Играем в «карты Проппа» 11 Урок литературы в 5 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22», Череповец 1(23)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Играем в «карты Проппа» Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22», Череповец.
Advertisements

Ясинская Светлана Георгиевна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22» г. Череповца Вологодской обл.
Творческая мастерская Учимся сочинять волшебную сказку Садко.
Тема урока: «Урок развития речи. Учимся сочинять сказку» Эпиграф: Что за прелесть эти сказки! А.С. Пушкин А.С. Пушкин.
Презентация ученицы 8 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Пышной Екатерины.
Приём «Играем в «карты Проппа» Коммуникативная, познавательная игровая технология.
2006 Урок литературы в 5 классе «Русские народные сказки»
Путешествие в сказку Задачи урока виды сказок главных героев художественные особенности сказок что такое сказка Вспомним,
МОУ "Нороворотаевская ООШ" Пилатова И. Г. « Где играют дружно, Считают умело, Там и сказке можно Появиться смело.» МОУ "Нороворотаевская ООШ" Пилатова.
Вариант Презентация "Осень золотая".
Тема: Создание волшебной сказки. «В гостях у сестёр-присказок, братьев-зачинов и подружек- концовок». Урок литературы в 5 классе МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Муниципальное бюджетное среднее общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11 Выполнила: Заведующая библиотекой Бабаева А. А. г.
Муниципальная общеобразовательная школа 6 Рыбальченко виктория Владимировнаа учитель русского языка и литературы первой категории.
Добро и зло в русских народных сказках. Русская сказка -Она не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды. -Она требует наказания всякой неправды.
Волшебная сказка. Анализ содержания русской народной сказки Что произошло? Почему это произошло? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем ему это было нужно?
Презентация к теме русские народные сказки. сказка.
Презентацию составила учитель физики МОУ СОШ с.Неверкино Кашаева О.В. МОУ СОШ с.Неверкино Кашаева О.В.
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
СВОЕОБРАЗИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Русская народная сказка«Царевна-лягушка»
Прекрасный мир народных сказок К итоговому уроку по теме «Устное народное творчество. Сказки»
Транксрипт:

Играем в «карты Проппа» 11 Урок литературы в 5 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22», Череповец 1(23)

Содержание 1.Играем в картыИграем в карты 2.«Карты Проппа»«Карты Проппа» 3.Набор сказочных ситуацийНабор сказочных ситуаций 4.Композиция сказкиКомпозиция сказки 5.Два мира волшебной сказкиДва мира волшебной сказки 6.Творческая мастерскаяТворческая мастерская 7.Контрольный тестКонтрольный тест 8.ИсточникиИсточники 2(23)

Герой вступает в брак. Герой борется с врагом. Что это за странные карты? Кто догадался? Давайте сыграем в карты! Проверь себя 3(23)

«Карты Проппа» На этих «картах» обозначены события в народных сказках. Русский ученый В.Пропп обнаружил,что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций.Эти ситуации теперь и называют «картами Проппа». Какие еще сказочные ситуации вы можете назвать? Проверь себя 4(23)

Набор сказочных ситуаций - 1 Отлучка кого-либо из членов семьи(отъезд, смерть) Таких ситуаций всего Запрет(не делай этого, иначе…) 5(23)

3. Нарушение запрета 8. Вредительство (похищение, колдовство) Набор сказочных ситуаций - 2 6(23)

14. Получение волшебного средства(кольцо, клубок)от дарителя(звери, покойные родители) 16. Герой(Иван-царевич, солдат)и антагонист-враг (змей, мачеха, царь)вступают в борьбу Набор сказочных ситуаций - 3 7(23)

22. Герой спасается от преследования 30. Враг наказывается Набор сказочных ситуаций - 4 8(23)

31. Герой вступает в брак Набор сказочных ситуаций - 5 9(23)

Композиция сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» Что такое композиция? Каков набор сказочных ситуаций этого произведения? 10(23)

Запомните! Части текста(ситуации), расположенные в определенном порядке, называются композицией. Композиция - это построение художественного произведения. 11(23)

Запомните и это! Композиция любой сказки состоит не из всего набора сказочных ситуаций, а лишь из части их. 12(23)

Композиция сказки Проверьте! 1.Трое сыновей покидают дом. 2.Дедушка-даритель помогает найти мечи булатные. 3. Иван и змей три раза сражаются. 4. Победа Ивана. 5. Братьев преследуют мать и жены змея. 6. Победа Ивана. 7. Возвращение домой. В волшебной сказке есть два мира. Какие? Проверь себя 13(23)

Два мира волшебной сказки Мир людей Мир мёртвых, тридевятое царство Граница между мирами: камень, столб, мост, река, колодец, избушка Бабы-Яги. 14(23)

Творческая мастерская Придумайте, пожалуйста, свою сказку, используя «карты Проппа». 15(23)

1.»Карты Проппа» - это: а.географические карты; б.набор сказочных ситуаций; в.карты области. 2.Волшебное средство - это : а.лекарство; б.витамины; в.меч. 3.Даритель в сказке - это: а.мачеха; б.Баба-Яга; в.животные. 16(23)

4.Антагонист - это: а.Змей - Горыныч; б.Василиса Премудрая; в.покойный отец. 5.Композиция сказки - это: а.части текста в определенном порядке; б.основная мысль; в.свадьба героя. 6.На границе двух миров волшебной сказки находится: а.овчарка; б.колодец; в.пограничник. Проверь себя 17(23)

1.б 2.в 3.в 4.а 5.а 6.б 18(23)

Молодец ! 19(23)

Подумай! 20(23)

Молодец !!! 21(23)

Подумай !!! 22(23)

Источники Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М., Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., Сипинёв Ю., Сипинёва И. Русская культура и словесность. – С.-П., Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору.- М., (23)