Совершенствование структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования: цели, методология и реализация декан факультета бизнес-информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые стандарты подготовки специалистов в области бизнес- информатики Декан проф. В.Никитин, Факультет бизнес-информатика.
Advertisements

Новые стандарты подготовки специалистов в области бизнес- информатики Декан В.Никитин Факультет бизнес-информатика.
Факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь На факультете ведется подготовка бакалавров по направлениям: Бизнес-информатика Бизнес-информатика.
Факультет бизнес - информатики НИУ ВШЭ – Пермь На факультете ведется подготовка бакалавров по направлениям: Бизнес-информатика Программная.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ новый Российский образовательный стандарт Руководитель отделения С.М. Авдошин Отделение программной инженерии Факультет бизнес-информатики.
УМК «Информатика и вычислительная техника» Профессиональные и образовательные стандарты - пути сопряжения и возможности взаимодействия Профессиональные.
Особенности организации учебного процесса на факультете «Бизнес-информатика» Заместитель декана Сериков Александр Петрович т.(095)
Информатика и вычислительная техника Профессия «Информатика и вычислительная техника» Основные требования :
ГУ ВШЭ Факультет «Бизнес-информатика» Новое направление подготовки бакалавров и магистров в области ИТ-бизнеса Декан доц., к.т.н. Никитин В.В., руководитель.
1 Направление подготовки: Бизнес- информатика Руководитель программы: д.э.н., профессор Годин В.В. 1.
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт управления и территориального развития Магистерская программа «АНАЛИТИКА В УПРАВЛЕНИИ БИЗНЕСОМ»
Впереди планеты всей или новые стандарты подготовки специалистов в области бизнес-информатики, прикладной математики и программной инженерии Проректор,
Автоматизация и информатизация экономической и финансовой деятельности Руководитель программы: доктор технических наук, профессор Ю.Н.Кондрашов Направление.
4-я всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» Деятельность комитета по образованию АПКИТ. Руководитель.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
г. Андреев Илья Александрович, преподаватель-методист Роль и значение технологических инноваций фирмы «1С» для развития научных школ.
Бизнес-информатика Кафедра математического моделирования бизнес- процессов
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Транксрипт:

Совершенствование структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования: цели, методология и реализация декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ доц, к.т.н. Никитин В.В., менеджер Microsoft

2 План Структура и содержание профессионального ИКТ- образовании России: анализ, проблемы и вызовы Две основные тенденции в ИКТ-образовании за рубежом Основные принципы методологии Предложения по реализации методологии Приложение: использование методологии на примере направления «Бизнес- информатика»

3 НИР, 2004 г. «Оптимизация перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области информатики, информационных технологий и информационных систем в соответствии с потребностями рынка труда и с учетом согласованности со специальностями среднего профессионального образования». Госконтракт 1361 от (ФЦП «Электронная Россия», заказчик – Минобрнауки) Научный руководитель - декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, доц, к.т.н. Никитин В.В. Основная группа исполнителей –С.М. Авдошин - зав. каф. ИТ МАТИ, доц., к.т.н. –А.В.Гиглавый – научный руководитель ЛИТ, г.Москва, с.н.с., к.т.н. –А.П.Сериков – зав. каф. «Управления информационными ресурсами предприятия» ГУ-ВШЭ, доц., к.т.н. Исполнители –МГТУ им. Н.Э.Баумана –С.-П. ГТУ «ЛЭТИ» Консультант –В.Д.Шадриков – академик РАН, проф., д.психол.н.

4 Область исследования Среднее и высшее профессиональное образование в области ИКТ: техник, бакалавр, специалист, магистр Структура ИКТ-образования – перечень направлений и специальностей профессионального образования Стандарты ИКТ-образования –Квалификационная характеристика выпускника (место направления, области применения, объекты профессиональной деятельности) –Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки) –Примерное содержание программы подготовки

Несколько примеров из существующего перечня направлений и специальностей ВПО

6 Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования утвержден приказом 4 Минобрнауки России от КодНаименованиеКвалификация ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ Математика. Компьютерные наукиБакалавр, магистр Информационные технологииБакалавр, магистр Информационные технологии в дизайнеИнженер Информационные технологии в медиаиндустрии Инженер Прикладная математика и информатикаБакалавр, магистр Прикладная математика и информатикаМатематик, системный программист Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Математик- программист

7 КодНаименованиеКвалификация ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Лингвистика и новые информационные технологии Теоретическая и прикладная лингвистикаЛингвист Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере Специалист ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА Физико-математическое образованиеБакалавр, магистр ИнформатикаУчитель ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Бизнес-информатикаБакалавр, магистр Прикладная информатикаБакалавр, магистр Прикладная информатика (по областям)Информатик

8 КодНаименованиеКвалификация ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность КриптографияМатематик Компьютерная безопасностьМатематик Организация и технология защиты информацииСпециалист Комплексная защита объектов информатизацииСпециалист Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем Специалист Информационная безопасность телекоммуникационных систем Специалист Противодействие техническим разведкамСпециалист

9 КодНаименованиеКвалификация ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Информатика и вычислительная техникаБакалавр, магистр Вычислительные машины, комплексы, системы и сетиИнженер Автоматизированные системы обработки информации и управления Инженер Системы автоматизированного проектированияИнженер Информационные системыБакалавр, магистр Информационные системы и технологииИнженер Информационные технологии в образованииИнженер Организационно-технические системы Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах Инженер Прикладная математика Прикладная математикаИнженер

10 ОДИН ПРИМЕР: ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Информатика и вычислительная техника (бакалавр, магистр техники и технологии) – Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (инженер, техник, старший техник) – Автоматизированные системы обработки информации и управления (инженер) – Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) (техник, старший техник) – Системы автоматизированного проектирования (инженер) – Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (инженер, техник, старший техник) – Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей (техник, старший техник) Информационные системы (бакалавр, магистр информационных систем) – Информационные системы и технологии (инженер) – Информационные технологии в образовании (инженер) Организационно-технические системы (квалификация отсутствует) – Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах (инженер) Прикладная математика (квалификация отсутствует) – Прикладная математика (и нженер-математик) ОКСО - общероссийский классификатор специальностей по образованию

11 Структура подготовки по направлению Информатика и вычислительная техника часов часов

12 Квалификационные характеристики выпускника по направлению (в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от ) выпускник может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности Т.е формально при подготовке инженера 1000 часов идут на подготовку инженера по наладке и испытаниям

13 Виды профессиональной деятельности выпускника по направлению Т.е формально 3000 часов в магистратуре тратятся на подготовку к педагогической деятельности, хотя дисциплин, обеспечивающих такую подготовку в таком объеме, в учебном плане нет

14 Структура и стандарты ИКТ-образования России: проблемы Бессистемность существующей номенклатуры специальностей и направлений 23 направления и 49 специальностей ИКТ-профессионалов разбросаны по 15 !!! укрупненным группам (всего - 28) Дублирование направлений и специальностей как в одной группе, так и в разных группах Значительное пересечение по содержанию Несвязность уровней образования Несоответствие Болонскому процессу Несогласованность содержания ИКТ-образования в России и ЕС нет мобильности студентов и преподавателей ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА: Несоответствие требованиям рынка труда, интересам государства и общества ПРИЧИНЫ: –Система образования – сама заказчик и исполнитель –Рынок и его субъекты сегодня вне процесса формирования заказа и формулирования требований на подготовку специалистов –Нет единой методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования

15 ИКТ-образование за рубежом Две основные тенденции: –EC: Career spacе – требования ИКТ-рынка –США: СС2001 – формирование содержания со стороны университетов Критика: –несвязность двух процессов может приводить к 1.Либо содержание обучения не будет приводить к формированию квалиф. требований (СС2001) 2.Либо квалиф. требования не формируют адекватного содержание обучения (career-space) –Противоречивая система порождения специальностей (богатые страны могут себе позволить )

16 Совершенствование ИКТ-образования в России: социальный заказ Требования развития высокоинтеллектуального сектора экономики Бурный рост ИТ-рынка в России (20-30% ежегодно) острый кадровый дефицит Единодушная неудовлетворенность низкой квалификацией нанимаемых выпускников вузов со стороны ИТ-компаний (ИТ-саммит АПКИТ в С.- Петербурге 7-8 апреля с.г.) Внимание руководства страны (поездка президента в Бангалор, совещание в Новосибирске) Постановление правительства от Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие гос. образ. стандартов начал. проф., сред. проф., выс. проф. и послевузовского проф. образования

17 Цель Создание и внедрение МЕТОДОЛОГИИ формирования структуры и стандартов системы профессионального ИКТ- образования для различных уровней образования

Основные принципы методологии формирования структуры и стандартов ИКТ-образования

19 Специ- альность Специ- альность Специ- альность Специ- альность Специ- альность Специ- альность Формирование перечня направлений: Системное представление ИКТ-области Объекты-компонентыМета-объект Этапы жизненного цикла (CALS) ФММЭАОПОКССАКоСПрИСКИС НИР Проектирование Производство Маркетинг и продажи Эксплуатация Утилизация ФМ- формальные методы МЭ – микроэлектроника АО - аппаратное обеспечение ПО - программное обеспечение КС - коммуникационные системы СА - системы автоматизации КоС - контент-системы ПрИС - прикладные системы КИС - корпоративные системы Направление Специ- альность t Уровни поднаправление Мета-знания

20 Процедуры формирования содержания Методы стат. анализа Кластерный анализ Дисперсионный анализ Регрессионный анализ Корреляционный анализ Анализ временных рядов Метод наименьших квадратов Мат.ожиданиеДисперсия Метод поиска экстремума ф-ции многих переменных Методы решения систем линейных алг. ур-ний Теория вероятностиМат.анализЛин.алгебра Методы обработки стат.информации Эконометрика / Прикл. статистика Требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки)

21 Набор компетенций и структура содержания направлений и специальностей в области ИКТ* Широта знаний Глубина знаний *Рисунок из www.career-space.com Фундаментальные знания и умения ~30% Системное мышление, знания и умения в прикладной области ~25% Технологические знания и умения ~30% Личностные и деловые качества ~15% Бизнес-практика min 3 мес. Дипломная работа (проект) min 3 мес.

22 Моделирование содержания Задача моделирования: –Задаются управляемые и неуправляемые переменные t - нормативный срок обучения данного уровня обучения (техник – 2 года, бакалавр – 4 года, магистр - +1 год (специалист) или +2 года {R} - наборы требования к уровню подготовки (знания, умения, навыки) по каждому блоку дисциплин C - Себестоимость подготовки –В БЗ «Содержание» с каждым требованием Rj связано адекватное содержание обучения Ej (набор тем, разделов соответствующего объема и форм обучения)В –В процессе моделирования (оптимизации) можно определить как оптимальные либо время t, либо себестоимость подготовки C, либо содержание подготовки E

23 Вариант 1 нового перечня направлений ИКТ (9 направлений и 17 специальностей) ФММЭАОПОИКТ-системы КССАКОПрИСКИС НИР Проектирование Производство Маркетинг и продажи Эксплуатация Утилизация ФМ- формальные методы МЭ – микроэлектроника АО - аппаратное обеспечение ПО - программное обеспечение КС - коммуникационные системы СА – автоматизированные системы управления КО - контент-системы ПрИС - прикладные системы КИС - корпоративные системы

24 Вариант 2 нового перечня направлений ИКТ (9 направлений и 13 специальностей) ФММЭАОПОИКТ-системы КССАКОПрИСКИС НИР Проектирование Производство Маркетинг и продажи Эксплуатация Утилизация ФМ- формальные методы МЭ – микроэлектроника АО - аппаратное обеспечение ПО - программное обеспечение КС - коммуникационные системы СА – автоматизированные системы управления КО - контент-системы ПрИС - прикладные системы КИС - корпоративные системы

25 Уровни группы направлений «ИКТ-системы» Колледж (2 года) Бакалавриат (4 года) Магистратура (1-2 года) Аспирантура (3-4 года) НИР Проектирование Производство Маркетинг и продажи Эксплуатация Утилизация

26 Предварительная оценка кол-ва новых специальностей по ИКТ-области Уровень среднего профессионального образования –4 новых специальности vs. ___ Уровень высшего профессионального образования –Бакалавр: 7 новых специальностей vs. 23 –Специалист: 0 vs. 49 –Магистр: 7 новых специальностей vs. 23 Уровень научной квалификации –Кандидат/доктор наук: 5 новых специальностей vs. ___

27 Регламенты формирования стандартов: зоны ответственности ТеорияТехнологии Личностные и деловые качества Сист.мышлен., прикл.область Бизнес- практика Диплом. проект Минобрнауки к Фед. и регион. органы испол. власти ззз Государ.- обществен. объединения рр Научные сообщества ззрззз Работодатели и проф. объединения рззззз Образов. учреждения в форме УМО зззззз и К – контроль; З – задание квалификационных требований; Р – рекомендации по квалификационным требованиям; И – исполнение (формирование содержания, адекватного квалиф. требованиям)

28 Методология: состояние на сегодня Создана оригинальная системная МЕТОДОЛОГИЯ формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ-образования, –основанная на связывании профиля специалистов с объектом профессиональной деятельности и этапами ЖЦ –и задающая процедуры формирования стандартов Определены –Институциональные субъекты и зоны их ответственности Необходимо доработать –Связывание уровней образования по структуре и содержанию –Регламенты взаимодействия субъектов –Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и содержания ИКТ- образования

29 Для внедрения методологии потребуется Создание инструментальной системы управления качеством формирования структуры и содержания ИКТ-образования (Экспертная Система «ИКТ-образование») Формирование экспертных групп, представляющих интересы всех субъектов методологии Разработка нормативного обеспечения регламентов

30 Проект создания ЭС годы – Создание полнофункционального прототипа ЭС на примере одной специальности одного направления одного уровня профессионального образования –Прототип ЭС должен обеспечивать полный процесс формирования квалификационных требований в соответствии с выбранным объектом и ЭЖЦ. –Потребуется теоретическая доработка методологии в части: –формирования и связи уровней образования –описание регламентов взаимодействия институциональных субъектов –Критерии и методы оценки качества формирования перечня направлений и специальностей, уровней и стандартов ИКТ- образования –Формирование БЗ «уровень подготовки содержание обучение» для одной специальности –Моделирование содержания и квалификационных требований С 2007 год – наращивание БЗ и проектирование целых направлений ИКТ

31 Внедренная МЕТОДОЛОГИЯ должна способствовать Формированию сбалансированной структуры и объемов выпуска специалистов в области ИКТ Значительное улучшение структуры знаний выпускников Рациональное использование бюджетных средств на подготовку специалистов в ИКТ-области Повышению привлекательности ИКТ-образования на внутреннем рынке труда Выведению российского ИКТ-образования на лидирующие позиции в мире (борьба за студентов, деньги, влияние) Усилению конкурентоспособности России на мировом рынке высоких технологий

32 Обсуждение методологии Одобрена на совете Руссофта 1 марта 2005 (Москва) Поддержана на ИТ-саммите АПКИТ в С.- Петербурге 7-8 апреля (С.-Петербург) Подготовлена статья в журнал «Вопросы образования» Доложена на конференции «ИТ- образование в России» 12 мая 2005 (Ярославская обл.)

Спасибо

Приложение

Пример использования методологии Экспериментальное направление «Бизнес-информатика» как новый образовательный кластер

36 Жизненный цикл корпоративных ИС Планирование и организация Сопровождение и эксплуатация Анализ бизнес-процессов Ресурсы Разработка прикл. ПО Продвижение и продажа Проектирование и внедрение

37 Магистерские программы (специализации) ЭтапНазвание маг.программы Основные задачиСпециалист Анализ бизнес- процессов Моделирование и оптимизация бизнес- процессов Описание, анализ, моделирование и оптимизация бизнес-процессов Бизнес-консультант Системный аналитик Планирование и организация ИС ИТ-консалтингРазработка ИТ-стратегии Планирование ИТ-службы предприятия Концептуальное проектирование ИС ИТ-консультант Бизнес-консультант Проектирование и внедрение ИС Проектирование и внедрение ИС Проектирование архитектуру ИС и подсистем (ERP, CRM, документооборот и т.д.) Организация развертывания и внедрение их Проектировщик ИС Менеджер проектов Архитектор ИС Продвижение и продажа, услуги в сфере ИТ Инновации и бизнес в сфере ИТ Организация закупок/продажи аппаратного, программного и телеком. обеспечений, прикладных систем Организация и управления бизнеса и инноваций с сфере ИТ Менеджер по продажам, Предприниматель в сфере ИТ Разработка прикл. ПО Управление разработкой ПО Организация разработки ПОМенеджер проекта разработки ПО Сопровождение и эксплуатация ИС Управление информационными ресурсами предприятия Организация регламентов и стандартов эксплуатации, службы тех.помощи и поддержки Менеджер ИС

38 Позиционирование бакалавров и магистров (уровни) Выпускник направления БИ: 1.наемный менеджер в крупной или средней компании или госструктуре 2.наемный менеджер в консалтинговой, проектной, внедренческой, разработческой или сервисной компании (малый или средний бизнес) 3.организатор и руководитель малого предприятия в сфере ИКТ Бакалавр отличается от магистра набором знаний и умений –Выпускник бакалавриата подготовлен к деятельности в составе группы исполнителей в качестве продавца сервисов и ИКТ-систем –Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группы исполнителей, отдела по организации и руководству бизнесом в сфере ИТ

39 Аспирантура Бизнес- инкубатор Довузовская селекция Интеграция обучения, науки и бизнеса на ФБИ обучениенаукабизнес Проектные группы фирм Бакалавриат Магистратура Бизнес-школа Научные семинары, конференции НИР Проектно- консалт. бизнес Научный журнал Фирма 1 Фирма N АН России Научно-образовательный центр БИ Базовые кафедры фирм

40 Партнерство Сотрудничество с ведущими фирмами в области бизнес- и ИТ-консалтинга, системной интеграции –Базовая кафедра Microsoft, Microsoft Академия ИТ –Базовая кафедра IBS –Базовая кафедра SAP –Базовая кафедра Крок –Базовая кафедра Ланит –Базовая кафедра 1С (в стадии оформления) –Принципиальные договоренности с Accenture, IBM, Oracle, Мак Консалтинг и другими Сотрудничество с ведущими западными университетами –Университет штата Вашингтон (США) –Университет г. Мюнстер (ФРГ)