Создание программ элективных курсов. ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 1.Программы ЭК носят.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Advertisements

В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Задача методической разработки раздела образовательной программы : показать знание учителем элементарных педагогических закономерностей и соответственно.
Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
Объяснительная записка: Назначение программы и возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания. Цели учебной программы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Семинар П. 2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «……………» Выполнил ( а ): 1 ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Транксрипт:

Создание программ элективных курсов

ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 1.Программы ЭК носят примерный характер и ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, что требует их доработки учителем.

ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 2.Программы ЭК не определяют жестко обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель.

ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 3.Темп изучения ЭК может быть адекватен реально складывающейся ситуации – на чем-то задержались, что-то прошли бегло, что предполагает построение программы из ряда модулей, имеющих вариативный характер.

ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 4.Рабочая версия программы ЭК строится на основе деятельностного подхода к планированию учебных занятий, т.е. отвечая на вопрос о том, чему ученики смогут научиться.

ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (ЭК) ОТ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ 5.Программы ЭК не содержат требование обязательной успеваемости, что требует выбора верного подхода к оценке образовательных результатов среди различных форм аттестации (защита проектов, рефератов, проведение зачета).

Типы элективных курсов (В.А. Орлов) Предметные элективные курсы: 1) повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета; 2) направленные на углубление отдельных разделов основного курса; 3) направленные на знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике; 4) посвященные изучению методов познания природы; 5) посвященные истории предмета; 6) посвященные изучению методов решения задач. Межпредметные элективные курсы, направленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе. Элективные курсы по предметам, не входящим в БУП.

Функциональный подход (А.В. Серкин) Ориентационные ЭК (например: политология, этнография, социальная психология, источниковедение, археология, историография конкретных вопросов, научные дискуссии…) Пробные (практико-ориентированные) ЭК (например: «Проведение анкетирования», «Наблюдение как метод социологического исследования», «Анализ исторического источника», «Интерпретация данных археологических раскопок», «Решение хронологических задач»…) Поддерживающие ЭК (например: историография, история науки…) Технические (инструментальные) ЭК (например: основы библиографии, математические способы обработки данных…)

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 1) Титульный лист. 2) Пояснительная записка 3) Учебно-тематический план. 4) Содержание тем учебного курса (тематическое планирование). 5) Контроль уровня обученности. 6) Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя (учащихся). 7) Учебно-методическое обеспечение предмета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность; обоснование выбранной тематики. Место курса в образовательном процессе; за счет каких часов выполняется, нет ли превышения норм общей нагрузки. Цель и задачи программы. Обоснование отбора содержания, основанием для которого являются: Цели общего образования Научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности. Уровень исходной подготовки обучающихся. Психолого-педагогические закономерности обучения школьников. Ожидаемые результаты работы и критерии их оценки, т.е. контролируемость программы. Минимум – 5-6 занятий, желательно по 2-4 часа в неделю в пределах одной четверти, не рекомендуются ЭК по 1 часу в неделю в течение всего учебного года

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы. Тема Кол-во часов В том числе на: Форма контроля уроки практич. работы контр. раб.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Название темы. Необходимое количество часов для ее изучения. Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; формы занятий, используемые при обучении (лекция, урок, практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие); понятия, проблемы; литература, источники.

Пример (О.В. Кутырова «Гендерный подход к изучению исторического процесса», 17 часов) Гендерные аспекты переломных моментов исторического развития России (1 час) Статус мужчин и женщин в период либеральных реформ х гг. Гендерные аспекты русских революций. Участие женщин в деятельности политических организаций и партий. (Практикум, проблемная беседа) Понятия, проблемы: либеральные реформы, революционное движение, политические партии. Литература: Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти. Не столько женщинам нужна политика, сколько они нужны ей // Человек и труд

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Требования, предъявляемые к контролю уровня обученности: Периодичность осуществления контроля. Сроки контрольных процедур должны быть известны обучающимся. Разнообразные формы проверки. Формы и методы контроля должны определяться спецификой изучаемого предмета и возрастными особенностями учащихся.

Требования к программам элективных курсов 1)Соответствие положениям стандартам общего образования. 2)Степень новизны для учащихся. 3)Мотивирующий потенциал программы. 4)Полнота содержания учебного материала, включенного в программу. 5)Научность содержания обучения. 6)Инвариантность содержания программы. 7)Соответствие степени обобщенности содержания программы развитию абстрактного мышления школьников.

Требования к программам элективных курсов 8)Практическая направленность курса. 9)Связность и систематичность учебного материала. 10)Соответствие способа развертывания учебного материала поставленным целям. 11)Выбор методов обучения поставленным целям. 12)Степень контролируемости. 13)Чувствительность к возможным сбоям. 14)Реалистичность с точки зрения временных ресурсов. 15)Эффективность затрат времени на реализацию учебного курса.

Подсчет экспертной оценки За каждое требование – от 0 до 3 баллов Баллы умножаются на весовые коэффициенты согласно таблицетаблице Наивысшая оценка – 96 баллов

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Подготовительный этап предполагает: а) работу с литературой, анализ накопленного опыта, обобщение изученного, формулировку целей и задач, определение и структурирование содержания, выбор методов и средств обучения, оформление материалов; б) оценку программы коллегами, обсуждение программы на заседании методического объединения; в) коррекцию программы. Итог первого этапа: рецензия школьного методического объединения, содержащая разрешение, рекомендацию к реализации.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 2. Оценочно-коррекционный этап (внешнее рецензирование программы городским методическим объединением.) Итог второго этапа: рецензия эксперта с формулировкой: «Рекомендовано к реализации (с последующей экспертизой)»; представление на авторство (выписка из заседания экспертного совета для авторских программ), рекомендация к участию в конкурсе.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 3. Итоговый этап (проверка эффективности, экспертиза). Итог третьего этапа: проведение экспертизы программы и заключение о целесообразности внедрения в массовую практику (экспертиза предполагает: запрос в ОУ, подготовку образовательным учреждением справки о результатах работы по программе); заключение городского экспертного совета об авторстве.

п/п Требования к программе Весовой коэфф. Кол-во баллов Оценка с учетом кофф. 1 Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам 3 2 Новизна содержания программы для учащихся2 3 Мотивирующий потенциал программы2 4 Полнота содержания учебного материала, включенного в программу3 5 Прогрессивность, научность содержания обучения2 6 Инвариантность содержания программы1 7 Соответствие степени обобщенности знаний, включенных в программу, ожидаемым результатам обучения 3 8 Практическая направленность содержания программы2 9 Связность или систематичность содержания учебного материала в программе 3 10 Соответствие способа развертывания содержания учебного материала в программе поставленным целям 3 11 Соответствие методов обучения поставленным в программе целям2 12 Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы 1 13 Чувствительность программы к сбоям1 14 Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее выполнение 3 15 Эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию 1 Итоговая экспертная оценка