Что такое проект? Хатькова С. А., заместитель директора по ВР МОУ «Кисловская СОШ» Томского района
Что есть проект? Слово «проект» - от лат. «вытягивание», «бросание чего-то вперед», «пробрасывание». Проект – разработанный план постройки, сооружения. Проект – результат проектировочной деятельности, целостный образ будущего. Проект – замысел. Проект – план действий для достижения какой-либо цели. Проект – ситуация изменения существующей действительности, попытка вмешаться в естественный ход событий. Проект – планируемый и управляемый процесс достижения цели конкретными людьми за определенный отрезок времени с определенными ресурсами. Социальный проект
Социальный проект Социальный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению социальной ситуации (решению социальных проблем) в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результата, с ресурсным обеспечением при установленном бюджете. Мотивация участия в социальном проектировании С чего начать? Стадии проектирования Подготовительный этап Формулировка актуальной социальной проблемы Завершить показ
Специфика социального проектирования В социальном проектировании вряд ли возможна такая же точность, как при проектировании самолетов и мостов. Социальные проекты должны учитывать изменчивость социальной организации, ее динамизм, ситуативность. Судьба их часто зависит от того, кто и как их будет реализовывать. Ограничены по срокам.
Мотивация участия в социальном проектировании Самоопределение. Карьерный рост. Участие в конкурсах и фестивалях. Награждения (сертификаты, дипломы). Выход на областной и т. д. уровень. Возможность непосредственного общения с органами власти, известными людьми и т. д. Интересное общение, новые знакомства и т. д. Гранты. Изменение окружающего мира.
С чего начать? Что я умею делать лучше всего? Какую аудиторию я лучше всего знаю? Чего мне не хватает (услуги, условия и т. д.)? Есть ли у меня желание организовать проект? Хватит ли мне времени на его реализацию? Движет ли мною только личная заинтересованность? Кто войдет в мою проектную группу? Какова специфика моей проектной группы?
Стадии проектирования Генерирование идеи. Планирование проекта (подготовительный этап). Осуществление плана (основной этап). Завершение и оценка (заключительный этап).
Подготовительный этап Изучение общественного мнения: А) Составление программы исследования Б) Сбор первичной социологической информации В) Обработка материала. Г) Анализ данных и оформление выводов. (Это шаг позволит создать более полное представление о том, какие проблемы есть в вашем социуме). Результаты исследования
Формулировка актуальной социальной проблемы Важно не перепутать понятие социальной проблемы и её следствия. Ситуация - куча мусора Следствие Следствие – грязно ПроблемыПроблемы: отсутствие культуры населения, низкий уровень профессионализма представителей местной власти, отсутствие программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования. Способы решения проблемы Завершить показ
Ситуация – «Дети не хотят читать» Следствие: 1. Не развивается воображение. 2. Снижается уровень речевой культуры, беднеет лексикон. 3. Снижается общий уровень культуры. 4. Сужается кругозор. 5. Все сложнее школьным преподавателям литературы.
Ситуация – «Дети не хотят читать» Проблема: 1. Отсутствие программы по пропаганде чтения. 2. Чтение не является «модной» частью имиджа современного человека. 3. Литературу отодвинули на периферию более зрелищные виды искусства. 4. Литература перестала помогать человеку решать жизненно важные вопросы. 5. Чтение не осознается как ценность.
Анализ проблемы Рассмотреть важность данной проблемы для поселка с точки зрения жителей. Рассмотреть масштаб проблемы, т. е. ответить на вопрос: «Сколько жителей заинтересовано в решении этой проблемы?» Рассмотреть возможность решения проблемы силами вашей группы.
Способы решения проблемы В стране: 1. Кумиры молодежи начинают «мелькать» в СМИ с книгами, с рассказами о прочитанном и т. д. 2. Презентации книг обставляются и освещаются как можно шире и красочнее. 3. Ток-шоу Малахова и т. д. посвящены книгам. 4. Телепередачи современного, молодежного формата. 5. Социальная реклама. В школе: 1. Работа с родителями (какая?) 2. «Лектории» с рекомендациями и советами. 3. Ток-шоу, посвященные книгам, с участием родителей, детей, жителей поселка. 4. Плакаты молодежного формата. 5. Встречи с интересными читающими и пишущими людьми.