Аннотация Попытка создать краткий словарик литературоведческих терминов о выразительных средствах русского языка. Культурный человек должен знать средства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительно- выразительные средства используются при оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие.
Advertisements

Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Транксрипт:

Аннотация Попытка создать краткий словарик литературоведческих терминов о выразительных средствах русского языка. Культурный человек должен знать средства выразительности родного языка, уметь пользоваться ими. Презентация будет полезна и при изучении нового материала, и на повторительно-обобщающих уроках русского языка. Выход

Изобразительно-выразительные средства используются при оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие. Существуют общие и специальные средства выразительности.общиеспециальные

Специальные средства украшают текст, уточняют мысль автора. Специальные средства выразительности усиливают общие средства тем, что делают их красивыми. Специальные средства украшают текст, уточняют мысль автора. И общие, и специальные средства выразительности текста нужны автору, чтобы успешнее воздействовать на читателей; донести мысль и сделать ее понятной, текст сделать красивым и вызвать эмоциональный отклик адресата. К специальным средствам относятся тропы и риторические фигуры.тропыриторические фигуры Выход

В числе общих средств выразительности надо назвать следующие: Вы прочитали знакомые вам термины и, возможно, удивились, увидев их в списке средств выразительности. Выразительнымиэти языковые единицы становятся только в тексте (в контексте Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (в контексте). Общие средства выразительности очень характерны для научных и публицистических текстов. многозначные слова, слова в переносном значении, архаизмы,неологизмы, слова, придуманные автором, термины, стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), омонимы,паронимы, вводные слова, ряды однородных членов, фразеологизмы,афоризмы,цитаты,примеры, пословицы и поговорки и т. п. Выход Далее

наличие нескольких значений У многозначных слов, в том числе имеющих переносное значение, часто открывается наличие нескольких значений. То же можно сказать об омонимах. Выход Далее

уточняют смысловые оттенки Синонимический ряд, паронимы в одном или соседних предложениях уточняют смысловые оттенки того, о чем говорит автор. Выход ее

создает явление стилистического контраста Стилистически окрашенная лексика создает явление стилистического контраста: книжная (высокая) лексика при «столкновении» в одном предложении или микротеме с разговорной (сниженной) вызывает эмоциональный отклик у читателя. ыход Далее

придают тексту яркость, авторитетность, живость. Устойчивые словосочетания, пословицы, вводные слова, ряды однородных членов, фразеологизмы, афоризмы, цитаты, примеры, пословицы, поговорки и т. п. придают тексту яркость, авторитетность, живость. Это признаки блестящей речи. Выход

Слова, употребленные в переносном значении Слова, употребленные в переносном (часто незафиксированном словарем) значении, несущие эстетическую нагрузку в тексте. Кроме того, они помогают кратко передать сложное содержание. Текст, в котором использованы тропы, нагляден, зрим (то есть, изобразителен, автор «рисует словами»), а значит, будет лучше воспринят и понят. К тропам, употребляемым в научных и публицистических текстах, относятся гиперболагипербола, ирония,ирония олицетворениеолицетворение, метафора,метафора сравнениясравнения, эпитет,эпитет развёрнутая метафораразвёрнутая метафора, литота,литота метафорический эпитетметафорический эпитет, идиома,идиома развёрнутые сравненияразвёрнутые сравнения,парадокс.парадокс Выход

Разновидность метафоры или сравнения Разновидность метафоры или сравнения, состоящая в том, что сопоставляемому компоненту приписываются свойства, значительно превышающие реальные. Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством. (К.Паустовский) Впечатление от развернутой метафоры (сравнения) усиливается за счет использования гиперболы. Выход

Фразеологические обороты, одиночные слова, афоризмы Фразеологические обороты, одиночные слова, афоризмы. Дать сдачи! Умыть руки. Выход

одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения словаили выражения: прямоеи переносное Как риторический троп, так же, как и метафора, одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Игра двух значений и создает нужный эффект насмешку. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. Нет-нет да услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в ученье легко в бою. (Г. Смирнов) Выход

преуменьшение Обратна гиперболе. Это преуменьшение. Солнце им (людям) казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь отблеском большого зажженного костра дров. (В. Белинский) В этом отрывке литота дополняет сравнения и иронию. Выход

Перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства Перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства. Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследие. (С.Маршак) Структура метафоры и сравнения одинакова, так как метафора - это скрытое сравнение. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации. Выход

Соединяет в себе признаки метафоры и эпитета. Соединяет в себе признаки метафоры и эпитета. Без читателя не только наши книги, но все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина всего лишь немая и мертвая груда бумаги. (С.Маршак) Выход

Перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления Перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как человеческих существах. Это разновидность метафоры. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве... (Ю. Нагибин) Выход

Утверждение, изречение, противоречившее, на первый взгляд, здравому смыслуно таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое, банальное высказывание Утверждение, изречение, противоречившее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем общепринятое, банальное высказывание (мнение), которое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс придает речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие. Это неожиданно, это весело. Парадокс поможет разрушить догму, высмеять устаревшее, является свидетельством блестящего ума его автора. Парадокс должен быть чёток, краток, афористичен, логически завершен. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон) Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (О.Уайльд) Ничего не делать очень тяжелый труд. (О. Уайльд) Выход

Подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется другой предмет Подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется другой предмет, при этом признаки и свойства того, с чем сравнивается, переносятся на то, что сравнивается. Сюжет несет в произведениях важную службу. Но какую? Приходилось вам видеть, как в начале весны талые воды устремляются в узенькое ложе ручья? Пробиваются к нему струи из-под сугробов. И вот уже мчится бурный широкий поток. Путь потоку определило узенькое ложе ручья. Так и сюжет организует путь потоку повествования... (Э.Цурюпа) Выход

Развернутая метафора неожиданна и иносказательна. Похожа на развернутое сравнение, но в то же время отличается от него. Развернутая метафора более неожиданна и иносказательна. Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположённая вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (С.Маршак) Выход

Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак сравниваемых объектов. Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора. (Л.Казакова) Выход

Образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия Образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. Эпитет "вбирает" в себя содержание целой ситуации, его смысл требует пояснений. Рекомендуем методический прием, позволяющий найти эпитет в тексте и отличить его от обычного определения: если в порядке эксперимента, слова, похожие на эпитет, временно изъять из текста, то при этом основной смысл сохраняется. "Обычные" определения такому удалению не подлежат. Мы набирали огромные (определение) охапки палой (определение) листвы и несли домой прекрасные, печальные (эпитеты) букеты... (Ю. Нагибин) Выход

Это особые формы («фигуры») высказываний, в которых с помощью лексических и грамматических средств увеличивается выразительность так и, следовательно, сила его воздействия на адресата. Мы распределили те риторические фигуры, которые особенно популярны в научных и публицистических текстах, на три группы (по А. К. Михальской): Это особые формы («фигуры») высказываний, в которых с помощью лексических и грамматических средств увеличивается выразительность так и, следовательно, сила его воздействия на адресата. Мы распределили те риторические фигуры, которые особенно популярны в научных и публицистических текстах, на три группы (по А. К. Михальской): Фигуры, выявляющие соотношение значений слов- понятий в них: это антитеза и градация. Фигуры, выявляющие соотношение значений слов- понятий в них: это антитеза и градация.антитезаградацияантитезаградация Фигуры, которые облегчают слушание речи, ее понимание и запоминание: это повтор, морфемный повтор, лексический повтор, аллитерация, анафора и эпифора, параллелизм и период, рефрен, ассонанс. Фигуры, которые облегчают слушание речи, ее понимание и запоминание: это повтор, морфемный повтор, лексический повтор, аллитерация, анафора и эпифора, параллелизм и период, рефрен, ассонанс.повторморфемный повторлексический повтораллитерацияанафора эпифорапараллелизмпериодрефренассонансповторморфемный повторлексический повтораллитерацияанафора эпифорапараллелизмпериодрефренассонанс Риторические фигуры, помогающие диалогизации монологической речи. Они привлекают и оживляют внимание адресата, побуждают к «собственному внутреннему слову», способствуют установлению гармонических отношений между говорящим и слушателем. Это фигуры риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса, одобрения, введения в текст вымышленной автором речи собственной или чужой, оксюморон, гипофора. Риторические фигуры, помогающие диалогизации монологической речи. Они привлекают и оживляют внимание адресата, побуждают к «собственному внутреннему слову», способствуют установлению гармонических отношений между говорящим и слушателем. Это фигуры риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса, одобрения, введения в текст вымышленной автором речи собственной или чужой, оксюморон, гипофора.риторического обращения риторического восклицанияриторического вопроса одобрениявведения в текст вымышленной автором речи собственной или чужойоксюморонгипофорариторического обращения риторического восклицанияриторического вопроса одобрениявведения в текст вымышленной автором речи собственной или чужойоксюморонгипофора Рябов Роман шк. 21 г. Шарьи Выход

Выявляет контраст между явлениями или понятиями. Выявляет контраст между явлениями или понятиями. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных горячишься; в страстных воп­росах холоден; если надо молчать ты кричишь; когда сле­дует говорить ты молчишь; если ты здесь хочешь уйти; если тебя нет мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире... (Цицерон)Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных горячишься; в страстных воп­росах холоден; если надо молчать ты кричишь; когда сле­дует говорить ты молчишь; если ты здесь хочешь уйти; если тебя нет мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире... (Цицерон) Антитеза это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность. Познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений «противоположных», «крайних». Антитеза это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность. Познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений «противоположных», «крайних». Антитеза форма, в которую часто облекаются афоризмы. Антитеза форма, в которую часто облекаются афоризмы. Антитеза придает мысли остроту и выразительность. Антитеза придает мысли остроту и выразительность. Выход

Риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»). Градация, как и антитеза, не только риторическая фигура, но и способ изобретения содержания речи, способ организации всего текста. Риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»). Градация, как и антитеза, не только риторическая фигура, но и способ изобретения содержания речи, способ организации всего текста. Полная жизнь русской классики в школе это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют...» (В. Непомнящий)Полная жизнь русской классики в школе это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют...» (В. Непомнящий) Первое предложение построено на основе «восходящей» градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей. Применение фигуры градации органично связано с антитезой (противопоставлены имен но два вида градации), а все это вместе в тексте порождаем эффект горькой иронии. Первое предложение построено на основе «восходящей» градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей. Применение фигуры градации органично связано с антитезой (противопоставлены имен но два вида градации), а все это вместе в тексте порождаем эффект горькой иронии. Выход

Повторение согласных звуков в слове, фразе: Повторение согласных звуков в слове, фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.)Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с, в, ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л, тл, кл, кл передает клокотание воды в разбушевавшейся реке; а вот пример из Бальмонта: Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с, в, ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л, тл, кл, кл передает клокотание воды в разбушевавшейся реке; а вот пример из Бальмонта: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн.Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн. Выход

Используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. По Дону гуляет,По Дону гуляет, По Дону гуляет По Дону гуляет Казак молодой. Казак молодой. Выход

Единоначатие разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Единоначатие разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Слушающий настраивается на определенную модель (схему) фразы или текста, знает, чего ему ждать. Это выгодно для говорящего и приятно адресата. Анафора придает ритм речи. Слушающий настраивается на определенную модель (схему) фразы или текста, знает, чего ему ждать. Это выгодно для говорящего и приятно адресата. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором...Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм... (Ф. Искандер)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм... (Ф. Искандер) Выход

Повтор заключительных элементов последовательных фраз. Функции этой фигуры такие же, как у анафоры, но она менее частотна и менее заметна. Повтор заключительных элементов последовательных фраз. Функции этой фигуры такие же, как у анафоры, но она менее частотна и менее заметна. «Всё моё»,- сказало злато;«Всё моё»,- сказало злато; «Всё моё»,- сказал булат. «Всё моё»,- сказал булат. «Всё куплю»,- сказало злато; «Всё куплю»,- сказало злато; «Всё возьму»,- сказал булат. (А. Пушкин) «Всё возьму»,- сказал булат. (А. Пушкин) Выход

Повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с одиночным порядком слов, однотипными сказуемыми. Повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с одиночным порядком слов, однотипными сказуемыми. В синем море волны плещут,В синем море волны плещут, В синем небе звёзды блещут. В синем небе звёзды блещут. А. Пушкин А. Пушкин Выход

Это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература это наша национальная гордость! (Из лекции)Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература это наша национальная гордость! (Из лекции) Аристотель считал период той самой формой организации речи, которая нужна, чтобы адресат «видел цель» понимал, куда ведет его говорящий. Если фраза обширна, длинна, но построена периодически, она легка для восприятия и хорошо запоминается. Она приятна слушателю.Аристотель считал период той самой формой организации речи, которая нужна, чтобы адресат «видел цель» понимал, куда ведет его говорящий. Если фраза обширна, длинна, но построена периодически, она легка для восприятия и хорошо запоминается. Она приятна слушателю. Выход

Используется не только для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Используется не только для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь)Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь) Образующийся при нуле градусов лёд не тонет в воде. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин)Образующийся при нуле градусов лёд не тонет в воде. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин) Выход

Служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Риторический вопрос может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них. Служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Риторический вопрос может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В. Непомнящий)Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В. Непомнящий) Ряд риторических вопросов («атака вопросами») часто сочетается с фигурами синтаксического параллелизма, анафоры, градации.Ряд риторических вопросов («атака вопросами») часто сочетается с фигурами синтаксического параллелизма, анафоры, градации. Выход

Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы! (Цицерон)О времена! О нравы! (Цицерон) Выход

Фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости или надежды адресату. Особенно часто используется в начале или конце речи. Фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости или надежды адресату. Особенно часто используется в начале или конце речи. Людям мудрым, влиятельным и могущественным таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страдает. (Цицерон)Людям мудрым, влиятельным и могущественным таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страдает. (Цицерон) Выход

Вымышленной. Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение. Вымышленной. Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение. Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, доказать себя са­мим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деде. Вы скажете, это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два очень симпатичных побуждения... (В.Ключевский)Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, доказать себя са­мим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деде. Вы скажете, это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два очень симпатичных побуждения... (В.Ключевский) Автор мнение аудитории выделяет словами «вы скажете, а затем формирует свое отношение к нему: «Так, совершенно так».Автор мнение аудитории выделяет словами «вы скажете, а затем формирует свое отношение к нему: «Так, совершенно так». Выход

Периодическое повторение слова или выражения в начале, в конце, иногда в середине, заключённого в смысловом отношении отрывка. Рефрен напоминает припев. Периодическое повторение слова или выражения в начале, в конце, иногда в середине, заключённого в смысловом отношении отрывка. Рефрен напоминает припев. Бой идёт, святой и правый,Бой идёт, святой и правый, Смертный бой не ради славы, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Ради жизни на земле. А. Твардовский Выход

Сочетание слов, противоположных по смыслу: Сочетание слов, противоположных по смыслу: Живой труп,Живой труп, Горячий снег,Горячий снег, Грустная радость,Грустная радость, Сладкая горечь воспоминания.Сладкая горечь воспоминания. Выход

Повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней. Повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней. А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!..А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести... Все остальное им не нужно, все остальное не важно. Очевидно, нам еще многое пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины (что есть честь). (Д. Шеварав) Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести... Все остальное им не нужно, все остальное не важно. Очевидно, нам еще многое пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины (что есть честь). (Д. Шеварав) Выход

Повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшими вариациями. Повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшими вариациями. О, весна без конца и без края –О, весна без конца и без края – Без конца и без края мечта! Без конца и без края мечта! А. Блок Выход

Это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них, вопрос-раздумье. Вопросно- ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины. Вопросно- ответный ход используется не только для придания речи выразительности, но и применяется как действен­ное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то говорящий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему. Это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них, вопрос-раздумье. Вопросно- ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины. Вопросно- ответный ход используется не только для придания речи выразительности, но и применяется как действен­ное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то говорящий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему. О произведениях Н. Гоголя:О произведениях Н. Гоголя: Детектив? Это – «Игроки», Детектив? Это – «Игроки», Аодевиль? Это – «Женитьба» Аодевиль? Это – «Женитьба». Выход

Повторение гласных звуков в слове, фразе: Повторение гласных звуков в слове, фразе: Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури).Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури). Дыша духами и туманами, она садится у окна (А. Блок) (ассонанс на а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).Дыша духами и туманами, она садится у окна (А. Блок) (ассонанс на а, создающий ощущение воздуха, парения, простора). Выход