Учитель ИЗО МБОУ СОШ 11 Кичигина Наталья Викторовна Хабаровск 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Advertisements

Открытый урок по изобразительному искусству Разработала: Учитель ИЗО Сивакова Н.С. Гимназия 23 г.Химки По теме: «Народная праздничная одежда» (5 класс)
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Народная одежда Презентация 5 класса по программе Неменского Б.М. подготовила подготовилаАфанасьева Юлия Валерьевна, учитель Изо, ГБОУ школа 509,г.Москва.
Автор : ТОКАРЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА. КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ ОБЫЧАЙ. СТАРЫЙ ОБЫЧАЙ МОЛОДОГО ТВЕРЖЕ. Пословицы.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Урок изобразительного искусства 5 класс Составила Янкилевич Е.А.
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Взгляни.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Северорусский костюм или, как его ещё называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой.
Народный праздничный костюм Автор: Гришин Михаил Александрович. 8 класс МОУ «СОШ С.Аряш» Номинация: «История национального костюма» Учитель : Сатвалдиева.
Автор: Кащеева Надежда Валерьевна, учитель Краснооктябрьской СОШ Каргапольского района, Курганской области Урок изобразительного искусства в 5 классе по.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь. Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Подготовила музыкальный руководитель Силка В.В.. История костюма Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.Неменского. Народный праздничный костюм.
Основу любого русского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.
Урок по изобразительному искусству подготовила Лазина Ирина Павловна.
Транксрипт:

Учитель ИЗО МБОУ СОШ 11 Кичигина Наталья Викторовна Хабаровск 2012 г.

Тема года: Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Цель урока. Познакомиться с русским народным костюмом, его разновидностями, идеями образного строя, значением колорита. Задачи. Воспитательная. Приобщиться к русскому народному творчеству. Иметь представление о декоре русского национального костюма. Художественно-творческая.. Продолжать развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления. Образовательная.. Развивать навыки работы при использовании различных видов техник.

Детали одежды из бумаги формата А3-А4. Бумага цветная. Клей. Ножницы. Гуашевые краски 8 цветов. Кисточки, палитра, вода, тряпочка. Манекен, канцелярские иголки, ленты, степлер (для учителя).

Учебник Н.А.Горяева, О.В.Островская для общеобразовательных школ «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М.Неменского 5 класс. Просвещение, 2о10 год стр Н.А. Горяева Рабочая тетрадь по изобразительному искусству«Твоя мастерская» для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского (5 класс). М.Н. Мерцалова Поэзия народного костюма, М. Молод. Гвардия, 1975г. Русская народная песня вышивальщиц (отрывок). С.В.Горожанина Л.М.Зайцева Русский народный праздничный костюм. Лекция. Т.Сапожникова Особенности русского народного костюма. Методист центра непрерывного образования art.1 september.ru Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Муз. Народ. Иск.-М; Сов. Росс., 1990г. З.Киреева История костюма 1976г.

Образцы вышитых полотенец и других предметов быта. Репродукции с картин русских художников. Раздаточный материал с изображением русской символики вышивок. Фотографии музейных экспонатов национальной русской одежды. Детские работы из методического фонда школы.

Орнамент (от лат. – украшение)- узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Вышивка – искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Колорит – соотношение красок по тону, насыщенности цвета. Кокошник – головной убор. Сарафан- род платья без рукавов. Рубаха – одежда из лёгкой ткани для мужчин и женщин. Понёва – домотканая шерстяная юбка из трёх полотнищ клетчатой ткани. Передник – одежда, защищающая перед платья от загрязнения. Епанечка – подобие очень короткого сарафана. Душегрея – подобие тёплой кофты без рукавов со складками сзади. Рубаха-косоворотка – мужская одежда из лёгкой ткани с косой застёжкой по горловине.

Берёзка, завивайся, берёзка, Завивайся, кудрява, к тебе девки идут, Со яичиками, со какорочками со сдобными Ты не радуйся, ель-осинушка, ой, лю-ли, Лю-ли, ель-осинушка! Ты порадуйся, берёзонька, ой, лю-ли, лю-ли Берёзонька! Мы к тебе идём, девки красные, Ой, лю-ли, лю-ли, девки красные Завивайся, завивайся, кудрява... Берёзонька, завивайся, завивайся берёзонька Кудрява, кудрява! Сборник «Родина моя» Издательство «Музыка», Москва, 1980

1. Организационная часть (приветствие, подготовка рабочего места). 2. Вводная часть (повторение, постановка цели и задачей). 3. Объяснение темы (беседа об истории создания народного русского костюма, его разновидностях, образном строе, украшении вышивкой). 4. Физпауза. 5. Пояснения к практической работе (соблюдение техники безопасности при работе с ножницами). 6. Выполнение практического задания. 7. Просмотр и анализ выполненных работ. Подведение итогов. 8. Объяснение домашнего задания. 9. Уборка рабочего места.

Встали, руки медленно потянули вверх (красно- солнышко встало). Руки на пояс, присели и медленно встаём (природа оживает – весна наступает). Раскинули руки в стороны, пошевелили пальцами, помахали руками вверх и вниз ( весна пришла, птицы прилетели ) Ногами тихо потопали (ручьи весенние проснулись). С вытянутыми руками – наклоны влево и вправо (подул ветер – рожь, травы сенокосные «заиграли», зашевелились). Вытянули руки вперёд, встряхнули кисти рук (руки смыли водичкой – недуги отбросили).

Какое значение имело полотенце в жизни русских людей? Что значит слово – солярный знак? Какие знаки-символы в орнаменте использовали русские мастерицы в вышивках на полотенце? Какой цвет преобладал в русских вышивках? Какие желания, надежды и чаяния хранят в себе древние славянские орнаменты? А где ещё можно увидеть красивые вышивки?

Народный костюм. Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрапра-бабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Не лёгкая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжёлая работа в поле от зари до зари. Зато праздники были радостными и желанными, к ним готовились. Все надевали лучшую, праздничную одежду, которую шили и украшали сами.

Русский костюм полон многоцветья. Будто кто - то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, величестве неба, значимости воды, солнца, чувствуется ощущение праздника в душе.

Привычное представление о русском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, головным убором, иногда передником.

Сарафанный тип одежды В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода душегрею. Праздничный девичий наряд : кокошник с жемчужной нитью, белая с вышитыми рукавами рубаха, шелковый сарафан с узорной полосой и короткая епанечка из парчовой ткани.

Рубаха-основа русского народного костюма Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? Образы, которые встречались на полотенцах, можно увидеть в вышивке народного костюма. Основой женского народного костюма и сарафанного и понёвного типа, была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу.

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечье, грудь, подол рубахи.

С раннего детства девочки на Руси учились вышивать. По народному поверью вышивка должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Она шила, красна девица, Все по плису и по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица, Все приданое немалое. Русская народная песня. Русская народная песня

По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю свою душу, тонкое чувствование красоты природы, щедрость таланта, женщина - мастерица творила истинное произведение искусства.

Понёву обшивали лентами и тесьмой. Узорные полосы несли собой символику, связанную с землёй (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери- земли, птиц, древа жизни ).

Поверх понёвы полагался передник. Он оберегал живот женщины, вынашивающей дитя ( что означает « жизнь »). Передник был расшит орнаментальным и полосами.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное. В будни голову украшала лента- подвязка, а в праздники коруна, на конце длинной косы -косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца. В таком костюме девушка была очень нарядна: девушка-павушка, белая лебедушка. Вспомните образ Царевны-Лебеди.

Женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах называли по- разному.

Форма и декор женских головных уборов украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц. По головному убору можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение : девушка на выданье, молодая женщина в возрасте, старушка.

Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю- матушку. Кокошники расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой,красной или синей ткани, украшали вышивкой.

Длинные штаны (порты) заправлялись в сапоги,или их обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Такую обувь носили и женщины и мужчины.

Выполнить эскиз вышивки детали русского костюма различными художественными материалами, используя шаблоны геометрических фигур. Применить выполненные детали для украшения манекенов женской и мужской фигуры. Внимание! Соблюдать правила техники безопасности при использовании ножниц.

Выполнение отдельных деталей и использование манекена позволяет наиболее лучше разобраться в пропорциях, цветовой гамме украшения русского национального костюма.

Найти в иллюстрациях к детским книгам изображения старинной русской одежды. Обратить внимание и уметь рассказать, как украшают себя люди в праздник и в будни.