НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
Advertisements

АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Компетентностный подход в образовании Автор: А.О. Зоткин, к.ф.н., зам. директора по проектной и научно-методической работе ОГКУ РЦРО.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА В ФГОС ВПО И РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Л.Е. Егорова.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Транксрипт:

НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс

Компетенции компетенция - стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции Компетенция включает следующие составляющие: 1) когнитивную – знания, опыт; 2) функциональную – умения, владение; 3) личностную – предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации; 4) этическую – предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Компетентностный подход При проектировании государственных образовательных стандартов третьего поколения в связи с формированием общеевропейского образовательного пространства стоит задача оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. Таким образом, результаты образования и формирования компетенций являются ключевым моментом реформирования образования.

Компетентностный подход Речь идет не о перестройке содержания образования, а о совершенствовании образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом. Результаты образования – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что должен будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы.

Компетентностный подход Понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Понятие «компетенция» включает так же и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций).

Компетентностный подход В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Компетентностный подход Компетенции имеют обобщенный интегральный характер по отношению к «знаниям», «умениям», «навыкам» (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).

Универсальные компетенции Рекомендации Еврокомиссии по 8 ключевым компетенциям, которыми должен обладать каждый европеец: 1) компетенция в области родного языка; 2) компетенция в сфере иностранных языков; 3) математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции; 4) компьютерная компетенция;

Универсальные компетенции Рекомендации Еврокомиссии по 8 ключевым компетенциям, которыми должен обладать каждый европеец: 5) учебная компетенция; 6) межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция; 7) компетенция предпринимательства; 8) культурная компетенция.

Универсальные компетенции Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые аспекты, как критическое мышление, креативность, «европейское измерение» и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости.

Виды компетенций Компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение.

Общие компетенции На Европейском уровне рассматриваются 30 общих (универсальных компетенций: 1. Способность к анализу и синтезу 2. Способность к организации и планированию 3. Базовые знания в различных областях 4. Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний 5. Письменная и устная коммуникация на родном языке 6. Знание второго языка

Общие компетенции На Европейском уровне рассматриваются 30 общих (универсальных компетенций: 7. Элементарные навыки работы с компьютером 8. Навыки управления информацией 9. Решение проблем 10. Принятие решений 11. Способность к критике и самокритике 12. Работа в команде

Общие компетенции На Европейском уровне рассматриваются 30 общих (универсальных компетенций: 13. Навыки межличностных отношений 14. Способность работать в междисциплинарной команде 15. Способность общаться со специалистами из других областей 16. Принятие различий и мультикультурности 17. Способность работать в международной среде 18. Приверженность этическим ценностям

Общие компетенции На Европейском уровне рассматриваются 30 общих (универсальных компетенций: 19. Способность применять знания на практике 20. Исследовательские навыки 21. Способность учиться 22. Способность адаптироваться к новым ситуациям 23. Способность порождать новые идеи (креативность) 24. Лидерство

Общие компетенции На Европейском уровне рассматриваются 30 общих (универсальных компетенций: 25. Понимание культур и обычаев других стран 26. Способность работать самостоятельно 27. Разработка и управление проектами 28. Инициативность и предпринимательский дух 29. Забота о качестве 30. Стремление к успеху

Общие компетенции Особенно важными являются, по- видимому, системность мышления, понимание социальной значимости своей будущей профессии, а также способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта.

Общие компетенции Основной задачей формирования состава компетенций на федеральном уровне является выявление набора базовых и наиболее значимых для соответствующих направлений подготовки (специальностей) компетенций, образующих основу для обеспечения качества подготовки и единства образовательного пространства. Компетенции выпускников, отражающие запросы региональных рынков труда, позиционирование вузов, их миссии и задачи, формируются вузами самостоятельно совместно с социальными партнерами… на базе компетенций «федеральных».

Общие компетенции могут быть подразделены на: компетенции социального взаимодействия; системно-деятельностные компетенции; компетенции самоорганизации и самоуправления; ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции; компетенции самостоятельной познавательной деятельности.

Общие (универсальные) компетенции Этим группам компетенций в большой мере соответствуют общие требования к образованности выпускников, содержащиеся в ГОС ВПО первого и второго поколения.

Универсальные компетенции В стандартах 3 поколения по техническим направлениям выделяют следующие группы общих компетенций социально-личностные и общекультурные (СЛК): инструментальные (ИК): общенаучные (ОНК):

Профессиональные компетенции Соответствуют видам деятельности: Производственно-технологическая; Организационно-управленческая; Научно-исследовательская; Проектная; Экономическая.

Требования работодателей В 2005 г. аналитическим центром «Эксперт» было проведено исследование, в котором участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, предприятия ВПК, машиностроительного и металлургического профилей и несколько компаний различной специализации: информационных технологий, транспорта, консалтинговая и страховая компании, международная аудиторская компания.

Требования работодателей В числе затребуемых компетенций были названы: 1) – умение работать на компьютере; 2) – знание иностранного языка (хороший английский язык); 3) – широкая общая подготовка (универсальность, общий уровень развития, базовые знания); 4) – навыки общения; личностные качества, личная эффективность («личность первична; профессионализм вторичен»); 5) – умение работать в команде (командный дух, навыки командной работы); 6) – организационный опыт (организационное поведение);

Требования работодателей В числе затребуемых компетенций были названы: 6) – лидерство (персональное лидерство и успех); 7) – коммуникабельность, коммуникационные навыки; 8) – мобильность, максимальная адаптивность, готовность подстраиваться под требования; умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях, высокая мотивация к работе; 9) – способность системно мыслить (главное – «выпускники с мозгами»; самостоятельно мыслящие); 10) – умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации);

Требования работодателей В числе затребуемых компетенций были названы: 11) – умение применять знания на практике; 12) – умение и желание постоянно учиться и совершенствоваться (обучаемость); 13) – карьерный успех; корпоративная культура; управление людьми; управление стрессом и временем; 14) – способности к нестандартным решениям; умение вести переговоры; эффективное проведение презентаций; публичные выступления; управление по целям; 15) – навыки управления проектами; 16) – управление качеством; основы бережливого производства.

негативные качества выпускников невысокий уровень подготовки; сильно завышенная самооценка; слабая подготовленность к трудоустройству; оторванность знаний от практики; психологическая неподготовленность к реалиям производства; отсутствие представления о нормах поведения в бизнес-среде; неспособность управлять рабочими;

негативные качества выпускников отсутствие понимания работы фирмы, отсутствие адекватных представлений о структуре, правилах игры, субординации; недостаточная широта охвата; низкий уровень современных экономических и юридических знаний; нечеткое представление о существующих должностных позициях

Компетентностный подход В России имеется большой опыт разработки общих требований к образованности выпускников, сформулированных в первом поколении ГОС ВПО, и требований к уровню подготовки выпускников, выдвигаемых в стандартах второго поколения. традиции российской высшей школы и осваиваемой в европейских вузах компетентностной модели достаточно близки. Целесообразно обеспечить преемственность всех поколений образовательных стандартов и возможность своеобразной «компетентностной переработки» предшествующих ГОС ВПО при создании современной их версии.

Социально-личностные компетенции выпускник должен демонстрировать (рекомендации В.И. Байденко): базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности; здоровый образ жизни; понимание и соблюдение базовых ценностей культуры; гражданственность; гуманистическую ориентированность;

Социально-личностные компетенции выпускник должен демонстрировать (рекомендации В.И. Байденко): приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности; правопослушность (правовая культура); владение культурой мышления; способность к деятельности в иноязычной среде; готовность к социально-культурному диалогу; способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта; развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру.

Компетентностный подход Необходимо отметить, что в каждой группе компетенций можно различать когнитивно ориентированные, деятельностно ориентированные и ценностно ориентированные компетенции. Это имеет принципиальное значение в образовательном процессе, его содержательных, организационных, средовых и технологических составляющих.

Компетентностный подход Например, проявлениями когнитивной компетенции являются аналитическое мышление (анализ проблем, опыт планирования), концептуальное мышление (применение концепций, распознавание моделей, интуиция, критическое мышление, идентификация проблемы) и менеджерская экспертиза (знание законов, навыки диагностики, приверженность обучению и т.п.).

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения социально-личностные и общекультурные: способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию мнения другого человека; к социальной мобильности (СЛК-1); готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений (СЛК- 2);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения социально-личностные и общекультурные: готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (СЛК-3); готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4); способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-5);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения социально-личностные и общекультурные: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-6); способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-7);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения социально-личностные и общекультурные: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-8); способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (СЛК-9).

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Общенаучные: владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-1); способность научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области, умение использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук (ОНК-2); способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОНК- 3);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Общенаучные: владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОНК-4); способность использовать знания о современной физической картине мира, пространственно- временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОНК-5); понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОНК-6).

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Инструментальные: способность применять знания на практике, в том числе составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ИК-1); готовность применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств) (ИК-2);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Инструментальные: способность планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ИК-3); способность использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ИК-4);

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Инструментальные: способность использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ИК-5); способность использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ИК-6 );

Универсальные компетенции в стандартах 3 поколения Инструментальные: готовность работать с программными средствами общего назначения (ИК-7); способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (ИК-8);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения производственно-технологическая деятельность: способность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-1); способность использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК- 2);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения производственно-технологическая деятельность: способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-3); готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения производственно-технологическая деятельность: способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-5); способность налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-6);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения производственно-технологическая деятельность: способность проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-7); готовность к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК-8); способность анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-9).

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения организационно-управленческая деятельность: способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-10); способность определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-11);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения организационно-управленческая деятельность: способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-12); готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-13);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения Научно-исследовательская деятельность : способность применять современные методы исследования; проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-14); готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-15); готовность спланировать необходимый эксперимент, получить, обработать и проанализировать полученные результаты (ПК-16);

Профессиональные компетенции в стандартах 3 поколения проектная деятельность: способность разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива) (ПК-17); готовность использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-18); способность проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива) (ПК-19).