П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Цветкова М.С. tsvetkova@Lbz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Структура и содержание Цветкова М.С.
Advertisements

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Перспективы развития ИОС школы Цветкова М.С. Книга Компьютер Облако образовательных сервисов Цифровое образование региона.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Информатика»
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2.Тема: Технические.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
Реализация ФГОС ООО: ИКТ- компетенции на уроке и во внеурочной деятельности.
Информационная образовательная среда школы Цветкова М.С.
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики Босова Людмила Леонидовна
Транксрипт:

П РОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИОС ШКОЛЫ Цветкова М.С.

С КАЧОК ИТ АКТИВНОСТИ ИТ активность детей намного выше, чем ее проникновение в учебную деятельность ИТ деятельность многофункциональна ИТ – компетентность формируется с нарастанием и обновляется непрерывно на протяжении обучения в школе в рамках уроков информатики Проектировочная деятельность на основе ИТ является неотъемлемой частью ИОС

Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интеграция УУД на ступени обучения Полипредметность Индивидуальная настройка в группе Многообразие инструментов Доступность компьютерных инструментов Нацеленность на результат Этапность в развитии с обогащением Достижимость успеха Управление качеством выполнения Публичность результата

И НТЕГРАЦИЯ УУД И ПОЛИПРЕДМЕТНОСТЬ Векторы зоны ближайшего развития

К ОЛЛЕКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Д УАЛИЗМ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Два перехода: Информационно-теоретический (моделирование) Компьютер как помощник в исследовании модели проектируемого результата и формировании образа решения Инструментально – практический (макетирование)

Д УАЛИЗМ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф ОРМУЛА ПРОЕКТА Идея-проблема-цель - план Модель решения Компьютерная модель – компьютерные инструменты - исследование модели Предварительная оценка результата Выбор прототипа результата- выбор реальных инструментов – выполнение Применение результата – общественно полезный результат

С ОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сотрудничество в интегрированной учебной среде: ученики, учителя, связи с общественностью, школы, клубы, секции, семья Информ-ресурс образования, ассимилированный с ИКТ

О БУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – СТУПЕНИ РОСТА Уровни дерева проектировочной деятельности: Первый (начальная школа) – структурно- познавательный (микропроект), Второй (5-6 классы) – планирующий (минипроект) Третий (7-8 классы) – синтезирующий (базовый проект) Курсовые проекты - применение проектировочной деятельности как неотъемлемой части учебной работы (профильное обучение) и ТВОРЧЕСТВА

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) микропроекты минипроекты Базовые проекты Курсовые проекты

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) Сценарий любой карты проектирования строится на трех ступенях обучения ( порогах сложности ): понятийная ступень : ознакомительная деятельность (средства интерфейса в аудио и видео, мультимедиа, дистанционных средах, электронных книгах, тренажерах, тестовых средах, форумах, чатах, компьютерных инструментах диалога в редакторских средах - меню);

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) репродуктивная ступень : применение образцов информационной деятельности (проектированию в системе предложенных шаблонов и типовых компьютерных инструментов, выполнение продуктивных заданий творческой направленности в интерактивных средах на компьютере по прототипу, или по готовому маршруту деятельности, тренинг-практикум в обучающих средах, конкурс выполненных работ с самоанализом, выбором системы оценивания, диспут в форуме, презентация, взаимозачет);

П АКЕТ КАРТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ПКП) творческая (рефлексивная, продуктивная) ступень: самостоятельное моделирование и макетирование, творческие мероприятия (самостоятельный выбор или разработка информационных шаблонов, самостоятельный сбор информации по теме проекта с привлечением электронных коллекций, самостоятельное насыщение шаблонов информацией, самостоятельная подготовка презентации проекта, защита проекта в форме мини-конференций, конкурсов, эстафет, спектаклей, концертов, вернисажей и пр.).

У РОВНИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТЕ уровнимикропроектминипроектбазовый проект Понятийная ступень Распознай знак Распознай множество знаков Распознай систему множеств Репродуктив ная ступень Воспроизведи знак Воспроизведи множество знаков Воспроизвед и систему множеств Творческая ступень Сотвори знакСотвори множество знаков Сотвори систему множества знаков

М ИКРОПРОЕКТ Микропроект (структурно-познавательный уровень) предназначен для ознакомления с проектной деятельностью в начальной школе, его цель научить ребенка проходить два этапа в деятельности : видеть или создавать модель решения задачи и оформить, показать это решение средствами первичного обучения информационным технологиям, и далее по образцу, полученному на компьютере выполнить его в материале. Особую роль в микропроекте играет рисование, бумажный труд, запись цифр, букв, слов, в материальной части проекта и базовые понятия ( информационные объекты) в модельной части.

М ИКРОПРОЕКТ ( НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ) Задачами микропроекта являются обучение ребенка в любой предметной задаче уметь выделять информационную структуру : входная информация (дано: алфавит модели), выходная информация (компьютерный образ решения), алгоритм (модель) решения. Второе – умение применить простейшие компьютерные редакторские среды для формирования образа решения (например, среда Publisher MS, алгоритмическая среда «Виртуальные Лаборатории», конструкторские среды в Единой коллекции ЦОР, открытая Интернет- среда поддержки предметного обучения и др..

С ЦЕНАРИИ ПКП «Р ОБОТ » Вход - знакМодельВыход Алфавит моделирования из любой предметной среды: число, буква, изображение, звук Аналитическа я деятельность Сценарий Алгоритм Команда План Маршрут Структура Функция (правило работы) Функциональное мышление Макет в материале Компьютерный макет Описательный макет Графический макет Синтетическая деятельность

М ИКРОПРОЕКТ ( ПРИМЕР ) «У СТНЫЙ СЧЕТ »

знатьуметьиметь навыки работы информационная деятельность 1-го уровня (структурно познавательный) алфавит информационных знаков: текст, число, графика и звук основные информационные структуры: список, таблицу, сеть понятие маршрута деятельности, команды, алгоритма анализировать информационный поток по виду знаков в нем синтезировать простейшую информационную структуру: список, таблицу, сеть наполнять информационную структуру информационными примитивами с информационным алфавитом в информационной среде с устройствами ввода и вывода информационного потока с информационными структурами на компьютере: командой меню, окном экрана, командой маршрута проектировочная деятельность (микропроектирование): различать знак, воспроизводить знак, сотворить знак, различать команду, применять указанную команду, самостоятельно выбрать команду

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Минипроект (планирующий уровень) предназначен для проведения межпредметного практикума с использованием инструментов проектирования в 5-6 классах. Это экспериментально-познавательная проекты, акцент в которых смещен на процесс планирования решения задачи – построения модели образа решения.

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Особое место в минипроекте приобретает игровое действие, как моделирование процесса в деловой игре. Это деловые игры на основе моделирования работы черного ящика, игр с вероятностными событиями, алгоритмических процессов поиска решения логических задач, выявление закономерностей на основе природных наблюдений (дневник погоды), сценария и постановки спектаклей для кукольного театра, создания мультфильма, мягкой игрушки, технических конструкций, шаблонов мозаичных панно, вышивки, плетения, витражей, аппликаций, мелодий, управления исполнителем в играх- лабиринтах, играх на координатной сетке и пр..

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Сценарий каждого минипроекта дефрагментирован на микропроекты, строится на только одном виде информации и состоит из обучающей части в конкретной видовой информационной среде с использованием компьютера : текст, число, графика, звук и определяется множество информационных примитивов (алфавит игры) и их функциональных значений (стратегия или сценарий игры – алгоритм ). Далее по такой модели проводится макетирование по алгоритму с использованием различного предметного насыщения. Например, на видовом множестве информации возможны: линейная модель и игры-цепочки с буквами (угадайки, первертыши), числами (закономерности, угадайки), рисунками (ребусы); графическая афинная модель и координатная плоскость в географии (план, координаты на карте, глобус), лексике (кроссворд, эрудит), в музыке (светомузыка), в математике (таблицы экспериментов), 3Д модели для конструирования устройств, игрушек, костюмов, геометрического материала,

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Карта сценария минипроекта рассчитана на 1-2 урока, в результате чего ребенок создает по нему макет в материале по образу, построенному на компьютере простейшими инструментами меню в компьютерных редакторах или игровых средах: графические редакторы, 3D редакторы, музыкальные редакторы, электронные таблицы, текстовые редакторы, а также комплексные программные средства из состава ЦОР Единой Коллекции алгоритмическо-инструментальные среды (например, ЛОГО, КуМир, а также в открытом доступе Free Basic, Sсretch, и ЦОР «Виртуальные лаборатории по информатике» из Единой коллекции и пр.), открытая Интернет-среда компании «Кирилл и Мефодий» для урочной поддержки предметного обучения nachalka.info по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру.

М ИНИПРОЕКТ ( ПЛАНИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Основные задачи мини проекта – формирование ЗУН проектно-предметной деятельности. Форма минипроектирования – игры-конструкторы, которые дети используют в жизни школы как игровой материал для урочной и внеурочной деятельности, в том числе передают младшим по возрасту в использование.

С ЦЕНАРИИ ПКП 5-6 КЛАССОВ Вход – множеств о знаков (информа -ционный видовой поток) ПЕРЕ ПЕРЕ Модель Информационно- теоретический переход в проектировании Выход Видовая модель ПЕРЕ ПЕРЕ Макет Инструмен- тально- практический переход в про- ектировании ТекстХОХО Алфавит: информационные примитивы Лексическа я модель ХОХО Предметный числоДиЧисловая модель ДМатериальн ый изобра- жение Стратегия: Информационная структура Графическа я модель Электронный звук1и функции- инструменты Звуковая модель 2Синтетическ ий: презентация

знатьуметьиметь навыки работы информационная деятельность 2-го уровня (планирующий) алфавит информационных геометрических и графических примитивов основные действия преобразования с ними: построение, деформация, поворот, отображение, динамика понятие симметрии планировать деятельность по анализу и синтезу изображения применять основные действия преобразования к изображению различать и выбирать инструменты компьютерной и материальной деятельности с изображением с материальными инструментами создания, редактирования и презентации изображения (карандаши, линейка, циркуль, бумага, клей, ножницы, краски) с компьютерными инструментами создания, редактирования и презентации изображения (инструменты меню среды графического редактора, фотокамера, принтер, сканер, копир) проектировочная деятельность (минипроектирование): различать графическую, текстовую, звуковую, числовую информацию, воспроизводить эти виды информации, сотворить видовой информационный объект, различать меню визуальной компьютерной среды, применять указанный маршрут деятель- ности по использованию команд меню среды, самостоятельно выбрать и планировать порядок и нужную команду из меню среды.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Базовый проект (синтезирующий уровень) представляет собой полноценную мультипредметную карту проектирования, которую осваивают школьники в 7-8 классах. Фактически освоение базового проекта и является итоговой целью формирования проектировочной деятельности на основе информационной активности школьников. Цель проекта – введение ребенка в интегрированную информационную образовательную среду на основе самостоятельной продуктивной информационно-учебной деятельности.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Часто базовый проект, как комплексная учебная форма, требует активного коммуникативного взаимодействия детей, поэтому выполняется бригадами из 2-5 человек, в том числе, разновозрастными и самое главное, не ограниченными одной школой. Такие бригады в зависимости от тематики продуктивной проектной деятельности могут формироваться из разных школ региона и взаимодействовать дисационно в Интернете с помощью школьного сайта, видеосетей или систем удаленного присутствия. Причем возможна дифференциация работы учащихся по отдельному направлению в проекте для каждого ученика ( полюсам проектирования ).

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Карта базового проекта строится по сценарию: обучение и тренинг (можно задания тренинга представить как систему микропроектов) формирование моделей проектирования по различным информационным видам, представленным в задании (решение представляется набором минипроектов) оформление и интеграция результата проектирования и подготовка презентации общего проекта средствами макетирования и материального и компьютерного.

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Задачи проекта: обучение комплексному моделированию, как сборке общей модели из фрагментов: инструментальный практикум в предметной среде ( запись мелодии, шитье, эскизное черчение, работа с бумагой, природным материалом, фото дело, видео съемка, оформительское мастерство, интервьюирование, запись заметок, сочинений, докладов, иллюстрирование сообщений, конструирование, сбор и обработка экспериментальных данных и наблюдений, школьное издательство, школьный музей.. ) аналогичная деятельность компьютерными инструментами в типичном ПО (обработка текста, числа, графики и звука (редакторы) и инструментами управления информацией в алгоритмической компьютерной среде, работа с сайтами, мультимедиа, средствами сетевого взаимодействия)

знатьуметьприменять информационная деятельность 3-го уровня (синтезирующий) основные виды информации основные способы сборки комплексной модели из видовых моделей (информационных шаблонов) основных компьютерных видовых ин-формационных сред и инварианта меню в них основные информационные устройства способов интегрированного взаимодействия видовых сред и информационных шаблонов синтезировать информационное разновидовое множество самостоятельно выбрать среды информационной деятель-ности в соответствии с моделью выбрать необходимый материальный и компьютерный портфель инструментов построить маршрут комплексной верстки макета в редакторских, интегрированных и прикладных предметных средах с разнообразными устройствами ввода, вывода и передачи информации с информационными инструментами комплексного компьютерного и предметного макетирования с новыми инструментами и устройствами презентации знаний с навигационными инструментами библиотечными и компьютерными

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3- ГО УРОВНЯ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ ) проектировочная деятельность (базовое проектирование): различать структуру информационного разновидового потока, воспроизводить разновидовой информационных поток из шаблонов, сотворить собственный разновидовой информационный объект с использованием шаблона и модели; различать инвариантную и вариативную часть инструментальных меню, применять инвариантную часть инструментального меню в любой компьютерной среде, самостоятельно разбираться и применять вариативную часть инструментального меню в новых компьютерных средах

Б АЗОВЫЙ ПРОЕКТ ( СИНТЕЗИРУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ) Система школьных проектных бригад: - школьная агитбригада - школьный музей / семейный клуб - интернет-газета школы / видеостудия - школьный сайт / бригада веб-дизайна - воскресная компьютерная школа - студия компьютерной графики / школьное издательство - клуб робототехники / умная школа - цифровая ЕН-лаборатория / зимний сад / зоо клуб - секция компьютерного моделирования - бригада компьютерной помощи - школьный офис - школьная конференция / форум / сетевой клуб - школьная олимпиада / интернет-туры - ДО-класс / профильный лекторий / е-библиотека

К УРСОВОЙ ПРОЕКТ ( ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ) – ОБУЧЕНИЕ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ Элективные проекты в профиле Профильный проект по предмету Сетевые научные проекты школа-вуз Всероссийская олимпиада школьников и Олимпиады Совета ректоров Проекты в системе Всероссийских конкурсов «Юниор», «Колмогоровские чтения», «Шаг в будущее» … Международные научно-популярные и социальные проекты для школьников под эгидой Юнеско, Сколково, Большой восьмерки… Всероссийские и международные творческие, спортивные конкурсы и олимпиады

М ЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИЗДАТЕЛЬСТВА БИНОМ WWW. METODIST. LBZ. RU WWW. METODIST. LBZ. RU Лектории Авторские мастерские Телекурсы Курсы НИО Е-УМК «Школа БИНОМ» (Математика- Информатика-Физика-Химия-Биология) Библиотека олимпиадной информатики Библиотека элективных курсов БИНОМ