1 Требования к АСКУЭ участников конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии в начальной фазе запуска Зам. Генерального директора ЗАО «ЦДР ФОРЭМ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности применения «Правил…» для потребителей присоединённой мощностью более 750 кВА Правила функционирования розничных рынков электрической энергии.
Advertisements

23 апреля 2007 г. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговой системе оптового рынка.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Организация сбора информации для обеспечения финансовых расчетов на рынке 5-15 в почасовом разрезе Информационно-технический центр Генеральный поставщик.
Я Системы АИИС КУЭ в энергетике. 1.АИИС КУЭ для функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) 2.Требования к АИИС КУЭ, регламенты.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
1 Совещание «Итоги тарифного регулирования в 2005 году и задачи органов регулирования г.г.» ДОКЛАД г. Сочи 2005 г.
МОСКВА, ноябрь 2010 Общие правила и процедуры участия новой ветрогенерации в оптовом рынке электроэнергии (мощности)
2010 Выход предприятия на Оптовый Рынок Электроэнергии и Мощности (ОРЭМ)
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
Алгоритм перехода на электроснабжение к независимой ЭСО, преимущества 2010www.eg-arstem.ru.
Выход предприятия на Оптовый Рынок Электроэнергии и Мощности (ОРЭМ)
Состояние работ по созданию АСКУЭ на атомных станциях.
Новая модель оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода Россия, Москва, г.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Транксрипт:

1 Требования к АСКУЭ участников конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии в начальной фазе запуска Зам. Генерального директора ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» А.П. Копсяев Доклад по КУЭ на семинаре ABB в Гелиопарке сентября 2003 г.

2 Содержание Правила оптового рынка переходного периода (проект) Модель измерений Проблемы и риски

3 Существующее законодательство в сфере КУЭ Федеральный Закон «Об электроэнергетике» Федеральный Закон«Об энергосбережении» Федеральный Закон«О техническом регулировании» Федеральный Закон «Об обеспечении единства средств измерений» Правила Оптового рынка (проект Постановления Правительства РФ + ссылки на 50 других документов) Ведомственные акты Минэнерго (ПУЭ, ПТЭ, Правила учета электрической энергии …) Ведомственные акты РАО ЕЭС (Положение… ) Ведомственные акты Госстандарта ГОСТы, стандарты организаций

4 Регламенты НП "АТС" О порядке получения статуса участника сектора свободной торговли и ведения реестра субъектов ОРЭ Регламент допуска субъектов ОРЭ к торговой системе Временный регламент коммерческого учета на этапе запуска торгов в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии ОРЭ Рекомендации по выбору измерительных приборов для коммерческого учета на ОРЭ Технические требования ОРЭ по организации КУЭ Регламент внесения изменений в расчетную модель электроэнергетической системы Регламент актуализации расчетной модели и формирования предварительных диспетчерских графиков Регламент подачи участниками ОРЭ уведомлений о составе и параметрах генерирующего оборудования и плановом почасовом потреблении Системному оператору

5 Регламенты НП «АТС» - 2 Регламент конкурентного отбора ценовых заявок и определения планового почасового производства субъектов ОРЭ Регламент регистрации и учета двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии Регламент подачи субъектами ОРЭ ценовых заявок АТС на участие в торгах Регламент расчета плановых объемов производства и потребления и расчета стоимости электроэнергии в секторе свободной торговли ОРЭ Регламент оперативного диспетчерского управления электроэнергетическим режимом объектов генерации и объектов потребления с регулируемой нагрузкой ЕЭС России в темпе реального времени Регламент определения объемов, инициатив и стоимости отклонений Регламент финансовых расчетов на ОРЭ

6 Система договоров Договор о присоединении к торговой системе ОРЭ Договоры комиссии на продажу электроэнергии в секторе свободной торговли ОРЭ Договоры купли-продажи электроэнергии в секторе свободной торговли поставки ОРЭ Договор на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности в регулируемом секторе и секторе отклонений ОРЭ и оплату услуг

7 Система договоров - 2 Подписной лист к Соглашению об использовании электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в торговой системе ОРЭ Договор АТС с уполномоченной ЗАО «Удостоверяющий центр» организацией на изготовление, выпуск и обслуживание сертификатов ключей подписей третьих лиц Договор об информационно-техническом обеспечении РТС, заявка на подключение к системе ЭДО РТС, подписной лист к Соглашению об использовании ЭЦП в системе электронного документооборота РТС Договор банковского счета с НКО «Расчетная палата «РТС»

8 Правила ОРЭ. Структура рынка Регулируемый сектор – оптовая торговля частью почасовых объёмов электроэнергии и мощности по тарифам, утверждаемым ФЭК России Сектор свободной торговли - оптовая торговля частью почасовых объёмов электроэнергии по свободным (не регулируемым ФЭК РФ) ценам Сектор отклонений – оптовая торговля отклонениями объёмов фактического производства (потребления) от плановых объёмов производства (потребления) по тарифам регулируемого сектора с применением установленных ФЭК РФ повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от причины, вызвавшей соответствующее отклонение

9 Правила ОРЭ. Субъекты рынка Субъекты оптового рынка электрической энергии переходного периода 1. Организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка: 1.1 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; 1.2 территориальные сетевые организации 1.3 иные организации, являющиеся законными владельцами сетевых объектов, с использованием которых осуществляется исполнение заключённых на оптовом рынке договоров купли-продажи электрической энергии в т.ч. АО-энерго. 1.4 системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений участникам оптового рынка. 2. Организация, обеспечивающая функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка - администратор торговой системы 3. Участники оптового рынка

10 Правила ОРЭ. Участники рынка Участники сектора отклонений Все участники Участники регулируемого сектора: поставщики и покупатели электрической энергии, включённые в Перечень коммерческих организаций – субъектов ФОРЭМ Участники сектора свободной торговли поставщики и покупатели электрической энергии (в т.ч. субъекты ФОРЭМ и потребители розничного рынка), получившие статус участника сектора свободной торговли

11 Правила ОРЭ. Статус участника Получение статуса участника участника регулируемого сектора: 1. Организации, включённые в Перечень субъектов ОРЭ до даты вступления «Правил …»- участники регулируемого сектора ОРЭ 2. Организации, получившие статус участника сектора свободной торговли, приобретают статус участника регулируемого сектора оптового рынка на основании решения ФЭК России.

12 Правила ОРЭ. Статус участника-2 Поставщик: генерирующая мощность не менее 25 МВт, при условии в каждой точке поставки 5 МВт +. Потребитель : суммарная присоединённая мощность 20 МВА +, при условии в каждой точке поставки не менее 5 МВА. Энергосбытовая, энергоснабжающие организации: суммарная присоединённая мощность энергопринимающего оборудования не менее 20 МВА, при условии в каждой предполагаемой точке поставки не менее 5 МВА. Для экспортно-импортных организаций указанные характеристики применяются в соответствии с заключёнными договорами

13 Правила ОРЭ. Статус участника-3 Технические требования –обеспечение СКУЭ, соответствующей требованиям регламентов ОРЭ –обеспечение системы связи, включая систему передачи данных, с СО, АТС, соответствующей требованиям регламентов ОРЭ –наличие подписанных с сетевыми организациями договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям Заключение договора о присоединении к торговой системе ОРЭ Особенности применения требований к обществам, создаваемым в процессе реформирования АО-энерго: –Все общества, осуществляющие производство, передачу, и сбыт, получают статус участника ОРЭ, равный статусу АО-энерго до момента преобразования –Количественные характеристики в отношении указанных организаций не применяются –Все общества имеют право использовать в течение 2-х лет СКУЭ, имеющиеся у них на дату вступления в силу Правил ОРЭ

14 Исходные установки по КУЭ Почасовой учет электроэнергии во всех секторах независимо от участия субъекта в секторе свободной торговли Разрешение использования всех действующих систем КУЭ субъектов ФОРЭМ в течение 2х лет - п. 4.3 ПП Возможность определения фактических почасовых величин объемов поставки с помощью сертифицированных средств КУЭ, обеспечивающих автоматическое хранение информации (АСКУЭ) – п ПП Возможность использования интегрального учета электроэнергии (несертифицированные АСКУЭ, электросчетчики) для расчета почасовых объемов на основании данных ОУИК Возможность использования математических методов для определения фактических почасовых объемов

15 Основные принципы КУЭ Эл. Счетчики Мат. методы расчета Данные ОУИК Фактические почасовые данные Электроэнергия за интервал Мощность за час АСКУЭ Сводный акт почасового оборота электроэнергии Финансово-расчетная система Разрешение споров Смежные субъекты СО- ЦДУ Замещение данных

16 Проблемы КУЭ 1.Сложность процедур согласования и урегулирования разногласий 2.Неконтролируемая возможность «ошибок» и хищений 3.Противоречие ФЗ «О единстве измерений»: в т.1 измеряется электроэнергия, в т.2 – мощность, а электроэнергия получается расчетным путем абзац 1 ст. 6.1 ОУИК нельзя отнести к средствам измерения, т.к. для расчетов неизмеряемых данных, кроме ТИ, используют постоянные константы или графики и др. ОУИК открыты для доступа многих пользователей – ст. 8, раздел IV и др.

17 Действующая модель измерений на ФОРЭМ

18 Модель измерений конкурентного рынка электроэнергии ~~ Ф С К 1 n - места установки систем коммерческого учета новых элементов рынка... Потребители ~ ФСК, РСК - федеральная или региональные сетевые компании ~ - генерирующие компании П - потребители, присоединенные к сетям ФСК ~ РСК1 РСКn АО-эн.

19 Переход от территориального к технологическому принципу измерений

20 Проблемы КУЭ при реформировании Формирование границ собственности: ФСК – АО- энерго, РСК – РСК Отсутствие измерительных трансформаторов тока, напряжения и систем учета на границах собственности Отсутствие финансовых средств у реформируемых АО-энерго Исключение электросетей (ФСК, РСК) из числа участников торговли на ОРЭ Неопределенность ответственности за потери электроэнергии в сетях ФСК, РСК, АО-энерго и других сетевых компаний

21 Структура затрат участника ОРЭ Затраты на услуги сторонних организаций: –инвестиции на модернизацию оборудования сетей –на создание АСКУЭ (зависимость от требований к КУЭ) –на государственную сертификацию (ФЗ о ТР) –на сертификацию по стандартам АТС –на услуги инженерно-технического обслуживания –на услуги по поддержке программных средств АСКУЭ –на услуги по формированию достоверной БД КУЭ в АТС Собственные затраты участника ОРЭ на содержание СКУЭ (эксплуатация, ТС и ПАК, администрирование и пр.)

22 Риски покупателей при запуске КС ОРЭ Печальный опыт использования слабо контролируемых систем КУЭ –Рост показателя потерь в электросетях за 10 лет на 50% –Более чем в 20 регионах потери в сетях составляют 1/4 товарной продукции, а в 7 регионах – 1/3 товарной продукции Использование ТИ – невозможность контроля достоверности измерений – риск роста хищений и коммерческих потерь в сетях Неопределенность ответственности за потери в сетях Убытки бесконтрольного роста потерь э\э рост тарифов покупателей

23 Требования к АСКУЭ – (преемственность) - Основа требований – Положение об организации коммерческого учета - Все действующие законы, законодательные акты правительства РФ, государственные и международные стандарты распространяются на сферу коммерческого учета электроэнергии на оптовом рынке; - Все отраслевые документы (Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок, Правила учета электрической энергии и др.), а также нормативные акты РАО ЕЭС России («Положение об организации коммерческого учета на оптовом рынке» от , Приказы, информационные письма и др.) сохраняют силу в части, не противоречащей Требованиям КРЭ;

24 Требования к АСКУЭ (Терминология) АСКУЭ включает: –один или несколько измерительно- информационных комплексов точек учета (ИИК ТУ) –один или несколько информационно- вычислительных комплексов электроустановок (ИВКЭ) –систему единого времени (СЕВ) – информационно-вычислительный комплекс (ИВК), Новое понятие «Промконтроллер» - аналог УСПД

25 Требования к АСКУЭ (Дополнения) Не допускается использование промежуточных трансформаторов тока Измерительные цепи должны предусматривать возможность подключения образцового счетчика без отключения присоединения (после распломбирования) Хранение профиля нагрузки с получасовым интервалом на глубину не менее 35 суток в электросчетчике (было – 1 месяц) Синхронизация времени в самом промконтроллере (УСПД) необходимость разработки и аттестации МВИ для каждой точки учета Требования по интегральной погрешности канала учета – 1.4%

26 Требования к АСКУЭ (Дополнения 2) АСКУЭ и ее компоненты должны соответствовать требованиям СанПин (эргономика) Среднее время восстановления АСКУЭ после потери работоспособности - не более 12 часов Электропотребление УСПД, с полным набором электронных модулей, не должно превышать 200 Вт. (было – 100Вт) Возможность использования Интернет как среды передачи данных Программное обеспечение должно быть русифицировано Требование к защите информации в АСКУЭ – 3А

27 Несформулированные требования рынка к КУЭ ТребованиеКомментарий Полнота информацииОпределить, что и где надо измерять ТочностьОпределить точность, с которой должна измеряться (и вычисляться) информация КУЭ ОперативностьНеобходимо определить цикличность выполнения отдельных операций (формирование вспомогательной информации КУЭ и ее передача в АТС, отклик на запрос участников ОРЭ) Достоверность Определить, что понимать под этим термином и каковы критерии достоверности данных КУЭ Заданные сроки хранения данных КУЭ Необходимо установить номенклатуру и сроки хранения часовых данных КУЭ ПроверяемостьНеобходимо установить требования к проверяемости собираемой информации Сертификация средств измерений Необходимо установить требования к порядку сертификации средств измерений и обработки данных

28 Несформулированные требования рынка к КУЭ - 2 ТребованиеКомментарий Доступ к информацииНеобходимо декларировать, что гарантируется всем участникам рынка (по доступу к данным КУЭ) Единство предоставляемой информации по КУЭ Необходимо определить, что означает единство предоставляемой информации по КУЭ Единство измеренийВ системе КУЭ должно быть обеспечено единство измерений в соответствии с Федеральными законами «О единстве измерений» и «О техническом регулировании» Защищенность информации КУЭ Система КУЭ, по-видимому, должна обеспечивать защищенность информации КУЭ во всех процессах ее жизненного цикла, а также защищенность измерительных и информационных систем