Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: концептуальные основания Д-р пед. н., профессор Г.Н. Прозументова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Инновационные проекты в системе образования ЗАТО Северск Фокина И.А., методист МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования»
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
1 Дорожная карта обновления модели повышения квалификации 14 марта 2008 г. г. Москва.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Научно-методическое сопровождение перехода образовательных организаций г. Москвы на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего.
ОГБУ « Региональный центр развития образования » г. Томск Проект «Создание региональной сети школьных предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Презентация типовой программы повышения квалификации «Эффективные модели и механизмы реализации региональных «дорожных карт» изменений в социальной сфере,
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Информационное обеспечение развития образования Демкин В.П. – проректор по ТГУ 2010 КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ.
Визитная карточка региональной обучающей команды Республики Карелия Сетевая школа управленческих кадров общего образования октября 2008 г. Москва.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Становление продуктивной, самостоятельной личности Механизм реализации индивидуальных образовательных программ в условиях массовой общеобразовательной.
Транксрипт:

Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: концептуальные основания Д-р пед. н., профессор Г.Н. Прозументова Слайд 1

Контекст построения концепции: Инновационный ландшафт региональной системы образования (материалы исследования): обзор документов и направлений стратегического развития образования на федеральном и региональном уровне (информация подготовлена Л.В. Весниной) характеристика инноваций в учреждениях высшего образования Томской области (информация подготовлена Л.В. Весниной) характеристика видов, типов образовательных учреждений, направлений инновационного развития в Томской области (информация подготовлена О.В. Шушпановой) Слайд 2

Контекст построения концепции (продолжение): характеристика направлений инновационного развития образования в школах г. Томска (подготовлено Л.С. Истоминой и Н.И. Тихоновой) определение экспертных позиций разных субъектов влияния в региональной системе образования (Социологическое исследование под руководством В.В. Кашпура,научный консультант Г.Н. Прозументова) Слайд 3

Характеристики инновационного ландшафта в региональной системе образования высокая плотность осуществляемых инноваций (количество инноваций относительно количества образовательных учреждений); разнообразие «авторских» проектов, реализуемых в образовательных учреждениях и получивших статус и признание на региональном и федеральном уровне; дифференциация видов, направлений инновационной деятельности в учреждениях; стратификация форм организации образования: появление «массового» и «элитного» секторов образования; Слайд 4

Характеристики инновационного ландшафта в региональной системе образования (продолжение) использование рыночных механизмов в организации образования (предоставление как бесплатных, так и платных услуг); использование, наряду с административными, механизмов общественного влияния и оценки качества образования и инноваций; формирование позитивной ориентации и динамики участия в инновационной деятельности (увеличение числа участников конкурсов) Слайд 5

Качество образования - основание измерения (М.А. Гусаковский) : соответствие стандарту соответствие применению соответствие стоимости соответствие скрытым потребностям потребителя Слайд 6

Эволюция представлений о качестве образования: от степени соответствия всеобщему стандарту-минимуму к соответствию стандартам «потребления», запросам заказчика услуг Слайд 7

Интерес к вопросам качества в образовании определил его оценку по «продукту» (результату); формирует представление об образовании как сфере производства «продукта», создания «товара» и предоставления услуг потребителям; усиливает значение использования стандарта и процедур стандартизации в организации и оценке качества образования; характеризует управление образованием как деятельность по достижению заданных стандартов, предупреждению отклонений от стандарта. Слайд 8

Постановка проблемы повышения качества образования: переход к Открытому образовательному пространству множество субъектов влияния на постановку целей образования и оценку его качества; взаимодействие субъектов в постановке и решении задач развития образования, формировании представлений о его качестве; различение полномочий и функций субъектов в достижении качества образования; взаимная дополнительность субъектов, форм организации образования и оценки его качества Слайд 9

Содержание анализа взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: направления взаимодействия: региональный контекст (социологический анализ, проведенный О.Н. Горских, С.Г. Танцевой, сотрудниками РЦРО); формы и направления взаимодействия вузов и школ в г. Томске (анализ документов, проведенный Л.С. Истоминой и Н.И. Тихоновой, Департамент образования г. Томска); прецеденты взаимодействия вузов и школ (подготовка презентаций, Г.Н. Прозументова, О.Н. Горских, С.Г. Танцева); феномены школ-лабораторий Томского гос. университета (феноменологический анализ, Г.Н. Прозументова) Слайд 10

N п/п Название образовательного учреждения Ф.И.О. директораУчреждение высшего образования 1МОУ СОШ 1 г.Стрежевой Курицына К.С.ТУСУР, ИДО ТГУ, НОЦ ТГУ 2МАОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина Селиванова Н.А.ТГУ, ТПУ, ТУСУР 3МОУ СОШ 16 г.Томска Глебова Л.К.ТПУ, ТГАСУ, ТГПУ, ТГУ, ТУСУР, ОМУ «Школьный университет» 4МАОУ СОШ 40 г.Томска Муратова С.А.ТГУ, ТГПУ, ТУСУР, ТПУ 5МОУ СОШ 49 г.Томска Назарова О.И.ТГУ, ТГПУ 6МАОУ гимназия 55 г.Томска Пекшева Н.А.ТГУ, СГТА, ТГПУ 7МОУ «Северская гимназия» Бердникова Т.В.ТГУ, ТПУ, НИЯУ МИФИ, ТГАСУ, ТГПУ, СГТА 8МОУ СОШ 80 ЗАТО Северск Метелькова Е.А.ТУСУР, ТГПУ, ТПУ, ТГАСУ, ТГУ, СПК, НИЯУ МИФИ 9МАОУ «Сибирский лицей» Чурсина И.Э.СибГМУ, ТГУ 10МОУ лицей при ТПУ г.Томска Чиж Л.А.ТПУ Взаимодействие вузов и школ: прецедентный анализ Слайд 11

Проблемы взаимодействия (экспертный семинар): отсутствие механизмов финансирования (оплата труда преподавателей, координаторов совместных образовательных программ и проектов, проведения внешней экспертизы, рецензирования, финансовая обеспеченность договорных обязательств и пр.); недостаточность развития сетевого, дистанционного взаимодействия; закрытость территорий (ЗАТО Северск), отдаленность от областного центра; Слайд 12

Проблемы взаимодействия (продолжение): недостаточная компьютеризация школ: отсутствие свободного доступа к Интернет-ресурсам во время учебного дня (компьютерный класс с выходом в Интернет – 1 на всю школу), низкая скорость подключения; отсутствие спонсорской поддержки педагогов; необходимость обновления материально- технической базы; в настоящее время сотрудничество строится в большей степени благодаря личным контактам. Слайд 13

Взаимодействие вузов и школ: феноменологический анализ: феномен школ-лабораторий («Эврика- развитие», Школа Совместной деятельности», школа 49 г. Томска, Северская гимназия, школа 77 г. Северска). Слайд 14

Общая характеристика школ: победители федерального и регионального конкурсов школ, внедряющие инновационные образовательные программы; инновационные площадки, использующие для оценки качества образования анализ компетенций и индивидуальных образовательных достижений учащихся; образовательные учреждения, получающие высокие результаты в выполнении образовательного минимума (ЕГЭ). Слайд 15

Особенности организации и качества инновационной деятельности: концепция развития образования используется и дорабатывается в процессе осуществления проектов; проекты по совершенствованию образования получают поддержку на региональном и федеральном уровне; инновационные образовательные программы реализуются не только во внеурочной, но и организации учебной работы; Слайд 16

Особенности организации и качества инновационной деятельности (продолжение): инновационные образовательные технологии имеют эксклюзивный, авторский характер, но распространяются в сообществе; разработаны и применяются диагностические программы и процедуры мониторинга инновационных результатов; в управлении инновационной деятельностью используются механизмы поддержки, сопровождения, консультирования, экспертизы и др. Слайд 17

Достижения в исследовательской деятельности публикации, сделанные педагогами и управленцами школ по результатам и содержанию своей инновационной деятельности; количество представителей школ, обучающихся по разным формам повышения квалификации (особенно в программах переподготовки, соискательства ученых степеней и аспирантуре); количество участников инновационной деятельности, защитивших диссертации по материалам своей работы в школах; количество преподавателей вузов и ученых, реализующих совместно с педагогами исследовательские программы. Слайд 18

Особенности субъекта управления и содержания взаимодействия с вузами: наличие в составе управленческой команды школы представителей разных ступеней образования, в т.ч. представителей вузов; объединение в управленческой команде представителей вузов и школ как участников инновационного развития образования; выделение образования как области реформирования и предмета управления, взаимодействия; различение и интеграция в деятельности каждого управленца функций проектирования, исследования, администрирования. Слайд 19

Потенциал влияния взаимодействия вузов и школ на развитие системы образования: становление образовательных сообществ как субъектов управления и повышения качества образования (участники образовательных событий и региональных программ); появление мест самоорганизации и реализации педагогами и управленцами своих представлений о возможностях образования; ориентация на качество образования, в котором интегрировано влияние разных субъектов; распространение инновационных разработок, обеспечивающих повышение качества образования; апробация механизмов управления взаимодействием разных субъектов влияния на образование. Слайд 20

Усиление потенциала взаимодействия вузов и школ: конкретизация проблемы 1. Содержание взаимодействия: распространены - патерналистские, иерархические связи между учреждениями образования по поводу обучения; необходимы - партнёрские, взаимодополнительные связи в решении задач повышения качества образования. Слайд 21

2. Модели взаимодействия: Распространены – модели взаимодействия: «случайные связи»; «использование друг друга в собственных целях»; «поглощение»; необходимы – модели взаимодействия: «совместное производство» инновационных разработок; «образовательное сообщество». Слайд 22

3. Способ управления инновациями в образовании: распространено – административно- директивное реформирование и проектный способ (закрытая система образования); необходимо – создание и использование потенциала инициатив и самоорганизации участников инноваций на «местах». Слайд 23

Формы организации взаимодействия вузов и школ в Открытом образовательном пространстве: проведение образовательных событий регионального, федерального масштаба для определения направлений, задач и участников развития образования; поддержка авторских проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях по изменению качества образования; создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок; разработка и реализация сетевых проектов, программ для разных групп учащихся, по разным предметам и уровням обучения; создание структур поддержки сетевых форм организации образования Слайд 24

Механизмы управления взаимодействием вузов и школ в Открытом образовательном пространстве I. Создание потенциала взаимодействия: проявление представлений о качестве образования и инициатив по повышению этого качества разными субъектами влияния; экспертная поддержка авторских проектов по организации взаимодействия в образовательных учреждениях, направленных на повышение качества образования; организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества образования. Слайд 25

Механизмы управления взаимодействием (продолжение) II. Усиление влияния потенциала взаимодействия: постановка задач повышения качества образования в региональной системе; использование взаимодействия для создания сетевых программ, проектов, структур; оценка деятельности образовательных учреждений по использованию взаимодействия в решении задач повышения качества образования. Слайд 26

Механизмы управления взаимодействием (продолжение) III. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на систему образования: организация исследований по оценке и обобщению опыта и форм взаимодействия разных субъектов влияния на образование; определение задач и направлений взаимодействия для решения задач стратегического развития образования; использование потенциала взаимодействия для создания сектора инновационного образования; организация повышения квалификации педагогов и управленцев в области инновационного образования и взаимодействия. Слайд 27

Механизмы управления взаимодействием (продолжение) IV. Легитимация форм и субъектов взаимодействия вузов и школ в системе образования: нормативно-правовое обеспечение взаимодействия вузов и школ; нормативно-правовое обеспечение реализации сетевых проектов, программ и структур; нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационных образовательных сообществ в региональной системе образования. Слайд 28