педагог дополнительного образования, руководитель Дизайн - студии ДТДиМ архитектор, дизайнер, кандидат педагогических наук, доцент М Е Д В Е Д Е В А О л ь г а П а в л о в н а
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ участников образовательного процесса по созданию творческой, развивающей СРЕДЫ в УДО тема ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ в УДО
ТЕРМИН и ПОНЯТИЕ ТЕРМИН ПОНЯТИЕ это слово или несколько слов, которые точно обозначают что-либо в той или иной среде, профессии это логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-либо, представление о чем-либо,
ЛИЧНОСТЬ СРЕДА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВО человек с ярко выраженной индивидуальностью замечательный во всех отношениях деятельность в любой сфере, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее процесс совершенствования, укрепления, раскрытия способностей и кругозора жизненное пространство ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается
деятельность, увлечение экология образовательное учреждение социум родители, семья субкультура СМИ, ТВ
СРЕДА СОЦИО- КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНАЯ КОММУНИКА- ТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНАЯ
КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА – объективная основа целостности образовательного пространства жизнедеятельности детей в объединении это все, среди чего находится и развивается ребенок, это природа, материальные и духовные условия жизни, предметы быта, ценности культуры, события общественной и семейной жизни, УДО, школа и др. гуманитарные функции среды : социальной защиты (безопасность), социальной терапии (оздоровление общественного сознания), социально-психологической коррекции компенсации развития, социально - педагогической адаптации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ как КОЛЛЕКТИВ ПРОГРАММА { «ПЕДАГОГ- РЕБЕНОК»
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ предоставление разнообразных видов жизнедеятельности, реализация принципов: добровольности, самодеятельности, открытости вовлечение учащихся в активную поисково- преобразовательную деятельность, соответствует цели личностно-ориентированного образования - развитие у индивида креативности занятия в УДО становятся СРЕДОЙ наиболее благоприятной для творческого развития и саморазвития подрастающего поколения
ОБЪЕДИНЕНИЕ УДО как КОЛЛЕКТИВ МАСТЕРСКАЯ КРУЖОК ШКОЛА КЛУБ И ДР. СТУДИЯ
ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕ
ПРОГРАММА ЗАДАЧИ обучающие ЦЕЛЬ – становление творческой личности развивающие воспитывающие
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ – СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ необходимо воспитание взаимосвязанных качеств: чувство собственного достоинства, самосознание, самоуважение, самостоятельность, умение ориентироваться в мире духовных ценностей, умение принимать решения и отвечать за свои поступки
ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ необходимо развитие взаимосвязанных качеств: вариативное мышление, развитое чувство нового, стремление к созиданию, потребность в преобразовательной деятельности, развитое интуитивное и аналитическое мышление, большой объем знаний, умений, способность к жизнетворчеству
педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности: методология личностно-ориентированный подход культурологического типа, компетентностный подход, деятельностный подход, педагогика поддержки, и др.
педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности ПРИНЦИПЫ-УСЛОВИЯ принцип поликультурного образования, принцип полихудожественного и эстетического образования, принцип добровольности принцип сотрудничества, принцип природосообразности - учет возрастных и половых особенностей система «педагог- ребенок» - компонентами которой являются взаимодействующие и взаимовлияющие субъекты целеполагание - конкретизировать с учетом уровня возможностей ученика, мотивов и способов деятельности
педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности : создание единого воспитательно- образовательного пространства, культуросообразная, эстетическая среды жизнедеятельности детей и педагогов - основа для творчества, авторское программно - методическое обеспечение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ инвариантная часть вариативная часть интеграция
вариативные составляющие педагогического процесса: содержание программы, его компоненты, последовательность освоения, этапы осуществления содержания программы образовательно процесса; педагогические технологии, комбинации, последовательность и продолжительность использования тех или иных методов, приемов и средств; формы организации педагогической деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная и др.); формы и средства осуществления контроля педагогического процесса и его результатов (педагогический мониторинг, тестирование, выставки работ, экспертные оценки и др.). инвариантные составляющие методологическое единство: цели и принципы подмена приводит к разрушению цельности, утрате смыслополагающей основы педагогического процесса, создает неопределенность, при которой деятельность становится безрезультатной
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ инвариантная часть вариативная часть интеграция : теоретической и практической деятельности разноуровневого характера, видов творческой деятельности культурообразовательной и культуросозидательной функции образования, исследовательской деятельности и блока общегуманитарной подготовки
аксиологический СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ когнитивный личностный компоненты деятельностно - творческий
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ: ребенок как высшая социальная ценность, самоценность каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту развития, образования, культуры, жизнетворчеству социальная охрана и защита прав, свобод, свободный режим работы ребенка по скорости, позе индивидуализация степени сложности, объема и продолжительности работы
образовательные методики - модифицируются в связи с корректировкой основных направлений обучения, обновлением контингента учащихся, социокультурными изменениями в общественной жизни страны и т.д. но индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его данных остается неизменным
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ее система ценностей и качества Треугольник Маслоу
личностные черты творческой личности 1) независимость ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений; 2) открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
черты характера креативной личности: 1. восприимчивость, интерес к многообразию, единству мира; 2.понятливость, способность к обобщению понятого; 3.автономность, независимость характера; 4.мотивация и личностная увлеченность 5.способность к общению посредством речи, текстов, рисунков, чертежей, танца и т. п.; 6.склонность к аналитической и исследовательской работе; 7.настойчивость, дисциплинированность, старательность, 8.готовность ставить и решать проблемы, активность; 9.умение планировать свою деятельность; 10.самокритичность; 11.критичность по отношению к проектам и изделиям других; 12.способность самоутверждения, честолюбие, умение убеждать; 13.реалистичное оценивание проблем 14.видение альтернативных путей решения и преодоления сложившиеся стереотипов
отличительные способности креативной личности: Гилфорд обнаружение и постановка проблем, продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации генерирование большого числа идей; видения предмета под новым углом зрения, обнаружение его нового использования на практике; ответ на раздражители нестандартно; стремление к интеллектуальной новизне, стремление к нахождению собственного, отличного от др. решения; стремление усовершенствовать объект; решать проблемы, т.е. способность к синтезу и анализу
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1.оригинальность способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2.семантическая гибкость способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3.образная адаптивная гибкость способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4.семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
ПЕДАГОГ реформирование и развитие системы ДО требуют от преподавателей высокой квалификации, педагогического мастерства, непрерывного саморазвития и повышения профессионального уровня педагога (регулярное обучение на психолого-педагогических курсах и тренингах; написание методических указаний, программ, выступления на конференциях, научно-практических семинарах и т. д.). выстраивая гуманистические взаимоотношения с детьми, педагогам всегда надо помнить о том, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сенсациями, ни системой наказаний и поощрений» Ушинский К.Д
необходимы педагоги, для которых будут приоритетными процесс творческого развития личности и педагогическая деятельность по обеспечению благоприятных условий эффективности этого процесса педагогу надо быть: антропологом, чтобы уметь выявить особенности жизнедеятельности организма ребенка, психологом, чтобы увидеть своеобразие его психического развития; практиком и исследователем, чтобы вовремя откорректировать образовательный процесс Богуславский Культура педагогического общения - коммуникабельность - открытость - тактичность - диалогичность - сотрудничество с воспитанниками
ПЕДАГОГ эффективные средства развития внутреннего мира ребенка и целостности образовательного процесса использование педагогом вариативных технологий, широта его кругозора, весомый арсенал педагогических методов и средств, стремление к качественному обновлению личности, разрушению стереотипов, умение поддержать, создать атмосферу взаимопонимания, вдохновлять учащихся, побуждать их к осознанию самоценности человеческой жизни и творчества способность к импровизации
СИСТЕМА «ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК» одно из основных условий создания творческой СРЕДЫ взаимовлияющие и взаимодействующие компоненты трансформация управления и формирования в сотрудничество и поддержку процесс сотрудничества, совместной экспериментальной и творческой деятельности эффективен в самоорганизующейся системе «педагог-ребенок» переход от методики монолога к диалогу с учащимися обязательное саморазвитие и педагога и ребенка главный фактор творческого саморазвития - внутренняя творческая активность (субъектность) процесс творческого развития связан с непредсказуемыми, не алгоритмизированными, неоднозначными ситуациями, в основе решения которых лежит импровизация (от лат. improvisus – «внезапно, неожиданно»)
реализация принципов: добровольности, равенства, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,, взаимоуважения, совместной продуктивно-творческой деятельности, межличностной взаимоподдержки специфичные межличностные отношения - являются наиболее эффективной базой создания педагогических условий творческого саморазвития личности в системе «педагог-ребенок»
ПЕДАГОГУ надо помнить о том, что «только словом, без смены образа жизни, без глубокого гуманитарного образования, как образа мыслей и поступков», без личного раскрепощения нельзя побудить ребенка к сотворчеству, быть впереди ребенка в творческом саморазвитии, стремлении к истине и поиску своего пути
МЕТОДЫ метод проектов диалог - свободный обмен мнений, презентации, публичные демонстрации, эксперимент с материалами и инструментами самостоятельный творческий поиск проблемные ситуации научно-исследовательская деятельность индивидуальные занятия консультации игра релаксация тренинги выставки достижений, создание каталогов работ рефлексия - творческая индивидуальная и групповая
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ в УДО методология авторское программно - методическое обеспечение содержание программы принципы-условия система «педагог-ребенок» методы