Ениколопов С.Н. Отдел Клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические подходы к проблеме социальной адаптации.
Advertisements

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Новиков А.
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
Социальные н ормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы Норма (от лат) - правило, образец. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют.
8 Отклоняющееся поведение Девиантное поведение Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых в данном обществе. Проявляется:
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ. Какие же общие умения важны для успешного обучения? – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Автор : Чумадина Алина, 11 класс Отклоняющееся поведение.
С ОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится.
Антрополого- биологическая модель девиантного поведения.
Презентация на тему: Индивид.Индивидуальность. Личность. Выполнила: Бирюкова Алёна 10 класс.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Социальные ценности и нормы выполнила учитель истории и обществознания МОШИ лицей-интернат г. Балашов Головина Лариса Ивановна.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Обществознание 11 класс Профильный уровень Автор : Лукашкин С. С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт - Петербурга.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Транксрипт:

Ениколопов С.Н. Отдел Клинической психологии НЦ психического здоровья РАМН

Психология Психология отклоняющегося отклоняющегося поведения поведения

Девиантное поведение - действие, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящее нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

О профессионализм индивид способности общество ОООО Эксперт Клинический психолог Активист Психотерапевт

Норма употреблялась как а) наугольник, отвес б) руководящее начало, правило, образец б) руководящее начало, правило, образец в) узаконенное установление, сложившийся порядок, мера, размер чего-либо, определенная величина, мерило, эталон, стандарт, масштаб, предел, граница.

Норма - как условное обозначение объективно существующего явления существующего явления - среднестатистический показатель (биологи и психологи) аномальное значит необычное психологи) аномальное значит необычное - как идеал, утопия аномальное не соответствует идеалу аномальное не соответствует идеалу - как максимальный вариант - как приспособление к внешней среде - как функциональный оптимум аномальное значит вредное аномальное значит вредное - как приспособление к внешней среде

Социальная проблема сложная ситуация, несовместимая с ценностями, принимаемыми значительным числом людей, которые в свою очередь, считают, что необходимы действия, направленные на изменение ситуации сложная ситуация, несовместимая с ценностями, принимаемыми значительным числом людей, которые в свою очередь, считают, что необходимы действия, направленные на изменение ситуации

Социальная проблема не существует для общества до тех пор, пока общество не признает, что она существует Г.Блумер Г.Блумер

Теорема Томаса Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям

прошлоенастоящеебудущее макросоциология микросоциология психология биология

Нормам присущ информационный аспект информационный аспект аксиологический аспект аксиологический аспект стимулирующий и принуждающий аспекты стимулирующий и принуждающий аспекты

Нормы характеризуются Полезностью Полезностью Обязательностью Обязательностью Фактической реализацией в поведении людей Фактической реализацией в поведении людей

Адаптация а) состояние, в котором потребность индивида и требования среды полностью удовлетворены; состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой б) процесс, посредством которого это состояние достигается

Социально- психологическая адаптированность - состояние, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, - состояние, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, - удовлетворяет свои основные социальные потребности, - удовлетворяет свои основные социальные потребности, - в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, - в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, - переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей - переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей

аллопластическая адаптация осуществляется теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствии со своими потребностями аллопластическая адаптация осуществляется теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствии со своими потребностями

аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.) с помощью которых она приспосабливаться к среде аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.) с помощью которых она приспосабливаться к среде

поиск индивидом такой среды поиск индивидом такой среды которая благоприятна для которая благоприятна для функционирования организма функционирования организма

Модели Религиозная модель Религиозная модель Рациональная модель Рациональная модель Антропологическая модель Антропологическая модель

Исходная модель человека Определение присущей человеку нормы Определение отклонений от этой нормы Определение причин отклонений Метод приведения в норму Конечная цель применения указанного метода

Иерархия Иерархияобуславливающихфакторов Иерархияконтролирующихфакторов высшая реальность Физико-органическая среда

Поддержание образца Интеграция Достижение цели Адаптация Система культуры Социальная система Система личности Поведенческий организм

«Чикагская школа» и экология преступности Э.Бёрджесс К.Шоу, Р.Парк, Ф.Трэшер и др. – влияние городской экологии на девиантность, подростковую делинквентность и преступность, в т.ч. метод «картирования» большого города. исследование чикагкских банд. исследование чикагкских банд.

1

Конфликт культур Т.Селлин ( ) – конфликт культур возникает, когда представители одной культуры попадают в среду распространения другой культуры.

Антропологическое направление Ламброзо ( ) Ламброзо ( ) Э.Ферри ( ) Э.Ферри ( ) Р.Гарофало ( ) Р.Гарофало ( ) Э.Кречмер( ) Э.Кречмер( ) У. Шелдон У. Шелдон П.Джекобс(1966) хромосомная теория П.Джекобс(1966) хромосомная теория Частота пульса, уровень серотонина, роль тестостерона. Частота пульса, уровень серотонина, роль тестостерона.

Психологическое направление Г.Тард ( ) – теория подражания и обучения Г.Тард ( ) – теория подражания и обучения Р.Гарофало ( ) идея «опасного состояния» Р.Гарофало ( ) идея «опасного состояния» Г.Айзенк Г.Айзенк Фрейдизм [З.Фрейд( ),К. Юнг, А.Адлер, В.Райх] Фрейдизм [З.Фрейд( ),К. Юнг, А.Адлер, В.Райх] Неофрейдизм [К.Хорни( ), Э.Фромм( )] Неофрейдизм [К.Хорни( ), Э.Фромм( )]

Теория аномии Э.Дюркгейм ( ) Девиантность необходима для развития общества. Состояние аномии возникает в условиях социальной дезорганизации общества. Э.Дюркгейм ( ) Девиантность необходима для развития общества. Состояние аномии возникает в условиях социальной дезорганизации общества.

Аномия и «напряжение» Р.Мертон ( ) Символы успеха общества недоступны для большей части населения Символы успеха общества недоступны для большей части населения

Теория субкультур А.Коэн – исследования молодежных банды. Конфликт между ценностями «большого общества» и возможностями подростков из низших слоев достичь эти цели. Субкультура извлекает свои нормы из норм более широкой культуры, выворачивая их наизнанку. А.Коэн – исследования молодежных банды. Конфликт между ценностями «большого общества» и возможностями подростков из низших слоев достичь эти цели. Субкультура извлекает свои нормы из норм более широкой культуры, выворачивая их наизнанку. Р.Клауорд и Л.Оулин – исследовались разные делинквентные субкультуры. Р.Клауорд и Л.Оулин – исследовались разные делинквентные субкультуры. Виды подростковой субкультуры: преступная, конфликтная, ретретистская. Виды подростковой субкультуры: преступная, конфликтная, ретретистская.

Теории стигматизации Г.Беккер – модель девиантной карьеры. клеймение индивида как девианта. Г.Беккер – модель девиантной карьеры. клеймение индивида как девианта. Ф.Танненбаум – понятие «драматизации зла» в процессе наклеивания ярлыков Ф.Танненбаум – понятие «драматизации зла» в процессе наклеивания ярлыков Е.Лемерт – ввел понятие вторичной девиантности, выделил ряд стадий «девиантизации». Е.Лемерт – ввел понятие вторичной девиантности, выделил ряд стадий «девиантизации». Э.Шур – ввел понятие «преступления без жертв». Э.Шур – ввел понятие «преступления без жертв». Ф.Зак – показал, что большинство взрослого населения хоть раз в жизни совершает преступление. Но лишь официальное признание этого факта делает его преступником. Ф.Зак – показал, что большинство взрослого населения хоть раз в жизни совершает преступление. Но лишь официальное признание этого факта делает его преступником.

Теории социального контроля и нейтрализации А.Рейсс (1951), Ф.Най (1958), М.Гоулд (1963) – роль социального контроля в противостоянии девиантному поведению, обучение законопослушному поведению, внутренний контроль эффективнее внешнего. А.Рейсс (1951), Ф.Най (1958), М.Гоулд (1963) – роль социального контроля в противостоянии девиантному поведению, обучение законопослушному поведению, внутренний контроль эффективнее внешнего. Г.Сайкс и Д.Митза (1957) – реакции правонарушителя – самооправдание, пять типов «нейтрализации», концепция «дрейфа» у молодежи. Г.Сайкс и Д.Митза (1957) – реакции правонарушителя – самооправдание, пять типов «нейтрализации», концепция «дрейфа» у молодежи. В.Реклесс и С.Шохэм (1963) – нейтрализация основана на эрозии социальных норм. В.Реклесс и С.Шохэм (1963) – нейтрализация основана на эрозии социальных норм. Т.Хирши (1969) – концепция социальных связей: привязанность, обязательства, вовлеченность. Т.Хирши (1969) – концепция социальных связей: привязанность, обязательства, вовлеченность.

Л. Колберг Стадия 0хорошо то, чего я хочу и что мне нравится Стадия 1 послушание из страха наказания Стадия 2 инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами Стадия 3ориентация на мнение значимых других, конформность

Л. Колберг Стадия 4 ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 ориентация на универсальный этический принцип

переориентация с роли матери и жены на общественную жизнь переориентация с роли матери и жены на общественную жизнь падение авторитета мужа и отца падение авторитета мужа и отца невозможность в урбанизированном обществе контролировать воспитание детей и молодежи невозможность в урбанизированном обществе контролировать воспитание детей и молодежи эмоциональная эмансипация детей эмоциональная эмансипация детей падение престижа религиозной морали падение престижа религиозной морали ориентация на образование ориентация на образование продление периода молодости продление периода молодости увеличение «антисупружеских» тенденций увеличение «антисупружеских» тенденций достижения науки ( противозачаточные средства и т.д.) достижения науки ( противозачаточные средства и т.д.)