Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Занятие 2 Система формирования регулятивных УУД предметных уроках открытия нового знания в ТДМ и ПДТ.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Транксрипт:

Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы

Три компонента технологии достижения планируемых результатов Проектирование учебных задач и ситуаций. Дифференциация требований к освоению содержания. Адекватная система оценивания.

Реализация деятельностного подхода

Деятельностный подход – условие развития ребенка Обучение - специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность.

Структура учебной деятельности (по В.В. Давыдову) принятие от педагога или самостоятельная постановка учебной задачи; преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Виды деятельности учебная, проектная, исследовательская, проектно-исследовательская, творческая и т.д.

Проектная деятельность Основные этапы работы над проектом Структура учебной деятельности 1. Принятие решения о выполнении проекта.Учебные мотивы 2. Определение цели деятельности.Учебная цель 3. Определение задач деятельности.Учебная задача 4. Составление плана действий. Составление программы. Учебные действия и операции Ориентировка Преобразование (исполнение) Контроль Оценка 5. Поверка программы на «реализуемость». 6. Выполнение программы. 7. Предварительный контроль. 8. Презентация продукта.

Существенные особенности проектирования и исследования ПроектированиеИсследование Предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Процесс поиска неизвестного, новых знаний. Проектирование ориентировано на практику. Бескорыстный поиск истины. Проектировщик решает реальную проблему. Итог исследования – побочный эффект (м.б. полезно, вредно, опасно). Теоретически проект можно выполнить пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий. Исследователь к новому знанию стремиться инстинктивно. Изначально задает предел, глубину решения проблемы. Допускает бесконечное движение вглубь проблемы. Связано с прогнозированием.

Исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Исследовательские способности младших школьников Природные способности любознательность поисковая активность процесс «сотворения» Выработанные способности искать и осознавать проблемы конструировать гипотезы задавать вопросы наблюдать экспериментировать делать умозаключения и выводы классифицировать и давать определения понятий

Этапы исследовательской деятельности человека Постановка проблемы. Изучение теории. Подбор методик исследования. Практическое овладение методиками исследования. Сбор собственного материала. Анализ, обобщение. Собственные выводы.

Этапы научной исследовательской деятельности 1.Выбор темы. 2.Выделение проблемы и формулирование вопросов (постановка проблемы). 3.Обоснование полноты и качества понятийного аппарата (цель и задачи). 4.Выработка гипотезы. 5.Выбор источников. 6.Сбор и структурирование материалов. 7.Планирование и организация ОЭР. 8.Формулирование выводов или умозаключений. Оценка полученных результатов.

Технологическая схема проектирования учебного процесса

Выделить нужный этап/отрезок учебного процесса. Спроецировать на этап итоговые ожидаемые результаты. В самом начале изучения темы/ раздела «открыть» их учащимся. Провести диагностику готовности учащихся к освоению темы/раздела (стартовая диагностика). Определить педагогические задачи изучаемой темы/ раздела. Отобрать учебный материал, методические и дидактические средства. Определить способы организации учебных ситуаций и/или определить тематику и спланировать этапы выполнения мини- проектов. Спрогнозировать возможные действия учащихся. Отобрать и конкретизировать средства осуществления обратной связи (текущая и итоговая диагностика).

Особенности организации урока

Современные УМК 1. Система Л.В. Занкова 2. Система В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина 3. «Школа России» 4. «Школа 2000…» («Перспектива») 5. «Школа 2100» 6. «Гармония» 7. «Классическая начальная школа» 8. «Начальная школа XXI века» 9. «Перспективная начальная школа» 10. «Планета знаний» 11. «Перспектива»

Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 1.«Ситуация успеха». 2.Постановка учебной задачи: столкновение знания с незнанием; выявление проблемы; выдвижение гипотез, идей; выбор, проверка гипотез; подведение итога. 3.Моделирование. 4.Преобразование модели. 5.Контроль. 6.Оценка.

Учебная задача Г. А. Цукерман : «… термин «учебная задача» будет относиться только к ситуациям, побуждающим детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач».

Система развивающего обучения Л.В. Занкова 1.Система заданий поискового характера Индуктивный или дедуктивный путь познания. Открытие в результате решения коллизий. Нахождение вариантов правильных решений. Установление взаимосвязей, взаимозависимостей. 2.Сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках правилами, определениями, описаниями. 3.Применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях, во взаимосвязи с ранее изученным материалом.

Развивающая система Л.В. Занкова 1.Подготовительная работа к постановке проблемной ситуации. 2.Постановка проблемной ситуации. 3.Организация осознания учебной задачи и ее принятия детьми. 4.Подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для решения проблемной ситуации. 5.Осознание необходимости и рациональности нового знания. 6.Организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объем. 7.Обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщенного способа действий или обобщенного понятия.

Образовательная модель «Гармония» 1.Частично-поисковые или творческие задания. Совместная деятельность учителя и учащихся. Обсуждение совместных способов действий. Анализ. Выбор вариантов. Выделение существенных признаков изучаемого понятия. Осознание взаимосвязи с ранее изученным материалом. 2.Закрепление. Ориентировка на существенные признаки и способы действий. Использование приемов выбора, сравнения, обобщения, анализ ошибок, обсуждение различных способов решения. 3.Повторение изученного (обучающая функция).

Образовательная модель «Школа 2000…» (авт. Л.Г. Петерсон) 1.Самоопределение к деятельности (1-2 мин). 2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин). 3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин). 4.Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин). 5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин). 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин). 7.Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин). 8.Рефлексия деятельности (2-3 мин).

Урок рефлексии (по Л.Г. Петерсон) 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности. 3. Локализация затруднений. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Обобщение затруднений во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.

Образовательная модель «Школа 2100» 1.Создание проблемной ситуации. 2.Формулирование проблемы. 3.Выдвижение гипотез. 4.Актуализация знаний. Планирование деятельности. 5.Открытие нового знания. 6.Применение нового знания. 7.Итог урока.

Методические и дидактические средства

Система проверочных и учебно-методических материалов Стартовая диагностика ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий, возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, рекомендации по использованию системы стартовой диагностики. Систематизированное описание учебных задач и ситуаций описание дидактических и раздаточных материалов, организация системы внутренней оценки, в том числе – диагностическая. Итоговые проверочные работы рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.

Три вида оценивания в начальной школе стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика Основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.

Методы текущего оценивания Наблюдения. Оценивание процесса выполнения. Выбор ответа или краткий свободный ответ. Открытый ответ. Портфолио. Вопросы для самоанализа.

Итоговое оценивание Формы итогового оценивания накопленная оценка (синтез имеющейся информации); сбор данных (в том числе – с помощью итоговых тестов); демонстрация примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

Принципы итогового оценивания раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки; оценивания методом «сложения» (дополнительное поощрение за превышение базового уровня требований); кумулятивной (накопительной) оценки; открытости и реалистичности норм и критериев; гибкости норм и критериев; признания права учащегося на ошибку; признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы.

Инструменты методов оценивания Критериальные описания. Эталоны. Памятки. Линейки достижений.