ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель МОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Тихонина Л. М. Тихонина Л. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Advertisements

Трещат как … Ползёт как … Молчит как … Продолжи. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Фразеологизмы Урок развития речи В 4 «В» классе Учитель: Белозерова Елена Владимировна.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
1. Найди правильный ответ. Ящик Пандоры - А: сокровищница. Б: источник бедствий. В: страшная тайна. Г: шкатулка с секретом. Танталовы муки муки А: неразделенной.
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Ни пуха, ни пера! Рано утром Мама- квочка В класс отправила сыночка. Говорила: Не дерись! Не дерись! Не дразнись! Не петушись! Поспеши,
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Фразеологизмы Урок в 4 а классе Ученицы 8 а Гусейнова Сабина и Мусаева Шахзада.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Транксрипт:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель МОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Тихонина Л. М. Тихонина Л. М.

Подумай ! Митя сел в лужу. С решением задачи Митя сел в лужу. В каком из предложений выделенная фраза употреблена в переносном значении? В каком из предложений выделенная фраза употреблена в переносном значении? Что она обозначает? Что она обозначает?

Верно! Во втором предложении фраза имеет переносное значение (опозорился). Это фразеологизм (фразеологический оборот).

Подумайте и ответьте: Прямое или переносное значение слов используется во фразеологизмах: Прямое или переносное значение слов используется во фразеологизмах: кот наплакал; кот наплакал; взять себя в руки; взять себя в руки; повесить голову повесить голову

Вывод Во фразеологических оборотах используется переносное значение слов. МОЛОДЦЫ !

Эксперимент Попробуем заменить или переставить слова. Попробуем заменить или переставить слова. Сохраняется ли смысл предложения? Сохраняется ли смысл предложения? Петя ломал голову над задачей =(долго думал). Петя ломал голову над задачей =(долго думал). Петя ломал ногу над задачей =? Петя ломал ногу над задачей =? Петя ломал ручку над задачей=? Петя ломал ручку над задачей=? Петя бил голову над задачей=? Петя бил голову над задачей=?

Определение фразеологизма Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению одному слову, употребляемое одному слову, употребляемое в переносном значении. в переносном значении. Например: через час по чайной ложке – медленно. Например: через час по чайной ложке – медленно.

Подбери нужный фразеологизм Подбери нужный фразеологизм Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться... Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться... На школьном дворе мы работали дружно, старались не ударить… На школьном дворе мы работали дружно, старались не ударить… Бросились искать Ивана, а его и след... Бросились искать Ивана, а его и след... Маша и Даша похожи как… Маша и Даша похожи как… Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… Буратино молчал, словно воды... Буратино молчал, словно воды... Обиделся Незнайка на друзей, надулся как … Обиделся Незнайка на друзей, надулся как ….

Сделаем синтаксический разбор Маша ломала голову над трудной задачей. Оля опять висела на телефоне.

Вывод Фразеологизм, состоящий из нескольких слов, является одним членом предложения. Маша ломала голову над задачей.

Отгадайте фразеологизмы по рисункам

Проверьте себя! Витать в облаках. Заварить кашу. Водить за нос.

Эксперимент Подставь вместо подчёркнутых слов подходящий фразеологизм. Как изменились предложения? Денег у него мало. Ваня на уроке бездельничал. Он человек бывалый. Малыш исчез. Слова для справок: бил баклуши, сквозь землю провалился, кот наплакал, тёртый калач.

Роль фразеологизмов в речи Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.

Доскажи словечко! Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят, Водой … Мы исходили городок Буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, Что еле волочили …

Понравилось? Продолжим! Товарищ попросит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью … Ежата-детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых …

Поработаем с учебником Стр. 182, 468. Кто больше? Выпишите известные вам фразеологические обороты. Подсказка: всего их 10! Успеха!

Проверьте себя! Вырасти в глазах – заслужить уважение. Стрелять глазками – кокетничать. Лезть в глаза – надоедать. Глазами есть – навязчивая почтительность. Мозолить глаза – мешать. Пускать пыль в глаза – хвастаясь, обманывать. Хлопать глазами – тупо смотреть. Глаз намётан – опытный. Смерит глазами – посмотрит оскорбительно. С глаз долой – удалить.

Что мы узнали на уроке. Вспомните … Определение фразеологизма. Определение фразеологизма. Особенность фразеологизма как члена предложения. Особенность фразеологизма как члена предложения. Роль фразеологизмов в речи. Роль фразеологизмов в речи.

Домашнее задание Выучить определение фразеологизма. Выучить определение фразеологизма. На выбор: На выбор: выполнить письменно 470 (задания 1,2); выполнить письменно 470 (задания 1,2); выписать из художественных текстов 5 предложений с фразеологизмами, определить их значение. выписать из художественных текстов 5 предложений с фразеологизмами, определить их значение. Индивидуально: Индивидуально: пользуясь словарём фразеологизмов, подготовить карточки для игры в «Лото фразеологизмов» пользуясь словарём фразеологизмов, подготовить карточки для игры в «Лото фразеологизмов» Желаю успеха! Желаю успеха!

Спасибо за урок! Дарю эти фразеологизмы вам! Ума палата Голова на плечах Светлая голова Семи пядей во лбу

Литература Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1975.