1 Психолого-педагогические основы развития графических умений у детей Презентацию подготовила М.А. Габова кандидат пед. наук, доцент Графика в ДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила Габова Марина Анатольевна канд. пед. наук, доцент кафедры ПМДО КГПИ.
Advertisements

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ» г. Нижний Новгород 2009 г. Опыт работы воспитателя.
Развитие пространственного мышления на уроках географии.
Тема: Конструирование из строительного материала с детьми, имеющими нарушения ОДА Семинар-практикум для педагогов.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
1 2 Графический язык используется В науке производстве строительстве архитектуре дизайне. Его называют языком техники.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Математика. 1-4 класс. Пространственные отношения Геометрические фигуры и тела Автор: Галицкая Марина Александровна, учитель начальных классов школы 182.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно- практической деятельности РМО педагогов ДОУ «Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 19 «Василек» Сухова Е.В.
1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Анна Ярославовна Поздеева, педагог-психолог Возрастные особенности детей 5-6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.
Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ.
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Методика изучения геометрического материала. Требования Государственной программы образования Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется.
Конструирование в курсе «Геометрия во 2 – 4 классах». Составила Кошель Екатерина Алексеевна учитель начальных классов МОУ «СОШ 21 с углублённым изучением.
1 Развитие мелкой моторики. Подготовка руки ребёнка к школе путём графических упражнений. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А.Сухомлинский.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой.
Транксрипт:

1 Психолого-педагогические основы развития графических умений у детей Презентацию подготовила М.А. Габова кандидат пед. наук, доцент Графика в ДОУ

2 Содержание дошкольного образования должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, охватывать как привычные для него области действительности, так и новые, далекие от привычных, своей необычностью вызывающие живой интерес детей.

3 накопление расширение педагог ребенок осознать обобщить зафиксировать Образовательный процесс Субъектный опыт: эмоционально- чувственный рациональный Средства и способы познания, преобразования, общения с миром

4 Средства и способы познания средства познания эталоны модели речь и т.д. способы познания наблюдение обследование предметов экспериментирование моделирование способы логического познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и т.д.) средства и способы преобразования действительности постановка цели выбор средств планирование реализация контроль оценка и коррекция результатов средства и способы эмоционально- ценностного общения с миром язык эмоций мимики пантомимики

5 «могу»«хочу» Условие: содержание и процесс образования эмоционально привлекательны для детей, вызывают яркие позитивные интеллектуальные эмоции Информация об окружающем мире Средства и способы познания Желание учиться, познавать мир

6 Что такое информационная компетентность? интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно- специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

7 Трудности в овладении графическими умениями связаны с недостаточным развитием мелкой моторики у детей 6–7 лет: не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна нервная регуляция движений; не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации. Дополнительные трудности: несформированность представлений о плоскости, рельефе и объеме, симметрии; недостаточно развитые способности к переработке и трансформации одного вида информации в другой; нечеткая ориентацию на листе, слабое чувство вертикали и горизонтали, формата, масштабности; зеркальность восприятия и воспроизведения графических объектов (букв, цифр); затруднения при мысленном изменение пространственного расположения объектов; неточное отражение в речи пространственной и графической терминологии. Школьные трудности – в чем их причины?

8 Язык графики Средства языка графики система символов, знаков, замещающих реальные объекты, понятия о них, отношения и связи между ними. Способ существования и проявления системы средств графики - графическое изображение. В графических изображениях кодируется информация о различных объектах, их признаках и отношениях. средство общения людей структура знаков Функции коммуникативная познавательная единообразие осуществление

9 Графические изображения – что это? Восприятие и переработка графической информации – сложный процесс, требующий участия таких психических процессов, как восприятие, память, мышление. Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, построенные от руки, при помощи графических инструментов или типографским способом, окружают ребенка, включаются в различные виды детской деятельности.

10 Графические изображения – что это?

11 Графические изображения Основа: Штрихи Точки Линии от руки, при помощи графических инструментов, средствами компьютерной графики типографский способ Способы получения: образность символичность компактность относительная легкость прочтения Характерные качества:

12 Графические изображения Изображения плоских (двумерных) объектов СхемаЧертежГрафикДиаграмма Изображения объемных (трехмерных) объектов РисунокЧертеж Наглядное изображение Технический рисунок ЭскизСборочный чертежРазверткаКартаПлан

13 Схема – упрощенное (условное) изображение взаимного расположения частей чего-либо целого. Чертеж – графический документ, выполненный по определенным правилам с помощью чертежных инструментов и содержащий все основные сведения об изделии (наименование, форма, размеры и т.п.).

14 График - графическое изображение функциональной зависимости одной величины от другой. Диаграмма - графическое изображение соотношения между сравниваемыми величинами (не связанными функционально, а только по смыслу).

15 Наглядное изображение - объемное изображение изделия (детали), выполненное по правилам черчения, (или аксонометрическая проекция: предмет показывается видимым одновременно с нескольких сторон, параллельные линии остаются параллельными). Развертка – чертеж (выкройка) детали, изготавливаемой из листового материала.

16 Карта (географическая, топографическая) План (топографический, строительный)

17 Основные графические операции и графические инструменты Построение прямых и ломаных линий Построение окружностей Построение кривых линий Измерение длин, углов Линейка Рейсшина Угольники Циркуль чертежный Шаблоны, трафареты, лекала Циркуль чертежный Циркуль разметочный Линейка Рейсшина Угольники Транспортир

18 Пространственные представления и пространственное мышление Пространственное мышление - разновидность образного мышления, заключается в создании пространственных образов, их перекодировании, мысленном оперировании ими в различных условиях пространственной ориентации, переходе от образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно (И.С. Якиманская). Восприятие пространства - отражение объективно существующего пространства, включает восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, рельефа, удаленности, направления. Результат - образы предметов и явлений окружающего мира, их внешних свойств (А.В. Петровский). На основе образов восприятия складываются вторичные образы - образы представления, они схематизируются и обобщаются в процессе мышления. Представление - образ, возникающий в индивидуальном сознании, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов на органы чувств. Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении (Ю.М. Горвиц).

19 Генезис пространственных представлений у детей Обозначение пространственных отношений словом ведет к их вычленению, абстрагированию и обобщению. К 4 годам - зрительный анализ формы. Дети научаются сопоставлять объекты, конструировать по расчлененному, и нерасчлененному образцу. Эксперименты Л.А. Венгера: дети способны различать форму геометрических фигур уже с двух месяцев. К 9 месяцам - приспособление положения пальцев руки ребенка к форме предмета. Разрыв между возможностями различения формы и возможностью ориентировки на нее в практической деятельности. На втором году жизни - познают удаленность и местоположение предметов на основе мышечного чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Ребенок правильно действует с предметами, находящимися в различных пространственных отношениях.

20 В старшем дошкольном возрасте усвоение слов-обозначений пространственных отношений приводит к пониманию относительности пространственных отношений. Исследования Л.А. Венгера, Р. Говоровой, В.С. Мухиной: в процессе обучения, при котором дети 4-5 лет сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций, обозначают словесно и графически, ориентировка с изменением точки отсчета формируется сравнительно легко. Генезис пространственных представлений у детей Т. Мусейибова: общий путь развития у детей процесса отражения пространства: - диффузное нерасчлененное восприятие пространства, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними; - на основе представлений об основных пространственных направлениях пространство начинает дробиться по основным линиям (вертикальной, фронтальной и сагиттальной); с увеличением площади выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как о едином непрерывном пространстве.

21 Графические умения и графические навыки Графические навыки – это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Умения – это сплав навыков и знаний, который определяет качество выполнения графической деятельности; это более сложное образование, чем навык или знания, взятые в отдельности. Графические умения - сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве и др.

22 Как взаимосвязаны пространственные представления и графические умения? Пространственные представления форма относительное расположение величина расстояния Образы представления Графические изображения Восприятие объектов Определение свойств Называние свойств Воспроизведение объектов Преобразование объектов Графические умения Реальные объекты, их свойства и отношения Графическая информация об объектах Создание образов Мысленное оперирование Перекодирование Чтение информации Анализ графического состава Определение объектов Называние объектов Создание изображения Преобразование Пространственное мышление

23 Графические умения 1 группа. Анализ пространственных признаков и отношений реальных предметов и их частей. 2 группа. Декодирование графической информации (чтение графических изображений). 3 группа. Кодирование графической информации (создание изображений). 4 группа. Преобразование графической информации.

24 1 группа. Анализ пространственных признаков и отношений реальных предметов и их частей 1)Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование формы предметов и их частей. 2)Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование величины предметов. 3)Анализ (выделение, называние), воспроизведение, преобразование пространственных отношений предметов и их частей (структуры).

25 2 группа. Декодирование графической информации (чтение графических изображений) 1)Определение и называние вида графического изображения. 2)Определение, называние свойств изображенных объектов и их частей (форма, величина, количество, пространственное расположение). 3)Анализ графического состава изображений (виды линий). 4)Конструирование по графическому изображению.

26 3 группа. Кодирование графической информации (создание изображений) 1)Осуществление основных графических операций (линии, формы и т.д.), использование чертежных инструментов. 2)Создание изображения конструкции, модели. 3)Координация движений руки и глаз (зрительно-моторная координация).

27 4 группа. Преобразование графической информации 1)Преобразование изображений (форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей). 2)Преобразование конструкций на основе преобразования изображений.

28 Как развиваются графические умения у детей? В изобразительной деятельности - обобщенные способы изображения, выявление и фиксация свойств предметов, овладение движениями рук и орудийными действиями. В конструктивной деятельности - представления о конструкции предметов и свойствах их деталей, соотнесение размера и формы, планирование деятельности, создание конструкции с опорой на образец, на заданные условия, на собственный замысел. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного обозначения или в процессе организованных действий с предметами, он легко усваивает в виде действий с графическими моделями. Обобщенный и схематизированный характер представлений детей дошкольного возраста позволяет широко использовать модели и схемы для их обучения и формирования понятий.

29 Графические образы В школьном возрасте графический образ выступает как представление о том, как предмет должен быть изображен, и включает зрительные образы предмета, представления о нем, двигательные представления о построении изображения. В.С. Мухина, Т.С. Комарова Графический образ - сочетание линий, которое в прошлом опыте ребенка обозначалось как какой- либо предмет; зрительно- двигательный образ предмета. Линии в происхождении графических образов: 1.ребенок сам находит графические образы в процессе чиркания; 2.ребенок копирует образцы взрослых, подражает. Виды графических образов: 1.выражающие эталоны геометрических форм; 2.приближающиеся к реальным предметам. Графическая форма, которой дети изображают геометрические фигуры, определяется: имеющимися у ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от реального объекта, тактильно-моторным опытом действия с предметом.

30 Генезис графических умений у детей С 3 лет линии более определенные, менее разбросанные, не повторяются бессмысленно. От неотрывного движения - к раздельным. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но плохо выполняются имитационные движения. В 1-1,5 года - крепко зажимает карандаш в ладони - это ограничивает движения. Штрихи на бумаге прерывающиеся. Постепенно рука крепнет, движения становятся более энергичными, повторяющимися. Ребенок двигает рукой туда – обратно, не отрывая карандаш от бумаги. В результате - пучки дугообразных штрихов. В 2-3 года - держит карандаш сверху, зажимает в ладони - это позволяет выполнять довольно сложные движения. Ребенок изменяет направление штрихов, располагая их по-разному на бумаге, изменяется характер движений (прямолинейные, дугообразные, вращательные – в результате получаются мотки, спирали).

31 Генезис графических умений у детей К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима. Движения должны быть легкими, плавными, равномерными, слитными. В 4 года - умеет держать карандаш правильно. Совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие - это позволяет хорошо копировать. Дети умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий, рисовать относительно параллельные линии. В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок способен ограничить длину штриха, линии ровные, четкие. Дети могут менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос. В 6 лет - хорошо копируют геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Детям доступны любые графические движения, штрихи и линии. Осваивают движения, быстро изменяющие направление на противоположное (завитки, петли-восьмерки, криволинейные формы).

32 Выводы В процессе выполнения разнообразных практических действий дети дошкольного возраста овладевают некоторыми графическими умениями: учатся выделять, анализировать форму предметов, их пространственное расположение, величину; осваивают обобщенные способы изображения предметов; учатся создавать различные конструкции. Однако при этом реализуются далеко не все возможности детей в овладении ими элементами графической грамоты.