ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ системы общего образования в Санкт-Петербурге Основные направления развития системы общего образования Санкт-Петербурга на 2006-2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Advertisements

«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
«Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС НОО» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Разработчики Программы: Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет школы. Руководитель разработки: директор школы Рекутина Г.Е. Целевая.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Организация и управление РКП Е.Я.Коган. Основные направления проектного вмешательства Введение эффективных финансово- экономических отношений Введение.
Организация и управление РКП. Основные направления проектного вмешательства Введение эффективных финансово- экономических отношений Введение новой системы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ г.Чебоксары, 10 августа 2007 г Нормативное финансирование социальных расходов и стандарты качества.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ильина Любовь Петровна- заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области.
Транксрипт:

ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ системы общего образования в Санкт-Петербурге Основные направления развития системы общего образования Санкт-Петербурга на гг. Разработано по государственному контракту 95/ОГЗ/ /05 от Научные руководители: д.п.н., профессор, член-корр. РАО Лебедев О.Е. Д.э.н., профессор Ходачек А.М.

Объекты стандартизации Основной объект стандартизации - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетворение потребностей обучаемых и их родителей (законных представителей) в достижении значимых для них образовательных результатов и (или) создании необходимых условий успешной образовательной деятельности 1

состав образовательной услуги I. ОСНОВНЫЕ программы : 1)общеобразовательные 2) профессиональные 2.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ программы: 1)общеобразовательные 2) профессиональные 3. Программы поддержки участников образовательного процесса : психолого- педагогические, медико- социальные, консультационные, диагностические, инновационные 4. УСЛОВИЯ реализации образовательных программ: безопасность, здоровье сберегающие технологии, эргономичность, экологичность и пр. 2

Виды образовательных услуг по способам финансирования Государственная образовательная услуга- Государственная образовательная услуга- услуга, предоставляемая гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с целью реализации государственных образовательных стандартов услуга, предоставляемая гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с целью реализации государственных образовательных стандартов ПЛАТНАЯ образовательная услуга - ПЛАТНАЯ образовательная услуга - образовательная услуга, предоставляемая гражданам на возмездной и возвратной основе с целью реализации дополнительных образовательных потребностей образовательная услуга, предоставляемая гражданам на возмездной и возвратной основе с целью реализации дополнительных образовательных потребностей 3

Реализация совокупности образовательных услуг обеспечивает ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ Стандарт общественной эффективности Инфра- структурный стандарт Стандарт качества 4

Стандарт общественной эффективности - требования к уровню обеспеченности населения города различными видами образовательных услуг и условиями деятельности; включает перечень нормативов определяющих основные характеристики образовательных услуг (ОБУ), отражающие уровень обеспеченности населения города различными видами ОБУ и условиями деятельности % охвата детей от 0 до7 лет дошкольным образованием Коэффициент сменности в школе (%) % охвата учащихся, воспитанников дополнительным образованием % охвата детей летней оздоровительной кампанией Средняя наполняемость групп \классов в ДОУ, ОУ, УДОД Количество воспитанников (учащихся) на 1 штатную единицу Количество воспитанников (учащихся) на 1 педагога Количество обучающихся в УДОД на 1 педагога имеющих государственную аккредитацию Доля ОУ, имеющих действующую лицензию Доля педагогов в ДОУ,ОУ, УДОД с ВПО, СПО Доля педагогов в общей численности работающих Наличие Попечительских советов (в % к к-ву ОУ) Доля платных услуг в общем объеме бюджета ОУ 5

Инфраструктурный стандарт - требования к уровню доступности для населения образовательных услуг; включает перечень нормативов, определяющих уровень доступности образовательных услуг для населения и основные характеристики активов, ее обеспечивающие Обеспеченность населения местами в ДОУ ( число мест на число детей от 0 до 7 лет) Обеспеченность детей местами в ООШ ( число мест на число детей школьного возраста ) Обеспеченность детей местами в УДОД (число мест на число детей ) Пешеходная доступность до ОУ от места жительства или до остановки (мин) Выполнение сетевых показателей по всем типам ОУ (%) Уровень информатизации (обучающихся\ компьютер) Уровень развития сети Интернет в ОУ (% учреждений имеющих доступ в Интернет) К-во квадратных метров на 1 детоместо ( % по отн. К САнПинам) Соотношение количества педагогических работников и педагогических ставок (%) % охвата учащихся горячим питанием ( в т.ч. бесплатно) Укомплектованно сть специалистами в УДОД (%) Кол-во направлений образовательной деятельности (кружков) в УДОД 6

Стандарт качества - нормирует уровень качества образовательной услуги, обеспечивающий ее соответствие ГОСам и потребностям заказчика (населения города) Нормативы качества образовательных результатов учащихся Нормативы Качества организации образовательного процесса Нормативы Качества педагогического и управленческого состава ОУ Нормативы качества учебно- методической и материально- технической базы ОУ Нормативы Качества образовательной среды (безопасность, экологичность и пр.) Нормативы мониторинговой деятельности качества образовательных услуг 7

Модель финансового сопровождения отраслевых стандартов образования (ОСО) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ источники финансирования НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ источники финансирования Нормативы бюджетного финансирования Платные услуги населению спонсорскиесредства Инвестиции Инвестиции Целевые программы финансирования 8

Реализация отраслевых стандартов через образовательные услуги оптимизирует управление бюджетными расходами Внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат, потребует : Формирования системы государственно го заказа на образовательн ые услуги Реструктуризации сети образовательн ых учреждений Нормирования расходов ( переход на нормативы финансирования в расчете на 1 обучающегося (воспитанника, нормирование труда учителя) Участия населения в оценке качества образовательн ых услуг 9

Модель нормативно-правового сопровождения отраслевых стандартов образования (ОСО) ЗАКОН СПб «Об общем образовании» НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Санкт-Петербурга Ведомственные нормативно- правовые акты Правовые акты отраслевыхведомств Правовые акты территориальных подразделений 10

Необходимая нормативно- правовая база для снятия конфликтов : «Конфликты» Возможное правовое решение «Конфликт подходов к концепции развития» Закон СПб «Об общем образовании» Постановления: «Об основных направлениях развития системы общего образования Санкт-Петербурга на годы» «Об отраслевом стандарте качества образования » «Управленческий конфликт» Постановления: «О системе управления общим образованием» «Об образовательном округе» «О квалификационных требованиях к руководителям ОУ общего образования, порядке их назначения и освобождения от должности» « Информационный конфликт » Постановления : «О системе мониторинга выполнения отраслевых стандартов», «О формировании общественных рейтингов ОУ» «О составлении и ежегодном уточнении долгосрочных демографических прогнозов по территориям СПб» 11

Необходимая нормативно- правовая база для решения проблем: Проблемы Возможное правовое решение Проблемы оценки качества образовательных услуг и развития О Б У Постановления: «О регламенте предоставления образовательных услуг» «О развитии сети негосударственных образовательных учреждений» «О поддержке инновационной деятельности в сфере общего образования, направленной на достижение нового качества образования» Проблемы «подушевого» финансирования; финансирования обязательных и дополнительных программ; нормирования труда учителя Постановления: «О региональных нормативах обеспечения образовательного процесса услугами и ресурсами» «О нормировании рабочего времени педагогов в системе общего образования» «О регламенте предоставления бюджетного финансирования обучающимся и воспитанникам, получающим образование в различных формах» Проблема несоответствия подходов к проектированию и строительству ОУ отраслевым стандартам образования Постановления: « О программе строительства и реконструкции зданий учреждений общего образования на гг» «Об установлении дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норма и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся и воспитанников ОУ СПб» 12

Модель управления процессом создания и реализации образовательной услуги через ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ Комитет по образованию СПб + другие отраслевые Комитеты (культура, спорт, молодежная политика…) Районные администрации Образовательный округ ОУ, ДОУ, УДОД, НОУ и др. Другие органы исполнительной власти 13

САНКТ-ПЕТЕРБУГ в 2005 году : изменение потребительской ценности образовательных услуг. По данным социологического блиц-опроса населения Санкт-Петербурга ( ноябрь 2005 года) : Около 30% возможных сбережений семьи готовы тратить на образование Около 30% возможных сбережений семьи готовы тратить на образование Реальный средний процент потребительских расходов населения на образование по РФ – 1,3%, а в Санкт-Петербурге – 0,6%. Причина - недостаток финансовых средств (29% хотят приобрести, но не могут ) Реальный средний процент потребительских расходов населения на образование по РФ – 1,3%, а в Санкт-Петербурге – 0,6%. Причина - недостаток финансовых средств (29% хотят приобрести, но не могут ) Расходы на образование достаточно эластичны по доходу: рост уровня дохода на 10% увеличивает расходы на образование на 6-7%. Расходы на образование достаточно эластичны по доходу: рост уровня дохода на 10% увеличивает расходы на образование на 6-7%. 14

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ в 2005 году: проблемы потребителя на рынке образовательных услуг 1) возможность выбирать образовательную программу и 2) участвовать в оценке качества этой услуги в соответствии со своими потребительскими ожиданиями Результаты исследования: От 60 до 80% родителей указывают, выбора "как бы нет"; Только 22% родителей указали на возможность участвовать в оценке качества услуги; 30% родителей указывают на высокую потребность в дополнительном информировании о протекании образовательного процесса; Позиция заказчика, родительская позиция отсутствует в системе индикаторов оценки деятельности образовательной организации. 15

Приложения Приложения к Презентации выполнены на основе анализа состояния системы общего образования Санкт-Петербурга в 2005 году» Приложения к Презентации выполнены на основе анализа состояния системы общего образования Санкт-Петербурга в 2005 году» Аналитическая записка подготовлена рабочей группой СПБ филиала государственного университета –Высшей школы экономики к проекту «Основных направлений социально- экономического развития системы общего образования Санкт- Петербурга на гг» Аналитическая записка подготовлена рабочей группой СПБ филиала государственного университета –Высшей школы экономики к проекту «Основных направлений социально- экономического развития системы общего образования Санкт- Петербурга на гг»

Высшая школа экономики Санкт-Петербург : финансирование системы образования Расходы бюджета на образование: около 20 % общих расходов бюджета Санкт-Петербурга; 3 - 3,5 % ВРП Санкт-Петербурга. Расходы бюджета на образование: около 20 % общих расходов бюджета Санкт-Петербурга; 3 - 3,5 % ВРП Санкт-Петербурга. Внебюджетные средства в общем объеме финансирования: 3,7 % - общее образование; не более 1 % - дошкольное образование. Внебюджетные средства в общем объеме финансирования: 3,7 % - общее образование; не более 1 % - дошкольное образование. 1.1

Санкт-Петербург: структура расходов на образование. Расходы на образование (2005г): 95 % - расходы на текущее содержание; 5 % - расходы на «развитие». Расходы на образование (2005г): 95 % - расходы на текущее содержание; 5 % - расходы на «развитие». 1.2

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: сравнение расходов на образование по районам (2005 план). Расходы на общее и дошкольное образование на одного учащегося по районам Санкт-Петербурга характеризуются большой степенью разброса значений. 1.3

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : проектные нормативы «подушевого финансирования» на 2006 год по типам учреждений 1.4

Структура правовой обеспеченности направлений нормативной деятельности на региональном уровне в Санкт-Петербурге Наименование направлений нормативной деятельности:% законодательных актов по данному направлению 1Регламентирующее: управление содержанием и контроль, лицензирование, аттестация, инспектирование 23 2Социальная защита детей и подростков23 3Финансирование18 4Организация платных образовательных услуг1,5 5Кадровое обеспечение5 6Материально-Техническое обеспечение1,5 7Инновационная деятельность15 8Общественное управление13 Всего100% 1.5

УЧАСТКИ ПОД ЗАСТРОЙКУ ПРОБЛЕМЫ: РАЗМЕРЫ И КАЧЕСТВО УЧАСТКОВ СНИЗИЛИСЬ 1 СТИХИЙНЫЙ РОСТ ЧИСЛА АВТОСТОЯНОК В ЗОНЕ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ. РАСТОЯНИЕ ОТ АВТОСТОЯНКИ ДО УЧАСТКА ОУ СОКРАЩАЕТ ПЯТНО ПОД РАЗМЕЩЕНИЕ ОУ (СанПиН 2.2.1/ ). 2УВЕЛИЧИЛАСЬ ВЫСОТА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ (В.Т.Ч. УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ) ЧТО УХУДШИЛО УСЛОВИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ УЧАСТКА (НОРМЫ ИНСОЛЯЦИИ И КЕО), КАК КРИТИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ, ЧТО УВЕЛИЧИВАЕТ ПЛОЩАДЬ ОКОН И СНИЖАЕТ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗДАНИЙ ОУ. 3 АВТОСТОЯНКИ УХУДШИЛИ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ШУМУ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ. МЕРОПРОЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ПДК ТРЕБУЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ: 1. ЗАПРЕТ НА АВТОСТОЯНКИ ПРИМЫКАЮЩИЕ К УЧАСТКАМ ШКОЛ И ДОУ. ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: РАЗРЕШЕНИЕ НА 5-6 ЭТАЖНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ 2. ОБОСНОВАННОЕ СМЯГЧЕНИЕ НОРМ ПО ИНСОЛЯЦИИ И КЕО ДЛЯ ЗДАНИЙ ОУ. 3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАНЕЕ ВЫДЕЛЕННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ УЧАСТКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ОУ ПО ПДК ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И УРОВНЮ ШУМА Санкт-Петербург : проблемы строительства и проектирования образовательных учреждений 1.6

Проектирование и строительство общеобразовательных учреждений ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ : 1ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ ГОРОЖАН ПРИВЕЛО К УВЕЛИЧЕНИЮ РАЗНООБРАЗИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОПОЛНИЛСЯ ПЛАТНЫМИ УСЛУГАМИ ФИНАНСИРУЕМЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЕМ. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЗДАНИЯ И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НЕ РАСЧИТАНЫ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧАСТНОГО ИНВЕСТОРА В ОУ. 2ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА НЕ РАСЧИТАНА НА СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ. СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХОРОШО ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ. ДИНАМИКА СТАТИСТИКИ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РАСЧИТЫВАТЬ НА СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. 3ТРЕБОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РЫНКА ТРУДА БЫСТРО МЕНЯЮТСЯ И ТРУДНО ПРЕДСКАЗУЕМЫ. СУЩЕСТВУЮЩИЕ НОРМЫ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ АДАПТАЦИЮ К ИЗМЕНЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕШЕНИЯ: 1.ПРОГРАММЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ШКОЛ СОЗДАЮТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. НЕОБХОДИМА РАБОТА ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ВНЕ ГРАНИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. 2.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЗДАНИЙ ОУ К ТРЕБОВАНИЯМ ОГРАНИЧЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ, ПРОБЛЕМАМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА У УЧЕНИКОВ. 3.ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ ОУ ПРИНЦИПОВ ГИБКОЙ ПЛАНИРОВКИ РАСЧИТАННОЙ НА БЫСТРУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЯ 1.7

Высшая школа экономики Санкт-Петербург: проектирование и строительство образовательных учреждений ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ: 1ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОУ С ТРУДОМ СЛЕДУЕТ ЗА РЕАЛЬНЫМ СПРОСОМ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. 2«АПКВ» РАСЧИТАНА ТОЛЬКО НА БЮДЖЕТ И НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ЧТО МОГЛО БЫ РАСШИРИТЬ ПРОГРАММУ СТРОИТЕЛЬСТВА ОУ. 3УДЕЛЬНЫЕ СМЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СМР ДЛЯ ШКОЛ СТРОЯЩИХСЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТА ИМЕЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ, ЧТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПРИНЦИПАМ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. РЕШЕНИЯ: 1 СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДАСТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОВЫСИТ ТОЧНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 2 РАЗРАБОТКА УДЕЛЬНЫХ НОРМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 3 РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОЦЕДУР СОФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ШКОЛ И КОМПЛИМЕНТАРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 1.8

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ конфликты и проблемы реализации отраслевых стандартов образования «Конфликт подходов к концепции развития » - разница в концептуальных подходах к управлению системой образования между Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на гг и Концепцией развития системы образования на гг. (соответственно управление – на результат и управление процессом) «Конфликт подходов к концепции развития » - разница в концептуальных подходах к управлению системой образования между Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на гг и Концепцией развития системы образования на гг. (соответственно управление – на результат и управление процессом) «Управленческий конфликт» - необходима оптимизация распределения полномочий и ответственности между отраслевыми и территориальными органами власти «Управленческий конфликт» - необходима оптимизация распределения полномочий и ответственности между отраслевыми и территориальными органами власти « Информационный конфликт » - отсутствие необходимых статистических данных для анализа состояния системы и прогноза. « Информационный конфликт » - отсутствие необходимых статистических данных для анализа состояния системы и прогноза. Не работает модель «подушевого финансирования» Не работает модель «подушевого финансирования» Не нормирован труд учителя Не нормирован труд учителя Не соответствуют подходы к проектированию и строительстве ОУ заявленным отраслевым стандартам Не соответствуют подходы к проектированию и строительстве ОУ заявленным отраслевым стандартам Не разработана нормативно- правовая база для реализации отраслевых стандартов и развития государственных и платных образовательных услуг Не разработана нормативно- правовая база для реализации отраслевых стандартов и развития государственных и платных образовательных услуг 2.1

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для реализация отраслевых стандартов через управление образовательными услугами Построение модели мониторинга качества образовательных услуг Формирование нормативно-правовой базы Организация адекватных финансово- экономических отношений Построение модели управления образовательными услугами 2.2

Задача координации действий разных участников рынка образовательных услуг решается если: 1. Разработать нормативно-правовую базу, регулирующую отношения производства-потребления образовательных услуг: -- разработать методику формирования эффективного профиля образовательной услуги с использованием социально-экономических показателей; - - выделить зоны финансовой ответственности за сервис образовательных услуг (которые несет государство, и те, которые могут и должны финансироваться образовательным учреждением самостоятельно); 2. Организовывать конкурсы на исполнение государственного (муниципального) заказа по обеспечению образовательными услугами детей из социально необеспеченных семей и детей с особенными потребностями (в конкурсе могут принимать участие образовательные организации с различными организационно-правовыми формами); 3. Повысить качество и содержание услуг в старшей школе, используя возможности учреждений дополнительного образования в качестве ресурсных центров для обеспечения программ профильной школы, предметных экзаменов по выбору, городских олимпиад, обеспечивающих выпускникам конкурентные преимущества при поступлении; 4. Легализовать НОУ в системе удовлетворения образовательных общественных потребностей, СПб. Негосударственный сектор образования должен быть обеспечен государственным регулированием для обеспечения образовательных прав граждан; 5. Разработать систему показателей, характеризующих рынок образовательных услуг, позволяющую осуществлять мониторинг и аудит развития рынка образовательных услуг; 5. Разработать систему показателей, характеризующих рынок образовательных услуг, позволяющую осуществлять мониторинг и аудит развития рынка образовательных услуг; 6. Упорядочить информационно-статистическую систему сбора и объединения баз данных, различных органов государственной власти (комитет образования, налоговая инспекция, отдел образования, отдел по борьбе с экономическими преступлениями и др.) 2.3

Игроки рынка образовательных услуг, гибко реагирующие на спрос: учреждения дополнительного образования и учреждения негосударственного образовательного сектора действуют наиболее вариабельно, оперативно, т.к. вынуждены «доказывать и подтверждать» свою социальную значимость. действуют наиболее вариабельно, оперативно, т.к. вынуждены «доказывать и подтверждать» свою социальную значимость. постоянно разрабатывают новые типы образовательных программ, реагируя на спрос и общественные потребности, не обеспеченные средней школой; постоянно разрабатывают новые типы образовательных программ, реагируя на спрос и общественные потребности, не обеспеченные средней школой; развивают сервис и выстраивают договорные отношения в процессе оказания образовательных услуг, развивают сервис и выстраивают договорные отношения в процессе оказания образовательных услуг, ориентируясь на интересы клиентов, определяют собственную миссию и позиционируются на рынке образовательных услуг ориентируясь на интересы клиентов, определяют собственную миссию и позиционируются на рынке образовательных услуг 2.4

Количество учащихся на одного учителя 12 чел Количество учащихся на 1 компьютер 13 чел Доступное число книг в библиотеке на 1 ученика 200 ед Количество учащихся на одну оборудованную рекреационную (спортивную) площадку 100 чел Доля школ с компьютерными классами с Интернет -связью 50% % учащихся, использующих Интернет для работы над проектами, подготовки заданий 90% % учителей, использующих Интернет для работы 80% Обеспеченность индивидуальной школьной мебелью ( индивидуальное пространство) 90% Обеспеченность школьными лабораториями по естественнонаучным дисциплинам 95% ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: некоторые характеристики обеспеченности образовательного процесса 3.1

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ : в странах – лидерах образовательного процесса наблюдается децентрализация управления и делегирование полномочий на ближайшие к образовательному институту уровни управления. Задачи и полномочия Общественных Советов существенно различаются. Можно выделить 3 категории: 1) Органы с совещательной функцией (помогающие директору школы) 2) Органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы 3) Общественные органы с полномочиями школьного управления 3.2

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: продолжительность начального обязательного образования в два раза больше, чем основного В большинстве европейских стран начальная школа институционально отделена от основной и средней. Учащиеся в возрасте от 5 (3) до 11 (12) лет посещают начальную школу, являющуюся самостоятельным образовательным учреждением. В большинстве европейских стран начальная школа институционально отделена от основной и средней. Учащиеся в возрасте от 5 (3) до 11 (12) лет посещают начальную школу, являющуюся самостоятельным образовательным учреждением. В течение нескольких десятилетий В течение нескольких десятилетий продолжительность обучения в начальной школе в странах - лидерах образования увеличивалась. 3.3

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: учебная нагрузка преподавателей странах-лидерах выше нагрузки преподавателей в менее успешных странах (примерно на 10-15%) 3.4

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: оплата труда учителя ( долл\час) в странах-лидерах НЕ ВЫШЕ оплаты труда учителей в менее успешных странах 3.5

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: % женщин в образовании в странах- лидерах образовательного процесса, работающих в среднем образовании находится на уровне 50% 3.6

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: численность учеников класса в пределах человек обеспечивает наиболее высокий уровень усвоения учебного материала. 3.7

Структура расходов по укрупненным статьям % Оплата труда, в т.ч. 68% оплата труда пед. Состава 42% оплата труда прочих служащих 26% Затраты на материально- техническое обеспечение образовательного процесса 17% Прочие расходы 15% ВСЕГО 100% ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: структура расходов в образовательных учреждениях 3.8

Высшая школа экономики Коллектив разработчиков : Научные соруководители д.п.н., профессор, член-корр. РАО Лебедев О.Е. д.э.н., профессор Ходачек А.М. Ответственный исполнитель к.п.н., доцент Заиченко Н.А. Члены ВТК от СПб ГУ ВШЭ: Анисовец Т.А. (ст.преподаватель, декан ФДО) Баронене С.Г. (к.ф.н.,доцент ) Волкова О.Н. (к.ф-м.н., доцент) Горяйнова В.А. (преподаватель, аспирантка ГУ ВШЭ) Лисовский А.В. ( к.с.н., доцент) Масленников Н.И. ( к.арх.н., доцент) Романов А.С. ( к.э.н.) Члены ВТК от Общественного института развития школы: д.п.н., Писарева С.А. ; д.п.н., Илюшин Л.С.; к.п.н., Кондракова И.В.