ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Баймуханова Т.Ч. МОУ-СОШ с. Александровка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Advertisements

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики, как средство формирования личностного развития обучающихся Воропаева Ирина Михайловна.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Баймуханова Т.Ч. МОУ-СОШ с. Александровка

Технология проблемно-диалогического обучения Урок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость 2

Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми» Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Проблемно-диалогическое обучение– это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, ПДО базируется на психологии творчества. Она реализуется а образовательной системе «Школа 2100». 3

Проблемно- диалогическое обучение Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».

Цели и этапы учебного процесса ЦелиЭтапыМетодика организации ЗнанияВведение материала. Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания УменияЗадачи и упражненияЗадания НавыкиМногократное повторение действия Задания

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ Введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроиз- ведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

Звенья научного творчества НазваниеСодержаниеРезультат 1 Постановка проблемы 2 Поиск решения возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы выдвижение гипотез проверка гипотез Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения Решение – понимание нового знания 3. Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – доклад, статья, сообщение 4. реализация продукта (воспроизведени е представление продукта через выступление, публикацию Реализованный продукт – статья, доклад

Приемы создания проблемной ситуации Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог С удивлением Между двумя (более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Межу житейскими представлениями и научными фактами 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспери-ментом или наглядностью

С затруднением Между необходимо- стью и невозможно- стью выполнить задание 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать задание, не сходное с предыдущим. 6.Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим, Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Приемы создания проблемной ситуации

Методы обучения Методы проблемныетрадиционные Постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Сообщение темы урока Поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог(выдвижение и проверка гипотез). Подводящий диалог от проблемы. Подводящий диалог без проблемы. Изложение знаний в готовом виде

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Он состоит из реплик, которые помогают ученику развивать творческие способности.

Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемы прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Урок окружающего мира по теме «Рукотворная жизнь» (искусственный отбор) АнализУчительУченики П о с предъявление т первого факта а н о предъявление в второго факта к а п побуждение к р осознанию о б л побуждение к е проблеме м ы вопрос - Ребята! У кого есть собака? -Какой породы ваши собаки? -Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. -А сколько было пород собак у древних людей? -Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? -Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки. Называют. -Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) -Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) -Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса АнализУчительУченики П о с т а н о в к вопрос а на новый материал п р побуждение к о осознанию б л побуждение к е проблеме м ы тема - С.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст). -Прочитаем текст цепочкой. -Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) -Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? -Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Слушают. Читают. -Это сказка о животных. -Это басня! (Проблемная ситуация.) -Два. -Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Ворона и рак»? (Вопрос.)

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским и научным фактом АнализУчительУченики Вопрос « на ошибку » П предъявление о научного факта с расчётами т а н о побуждение к в осознанию к а п р побуждение к о проблеме б л е м ы тема -Предположим, цена товара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? -Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? -Что вы сказали сначала? -А что оказывается на самом деле? -Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? Фиксирует тему на доске. - Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) -99 руб ! (Проблемная ситуация.) -Цена не изменится. -Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) -Задачи на проценты. (Тема.)

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью. АнализУчительУченики П задание на о известный с материал т а задание на н новый о материал в к побуждение к а осознанию проблемы п р о б побуждение к л проблеме е м ы тема -Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. -На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. -Смогли выполнить задание? -В чем затруднение? -Чем это задание не похоже на предыдущее? -Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. Легко выполняют задание. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) -Нет, не смогли. -Это новое умножение. -Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) -Умножение на двузначное число. (Тема.)

Подводящий к теме диалог Этот диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока

Урок истории в 11 классе по теме «Борьба за власть (после смерти Сталина)». АнализУчительУченики П подводящий о к теме диалог с т а н о в к а п р о б л е м тема ы -Знакома дата: 5 марта 1953 г.? -Верно. Мы начинаем раздел «СССР после смерти Сталина». Но тему сегодняшнего урока вы определите сами. Посмотрите на эту фотографию. (Показывает.) -Опишите фотографию: кто изображен? Что делают? С каким настроением? -Как вы думаете, что произошло с этими людьми после смерти Сталина? -Значит, какая тема урока? Фиксирует тему на доске. -Это дата смерти Сталина. Рассматривают фотографию. -Сталин и его соратники: Берия, Маленков, Микоян. Они гуляют по Кремлю, оживлен­но беседуют, смеются. -Они стали бороться друг с другом за власть. Борьба за власть после смерти Сталина. (Тема.)

Мотивирующий приём Приём «яркого пятна» и «актуальность» Использование сказок и легенд, фрагментов из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

Урок анатомии в 9-м классе по теме «Движение крови по сосудам». АнализУчительУченики П «яркое о п пятно» с р т о а б н л о е тема в м к ы а -Посмотрите фрагмент учебного фильма и догадайтесь, какую тему будем изучать. -Схематическое изображение какого процесса вы увидели? Какая будет тема? Фиксирует тему на доске. Смотрят фрагмент учебного фильма с отключенным звуком. - Движение крови по сосудам. (Тема.)

Урок математики в 6-м классе по теме «Процент». АнализУчительУченики П «актуальность» о с т а н о в к а п р о б л е м тема ы -Начинаем новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: «В дневные часы скидка 10...». Чего? -Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». - А в школе вам уже встречался термин «процент»? - Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема урока. Фиксирует тему на доске. - Процентов. - Процента. - Процентов. - Мы слышали.

Поиск решения Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф, амер. журналист Поиск решения осуществляется через выдвижение и проверку гипотез

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

АнализУчительУченики П материал для о выдвижния и гипотез с к побуждение к гипотезам подсказка к р решающей е гипотезе ш е представление н гипотез и группами я побуждение к проверке подсказка к плану вывод учебник - Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! -Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. -Как проверить, какой из двух способов верный? Может быть, воспользуемся каким-то прибором? - Делайте! Что получилось? - Значит, как надо умно- жать на двузначное число? - Сравните свой вывод с учебником. Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Представляют две гипотезы: 50 х х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х х 1 = 1176 (решающая) -Молчат. - Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) - При умножении на каль- куляторе получается (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) - Все верно.

Продолжение урока литературы по теме «Басня С.М.Михалкова «Ворона и рак»

Почувствуйте разницу! Проблемный урок Традиционный урок Образовательная цель: одинакова (но достигается учениками по- разному) Учебная деятельность: творческая репродуктивная (деятельность открытия и создания) (пришёл, услышал, заучил) На этапе при введении материала уче- На этапе при введении ники думают, анализируют, рассуждают. ученики слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают гото- вое определение.

Технология проблемно-диалогического обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической. 28

Что нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !