Страда 1995: 51-52]

I.2. «Чеховский» рассказ – особый элемент новаторства писателя «Экстенсивная универсальность большого жанра – романа» [Страда 1995: 57], сосредоточенная в сгущённой повествовательной форме малого жанра; беглое описание внешности героя и особое внимание к его внутреннему миру; особое внимание к деталям в изображении удивительного каталога персонажей, ситуаций и предметного мира России на рубеже веков; изображение в контурах, схематично не столько портретов, сколько силуэтов; особая форма композиции - рассказ начинается без каких-либо подходов, вводит читателя в середину действия и заканчивается неожиданно.

Вслед за Чеховым Бунин: работает в нетрадиционном для своего времени жанре короткого рассказа; предметом изображения делает внутренний мир героя; проявляет особый интерес к скрытому смыслу однообразного существования; стремится высветить краткий миг душевного состояния как знак общей атмосферы своего времени. I.3. А. Чехов и И. Бунин: общее и отличное в работе над коротким рассказом (заимствования или наследие и видоизменение?)

Рассказы раннего Бунина отличают: интерес к внутреннему миру героя, помещённого автором в конкретные социально – исторические условия; внимание к осмыслению мужчиной или женщиной своего места в бытии, к их душевному состоянию при этом; пронизывающий большинство рассказов мотив воспоминаний героя; характерное для героев Бунина лирически умиротворённое настроение, источник которого – мир природы; обращение к теме тоски по утерянному, ушедшему или несбывшемуся.

Исследования в области структуры художественного произведения: Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., «Просвещение», Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Введение в литературоведение. Хрестоматия под ред. Николаева П.А. - М., 1988 г. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Введение в литературоведение. Хрестоматия под ред. Николаева П.А. - М., 1988 г. Тюпа В. И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высш. школа, 2002.

Глава II Структурные особенности рассказов А.П.Чехова и И.А. Бунина «После театра» и «Холодная осень»: опыт сопоставительного анализа II. 1. Анализ объектной организации художественного текста: художественное постижение женской психологии писателями рубежа веков II. 2. Система субтекстов в рассказах их функция: детализация и генерализация - для двух рассказов характерно внимание к внутреннему миру, специфике женской психологии; - и в рассказе А.П. Чехова, и в рассказе И.А. Бунина мы встречаемся с родством ситуаций: в центре внимания писателей оказывается один момент из жизни героини, который позволяет понять ее, женскую, сущность – миг, когда она плохо понимает, что же с ней происходит и как ей следует себя вести; - более чёткое построение фабулы в рассказе Чехова, т.к. связана она с одним событием в жизни героини: придя домой после спектакля, молодая чеховская Надя пишет двум любившим её молодым людям, а после идёт спать, то есть совпадение момента повествования с моментом самого события; - размытость фабулы в рассказе Бунина: героиня, будучи пожилой, вспоминает былое, то есть событийным оказывается восстановленный сознанием миг, а предметом изображения являются два времени: прошлое, значимое сегодня для героини и настоящий миг, в котором она находится, вспоминая; - отсюда, в рассказе Чехова – однолинейное повествование, у Бунина же выделяются две сюжетные линии.

II. 3. Особенности субъектной организации и ее роль в передаче авторской позиции - в рассказе Чехова имеет место голос повествователя, который доносит до читателя не только логику поступков героини, но и её переживания; - бунинский рассказ строится в основном только на голосе героини, или субъекта – рассказчика, повествование ведётся от первого лица, и напоминает страницы дневника лирического героя.

Глава III Художественное освоение мужской психологии и ее осмысление в рассказах А.П. Чехова «Соседи» и И.А. Бунина «На хуторе» III. 1. Особенности объектной организации рассказов А.Чехова «Соседи» и И.Бунина «На хуторе» III. 2. Особенности детализации и генерализации: функция этого уровня структуры в воссоздании особенностей психологии героя - в рассказах присутствует общность ситуации: один миг жизни, когда герои пытаются осмыслить себя в мире, но это миг, когда всё неясно, непонятно, это переходное время, когда герои чего-то ждут (один нетерпеливо ждёт встречи, которая в силах быстрее разрешить сложившуюся ситуацию, другой находится в долгом ожидании конца своей жизни, осмысляя её, и приходя в результате к гармонии с природой и с самим собой); - Если для Чехова важным оказывается взгляд на психологическое состояние молодого мужчины, его душевные переживания, на логику его поступков и размышлений, и отсюда, в его произведениях присутствует фрагментарность, обусловленная особенностями психики человека, а объектом исследования становится сознание и подсознание героя, то предмет изображения в рассказа Бунина – осознание героем своей сущности в бытии, предполагающее обращение к прошлому, являющемуся в рассказе событийным, и к настоящему, в котором герой размышляет.

III. 3. Субъектная организация рассказов - несмотря на то, что в обоих рассказах главными являются два голоса: голос повествователя и внутренний голос героя, в основе чеховского рассказа лежит гораздо больше точек зрения, или голосов, с помощью которых рисуется более полная картина жизни героев; - для рассказа Бунина характерно кольцевое обрамление, в центре внимания которого – место человека в бытии: в начале мы видим, что человек в мире ничтожен, а в конце он входит в мир, осознавая свою значимость. Кроме кольцевого обрамления в данном рассказе выделяется и кумулятивный сюжет. Кумуляция предполагает «нанизывание» голосов, т.е. их последовательное изложение.

Кумуляция голосов в рассказе И. Бунина «На хуторе» 1.Голос повествователя, который утверждает, что человек – лишь маленькая частица в большом мире космоса; 2.Голос окружающих людей, переданный через несобственно- прямую речь и утверждающий, что человек – это маленькое существо в социальном мире; 3.Голос героя, чувствующего себя значительнее в своем внутреннем мире. космическое, социальное и интимное бытие человека космическое, социальное и интимное бытие человека Человек, в чью интимную жизнь вторгается социальное, начинает осознавать свою ничтожность, а человек, осознавший себя частицей мира, находит гармонию

А. Чехов И. Бунин Один миг жизни, когда герой пытается осознать своё положение в мироздании; Объект анализа – познание истины женщиной и мужчиной

А. Чехов Взгляд на психологическое состояние конкретной личности, которое обусловлено мужским или женским мироощущением Взгляд на психологическое состояние конкретной личности, которое обусловлено мужским или женским мироощущением ЖЕНЩИНА - непостоянство - неопределённость - неопределённость - несерьёзность - несерьёзность - игривость - игривость МУЖЧИНА – тяга к желанию изменить устоявшийся миропорядок И. Бунин Важна психология личности, поставленной автором в конкретные социально – исторические условия, и выявление различий в способах постижения действительности мужчиной и женщиной Важна психология личности, поставленной автором в конкретные социально – исторические условия, и выявление различий в способах постижения действительности мужчиной и женщиной ЖЕНЩИНА – постижение истины на чувственном уровне: воспоминания о миге, когда она любила и любили её МУЖЧИНА – нахождение гармонии с миром через размышления об устройстве мироздания и смысле жизни, через аналитические способности

«Только в 80-е годы, спустя сто лет после появления в русской литературе имени И. А. Бунина, он стал осознаваться как едва ли не самый значительный русский писатель XX века. Мы свидетели третьего пришествия Бунина в литературу теперь как автора всех его уже известных произведений, настоящая глубина и эстетическая ценность которых открывается по-настоящему лишь сейчас...» [Бердникова 1999: 22] «Только в 80-е годы, спустя сто лет после появления в русской литературе имени И. А. Бунина, он стал осознаваться как едва ли не самый значительный русский писатель XX века. Мы свидетели третьего пришествия Бунина в литературу теперь как автора всех его уже известных произведений, настоящая глубина и эстетическая ценность которых открывается по-настоящему лишь сейчас...» [Бердникова 1999: 22]

Предметом исследования являются поздние рассказы Чехова и ранние рассказы Бунина. Объект исследования – структурные особенности рассказов Чехова «После театра» и «Соседи», а также рассказов Бунина «Холодная осень» и «На хуторе».

Теоретическая основа работы Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. М., «Искусство», Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., «Просвещение», Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Введение в литературоведение. Хрестоматия под ред. Николаева П.А. - М., 1988 г. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», Тюпа В. И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

Методологическая основа работы Алексеева Т.Ф. А.П. Чехов как мастер малой эпической формы. – Труды первой научно-методической конференции. – М., Афанасьев В. И. А. Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, Афанасьев В. И. А. Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, Бердникова О. А. «Лишь слову жизнь дана…»: И. Бунин // Русская литература XX века / Под общей редакцией Е. Г. Мущенко, Т. А. Никоновой. Воронеж: Изд-во ВГУ, Бялый Г. Чехов и русский реализм. – Л., Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. Ун-та, Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 1/ ИМЛИ РАН. М.: Наследие, Мущенко Е. Г. Человек и мир в искусстве эпохи рубежа – 1916 // Русская литература XX века / Под общей редакцией Мущенко Е.Г., Никоновой Т. А. Воронеж: Изд-во ВГУ, Семанова Л.Н. А.П. Чехов в отзывах русских советских писателей и в их творческой жизни. // Русская литература,

Ведущим методом исследования является структурно-типологический метод, который и обусловливает внимание к сюжетно-композиционной организации отдельных рассказов А.Чехова и И.Бунина.

Научная новизна работы в сопоставительном анализе, опыт которого не представлен, хотя отдельные литературоведы говорят, что Бунин является наследником Чехова. в сопоставительном анализе, опыт которого не представлен, хотя отдельные литературоведы говорят, что Бунин является наследником Чехова. Практическая значимость определяется вниманием к эстетическому анализу художественного текста, а также совершенствованием техники литературоведческого анализа и возможностью использовать данный материал на занятиях по Серебряному веку, а также по творчеству А.Чехова и И.Бунина. определяется вниманием к эстетическому анализу художественного текста, а также совершенствованием техники литературоведческого анализа и возможностью использовать данный материал на занятиях по Серебряному веку, а также по творчеству А.Чехова и И.Бунина.