Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 20-21 апреля 2011 г. Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов: первая ступень образования 2012 г. первая ступень образования 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
ФГОС основного общего образования в контексте политики в сфере образования Хлебникова Виктория Георгиевна, заместитель начальника управления общего образования.
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании апреля 2011 г. Санкт-Петербург

Стратегические документы Завершено действие в 2010 году следующих стратегических документов: Концепция модернизации российского образования Приоритетные направления развития образования ФЦПРО Действуют: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» Приняты вновь: ФЦПРО – Новая программа ПНПО на Новый закон об образовании (идет общественное обсуждение)

Новая программа ПНПО Продолжение уже начатого: лучшие учителя, талантливая молодежь, питание, дистанционное образование детей- инвалидов, классное руководство, контрактники 2.Новое: модернизация дошкольного образования; кадровый ресурс в регионах; система управления качеством; социализация и здоровье; модернизация профобразования. Финансирование из ФЦПРО Одобрена Советом при Президенте по ПНП и ДП

ФЦПРО Задачи: 1.Достижение стратегических ориентиров, заложенных в ННШ («современная школа», социализация и здоровье, новые модели ПК, школа ступеней, ФХС) Основной механизм: субсидии стажировочным площадкам 2. Модернизация профобразования для региональных рынков труда с учетом демографической ситуации 3.Система оценки качества образования Перспективы: переход на государственную программу

1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ Инициатива «Наша новая школа»

ННШ- ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД 1.Структура соответствует основным направлениям ННШ 2.Показатели соответствуют ОНДП и ПНПО 3.о реализации национальной образовательной инициативы Сводится в электронном виде на платформе КПМО 4.Представляется один раз в год 5.Широко доступен и обязательно обсуждается В электронном мониторинге приняли участие 83 субъекта РФ ( школ из муниципалитетов); 83 региональных доклада «Наша новая школа» за 2010 год, предоставлены субъектами РФ в Минобрнауки России за подписью главы органа исполнительной власти региона

ФГОС из истории стандартизации общего образования 2007 год – ФГОС (стандарт второго поколения) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

88 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ как совокупность систем ФГОС как совокупность системтребований

Порядок утверждения стандартов Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» - проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке); - публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы; - все экспертные заключения рассматриваются на Совете; - принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; - ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет по ФГОС Минобрнауки России в декабре 2010 года)

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Последовательность действий по введению ФГОС уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

12 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р

Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

учебный год Введение ФГОС по мере готовности С 1 сентября 2010 г. начали обучение около 200 тысяч первоклассников (12,8 % от общего количества первоклассников) Больше всего первоклассников начало обучаться по новым стандартам Новосибирская область (26660 обучающихся, 100%) Приморский край (20165 обучающихся, 100%) Удмуртская Республика (17355 обучающихся, 100%) Новгородская область (5810 обучающихся, 100%) Мурманская область (3892 обучающихся, 48%) Ленинградская область (5770 обучающихся, 40%) В Москве начали обучение по новым стандартам около 16% первоклассников (12375 обучающихся)

15 окт.09- -май10 июн.10- -авг.10 -май.12 авг.11- сен.11- окт.10 ноя.10 дек.10 Нормативные правовые актыОсновные мероприятияОсновные участники Приказ МОН РФ «О введении ФГОС НОО» Нормативные правовые акты субъектов РФ Примерная ООП НОО Федеральные требования Положение о Координационном совете введения ФГОС при департаменте МОН РФ Инструктивно-методическое письмо МОН РФ ООП НОО школ в субъектах РФ Положение о региональном координационном органе введения ФГОС Органи- зация взаимо- действия с учреждени ями дополните льного образован ия детей, учреждени ями культуры и спорта, обеспечив ающих организаци ю внеурочно й деятельно сти Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, административно- управлденческий персонал ОУ, СМИ Стажировочные площадки во всех ФО Все общеобразовате льные учреждения РФ, имеющие ступень НОО Определение норматива финансирования ФГОС и формирование бюджета в субъектах РФ Реализация ООП НОО в ОУ, которые готовы к реализации ФГОС Реализация ООП НОО в ОУ в штатном режиме Оснащение учебных помещений Широкое информи- рование о ходе и первых результа- тах введения ФГОС НОО Повышени е квалифика ции «Дорожная карта» введения ФГОС ( годы) Приказ МОН РФ «О введении ФГОС С(П)ОО» Создание и реализаци я системы оценки достижени я планируем ых результато в в ОУ сен.10 янв.11- -май.11 июн.11- Приказ МОН РФ «О введении ФГОС ООО» Примерная ООП ООО Широкое информи- рование об особеннос тях ФГОС Подготовк а тьюторов - повышени е квалифика ции МОН РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; административно- управленческий персонал и педагоги ОУ, готовых к введению ФГОС; профессиональное сообщество, СМИ Примерная ООП С(П)ОО Комплектование учебных фондов библиотек

Что сделано и что предстоит? Создание целостной системы обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое

17 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Примерная ООП План-график введения ФГОС Инструктивно- методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников в соответствии с ФГОС Федеральный перечень учебников Федеральные требования в части охраны здоровья обучающихся Разработка примерной ООП в части региональных, национальных и этнокультурных особенностей План-график введения ФГОС в субъекте РФ При необходимости установление дополнительных к федеральным требований по охране здоровья ООП начального общего образования образовательного учреждения Нормативная база образовательного учреждения, в том числе определение списка учебников и учебных пособий План–график введения ФГОС в ОУ

Требования к структуре Основная образовательная программа – целостный документ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно- нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов ОСНОВНАЯ и СТАРШАЯ ШКОЛА Целевой Целевой пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы система оценки достижения планируемых результатов Содержательный Содержательный программа развития универсальных учебных действий: использования ИКТ учебно-исследовательской деятельности проектной деятельности программы отдельных учебных предметов, курсов программа воспитания и социализации: духовно-нравственное развитие и воспитание социализация и профессиональная ориентация экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный Организационный учебный план система условий реализации

От ФГОС к ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ФГОС ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (начального, основного, среднего общего образования) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ

«Новый учебник» для реализации ФГОС Соответствует стандарту: соответствует требованиям к результатам (метапредметным, личностным, предметным); включен в систему учебников для конкретной ступени общего образования Соответствует примерной основной образовательной программе (в том числе программам по учебным предметам, программе формирования универсальных учебных действий, программе духовно-нравственного развития, воспитания и др.) Электронные образовательные ресурсы Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. 2080

Организация внеурочной деятельности О внесении изменений во ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года 19707) Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы Не фиксируется количество часов, отводимых на внеурочную деятельность

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Методика формирования расходов на реализацию ФГОС (первое полугодие 2011 года) Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда (первое полугодие 2011 года) Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), устанавливающих: нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования; новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

М.Б. i – местный бюджет i-го муниципального образования N - норматив г/с – город/село K i – численность школьников в МО k i – численность школьников в ОУ i – коммунальные расходы Региональный бюджет («Образование»: учебные расходы + зарплата) М.Б. 2 М.Б. 1 K 1 ×N г/с + 1 k 1 ×N г/с × δ 1 ОУ 2 ОУ 1 Адаптация i 0 i 1 k 2 ×N г/с × δ 2 Ω1Ω1 Ω2Ω2 K 2 ×N г/с + 2 Приложение 2 Методические рекомендации

Внеурочная деятельность требует увеличения норматива подушевого финансирования: в части формирования фонда оплаты труда в части создания условий для реализации внеурочной деятельности Финансирование внеурочной деятельности Норматив финансирования

Доклад о реализации ННШ В бюджетном обеспечении внеурочной деятельности (10 часов на одного обучающегося в неделю) лидируют: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Республика Калмыкия, Пермский край, Рязанская область, Республика Ингушетия, Самарская область, Республика Тыва, Ростовская область, Томская область, Чеченская Республика, Ярославская область

Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов Обеспечение повышения квалификации педагогических работников по вопросам ФГОС и готовности руководителей ОУ к введению ФГОС План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно-методические семинары) Обновление должностных инструкций работников учреждения

Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровеньРегиональный уровень Уровень ОУ Создание и организация деятельности Координационного совета Всероссийские семинары- совещания по вопросам введения ФГОС Общероссийский мониторинг введения ФГОС общего образования Всероссийские научно- практические конференций Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения» Создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению и введению ФГОС Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров Координация взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно- методической литературой Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС Организация деятельности пилотных (апробационных) площадок Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно-общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы

28 Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации и введения ФГОС Координационный совет Член Координационного совета Координатор введения ФГОС в субъекте Российской Федерации

29 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов Обеспечение повышения квалификации учителей начальных классов по вопросам ФГОС и готовности руководителей ОУ к введению ФГОС План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно-методические семинары) Обновление должностных инструкций работников учреждения Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др.).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на ФГОС Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы общего образования Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

30 Информационное обеспечение введения ФГОС Обсуждение Официальные документы www. www. isiorao.ru.ru

31 Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Федеральные требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений Методические рекомендации по организации и материально- техническому оснащению внеурочной деятельности Установление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений Требования к объектам инфраструктуры учреждения, их оснащению Оборудование помещений Учебно-методические комплекты, ЭОР Банк программ, разработок занятий, дидактических материалов

Доклад о реализации ННШ В оснащении ОУ современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности лидируют: Ивановская область (89%), Омская область (88%), Тюменская область (53%), Республика Бурятия (46%), Республика Адыгея (45%).

Что сделано? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: Во всех субъектах определены региональные координаторы введения ФГОС Создан Координационный совет по введению ФГОС Разработана и размещена на сайте Минобрнауки России примерная основная образовательная программа начального общего образования как модель основной образовательной программы школы Разработан новый порядок экспертизы учебников Утвержден федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных к использованию (приказ от 24 декабря 2011г. 2080, регистрационный 19776) Разработан и утвержден план-график введения ФГОС

34 Что сделано? Региональный уровень и уровень учреждения : Создан координационный орган и утвержден план введения ФГОС Ведется плановая работа по созданию комплекса условий: пересмотрен норматив финансирования и методика расчета на одного ученика осуществляется повышение квалификации руководителей и педагогов формируется материально-техническая база и информационная среда образовательных учреждений Создается нормативная правовая база введения ФГОС (основная образовательная программа школы, должностные инструкции, локальные акты и др.) Отрабатываются механизмы реализации внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие с системой дополнительного образования детей Продумываются подходы к организации образовательного процесса

Что сделано: доклад о реализации ННШ В ОУ разработаны основные образовательные программы начального общего образования на основании примерной ООП Разработаны программы (модули) повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений при переходе на новые образовательные стандарты Организована курсовая подготовка учителей начальных классов, руководителей школ и их заместителей Проведена серия региональных семинаров, конференций, организационно-деятельностных игр по разным аспектам введения ФГОС НОО Разработаны и апробированы региональные модели оценки качества результатов обучения на начальном этапе школьного образования с учетом требований ФГОС НОО Описаны модели и механизмы учета достижений обучающихся начальной школы

Что сделано: доклад о реализации ННШ Инициирована разработка контрольно-измерительных материалов под новые образовательные результаты в начальной школе Внедряется система электронного мониторинга «Информационная система для сбора статистической информации о результатах деятельности образовательных учреждений» Разработано нормативно-правовое обеспечение введения новых Стандартов в массовую практику (план мероприятий по введению ФГОС, создание координационных советов, нормативные документы по финансово-экономическому обеспечению Стандарта и т.д.) Проведен анализ обеспеченности ОУ регионов кадрами, материально- техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием для введения в 2011 году стандарта начального общего образования Проведена апробация введения ФГОС НОО в 78 регионах (94% от общего числа регионов РФ)

Эффекты перехода на ФГОС 1. Повышение мотивации педагогов и руководителей к повышению своей квалификации (стремление получить необходимые компетентности для работы в новых условиях) 2.Влияние внеурочной (внеучебной) деятельности на образовательных процесс начальной школы (по данным электронного мониторинга среднее количество часов внеурочной деятельности за счет бюджета в пилотных регионах РФ составляет 6,96%) 3.Усиление роли региональной, муниципальной и школьной систем оценки качества образования (повышается самостоятельность в вопросах оценивания при разведении формирующей и итоговой оценки, расширения форм оценивания) 4.Оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований нового стандарта к условиям образовательной деятельности 5.Усиление самостоятельности школ в содержании и организации образовательного процесса за счет разработки основных образовательных программ ступени самим образовательным учреждением

Ближайшие задачи: федеральный уровень Организовать работу по разработке примерных основных образовательных программ основного общего образования (до 15 декабря 2011 г.) и среднего (полного) общего образования (до 15 декабря 2012 г.) и методического обеспечения введения ФГОС Обеспечить включение всех субъектов Российской Федерации в общероссийский мониторинг по введению ФГОС (до 1 октября 2011 г.) и организовать проведение данного мониторинга Обеспечить координацию деятельности субъектов Российской Федерации по подготовке и введению ФГОС общего образования Обеспечить формирование федерально-региональной системы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования (2011 г.) Запустить организационно-управленческий механизм по обеспечению готовности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях области к переходу и реализации ФГОС общего образования

Благодарю за внимание ! Лариса Витальевна Шмелькова зам. начальника отдела Департамент общего образования тел. (499) Министерство образования и науки Российской федерации