Теоретико-методологические основания развития образовательного пространства Екатерина Александровна Александрова, доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ. 2. О ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД. 3. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ,
Advertisements

Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Структура образовательного пространства школы. Ресурсное обеспечение Директор МОУ «СОШ 76» Дурновцева М.В.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе разработки и реализации ИОТ МОУ СОШ 37.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Образовательная среда образовательного учреждения.
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Транксрипт:

Теоретико-методологические основания развития образовательного пространства Екатерина Александровна Александрова, доктор педагогических наук, профессор Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Ведущий научный сотрудник ИПППД РАО, член редакционного совет журнала «Директор школы», зам. главного редактора научного сборника «Новые ценности образования» «Новые ценности образования»

В чем отличие между образовательной средой и образовательным пространством? ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – «территория-средство» - средство для реализации совокупности многоуровневых образовательных программ. Образовательное учреждение рассматривается как отдельный институт. средство для реализации совокупности многоуровневых образовательных программ. Образовательное учреждение рассматривается как отдельный институт. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – «территория-условие» для эффективного протекания совокупности процессов взаимодействия субъектов образования и их когерентных взаимоотношений. Образовательное учреждение рассматривается как часть его собственного образовательного пространства, открытого для взаимодействия с иными социальными институтами.

Компоненты образовательной среды А) предметно-вещный А) предметно-вещный Б) социально-культурный Б) социально-культурный

Компоненты образовательного пространства ценностный, ценностный, субъектный, субъектный, процессуальный, процессуальный, содержательный, содержательный, управленческий, управленческий, материальный (предметно-вещный) материальный (предметно-вещный)

Функции образовательной среды Обучающая Обучающая Воспитывающая Воспитывающая

Функции образовательного пространства воспитывающая, воспитывающая, обучающая, обучающая, развивающая развивающая формирующая индивидуальную картину мира субъекта формирующая индивидуальную картину мира субъекта социально проектирующая социально проектирующая

Функции образовательного пространства Культуроориентирующая Культуроориентирующая (индивидный контекст) Культурообразующая Культурообразующая (индивидуальный контекст) Культуросозидающая Культуросозидающая (социальный контекст) Культуротворческая Культуротворческая (культуроисторический контекст)

«Образовательная среда» «Среда есть средина = сердцевина, Связь = средстение, средство = посредничество».

«Образовательная среда» «Образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное. Среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начитают ее проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения». В.И. Слободчиков

Типы образовательных сред Догматическая характеризуется тем, что формирует пассивную и зависимую личность. Догматическая характеризуется тем, что формирует пассивную и зависимую личность. Безмятежная – формирует относительно независимую, но пассивную личность. Безмятежная – формирует относительно независимую, но пассивную личность. Карьерная – формирует хотя и активную, но зависимую личность. Карьерная – формирует хотя и активную, но зависимую личность. Творческая – саморазвитие свободной активной личности. Пространство развития одаренности. Творческая – саморазвитие свободной активной личности. Пространство развития одаренности.

«Образовательное пространство» конкретное «место» свободного развития личности, определяемое связями между деятельностями учреждений прямо или косвенно относящихся к вопросам образования конкретное «место» свободного развития личности, определяемое связями между деятельностями учреждений прямо или косвенно относящихся к вопросам образования И.Д.Фрумин, А.В.Хуторский и др. И.Д.Фрумин, А.В.Хуторский и др.

«Образовательное пространство» открытая «область» свободной реализации индивидуальных образовательных траекторий открытая «область» свободной реализации индивидуальных образовательных траекторий М. Кукушкин, Е. Александрова и др. М. Кукушкин, Е. Александрова и др.

«Образовательное пространство» «реальность», образующейся от взаимовлияния преподавания и учения, воспитания и развития, пересечения и взаимоналожения взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и т.д.) «реальность», образующейся от взаимовлияния преподавания и учения, воспитания и развития, пересечения и взаимоналожения взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и т.д.) Е.А. Александрова, Г.Н.Блинов, В.И.Слободчиков и др.

Эталонная миссия образовательного пространства должно стать для преподавателей и обучающихся не просто «окружающей средой» как совокупностью неких материальных объектов, а совокупностью психолого-педагогических и организационных условий, позволяющих будущему профессионалу разработать и реализовать программу собственного личностного и профессионального развития.

Принципы развития образовательного пространства Открытости субъектов к взаимодействию Открытости субъектов к взаимодействию Единства сознания и деятельности Единства сознания и деятельности Принятия и учёта индивидуальности Принятия и учёта индивидуальности Самопринятия Самопринятия Со=бытийности общности, Со=бытийности общности, Поддерживающее-сопровождающей педагогической деятельности Поддерживающее-сопровождающей педагогической деятельности Культурологической направленности деятельности Культурологической направленности деятельности

Антропологически ориентированные подходы к развитию образовательного пространства Индивидный Индивидный Субъект-субъектный Субъект-субъектный Личностно-ориентированный Личностно-ориентированный Индивидуальный Индивидуальный Универсумный, поддерживающе- сопровождающий. Универсумный, поддерживающе- сопровождающий.

Продуктивно ориентированные подходы Проблемно-задачный Проблемно-задачный Проектный Проектный Деятельностный Деятельностный Компетентностный Компетентностный

Социо- ориентированные педагогические подходы Средовой (открытое образование) Средовой (открытое образование) Событийный Событийный

Требования к образовательному пространству ОП должно быть осознаваемо осознаваемо культуро- сообразно культуро- сообразно природо- сообразно природо- сообразно ценностно- насыщено ценностно- насыщено эмоционально- насыщено эмоционально- насыщено иметь открытый характер иметь открытый характер интеллектуально-ориентировано интеллектуально-ориентировано рефлексивно-ориентировано рефлексивно-ориентировано коммуникативно- ориентировано коммуникативно- ориентировано управляемо управляемо

Стадии развития образовательного пространства: 1 стадия относительная замкнутость взаимодействия субъектов, преобладание монологичных методов и форм образования, зависимость компонентов образовательного пространства от государственного заказа;

Стадии развития образовательного пространства: 2 стадия первичное «открытие» образовательного пространства, конструктивный диалог между субъектами на занятиях и во внеаудиторной деятельности, учет социального заказа в процессе «наполнения» компонентов;

Стадии развития образовательного пространства: 3 стадия дальнейшее расширение, открытость, дальнейшее расширение, открытость, практика активных форм и методов образования с привлечением педагогического потенциала социокультурного окружения практика активных форм и методов образования с привлечением педагогического потенциала социокультурного окружения учет индивидуального заказа на образование. учет индивидуального заказа на образование.

Зачем нам надо проводить мониторинг развития ОП? процедура самоаттестации, видим проблемы процедура самоаттестации, видим проблемы Процедура проектирования Процедура проектирования Повод для со=бытия: общешкольный референдум Повод для со=бытия: общешкольный референдум Всем субъектам ОП есть дело Всем субъектам ОП есть дело Визуализация успеха Визуализация успеха

Критерии сформированности целостного образовательного пространства (по В.И. Загвязинскому) Число социальных видов деятельности, в которых принимают участие учреждения и органы системы образования, Число социальных видов деятельности, в которых принимают участие учреждения и органы системы образования, Номенклатура видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в ОУ, Номенклатура видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в ОУ, Социально-психологические аспекты состояния системы образования: число конфликтов в ОУ и органах системы образования, стабильность кадрового состава, удовлетворенность отношениями в ОУ, Социально-психологические аспекты состояния системы образования: число конфликтов в ОУ и органах системы образования, стабильность кадрового состава, удовлетворенность отношениями в ОУ,

Критерии сформированности целостного образовательного пространства (по В.И. Загвязинскому) Социальная оценка деятельности системы образования: престиж ОУ. конкурсы при поступлении, конкурентоспособность выпускников при поступлении в центральные и областные вузы Социальная оценка деятельности системы образования: престиж ОУ. конкурсы при поступлении, конкурентоспособность выпускников при поступлении в центральные и областные вузы Число связей ОУ с иными образовательными системами и институтами. Число связей ОУ с иными образовательными системами и институтами.

Критерии развития образовательного пространства (по В.А. Ясвину)

Широта – структурно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данное ОП. частота организуемых для обучающихся местных экскурсий, путешествий, посещений учреждений культуры, встреч с гостями образовательного учреждения; частота организуемых для обучающихся местных экскурсий, путешествий, посещений учреждений культуры, встреч с гостями образовательного учреждения; возможностей «обмена» обучающимися и педагогами с другими образовательными учреждениями, выбора ими образовательных микросред; возможностей «обмена» обучающимися и педагогами с другими образовательными учреждениями, выбора ими образовательных микросред; широта материальной базы. широта материальной базы.

Интенсивность– структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности ОП условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. уровень требований к обучающимся и к их учебной нагрузке; уровень требований к обучающимся и к их учебной нагрузке; варианты организации досуговой деятельности; варианты организации досуговой деятельности; использование в учебно-воспитательном процессе интерактивных форм и методов образования. использование в учебно-воспитательном процессе интерактивных форм и методов образования.

Степень осознаваемости – является показателем сознательной включенности в него всех субъектов образовательного процесса. уровень осведомленности субъектов об учебном заведении, уровень осведомленности субъектов об учебном заведении, наличие символики, наличие символики, степень связи с выпускниками; степень связи с выпускниками; активность сотрудников и обучающихся. активность сотрудников и обучающихся.

Обобщенность – характеризует степень координации деятельности всех субъектов. субъектный состав команды единомышленников, субъектный состав команды единомышленников, степень включенности педагогов, и обучающихся в процесс разработки концепции развития образовательного учреждения; степень включенности педагогов, и обучающихся в процесс разработки концепции развития образовательного учреждения; формы работы с педагогическим коллективом; формы работы с педагогическим коллективом; реализация авторских образовательных моделей. реализация авторских образовательных моделей.

Эмоциональность – характеризует соотношение в нем эмоционального и рационального компонентов. характер взаимоотношений субъектов, характер взаимоотношений субъектов, эмоциональность оформления пространственно-предметной среды. эмоциональность оформления пространственно-предметной среды.

Доминантность – характеризует значимость данного пространства в системе ценностей субъектов образовательного процесса в системе ценностей субъектов образовательного процесса для обучающихся, для обучающихся, для педагогов. для педагогов.

Когерентность (согласованность)– показывает степень согласованности влияния на личность данного пространства с влиянием других факторов ее среды обитания. варианты преемственности варианты преемственности учебно-воспитательного процесса с другими образовательными учреждениями, региональной и широкой социальной интеграции. учебно-воспитательного процесса с другими образовательными учреждениями, региональной и широкой социальной интеграции.

Социальная активность – является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в среду обитания. возможность трансляции достижений педагогов и обучающихся, возможность трансляции достижений педагогов и обучающихся, социальная значимость ее выпускников, социальная значимость ее выпускников, интенсивность работы со СМИ, интенсивность работы со СМИ, характер социальных инициатив. характер социальных инициатив.

Мобильность – является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. мобильность целей, мобильность целей, мобильность содержания, мобильность содержания, мобильность средств и методов образования, мобильность средств и методов образования, мобильность кадрового обеспечения. мобильность кадрового обеспечения.

Устойчивость– характеризует его стабильность во времени. стабильность состава педагогического коллектива, стабильность состава педагогического коллектива, устойчивость по отношению к внешним конфликтам. устойчивость по отношению к внешним конфликтам.

Графическое изображение состояния образовательной среды

Авторские критерии уровня развития ОП 1. критерии, касающиеся наличия реальных гуманистических отношений и соответствующих им методов и форм образования каждого конкретного Ребенка, обеспечивающих ему свободу выбора во всех сферах его жизнедеятельности.

В сфере «общение» результативность педагогически организованного моделирования ситуаций внутри- и межличностного общения, результативность педагогически организованного моделирования ситуаций внутри- и межличностного общения, результативность совместного педагого- ученического обсуждения стратегий жизнедеятельности Ребенка, выбора стиля общения в той или иной ситуации, способов решения проблем и выхода из конфликтной ситуации, социального статуса в социуме (ближайшего и отдаленного по времени и значимости). результативность совместного педагого- ученического обсуждения стратегий жизнедеятельности Ребенка, выбора стиля общения в той или иной ситуации, способов решения проблем и выхода из конфликтной ситуации, социального статуса в социуме (ближайшего и отдаленного по времени и значимости).

В сфере «образование Ребенка вне стен Школы» – реальная возможность выбора им базы для выполнения учебных проектов (в контексте традиций продуктивного образования); базы для выполнения учебных проектов (в контексте традиций продуктивного образования); направлений деятельности кружков, секций, студий учреждений дополнительного образования; направлений деятельности кружков, секций, студий учреждений дополнительного образования; тематики экскурсий в муниципальном, региональном и федеральном масштабе, в т.ч. виртуальных с помощью Internet. тематики экскурсий в муниципальном, региональном и федеральном масштабе, в т.ч. виртуальных с помощью Internet.

В сфере «внеурочные занятия в образовательном учреждении» –возможность выбора Ребенком тем творческих и прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость; ролей в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (шоу- технологии, КДТ, дебаты, деловые игры и т.д.); тем творческих и прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость; ролей в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (шоу- технологии, КДТ, дебаты, деловые игры и т.д.); вариантов презентации результатов деятельности. вариантов презентации результатов деятельности. возрастание уверенности педагогов и родителей в творческих силах Ребенка, что выражается в предоставлении ему возможности максимально самостоятельно разрабатывать и реализовывать проекты, имеющие социальную значимость: создание школьных СМИ (издательство газет, журнала, организация работы школьного радио, Интернет-сайта, телевидения), кафе, театров и проч. возрастание уверенности педагогов и родителей в творческих силах Ребенка, что выражается в предоставлении ему возможности максимально самостоятельно разрабатывать и реализовывать проекты, имеющие социальную значимость: создание школьных СМИ (издательство газет, журнала, организация работы школьного радио, Интернет-сайта, телевидения), кафе, театров и проч.

В сфере «учебные занятия в образовательном учреждении» показателями служат: наличие традиций совместного педагого-родительского обсуждения и предоставление Ребенку (в силу его возраста и уровня возможной самостоятельности) права выбора темпа и уровня глубины изучения материала; наличие традиций совместного педагого-родительского обсуждения и предоставление Ребенку (в силу его возраста и уровня возможной самостоятельности) права выбора темпа и уровня глубины изучения материала; тем научных и прикладных проектов; тем научных и прикладных проектов; источников информации; видов домашних заданий; вариантов презентации результатов учения; педагога, стиль обучения которого максимально соответствует стилю учения обучающегося. источников информации; видов домашних заданий; вариантов презентации результатов учения; педагога, стиль обучения которого максимально соответствует стилю учения обучающегося. готовность и умение Ребенка вести график учета индивидуальных образовательных достижений, планировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию. готовность и умение Ребенка вести график учета индивидуальных образовательных достижений, планировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию.

2. критерии реальности гуманистических отношений и соответствующих им методов и форм воспитания и обучения в образовательном пространстве.

Компонент образовательного пространства ЦЕННОСТНЫЙ открытость, открытость, паритетность и толерантность взаимодействия его субъектов, паритетность и толерантность взаимодействия его субъектов, разнообразие ситуаций свободного ответственного выбора, разнообразие ситуаций свободного ответственного выбора, прецедентность и коллегиальность обсуждений тех или иных ситуаций и проблем, прецедентность и коллегиальность обсуждений тех или иных ситуаций и проблем, единство педагогических усилий учреждений среднего (полного) общего, дополнительного образования, предприятий и учреждений социума в разработке индивидуальных образовательных траекторий единство педагогических усилий учреждений среднего (полного) общего, дополнительного образования, предприятий и учреждений социума в разработке индивидуальных образовательных траекторий

Личностный компонент Степень понимания родителями педагогами индивидуальных особенностей, образовательных склонностей и предпочтений ребенка. Степень понимания родителями педагогами индивидуальных особенностей, образовательных склонностей и предпочтений ребенка. Осведомленность взрослых о том, как вместе с ребенком определить его проблему, какие способы ее разрешения будут для него наиболее приемлемы. Осведомленность взрослых о том, как вместе с ребенком определить его проблему, какие способы ее разрешения будут для него наиболее приемлемы. Способность педагогов и родителей определить направленность индивидуальной образовательной траектории ребенка (творческую, научную, прикладную и проч.), совместно с педагогом и ребенком проектировать ее. Способность педагогов и родителей определить направленность индивидуальной образовательной траектории ребенка (творческую, научную, прикладную и проч.), совместно с педагогом и ребенком проектировать ее. Проявление инициативы в сотрудничестве с ребенком в процессе продумывания, разработки и презентации личностно и социально значимых учебных проектов. Проявление инициативы в сотрудничестве с ребенком в процессе продумывания, разработки и презентации личностно и социально значимых учебных проектов. Способность принять и понять независимость ребенка, его права и обязанности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Способность принять и понять независимость ребенка, его права и обязанности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Проявление инициативы в организации разнообразных форм встреч взрослых и детей. Проявление инициативы в организации разнообразных форм встреч взрослых и детей. Способность к коммуникации и сотрудничеству с собственным ребенком. Способность к коммуникации и сотрудничеству с собственным ребенком.

Процессуальный компонент уровень сформированности традиций проектирования и реализации педагогических ситуаций для развития у обучающихся умений и навыков жизненного и профессионального самоопределения; уровень сформированности традиций проектирования и реализации педагогических ситуаций для развития у обучающихся умений и навыков жизненного и профессионального самоопределения; эффективность определения с детьми критериев, вариантов и последствий свободного ответственного выбора стратегий учения, общения, поведения, в т.ч. партнера для совместной работы над заданием (сверстника, педагога и др.); эффективность определения с детьми критериев, вариантов и последствий свободного ответственного выбора стратегий учения, общения, поведения, в т.ч. партнера для совместной работы над заданием (сверстника, педагога и др.); успешность практики совместного с учащимися построения последовательности образовательной деятельности и ее максимально возможное обеспечение соответствующей организацией учебно-воспитательного процесса; успешность практики совместного с учащимися построения последовательности образовательной деятельности и ее максимально возможное обеспечение соответствующей организацией учебно-воспитательного процесса; комфортное состояние учеников и педагогов в результате рефлексии результатов образовательной деятельности, отслеживающейся с помощью индивидуальных психолого- педагогических карт развития и графиков индивидуальных достижений обучающихся; комфортное состояние учеников и педагогов в результате рефлексии результатов образовательной деятельности, отслеживающейся с помощью индивидуальных психолого- педагогических карт развития и графиков индивидуальных достижений обучающихся; наличие атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции, что способствует становлению демократического уклада образовательных учреждений. наличие атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции, что способствует становлению демократического уклада образовательных учреждений.

Содержательный компонент Возможность выбора педагогом и ребенком источников и средств необходимой информации, заданий, форм отчетности различного характера и степени сложности – творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих их индивидуальному темпу и стилю образования (аудиальный, визуальный, кинестетический тип и др. классификации) и проч. Возможность выбора педагогом и ребенком источников и средств необходимой информации, заданий, форм отчетности различного характера и степени сложности – творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих их индивидуальному темпу и стилю образования (аудиальный, визуальный, кинестетический тип и др. классификации) и проч.

Материальный компонент Наличие необходимого оборудования для обеспечения деятельности Наличие необходимого оборудования для обеспечения деятельности

Эмоциональный компонент Создание педагогами условий для: эмоционально-рецептивных актов (опыт, переживание, терпение и проч.), что предполагает организацию практико- действенных ситуаций включенности в реальные для Ш-П изменения, проживание субъектами «происшествий», «событий» и «со-бытия». эмоционально-рецептивных актов (опыт, переживание, терпение и проч.), что предполагает организацию практико- действенных ситуаций включенности в реальные для Ш-П изменения, проживание субъектами «происшествий», «событий» и «со-бытия». эмоционально-перспективных актов (ожиданий, предчувствий, готовности к чему-либо…), в которых содержится реальная установка «Я» на взаимодействие с гуманистической реальностью в перспективе, а, следовательно, и уверенность в ее существовании и развитии. эмоционально-перспективных актов (ожиданий, предчувствий, готовности к чему-либо…), в которых содержится реальная установка «Я» на взаимодействие с гуманистической реальностью в перспективе, а, следовательно, и уверенность в ее существовании и развитии. эмоционально-спонтанных актов (влечения, желания, деятельности, действий и проч.), которые, будучи направлены на активное творческое вмешательство в развитие гуманистической реальности, порождают у субъектов уверенность в том, что «реальность реальна» и реально ее продолжение. эмоционально-спонтанных актов (влечения, желания, деятельности, действий и проч.), которые, будучи направлены на активное творческое вмешательство в развитие гуманистической реальности, порождают у субъектов уверенность в том, что «реальность реальна» и реально ее продолжение.

Уровни мониторинга Индивидуально-личностный уровень Индивидуально-личностный уровень Региональный уровень Региональный уровень

Индивидуально-личностный уровень мониторинга способность субъектов к свободному ответственному самоопределению параметры: степень самоопределения, степень самоопределения, наличие цели в жизни, наличие цели в жизни, интерес к ней и ее эмоциональная насыщенность, результативность, интерес к ней и ее эмоциональная насыщенность, результативность, удовлетворенность самореализацией удовлетворенность самореализацией и др. и др.

Индивидуально-личностный уровень мониторинга творческая исследовательская активность субъектов параметры: повышение инициативности, инициативности, любознательности, любознательности, творческой активности, творческой активности, стремления исследовать, стремления исследовать, определять проблему определять проблему

Индивидуально-личностный уровень мониторинга осознание социальной значимости обучающимися результатов образовательной деятельности параметры: наличие социально значимой цели индивидуальной активности, наличие социально значимой цели индивидуальной активности, ценностные ориентации личности, определяющие содержательную сторону ее волевой направленности и составляющую основу отношений к себе, окружающему миру, другим людям, основу мировоззрения и жизненной активности и «философии жизни» ценностные ориентации личности, определяющие содержательную сторону ее волевой направленности и составляющую основу отношений к себе, окружающему миру, другим людям, основу мировоззрения и жизненной активности и «философии жизни» адаптация ученика к микросреде школы и макросреде социума, его конкурентоспособность; адаптация ученика к микросреде школы и макросреде социума, его конкурентоспособность;

Индивидуально-личностный уровень мониторинга готовность и умение разрабатывать и реализовывать ИОТ параметры: индивидуальный прирост образовательных достижений способность субъектов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, индивидуальный прирост образовательных достижений способность субъектов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, открытость, открытость, степень контактности, толерантности, умений конструктивного выхода из конфликтной ситуации). степень контактности, толерантности, умений конструктивного выхода из конфликтной ситуации).

Региональный уровень мониторинга расширение образовательного пространства ОУ параметры: широта субъектного, одержательного, процессуального, материального его компонентов и др.); широта субъектного, одержательного, процессуального, материального его компонентов и др.);

Региональный уровень мониторинга свободный выбор обучающимся ИОТ в совокупности учреждений и предприятий социума параметры: осознаваемость субъектами и открытость для них образовательного пространства, включение в образовательный процесс экскурсий, путешествий, посещение учреждений культуры; осознаваемость субъектами и открытость для них образовательного пространства, включение в образовательный процесс экскурсий, путешествий, посещение учреждений культуры; уровень осведомленности субъектов об ОУ; уровень осведомленности субъектов об ОУ; наличие команды единомышленников, наличие команды единомышленников, адаптация ученика к микросреде ОУ и макросреде социума; адаптация ученика к микросреде ОУ и макросреде социума;

Региональный уровень мониторинга значимость ОУ как культурного центра сообщества параметры: когерентность, когерентность, активность, активность, Конкурентоспособность, Конкурентоспособность, преемственность с др. образовательными учреждениями, преемственность с др. образовательными учреждениями, региональная и социальная интеграция субъектов, региональная и социальная интеграция субъектов, трансляция в СМИ образовательных достижений, социальная значимость выпускников, трансляция в СМИ образовательных достижений, социальная значимость выпускников, эффективные социальные инициативы. эффективные социальные инициативы.