Культура стран ислама Новосибирск, 2010 Школа 103 Дома: 6 класс § 11 стр. 75 – 81./Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. История средних веков. 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Культура стран халифата ». Образование В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя.
Advertisements

Культура стран Арабского халифата. Образование Арабский язык – язык науки и литературы. Начальные школы – частные. Сунна – собрание рассказов об изречениях.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Культура стран Халифата
КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА. 1.Развитие образования. Основным языком халифа- та, был арабский,его на- зывали «живая латынь». Для занятия должности лю- ди.
Тема урока « Культура стран халифата » История Средних веков 6 класс.
Культура стран Халифата.
Культура стран арабского халифата. Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской.
КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА. Дайте правильный ответ Шииты признают Библию В сер.8 века В 9 веке В 11 веке Ни к одной династии Аббасидам Омейядам Египет Испанию.
Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Тема урока « Культура стран Арабского халифата » Цели урока Цели урока Формирование интереса к культуре.
Культура стран арабского халифата Начать урок. План урока 1. Образование. 1. Образование. 2. Наука. 2. Наука. 3. Литература. 3. Литература. 4. Искусство.
Культура стран арабского халифата § 10 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской.
АрхитектураЖивописьЛитература Художественная культура ислама (Арабский Восток)
Культура ислама Урок Урок Основы духовно – нравственной культуры народов России.
Западная Европа Школы при монастырях Византия Школы при монастырях и частные. Арабы Надомное обучение. Медресе.
РАСПОЛОЖИ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ ЯВЛЕНИЕ ДЖИБРИЛА МУХАММАДУ СМЕРТЬ ХАДИДЖИ И АБУ-ТАЛИБА НАЧАЛО ПРОПОВЕДИ МУХАММАДА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН В ЯСРИБ.
халифата Культура стран арабского Урок истории.Презентацию выполнили:учитель истории Ботнарь О. Ю. и учитель начальных классов Коваль Н.В.
Урок истории средних веков в 6 классе Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование.
Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая.
В XI-XIII вв. в среднеазиатских государствах было много городов. Наиболее крупные из них: Самарканд, Бухара, Термез, Мерв, Ургенч.
Художественная культура ислама. План: 1.Арабский халифат 2.Ислам – мировая религия 3.Шедевры исламской архитектуры 4.Особенности ИЗО ислама 5.Литература.
Транксрипт:

Культура стран ислама Новосибирск, 2010 Школа 103 Дома: 6 класс § 11 стр. 75 – 81./Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. История средних веков. 10 класс § 13 стр / Чудинов А. В., Гладышева А.В. История.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. Арабский мир

Книги о странах Арабского халифата

В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. 1. Образование. Арабское письмо Арабская вязь

Рукопись Корана 7 в. 1. Образование. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

1. Образование. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Коран, IX век

Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. Арабская «Вязь». 1. Образование. Коран с изысканной арабской вязью

Арабская «Вязь». Это интересно! Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24 волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера; это зависит от пристрастий самого мастера, национальных традиций и типа наносимого текста. 1. Образование.

Медресе Мир-и-Араб служило образцом для медресе, строившихся позже, благодаря своим взвешенным пропорциям и симметрии. Медресе Мир-и-Араб Каир. Мечеть-медресе Султана Хасана При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы медресе. 1. Образование.

Фасад молитвенного зала. Медресе Мустансирия. Внутренний двор г. Багдад, Ирак 1. Образование.

Поэты 1. Образование. Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава.

Рукопись Корана из мусульманской Испании. XII век Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

«Важнейшее украшение человека знание», говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина. В VIIIIX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. Миниатюра «Беседа философов» Миниатюра художника гератской школы живописи Касима Али к книге «Хамсе» («Пятерица») персидского поэта Низами Гянджеви ( ). 1. Образование.

Миниатюра «Писец». (1287, арабский манускрипт «Книги Братьев чистоты», Библиотека мечети Сулеймания, Стамбул) В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

«Персидский астроном». (конец 13-нач. 14 вв., Британская библиотека, Лондон) Миниатюра из персидского манускрипта суфийского ученого, математика и астронома Кутба ад- Дина аш-Ширази ( ).

«Строители за работой». (14 в., Британская библиотека, Лондон) Миниатюра арабского художника в книге «Чудеса творения» аль-Газвини (Багдад).

2. Наука. Ибн Сина Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина ( ), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем философ, астроном, географ, медик, поэт.

Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 в Багдаде. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. 2. Наука.

Авицена По его инициативе в городах стали появляться аптеки.

2. Наука. Арабы принесли с собой знание персидских и индийских лекарств и специй: камфоры, гвоздики, мускатного ореха и т. д. Лавка медника

Астролябия Ал-Хорезми Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний. 2. Наука.

Арабская астролябия (Толедо, 1067 г.) 2. Наука. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

Арабские астрономы 2. Наука.

Аль-Бируни Обсерватория в Бухаре 2. Наука. Ученый аль-Бируни ( ) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам.

Созвездие Близнецов : иллюстрация из «Книги созвездий неподвижных звёзд» багдадского астронома ас-Суфи (X век). Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. 2. Наука.

Карта Аравийского полуострова. В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». 2. Наука.

Арабская карта, напоминающая современные графические изображения, показывает моря и участки суши, известные арабским географам Шарообразная форма Земли с опоясывающим ее океаном и обширность территорий, нанесенных на карту, свидетельствует о важном вкладе арабов в сокровищницу человеческих знаний. 2. Наука.

Арабская карта Арабы-путешественники 2. Наука. Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. Из арабских книг 2. Наука.

Водяной механизм. Страница из книги Аль Азари. VII в. Библиотека Сулеймана, Стамбул 2. Наука.

Основоположником алгебры, как особой науки, нужно считать среднеазиатского ученого Мухаммеда из Хорезма известного как аль-Хваризми (Хорезмиец). 2. Наука.

Памятник Аль – Харезми. Его алгебраический труд, составленный в 9 в.н.э., по-арабски носит название «Китаб аль-джебр валь- мукабала». Слово «аль-джебр» постепенно стало названием науки - алгебра. На русский язык название этого трактата переводится как: «Книга восстановления и противопоставления». 2. Наука.

Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (787 - ок.850) «Восстановлением» Мухаммеда называет перенос вычитаемого из одной части уравнения в другую, где оно становится слагаемым; «противопоставлением»- собирание неизвестных в одну сторону уравнения, а известных- в другую сторону. 2. Наука.

Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.

Ибн ал-Хайсам, как он изображен на иракской банкноте 1982 г. Ибн ал-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике «Книга оптики» в 7 книгах. Нередко его именуют «отцом оптики». В честь учёного назван кратер на Луне.

Джабир (Джабер) ибн Хайян фактический создатель алхимии, прародительницы современной химии… Абу Муса Джабир ибн Хайян

Европейское изображение Ар-Рази в книге, Герарда Кремонского «Канон врачебной науки» (перевод труда Ибн Сины), гг. Мухаммад ибн Закария Рази ( ) персидский учёный- энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков.

Миниатюра из «1000 и 1 ночи». Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. 3. Литература.

Иллюстрации к «Сказкам 1000 и 1 ночи» Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов. 3. Литература.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях. 3. Литература.

Фирдоуси Миниатюра из «Шахнаме» 3. Литература. Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско- персидском языке фарси. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси ( ). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»).

Фирдоуси читает «Шахнамэ» султану Махмуду. Художник В. Суреньянц 3. Литература. В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра дворец эмира в испанском городе Гранаде.

Дворик львов. Альгамбра. XIV в. Гранада, Испания

Альгамбра.

Альгамбра – архитектурный комплекс в Гранаде, последнем крупном мавританском королевстве в Испании. Для династии Насридов Альгамбра была военной ставкой, административным центром и королевской резиденцией одновременно. Альгамбра.

«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри». Такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг. Альгамбра.

Внешне это суровая крепость, грозная оборонительная твердыня, созданная в ту пору, когда господство мавров в Испании пошатнулось под натиском христиан. Альгамбра.

Изнутри крепость представляет собой комплекс прекрасных садов, внутренних двориков и дворцовых помещений. Важную роль в общей композиции играют свет и вода. Фонтаны, водоемы, каскады, переходы и дворики гармонично сочетаются друг с другом. Альгамбра.

Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и письмена арабской вязью образуют изысканное декоративное убранство. 4. Искусство. Альгамбра.

Многие считают Альгамбру высшим достижением арабского искусства в Западной Европе. В 1492 г. Насриды были изгнаны из Гранады. Император Карл V в XVI в. построил в стенах Альгамбры свой собственный дворец, который со временем пришел в запустение. Войска Наполеона частично разрушили древнюю крепость Насридов. Альгамбра.

«Голубая мечеть» в Стамбуле. В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями. 4. Искусство.

Главное здание мечети четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Мечеть в Медине. Средневековый рисунок 4. Искусство.

Молитвенный зал. Большая мечеть, 961(976) г. Кордова, Андалусия 4. Искусство.

Михраб называемый Ворота рая, происходящий из мавзолея Али ибн Джафара в Куме. Михраб каирской мечети сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя муллы, или имама. 4. Искусство. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише михрабу, направленному в

Соборная мечеть в Кордове Убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны и то не всегда лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор «вязь из букв». 4. Искусство.

Вид минарета с крыши мечети Пои- Калян. Около мечети возводили один или несколько минаретов высоких башен.

Минарет (араб. «маяк») башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних внутри башни. Минареты в Бухаре и Мальвии 4. Искусство.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками сложными геометрическими, каллиграфическими и растительными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. И созданного на основе точного математического расчета. Идея арабесок созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Изображение людей и животных мусульманством запрещено. Арабески 4. Искусство.

Блегм. Миниатюра. Около 1025– 1050 гг. Чудеса Востока, Великобритания Блегми - фантастическое племя, принадлежит к созданиям античного воображения, продолжившим своё существование в Средние века. Под этим именем обычно описывается некое эфиопское племя, все люди которого рождаются без головы, а черты лица нос, глаза и рот, имеют на груди. 4. Искусство.

Храм «Купол Скалы» в Иерусалиме. 4. Искусство.

Влияние арабов на мировую культуру было огромным. Ислам является одной из мировых религий. Арабы дали миру арабские цифры, названия многих звезд, заложили основы современных методов лечения болезней. 5. Влияние культуры халифата на мировую культуру.

«Кааба» Арабы стояли у истоков картографии, ввели глобус. Арабская архитектура стала образцом для создания здания в современных мусульманских странах. Мусульмане собрали библиотеки и благодаря им до нас дошли многие труды греческих мыслителей. 5. Влияние культуры халифата на мировую культуру.

«Дом мудрости» – своеобразная Академия наук в Багдаде, столице арабского халифата, где была богатая библиотека старинных рукописей и астрономическая обсерватория. В «Доме мудрости» работали ученые многих арабских стран, в частности аль-Хорезми.

Ибн Сина, латинское имя – Авиценна – ученый-энциклопедист, врач, философ, живший в X–XI в. В юности получил отличное образование, читал античных ученых – Евклида, Птолемея и Аристотеля. Затем находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 г. вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, пережить исчезновение многих своих трудов. Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т. д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456, в том числе 23 на фарси. Главный труд Ибн-Сины – «Канон врачебной науки». Переведенный в XII в. на латинский язык, он до XVII в. служил основным руководством для европейских медиков.

В арабской бане хамам. Миниатюра. Около 1800 г. Турция

Аль-Хорезми – один из крупнейших ученых (математик, астроном, историк, географ) Средневековья. Жил в VIII–IX вв. Родина аль-Хорезми – Хорезм, область Средней Азии, которой соответствуют теперешний Узбекистан, часть Каракалпакии и Туркмении. Как и многие другие среднеазиатские ученые, он работал в «Доме мудрости» в Багдаде. В некоторых источниках его называют «аль- маджуси» маг: возможно, его предки были магами, жрецами зороастрийской религии, широко распространенной в те времена в Средней Азии.

Аль-Бируни – среднеазиатский ученый-энциклопедист X–XI вв. Писал на арабском языке. Создал много трудов по истории Индии, математике и астрономии, географии и топографии, физике, медицине, геологии и минералогии. Впервые на Востоке высказал мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

«Тысяча и одна ночь» (отрывки) Первое путешествие И пришло мне на мысль отправиться в чужие страны… Я расспрашивал про их страну, и они сказали, что есть среди них люди, которых называют брахманами, и они никогда не пьют вина, но наслаждаются и живут безмятежно, развлекаясь и слушая музыку, и у них есть верблюды, кони и скот. И они рассказали мне, что народ разделяется на семьдесят два разряда, и я удивился этому крайним удивлением. Второе путешествие … А на этом острове есть одна порода животных, которых называют аль-каркаданн. Это большие звери, и у них один толстый рог посредине головы длиной в десять локтей. А моряки, путешественники и странники рассказывали нам, что зверь, называемый аль-каркаданн, носит на своем роге большого слона и пасется с ним на острове, и жир его течет от солнечного зноя на голову аль-каркаданна и попадает ему в глаза, и аль-каркаданн слепнет. И он ложится на берегу, и прилетает к нему птица рухх и уносит его в когтях, и улетает с ним к своим детям, и кормит их этим зверем и тем, что у него на роге. Четвертое путешествие И я бродил семь дней с ночами, а на заре восьмого дня я посмотрел и увидел что-то издали. И вдруг оказалось, что это толпа людей, которые собирают зернышки перца. И увидел я, что все люди, и малые и великие, ездят на чистокровных конях без седел, и удивился этому и спросил царя: «Почему, о владыка мой, ты не ездишь на седле? «А что такое седло?» спросил царь. Я научил плотника делать седла и стремена и продавал их вельможам и господам, и скопил я таким образом большие деньги, и мое место у этих людей стало великим; и они полюбили меня сильной любовью. Пятое путешествие И судьба бросила нас к городу с высокими постройками…И я сидел печальный и плакал; и подошел ко мне человек из жителей этой страны и сказал мне: «О господин, ты как будто чужой в этих землях?» «Да, ответил я ему, я чужестранец и бедняк». «Поднимайся, сказал этот человек, идем с нами и садись в лодку. Если ты будешь сидеть в городе ночью, обезьяны погубят тебя». И этот город находился в отдаленнейших странах чернокожих. Один человек из тех, с кем я провел ночь в лодке, сказал мне: «О господин, ты чужой в этих землях, знаешь ли ты ремесло, которым мог бы заняться?» «Нет, клянусь Аллахом, о брат мой, у меня нет ремесла, и я не умею ничего делать, ответил я. Я только купец». И этот человек встал и принес мне мешок из хлопчатой бумаги и сказал: «Возьми этот мешок и наполни его голышами и выходи с толпой городских жителей, а я сведу тебя с ними и поручу им о тебе заботиться». … И мы достигли широкой долины, и, увидав нас, обезьяны убежали и забрались на деревья. И, увидев, что делают эти люди, я выбрал большое дерево, на котором было много обезьян, и, подойдя к нему, стал бросать в них камнями, а обезьяны начали рвать орехи и бросать в меня ими, и я собирал их, как делали другие люди; и не вышли еще все камни в моем мешке, как я уже набрал много орехов. А затем мы вернулись в город, и я пришел к тому человеку, который свел меня с людьми, и отдал ему все, что я собрал, и поблагодарил его за милость. И он дал мне ключ от одного помещения в его доме и сказал: «Сложи в этом месте те орехи, которые у тебя остались, и выходи каждый день с людьми, ты наберешь столько, что это поможет тебе уехать». «Награда тебе от Аллаха великого!» сказал я ему. Щестое путешествие …И я не верил, что спасусь и останусь цел, и каялся в том, что путешествовал по морю, а затем я поднялся на ноги и пошел собирать на острове бревна и сучья китайского и камарского алоэ и связывал их на берегу моря веревками с кораблей, которые разбились. Я принес одинаковые доски из корабельных досок, и наложил их на эти бревна, и сделал лодку, и хорошо и крепко связал их. И я захватил с собой благородных металлов, драгоценных камней, богатств и больших жемчужин, лежавших как камешки, и прочего из того, что было на острове, а затем я спустил эту лодку на реку. …Я открыл глаза и увидел обширную местность, и моя лодка была привязана к берегу острова, и вокруг меня стояла толпа. И они ввели меня к своему царю и рассказали ему о том, что случилось! И царь приветствовал меня и сказал мне: «Добро пожаловать!» и спросил меня о моем положении и о случившихся со мной делах, и поздравил меня со спасением. И потом я пошел и вынес из лодки много металлов, драгоценных камней, алоэ и сырой амбры и подарил это царю, и тот принял от меня этот подарок и оказал мне великое уважение. И люди, приходившие на этот остров, спрашивали меня о делах моей страны, и я рассказывал им о них и тоже расспрашивал о делах их страны, и они мне рассказывали… Ответьте на вопросы: В каких землях и странах, судя по упоминанию в тексте, довелось побывать Синдбаду? Какие диковины заморских стран упоминает автор: необычных животных, удивительные обычаи и правила жизни народов ? *Какие из них кажутся вам вымыслом, какие вы можете объяснить, назвать? Каков характер Синдбада, как он проявляет себя во время путешествий? **С какими героями сказаний других народов можно сравнить Синдбада-морехода? **Какое отношение к иноземцам, представителям других народов, было свойственно арабской культуре, судя по этой сказке?

Из стихов Абу-л-Ала ал-Маари, великого арабского поэта-слепца (XI в.) Человек что луна, чуть свеченье достигнет предела., Начинает истаивать белое лунное тело. Люди что урожай снятый, он возрождается в поле И, волнуясь, как прежде, сдается жнецу поневоле Не на пользу ли нам, расточения вечное диво? Мускус благоуханней, растертый рукой терпеливой.

Из стихов Абу-л-Ала ал-Маари, великого арабского поэта-слепца (XI в.) Звезды мрака ночного живые они или нет? Может быть, и разумны, и чувствуют собственный свет? Говорят «Воздаяние ждет за могилой людей». Говорят и другое: «Мы сгинем, как злаки полей». Я же вам говорю: совершайте благие дела, Не бегите добра, сторонитесь неправды и зла. Мне воочию видно пред тем как начать переход, Покаянные слезы душа истомленная льет. Наши души заржавели в наших телах, как мечи, Но вернется их блеск, столь же яркий, как звезды в ночи.

Из анонимной сирийской хроники (XIII в.) о вступлении халифа Умара в Иерусалим в 637 г. Умар прибыл в Иерусалим, сидя на верблюде, под ним было положено покрывало, с одной стороны была положена мука ячменная, а с другой стороны финики, сосуд с водой... Когда он достиг города, вышли к нему главы города, один из них араб Абу Гуайдад, другой епископ Софроний. Они установили договор и клятвы, а он написал им грамоту, как они просили по их обычаям и законам. Когда договор был написан и подтвержден, вступил царь Умар в Иерусалим. Он приказал построить на месте храма Соломона святилище, или дом молитвы, арабов. Увидел епископ Софроний, что царь Умар надевал грязные одежды, он принес ему одежду и плащ и просил его, чтобы он их принял от него, и весьма настаивал. Но Умар не пожелал их принять, говоря: «Мне не должно принимать от кого-либо что-либо». Дело в том, что Умар постоянно делал из листьев пальм опахала и отдавал их, чтобы их продавали, и за счет этого одевался. И трудом рук своих он питался. Когда епископ очень упрашивал его, он сказал: «По твоей просьбе и потому, что я люблю твое достоинство (т.е. «весьма почитаю тебя»), сделай мне милость, разреши мне надеть их, пока ты возьмешь эти мои одежды и отдашь их выстирать. Затем, ты вернешь их, когда ты возьмешь свои.» Он сделал так.

Из «Книги путей и стран» Ибн Хордадбеха, арабского географа (IX в.) о средневековых археологах Мы посетили в Египте одну из малых пирамид с Абу Абдаллахом ал-Васити, секретарем Ахмада ибн Тулуна. С нами были рабочие. Мы увидели, что пирамида занимает площадь равную загону для 10 верблюдов. Выламывая (кладку), мы стали продвигаться внутрь нее. Разобрали первый слой из камня и пришли к сыпучим пескам, затем прокопали второй слой и подошли к третьему слою, где обнаружили проем; прокопали третий слой и вошли в помещение площадью сорок на сорок локтей. Там были четыре ниши в сторону киблы (Кибла ниша в мечетях, указывающая направление к Каабе.), востока, запада и юга, каждая с дверью, замурованной камнями. Мы разобрали восточную дверь и обнаружили там кувшин из оникса... похожий по виду на кабана и заполненный мумией. Затем мы разобрали западный и южный входы и обнаружили в каждой из (открывшихся комнат) то же, что нашли в восточной, но только формы кувшинов - были разными. В этих помещениях было 360 статуй людей, похожих на безбожников. Затем мы разобрали северный вход и обнаружили купель из черного массивного камня, покрытую такой же купелью.

Автор: Казаретина Оксана Васильевна, учитель истории. Использованы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов 2. Презентация Важенина Сергея Валерьевича. 3. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. История средних веков. – М.: Дрофа, – С