Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур на разных уровнях литературного развития учащихся С.В.Букреева, к.ф.н., доц. каф. филологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков Быть конкурентоспособным в современном мире Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
1 Особенности введения ФГОС основного общего образования в школе в уч.году. СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ " Директор МБОУ ДР «Дубовская СОШ 1» В.С.Репкин.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур на разных уровнях литературного развития учащихся С.В.Букреева, к.ф.н., доц. каф. филологического образования и межпредметной интеграции

I. Мировая литература в российской школе: история и современность Мировая классика в российской школе середины XIX- начала ХХ века. Мировая классика в российской школе середины XIX- начала ХХ века. Мировая классика в советской школе Мировая классика в советской школе ФГОС второго поколения. Литература. Мировая классика ФГОС второго поколения. Литература. Мировая классика II. Мировой литературный процесс: основные понятия и термины: Динамика и стабильность в составе всемирной литературы Динамика и стабильность в составе всемирной литературы Стадиальность литературного развития Стадиальность литературного развития Региональная и национальная специфика литературы Региональная и национальная специфика литературы Международные литературные связи Международные литературные связи Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в школьном курсе Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в школьном курсе

I. Мировая литература в школе: история и современность

Мировая классика в российской школе середины XIX-начала ХХ века. Ф.И. Буслаев. «О преподавании отечественного языка» (1848): Ф.И. Буслаев. «О преподавании отечественного языка» (1848): - важнейший фактор воспитания подрастающего поколения - «изучение языков и литературы, которое всего короче и дружнее сближает учащихся с миром духовного, возводя их от конкретного к отвлеченному и открывая им необозримое поле для деятельности всех нравственных сил их»; «подробное изучение классиков и древней литературы»

военные гимназии, кадетские корпуса, юнкерские училища В 1835 г. начальник Штаба военно-учебных заведений России Я.И. Ростовцев остро ставил вопрос о необходимости широкого литературного образования для будущих офицеров. С приобщением к образцам мировой художественной классики было связано умственное развитие и нравственное становление воспитанников военных училищ, выработка у них художественного вкуса и привычки к самостоятельному чтению, склонности к глубоким размышлениям и потребности в высказывании собственных суждений 1850-е годы XIX века «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях» ( А. Галахов и Ф. Буслаев) 1850-е годы XIX века «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях» ( А. Галахов и Ф. Буслаев) - в качестве основного метода изучения литературы рекомендуется историко-литературный - большое внимание к произведениям западноевропейской классики - в программе закрепляются имена Гомера, Платона, Аристотеля, Вергилия, Данте, Сервантеса, Гёте, Лессинга, Шиллера, братьев Гримм, Байрона, Вальтера Скотта, Диккенса «Программы по русскому языку и словесности для кадетских корпусов» (1915) «Программы по русскому языку и словесности для кадетских корпусов» (1915) - пристальное внимание художественно-эстетическому воспитанию офицеров, приобщение к мировой художественной классике - чтение мировой художественной литературы способствует развитию творческого воображения, логического мышления, наблюдательности, утонченности чувств учащихся – качеств, считавшихся необходимыми для будущего офицера Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир, Мольер. Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир, Мольер. Для расширения знаний в области эстетики - искусствоведческие статьи Лессинга, Шиллера. Для расширения знаний в области эстетики - искусствоведческие статьи Лессинга, Шиллера. Понятие об эпосе закреплялось в ходе изучения «Илиады», «Одиссеи», «Энеиды», «Шахнамэ», «Песни о Роланде», «Песни о Нибелунгах». В старших классах изучению всемирной литературы уделялась половина времени, отведенного на уроки словесности. Большая часть произведений иностранной классики изучалась непосредственно на уроках. Понятие об эпосе закреплялось в ходе изучения «Илиады», «Одиссеи», «Энеиды», «Шахнамэ», «Песни о Роланде», «Песни о Нибелунгах». В старших классах изучению всемирной литературы уделялась половина времени, отведенного на уроки словесности. Большая часть произведений иностранной классики изучалась непосредственно на уроках.

гимназическое образование «План распределения преподавания наук в высших народных училищах, гимназиях и прогимназиях, состоящих в ведомстве министерства народного просвещения» (1860): «План распределения преподавания наук в высших народных училищах, гимназиях и прогимназиях, состоящих в ведомстве министерства народного просвещения» (1860): «Изучение истории иностранной словесности древних и живых народов, по своей обширности, не может и не должно входить в курс гимназический. Довольно ограничиться в этом отношении немногими данными, выведенными из чтения тех немногих писателей, которые указаны выше и которые находятся в переводе на русском языке. Лучше ограничиться немногим, чтобы достигнуть успеха, нежели задать себе многосложную задачу, решение которой неудобопостижимо» «Изучение истории иностранной словесности древних и живых народов, по своей обширности, не может и не должно входить в курс гимназический. Довольно ограничиться в этом отношении немногими данными, выведенными из чтения тех немногих писателей, которые указаны выше и которые находятся в переводе на русском языке. Лучше ограничиться немногим, чтобы достигнуть успеха, нежели задать себе многосложную задачу, решение которой неудобопостижимо» В программах: «Антигона» Софокла, «Король Лир» Шекспира, «Орлеанская дева» Шиллера, упомянуты Кальдерон и Камоэнс, Расин и Корнель.

В 1860-е годы в программу (в связи с частичной демократизацией общего образования) вошли многие имена иностранных писателей: Гомер, Эсхил, Софокл, Аристофан, Гораций, Данте, Шекспир, Сервантес, Корнель, Мольер, Андре Шенье, Беранже, Вальтер Скотт, Байрон, Шиллер, Гёте, Мицкевич. В 1860-е годы в программу (в связи с частичной демократизацией общего образования) вошли многие имена иностранных писателей: Гомер, Эсхил, Софокл, Аристофан, Гораций, Данте, Шекспир, Сервантес, Корнель, Мольер, Андре Шенье, Беранже, Вальтер Скотт, Байрон, Шиллер, Гёте, Мицкевич.

«Программа словесности (с приложениями)» (СПб, 1905) «Программа словесности (с приложениями)» (СПб, 1905) - около 40 писателей и названий крупнейших произведений. - программа состояла из разделов: А. Теория словесности, построенная на материале зарубежной и отечественной литератур; Б. История русской словесности, от («Словесности русской» до «Литературы 40-х годов» включительно). «Русская историческая хрестоматия с приложением вышедших образцов иностранной литературы» того же автора (СПб., 1905) - «Поэзия древнего Востока» (извлечения из индийской и персидской поэзии) «Русская историческая хрестоматия с приложением вышедших образцов иностранной литературы» того же автора (СПб., 1905) - «Поэзия древнего Востока» (извлечения из индийской и персидской поэзии) - «Поэзия классического мира» (очень полно представлены поэтические образцы Греции и Рима. Эпос, лирика, драма. почти соответствуют по набору имен и произведений сегодняшнему вузовскому курсу. - «Поэзия новых народов» (образцы литературы Франции, Италии, Испании, Англии, Германии, Скандинавии) - Материал о творчестве каждого писателя предваряется небольшой справкой о его произведениях. Характеристика национальных литератур нового времени в целом отсутствует. Всего в разделе рассмотрено 50 имен зарубежных литераторов. - Материал о творчестве каждого писателя предваряется небольшой справкой о его произведениях. Характеристика национальных литератур нового времени в целом отсутствует. Всего в разделе рассмотрено 50 имен зарубежных литераторов.

Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. – СПб., «Эпизодический курс истории всеобщей литературы в связи и наряду с курсом истории русской литературы». (VI–VII, последние классы гимназии). Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. – СПб., «Эпизодический курс истории всеобщей литературы в связи и наряду с курсом истории русской литературы». (VI–VII, последние классы гимназии). - первая попытка в русской средней школе дать сжатую, наглядную и доступную пониманию учащихся картину развития всеобщей литературы. - это просматривается и в рекомендательных списках для чтения: III класс: «Песнь о Роланде»; IV класс: Байрон «Шильонский узник», Гомер «Илиада» и «Одиссея» (отрывки); V класс: Шиллер «Орлеанская дева»; VI класс: Гораций Оды и сатиры; Софокл «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» (одна трагедия по выбору); Корнель «Сид»; Мольер «Скупой», «Мизантроп»; Гёте. «Вертер», «Фауст» (в связи с прохождением творчества Жуковского); VII класс: Байрон «Чайльд-Гарольд» (отрывок), «Каин»; Мицкевич «Пан Тадеуш» (в связи с изучением творчества Пушкина). - «Примерные списки литературных произведений для внеклассного чтения», куда вошли и книги иностранных писателей: IV класс: Сервантес «Дон Кихот»; Вальтер Скотт (один из романов); V класс: Диккенс «Дэвид Копперфилд», «Крошка Доррит», «Домби и сын» (один из романов); VI класс: Виктор Гюго «93-й год», «Собор Парижской богоматери», «Труженики моря» (один из трех романов); Бомарше «Женитьба Фигаро»; VII класс: Диккенс «Записки Пиквикского клуба»; Эврипид «Алкеста»; Лессинг «Лаокоон». - Цель курса: «ценить и уважать творения общечеловеческих гениев»; «уяснить… рост национальной литературы и показать, как творчество русских писателей… именно в XIX веке… стало оказывать влияние на литературы Западной Европы». «Желательно как выяснение художественной ценности изучаемых произведений, так и указания на те взаимоотношения, которые связывают явления мировой литературы с памятниками литературы русской»

Мировая классика в советской школе Блонский П.П. Трудовая школа Блонский П.П. Трудовая школа «трудовая школа» должна поднять юношу на высоты современной мировой культуры, сделать его обладателем всех наиболее ценных богатств ее» - Некоторые имена зарубежных авторов, рекомендованных для последовательного знакомства в четырех классах школы II ступени: Диккенс, Джером, В. Скотт, Конан-Дойл, М. Твен, Стивенсон, Хаггард, Лонгфелло, Киплинг, Эллиот, Рони- старший, Гра, Уэллс, Мольер, Шиллер, Байрон, Гёте, Гейне, Шпильгаген, Гауптман, Гюго, Ж. Санд, Андерсен, Леопарди, Синклер, Бьёрнсон, Лондон, Войнич, Ожешко, Мицкевич, Словацкий, Руссо, Ламартин, Беранже, Ибсен, Стриндберг, «Книга бытия», «Песнь песней», «Руфь», «Илиада», «Одиссея», Эсхил, Софокл, Еврипид, Платон, Лукиан, Лукреций, Вергилий, Гораций, Тацит, Расин, Шекспир, Кальдерон, Лессинг, Флобер, Золя, Мопассан, Франс, Гамсун, Уайльд, Шоу, Метерлинк. - Русские и иностранные журналы за последние годы.

В программе 1925 года: В программе 1925 года: построена по тематическому принципу, литературно- тематический ряд связывался с обществоведческими темами, а совокупность эта включалась в общие комплексные темы по всем школьным дисциплинам. построена по тематическому принципу, литературно- тематический ряд связывался с обществоведческими темами, а совокупность эта включалась в общие комплексные темы по всем школьным дисциплинам. Литературная тема «Город», наряду с произведениями Пушкина, Брюсова, Горького, включала и «Город-спрут» Верхарна. Литературная тема «Город», наряду с произведениями Пушкина, Брюсова, Горького, включала и «Город-спрут» Верхарна. Тема «Борьба за раскрепощение рабочего класса» предлагала для изучения не только произведения русской советской литературы, но и материалы зарубежной классики: «Углекопов» Э. Золя, «Ткачей» Г. Гауптмана, «Дурных пастырей» О. Мирбо. Тема «Борьба за раскрепощение рабочего класса» предлагала для изучения не только произведения русской советской литературы, но и материалы зарубежной классики: «Углекопов» Э. Золя, «Ткачей» Г. Гауптмана, «Дурных пастырей» О. Мирбо.

Впервые стабильная программа по литературе (1933) наряду с русской классикой включала произведения народов СССР и зарубежных авторов. Впервые стабильная программа по литературе (1933) наряду с русской классикой включала произведения народов СССР и зарубежных авторов. «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Таинственный остров» Ж. Верна) - в 5-м классе, а тексты философского содержания («Фауст» Гёте, «Гамлет» Шекспира) – в 10-м. «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Таинственный остров» Ж. Верна) - в 5-м классе, а тексты философского содержания («Фауст» Гёте, «Гамлет» Шекспира) – в 10-м. Учитывалась возможность взаимосвязанного изучения произведений иностранной и русской классики, которое предполагалось проводить на уровне темы, жанров, литературных направлений. (В связи с изучением романтизма в 8-м классе для самостоятельного чтения предлагалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» и драма «Каин» Байрона; при изучении литературы критического реализма в 9-м классе – роман Бальзака «Отец Горио», в 10-м – «Гобсек»). Учитывалась возможность взаимосвязанного изучения произведений иностранной и русской классики, которое предполагалось проводить на уровне темы, жанров, литературных направлений. (В связи с изучением романтизма в 8-м классе для самостоятельного чтения предлагалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» и драма «Каин» Байрона; при изучении литературы критического реализма в 9-м классе – роман Бальзака «Отец Горио», в 10-м – «Гобсек»). Включение в 30-е годы в программу русских школ произведений А. Барбюса «Огонь», Л. Фейхтвангера «Семья Опперман», Э. Золя «Жерминаль» указывало на наметившуюся тенденцию намеренной политизации и идеологизации учебного процесса в школе. Включение в 30-е годы в программу русских школ произведений А. Барбюса «Огонь», Л. Фейхтвангера «Семья Опперман», Э. Золя «Жерминаль» указывало на наметившуюся тенденцию намеренной политизации и идеологизации учебного процесса в школе.

Программы военных лет (Программа средней школы. Литература. 810 классы. – М., 1941) Программы военных лет (Программа средней школы. Литература. 810 классы. – М., 1941) антимилитаристские, антифашистские творения зарубежных писателей-современников. Так, в школу пришли книги Л. Фейхтвангера, А. Зегерс, В. Бределя, стихи И. Бехера, публицистические статьи Т. Драйзера, Г. Манна, Б. Шоу и других видных писателей Запада. антимилитаристские, антифашистские творения зарубежных писателей-современников. Так, в школу пришли книги Л. Фейхтвангера, А. Зегерс, В. Бределя, стихи И. Бехера, публицистические статьи Т. Драйзера, Г. Манна, Б. Шоу и других видных писателей Запада. В старших классах предлагалось рассматривать во взаимосвязи проблемы, касающиеся литературных направлений. («Западноевропейский и русский классицизм» - 2 ч., «Западноевропейский и русский сентиментализм» - 5 ч.; по 12 часов в 10-м классе уделялось на изучение «Гамлета» Шекспира, лирики и «Фауста» Гёте. 5 часов на творчество Мольера). В старших классах предлагалось рассматривать во взаимосвязи проблемы, касающиеся литературных направлений. («Западноевропейский и русский классицизм» - 2 ч., «Западноевропейский и русский сентиментализм» - 5 ч.; по 12 часов в 10-м классе уделялось на изучение «Гамлета» Шекспира, лирики и «Фауста» Гёте. 5 часов на творчество Мольера). Новой была рекомендация о проведении литературного кружка по зарубежной классике, которую предлагалось рассматривать во взаимосвязи с русской и другими национальными литературами. Для рассмотрения на занятиях литературного кружка предлагались лучшие образцы западноевропейского эпоса и эпоса народов нашей страны: «Илиада», «Одиссея», «Шахнамэ», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др. На таких занятиях рекомендовалось проследить за развитием во времени «вечных образов»: Прометея, Фауста, Дон Жуана. Так, образ Фауста предлагалось обсуждать на обширном материале – от народной легенды о докторе Фаусте до «Фауста» Гёте и Пушкина, образ Прометея – на примере творчества Гесиода, Байрона и Шелли. Новой была рекомендация о проведении литературного кружка по зарубежной классике, которую предлагалось рассматривать во взаимосвязи с русской и другими национальными литературами. Для рассмотрения на занятиях литературного кружка предлагались лучшие образцы западноевропейского эпоса и эпоса народов нашей страны: «Илиада», «Одиссея», «Шахнамэ», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др. На таких занятиях рекомендовалось проследить за развитием во времени «вечных образов»: Прометея, Фауста, Дон Жуана. Так, образ Фауста предлагалось обсуждать на обширном материале – от народной легенды о докторе Фаусте до «Фауста» Гёте и Пушкина, образ Прометея – на примере творчества Гесиода, Байрона и Шелли.

Программа 1941 года насыщена произведениями немецких писателей. По-видимому, включая в программу сочинения Гёте, Шиллера, Гейне, Фейхтвангера, отвергнутые реакционерами в Германии, составители выразили собственные политические и гуманистические взгляды. Программа 1941 года насыщена произведениями немецких писателей. По-видимому, включая в программу сочинения Гёте, Шиллера, Гейне, Фейхтвангера, отвергнутые реакционерами в Германии, составители выразили собственные политические и гуманистические взгляды. Программа 1941 года имеет важное методологическое значение для изучения зарубежной классики в школах России. В этой программе: Программа 1941 года имеет важное методологическое значение для изучения зарубежной классики в школах России. В этой программе: 1) определены перспективы изучения мировой литературы в школе; 1) определены перспективы изучения мировой литературы в школе; 2) предложены разные формы ее изучения: на уроках, на занятиях по внеклассному чтению, в литературном кружке; 2) предложены разные формы ее изучения: на уроках, на занятиях по внеклассному чтению, в литературном кружке; 3) намечены практические подходы к взаимосвязанному изучению зарубежной и русской литератур (на уровне литературного направления, жанра, тематического совпадения); 3) намечены практические подходы к взаимосвязанному изучению зарубежной и русской литератур (на уровне литературного направления, жанра, тематического совпадения); 4) указано на перспективность историко-литературного анализа художественных текстов. 4) указано на перспективность историко-литературного анализа художественных текстов.

На протяжении х годов постепенно кристаллизовалось новое отношение к роли и значению литературы, в том числе и зарубежной, задействованной в процессе общеэстетического воспитания школьников. На протяжении х годов постепенно кристаллизовалось новое отношение к роли и значению литературы, в том числе и зарубежной, задействованной в процессе общеэстетического воспитания школьников. В.А. Сухомлинский по праву считал произведения мировой художественной классики важнейшим средством духовного воспитания ученика, поскольку общение с книгой «увлекает ум и сердце, пробуждает раздумья о мире и самом себе, заставляет подростков видеть себя и думать о собственном будущем». В.А. Сухомлинский по праву считал произведения мировой художественной классики важнейшим средством духовного воспитания ученика, поскольку общение с книгой «увлекает ум и сердце, пробуждает раздумья о мире и самом себе, заставляет подростков видеть себя и думать о собственном будущем».

ФГОС II поколения. Литература. Мировая классика Культурно-историческое просвещение и духовно-нравственное воспитание – главные ориентиры современного в системе современного филологического образования, где мировая классика играет важную роль Культурно-историческое просвещение и духовно-нравственное воспитание – главные ориентиры современного в системе современного филологического образования, где мировая классика играет важную роль

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности; 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности; 2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; 4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;

5 ) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;

9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно- практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем; 13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально- экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010 Раздел 9: Зарубежная литература (34 ч.) Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») Данте. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты) У.Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены). Сонет 130 «Ее глаза на звезды не похожи…» М.Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты) И.В.Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты) Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены) Дж.Г.Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна….» А.де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты) Р.Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день»

Раздел 10. Обзор (60 ч.) 1. Героический эпос. Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). 2. Литературная сказка. Х.-К.Андерсен «Снежная королева», А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». А.Н.Островский «Снегурочка» (сцены). М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 3. Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и лисица», «Жук и муравей». Ж.Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква», Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». 4. Жанр баллады. И.В. Гете. Баллада «Лесной царь». Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». В.Скотт. Баллада «Клятва Мойны». 5. Жанр новеллы. П.Мериме. Новелла «Видение Карла XI». Э.По. Новелла «Низвержение в Мальстрем». О.Генри. Новелла «Дары волхвов».

8. Тема детства в русской и зарубежной литературе. А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики». М.М.Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих». 9. Русские и зарубежные писатели о животных. Ю.П.Казаков. Рассказ «Артур – гончий пес». В.П. Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора». Дж.Лондон. Повесть «Белый клык». Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка».

II. Мировой литературный процесс: основные понятия и термины

Всемирная (мировая) литература – понятие, охватывающее всю совокупность литератур мира; основное его содержание – литературный процесс в масштабе всемирной истории Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи во всей совокупности ее явлений и фактов; многовековое развитие литературы в глобальном всемирном масштабе Единицы мирового литературного процесса: литературное течение литературное направление художественная система международные литературные общности художественный метод

Динамика и стабильность в составе всемирной литературы Топика (от др.-греч. topos – место, пространство) – универсальные, надвременные, статичные структуры в составе культуры; константы всемирной литературы. - Типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, смех и т.п.). - Нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота). - «Вечные темы», сопряженные с мифологическими смыслами. - Арсенал художественных форм

Стадиальность литературного развития Три стадии мирового литературного процесса (Аверинцев С.С. И др. «Категории поэтики в смене литературных эпох», 1994) Первая стадия мифопоэтическое художественное сознание архаический период (Поэтика без поэтики) - Фольклор Преобладание мифопоэтическое сознание - Отсутствие рефлексии над словесным искусством Нет литературной критики, теоретических штудий, художественных программ

Вторая стадия сер. I тыс. до н.э. – сер. XVIII века традиционалистское художественное сознание (поэтика стиля и жанра) - Ориентирование на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики и зависимые от жанровых канонов - Переход от безличного начала к личному - Светскость литературы

Третья стадия сер. XVIII века - … сер. XVIII века - … Индивидуально-творческое художественное сознание (поэтика автора) (поэтика автора) - Доминирует поэтика автора - Освобождение от жанрово-стилевых предписаний риторики - Литература сближается с бытием человека - Эпоха индивидуально-авторских стилей

Международные литературные связи Контактные литературные связи – связи, при которых происходит прямое соприкосновение эстетических идей или литературных произведений. Принадлежность к определенной национальной культуре обусловливает особенности восприятия и интерпретации явления иностранной литературы. Контактные литературные связи – связи, при которых происходит прямое соприкосновение эстетических идей или литературных произведений. Принадлежность к определенной национальной культуре обусловливает особенности восприятия и интерпретации явления иностранной литературы. Генетическое сродство предполагает наличие единого источника литературных явлений. Например, общие античные источники европейских литератур, восхождение к драме Тирсо де Молины многочисленных национальных вариантов истории о Дон Жуане и т.п.. Генетическое сродство предполагает наличие единого источника литературных явлений. Например, общие античные источники европейских литератур, восхождение к драме Тирсо де Молины многочисленных национальных вариантов истории о Дон Жуане и т.п.. Литературная трансплантация – перенос существенных явлений иностранной литературы и их усвоение. (Древнерусская литература, восприятие ею элементов византийской культуры). Литературная трансплантация – перенос существенных явлений иностранной литературы и их усвоение. (Древнерусская литература, восприятие ею элементов византийской культуры). Типологические схождения – обязательное следствие принципиального единства развития человеческой культуры и необходимое условие осуществления контактных связей между национальными литературами. Типологические схождения – обязательное следствие принципиального единства развития человеческой культуры и необходимое условие осуществления контактных связей между национальными литературами.

Типологические схождения Александр Блок, анализируя «Безумие» Ф.И.Тютчева, говорил, что «оно напоминает современную живопись – какое-то странное чудовище со стеклянными очами, вечно устремленными в облака, зарывшееся в пламенных песках» (Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 6. С. 109) Ф.И.Тютчев «Безумие» (1830) Там, где с землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод, Там в беззаботности веселой Безумье жалкое живет. Под раскаленными лучами, Зарывшись в пламенных песках, Оно стеклянными очами Чего-то ищет в облаках. То вспрянет вдруг и, чутким ухом Припав к, растреснутой земле, Чему-то внемлет жадным слухом С довольством тайным на челе. И мнит, что слышит струй кипенье, Что слышит ток подземных вод, И колыбельное их пенье, И шумный из земли исход!.. Микалоюс Константинас Чюрлёнис ( ), «Покой»

Стадии литературного развития школьников (по В.Г.Маранцману) 1. Период наивного реализма (5-6 кл.). размытость границ между искусством и действительностью, непосредственностью эмоциональной реакции, отсутствием внимания к художественной форме и авторской позиции, образным характером мышления. 2. Период нравственного самоуглубления (7-8 кл.). Характерны повышенный субъективизм восприятия, подмена проблематики произведения вопросами актуальными для учащихся, обостренное внимание к нравственным проблемам, интерес к личности героя, бурное развитие воображения, иногда далеко уводящее от объективного смысла художественного произведения. 3. Период познания связей (9-11 кл.). Характеризуется потребностью через факт увидеть общие закономерности жизни; стремлением выйти непосредственно к концепции произведения, минуя детали; повышенным вниманием к авторской позиции и способам ее выражения; снижением непосредственной эмоциональной реакции; свертыванием работы воображения, преобладанием логического мышления над образным.

Осуществление принципа взаимосвязанного изучения зарубежной и отечественной литератур предполагает: изучение художественно-эстетических направлений изучение художественно-эстетических направлений проблемно-содержательный анализ произведений сходной тематики проблемно-содержательный анализ произведений сходной тематики изучение произведений со сходным мифологическим сюжетом изучение произведений со сходным мифологическим сюжетом выявление стилистического своеобразия авторского текста выявление стилистического своеобразия авторского текста изучение произведений иностранных писателей с опорой на оригинальные тексты и их переводы изучение произведений иностранных писателей с опорой на оригинальные тексты и их переводы

Взаимосвязанное изучение отечественной и зарубежной литератур в средних классах Сопоставление произведений русской и зарубежной литератур в средних классах строится на выявлении тематического сходства произведений и социальных позиций авторов. Проводя сравнение важно подчеркнуть, что близость лучших художественных произведений мировой литературы основывается на их духовно- нравственном содержании, гуманистическом пафосе.

«Литературная сказка». Сопоставление сказок «Спящая красавица» Ш.Перро, «Белоснежка и семь гномов» бр.Гримм, «Спящая царевна» В.А.Жуковского, «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Сопоставительный анализ новеллы В.Ирвинга «Легенда об арабском астрологе» и «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина. Л.Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Сопоставление главы «Главы, в которой пьют чай, как ненормальные» в двух переводах: Б.Заходера и Н.Демуровой или Г.Орла и В.Набокова. «Герой художественного произведения. Незабываемый мир детства и отрочества». Сопоставление произведения В.Г.Короленко «Дети подземелья» с историей маленькой Козетты из романа В.Гюго «Отверженные». Образы детей в произведениях М.Горького «Детство» и романах Ч.Диккенса «Дэвид Копперфильд» и «Оливер Твист». «Понятие о литературном характере». Образы главных героев романа М. Сервантеса «Дон Кихот» и повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». «Басня» Сопоставительный анализ басен Эзопа, Ж.де Лафонтена и И.А.Крылова под названием «Лисица и виноград».

Взаимосвязанное изучение отечественной и зарубежной литератур в старших классах В старших классах задачей взаимосвязанного изучения литератур становится выявление типологических схождений русской и зарубежной классики. Итогом такой работы должно стать обстоятельное проникновение в идейно- эстетический смысл каждого из сравниваемых явлений.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы». «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы». «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде». «Творчество Данте Алигьери. «Божественная Комедия». «Творчество Данте Алигьери. «Божественная Комедия». Сопоставление «Ада» Данте с отечественными произведениями ХХ века об «аде земной жизни». («В круге первом» А.И.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова). «Творчество В.Шекспира. Сонеты» «Творчество В.Шекспира. Сонеты» Сонет 130 в переводах С.Маршака, И.Мамуны, И.Фрадкина, В.Микушевича, Н.Гербеля, Р.Винонена «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Мизантроп» Ж.-Б.Мольера и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. «Творчество Э.По». «Творчество Э.По». Поэма Э.По «Ворон» в переводах Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Зенкевича.

Рекомендуемая литература Программы Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Михальская Н.П. Программа по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля. М., Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11). Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А., Булгаков Д.Г. / Под ред. М.Б. Ладыгина. М., Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11). Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефедова Н.А., Булгаков Д.Г. / Под ред. М.Б. Ладыгина. М., Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. /Под ред. В.Г.Маранцмана. Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина. М.: Просвещение. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. /Под ред. В.Г.Маранцмана. Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина. М.: Просвещение.

Программа литературного образования. 5-9 классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, Программа литературного образования. 5-9 классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, Программа литературного образования классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, Программа литературного образования классы./ Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, Программы общеобразовательных учреждений. Литература классы (базовый и профильный уровни)/ под ред. В. Ф. Чертова. М., Программы общеобразовательных учреждений. Литература классы (базовый и профильный уровни)/ под ред. В. Ф. Чертова. М., Программа по зарубежной литературе. Кн. дл учителя./ Под ред. И.Л.Шолпо. Науч.ред. В.Г.Маранцман. СПб, Программа по зарубежной литературе. Кн. дл учителя./ Под ред. И.Л.Шолпо. Науч.ред. В.Г.Маранцман. СПб, Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.

Агеносов В.В., Архангельский А.Н.Программа курса «Русская литература XIX-ХХ веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы)// Литература. Программы для общеобразовательных учреждений классы. М., Агеносов В.В., Архангельский А.Н.Программа курса «Русская литература XIX-ХХ веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы)// Литература. Программы для общеобразовательных учреждений классы. М., Г.А.Обернихина. Программа курса «Русская литература» для школ и классов гуманитарного профиля// Литература. Программы для общеобразовательных учреждений классы. М., Г.А.Обернихина. Программа курса «Русская литература» для школ и классов гуманитарного профиля// Литература. Программы для общеобразовательных учреждений классы. М., 2008.

Основные работы История всемирной литературы. В 9 тт. М.: Наука, История всемирной литературы. В 9 тт. М.: Наука, Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, Кочергина И.В. Зарубежная литература. 5-7 классы. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., Кочергина И.В. Зарубежная литература. 5-7 классы. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., Маранцман В. Г.Труд читателя : От восприятия лит. произведения к анализу : Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / В.Г. Маранцман. М. : Просвещение, Маранцман В. Г.Труд читателя : От восприятия лит. произведения к анализу : Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / В.Г. Маранцман. М. : Просвещение, 1986.

Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы. Пособие для учителей старших классов общеобразовательных учреждений. СПб., Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы. Пособие для учителей старших классов общеобразовательных учреждений. СПб., Нацпок Б.Р. Мировая литература в школе кл. Справ.- метод. пособие. Майкоп, Нацпок Б.Р. Мировая литература в школе кл. Справ.- метод. пособие. Майкоп, Михальская Н.П. Зарубежная литература кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. В 2 ч. М., Михальская Н.П. Зарубежная литература кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. В 2 ч. М., Михальская Н.П. Методические рекомендации к урокам по всеобщей литературе в 7-9 классах гимназии. 7-й кл. М., Михальская Н.П. Методические рекомендации к урокам по всеобщей литературе в 7-9 классах гимназии. 7-й кл. М., Михальская Н.П., Мончаковская О.С. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., Михальская Н.П., Мончаковская О.С. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Н.П.Михальской. М., Панкова Е.С. Мировая литература в школе кл. справ.- метод. пособие. В помощь учителю-словеснику. Орел, Панкова Е.С. Мировая литература в школе кл. справ.- метод. пособие. В помощь учителю-словеснику. Орел, 2000.

Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 5-9 классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в 5-9 классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., Соловей Т.Г. Уроки зарубежной литературы в классах к учебникам-хрестоматиям Н.П.Михальской. М., Хализев В.Е. Теория литературы. М., Хализев В.Е. Теория литературы. М., Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература классы. Элективный курс. Методические советы. М.: Просвещение, Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература классы. Элективный курс. Методические советы. М.: Просвещение, 2008.

– Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Российское Образование – федеральный портал Российское Образование – федеральный портал – Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО – Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО – Методика преподавания литературы – Методика преподавания литературы – Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» – Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» Русский филологический портал Русский филологический портал Библиотека Гумер – гуманитарные науки Библиотека Гумер – гуманитарные науки