Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии Шубенкова Наталья Михайловна Учитель географии и экономики Зав. кафедрой экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
1)Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Ключевые.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Городской семинар Достижение метапредметных результатов, заявленных в ФГОС, с помощью УМК по физике ИД «Дрофа»
«Развитие метапредметных умений в процессе участия детей в международных обменах»
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Разработка и реализация проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Транксрипт:

Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии Шубенкова Наталья Михайловна Учитель географии и экономики Зав. кафедрой экономики и географии

универсальные учебные действия ( Учителя о метапредметных умениях: «Фактически речь идет о тех метапредметных навыках (ранее называвшихся надпредметными), которые большинство педагогов в той или иной степени стараются отрабатывать на своих уроках. На уроках истории, географии, обществознания и других мы учим систематизировать материал, составляя разнообразные таблицы (в новых стандартах это формулируется как перевод информации из одной знаковой системы в другую). Умение работать с картой нужно на уроках истории и географии. Изучение большинства предметов предполагает процесс выявления причинно-следственных связей, объяснение изученных положений теории на конкретных примерах, поиск материала в разных источниках, определение собственного мнения, формулирование собственной точки зрения». Учителя о метапредметных умениях: «Фактически речь идет о тех метапредметных навыках (ранее называвшихся надпредметными), которые большинство педагогов в той или иной степени стараются отрабатывать на своих уроках. На уроках истории, географии, обществознания и других мы учим систематизировать материал, составляя разнообразные таблицы (в новых стандартах это формулируется как перевод информации из одной знаковой системы в другую). Умение работать с картой нужно на уроках истории и географии. Изучение большинства предметов предполагает процесс выявления причинно-следственных связей, объяснение изученных положений теории на конкретных примерах, поиск материала в разных источниках, определение собственного мнения, формулирование собственной точки зрения». межпредметностьнапредметностьобщеучебные навыки и уменияметапредметность Метапредметные умения Из «Программы формирования универсальных учебных действий» …программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях…

УМК нам поможет

Изучаем результаты «отрабатывания» «Это как раз один из ключевых дефицитов выпускники средней школы всё меньше умеют учиться. Вуз вынужден первые два года заниматься адаптацией, социализацией, ставить хоть какую-то способность к самообразованию, а потом доращивать студенту некую профильную подготовку по специальности. На это уходят годы, и тогда вуз реально тоже выпускает недоделок». Сергей Смирнов, проректор по науке и инновациям Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктор философских наук. Изначальная идея: «Любое учебное действие школьника, как правило, состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Эту последовательность операций можно алгоритмизировать. Знание учеником этих алгоритмов и тем более умение составлять их самостоятельно есть необходимое условие формирования познавательных учебных действий».

Развитие умения планировать - первый шаг к самообразованию и самовоспитанию Регионырождаемостьсмертность естественный прирост Чеченская Республика30 5,6 Республика Ингушетия27,3 4,5 Республика Тыва26,9 11,6 Республика Дагестан17,5 5,7 Республика Алтай20,5 12,2 Республика Хакасия15,1 13,9 Российская Федеpация12,514,2 ВАРИАНТ Заполните таблицу. 2. … 3. … Табл. 1. Рождаемость, смертность, естественный прирост, на 1000 чел, промилле, 2010 год gks.ru Практическая работа: Региональные различия в показателях воспроизводства Этап 1. Выполнение задания 1 (заполнение таблицы) Этап 2. Задание-вставка: «Составьте логическую последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы выполнить задание 1. Этап 3. «Мозговой штурм». Цель: создать единый «алгоритм» действий Реализация

Результат «мозгового штурма» ЭтапСодержание этапаДействия 1.Постановка цели. Изучение содержания задания и внести необходимые уточнения Констатация цели: «Заполнить таблицу» Уточнения: естественный прирост на 1000 жителей 3.Выполнение необходимых действий для преобразования входных данных в выходные Произвести расчеты 4.Оформление выходных данныхЗаполнить колонку в заданном формате 2. Постановка задач Планирование необходимых действий для достижения цели «Инспекция» имеющейся информации (входных данных) с точки зрения: достаточности для достижения цели; необходимости их преобразования Определить естественный прирост, как разницу между рождаемостью и смертностью (на 1000 тыс. жителей) Достаточно Необходимо Мысленно перевести из абсолютных показателей в относительные

Проверка работы алгоритма, внесение необходимых коррективов Выполнение задания 1 в рабочей тетради …. 2. Создайте «алгоритм» выполнения вашего варианта упражнения Группа 1 Использовать данные упражнения Группа 2 Использовать данные Интернета за 2010 год Группа 3 Использовать данные Интернета за 2010 год и построить диаграмму в Excel 3. Есть ли отличия «алгоритма» выполнения классного задания и домашнего упражнения? В чем они состоят? Каковы их причины? 1. Используя статистические данные, постройте столбчатую диаграмму численности крупнейших стран мира. СтранаЧисленность населения в 2006 г, млн. чел. Китай1314 Индия1095 США298 Индонезия245 Бразилия188 Пакистан165 Бангладеш147 Россия143

Метапредметные умения Метапредметные умения– это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс, включающий в себя: постановку целей и задач учебной деятельности; анализ и оценку состояния исходных ресурсов, при необходимости их дополнение и преобразование; выявление и проведение учебных действий и операций, необходимых для достижения цели; оформление результатов в виде, соответствующем заданию. Проблемы: уточнение учебной цели при неточной формулировке задания; самостоятельный поиск недостающих ресурсов; самостоятельный поиск и изучение ранее неизвестных действий и операций; самостоятельный поиск форм представления выходных данных и т.д. Самостоятельное решение возникающих проблем требует широкого использования ИКТ и электронных источников информации.

Некоторые проблемы 2. Сложность определения цели в некоторых типах заданий, так как не сформулированы единые смыслы понятий и действий. СРАВНЕНИЕ - познавательная операция: - заключающаяся в нахождении сходства и различия между предметами, явлениями, событиями; - лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. СРАВНЕНИЕ - познавательная операция: - заключающаяся в нахождении сходства и различия между предметами, явлениями, событиями; - лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. 1. Невозможность формирования УУД усилиями отдельных учителей. В формировании УУД особое значение имеет единство требований и согласованность преподавателей. 3. Недостаточно упражнений, направленных на формирование механизма осмысленных учебных действий, а также методических материалов для учителей по этой тематике.

Заключение Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач… и в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач… и в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования Дело за «малым»: теорию формирования УУД переместить в область практической реализации. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ