1 Тема 5: Корпоративное управление (менеджмент) Доцент Марика Ивановна Ковальская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент и менеджер
Advertisements

Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Эффективность взаимодействия между бизнес - структурами внутри холдинга HR в крупных холдинговых производственных структурах Предоставлено Владиславой.
Типы холдингов и этапы формирования управляющей компании.
Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент.
Образовательная программа Управление малым бизнесом.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Транксрипт:

1 Тема 5: Корпоративное управление (менеджмент) Доцент Марика Ивановна Ковальская

2 План: 5.1. Понятие «корпоративное управление» 5.2. Принципы корпоративного управления 5.3. Классификация методов корпоративного управления 5.4. Механизмы корпоративного управления 5.5. Правовые основы корпоративного управления 5.6. Экономический механизм управления корпорацией

5.1. Понятие «корпоративное управление» 3

4 Корпоративное управление (менеджмент): профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

5 Корпорация как объект управления: Субъект права (определенный правовой статус по отношению к государству, его органам, другим лицам) Организационно-правовая структура (юридическое лицо, определенная организационно-правовая форма) Организационно - функциональная структура (функциональные и иерархические связи подразделений) Бизнес-система (взаимосвязанное структурированное множество бизнес-процессов) Производственный комплекс (определенные виды деятельности) Имущественный комплекс (определенные материальные единицы и отношения собственности) Структурированный финансовый объект (капитал, инвестиции и инвесторы, кредиторы и заемщики и пр.) Социально-организационный комплекс (кадровая структура, у правление персоналом, кадровая и социальная политика)

6 Принципиальная схема корпоративного управления Инвесторы (акционеры) Совет директоров корпорации Менеджмент корпорации Функции менеджмента Избрание, контроль Назначение, контроль Отчетность

7 Участники корпоративных отношений п/п Группа участников корпоративных отношений ФункцииИнтересы 1. Акционеры Являются инвесторами корпорации. Заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акций в случае их продажи 2. Наемные менеджеры Осуществляют все функции управления корпорацией Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней 3. Служащие компании Осуществляют всю производственно- хозяйственную деятельность в компании Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней 4. Государствен ные органы управления Формируют нормативно- правовую базу корпоративных отношений Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности уплачивать налоги и создавать рабочие места 5. Кредиторы Участвуют в финансировании деятельности компаний Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности возврата полученных средств и процентов, предусмотренных договорами

8 Особенности корпоративного управления Корпоративное управлениеНекорпоративное управление Разделение прав собственности и полномочий управления Объединены функции собственности и управления Формирование нового самостоятельного субъекта корпоративных отношений – наемных управляющих Управление осуществляется самими собственниками Вместе с функцией управления собственники теряют связь с бизнесом. Отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации Собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления

9 Различают: - внутрифирменный корпоративный менеджмент; - управление компанией как субъектом рынка.

10 Корпорация, ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОРПОРАЦИЯ Процесс преобразования (материальные и информационные процессы) ВЫХОД Продукция (услуги) Информация Финансы Экономические характеристики выходов ВХОД Ресурсы: Материально- технические Трудовые Энергетические Финансовые Информационные

11 Экономическая и политическая обстановка КонкурентыПотребитель Маркетинг Производство Общее управление КапиталРабочая сила Правила игры (государство) Сырье, материалы, комплектующие изделия НИОКР ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВНЕШНЯЯ СРЕДА Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах корпорации

12 Корпоративный менеджмент включает три основных аспекта: «кто» управляет «кем» (институциональный аспект); «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект); «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

13 Основные задачи менеджмента корпорации : сопоставлять существующее состояние с желаемым (целевым) («где мы?» и «куда идем?»); определять руководящие требования к действиям («что надо сделать?»); выполнять оценку и определять критерии принятия решений («какой путь лучший?»); выбирать инструменты контроля («куда мы в действительности пришли?» и «что из этого следует?»).

14 Основные категории корпоративного менеджмента (1 часть) Объект Определение Объекты Компания. Сознательно координируемое сообщество людей. Функциональные области деятельности в компании или ее хозяйственных звеньев Субъекты Руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в компании и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности, в том числе: руководители компании; руководители структурных звеньев; организаторы определенных видов работ (администраторы).

15 Основные категории корпоративного менеджмента (2 часть) ОбъектОпределение Иерархические уровни Высший, средний и нижний. ФункцииОпределяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль) технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента. Виды корпоративного менеджмента (по признаку объекта) Общий или генеральный менеджмент – управление деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности компании или ее хозяйственных звеньев (управление инновационной деятельностью, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

16 Основные категории корпоративного менеджмента (3 часть) ОбъектОпределение Виды корпоративного менеджмента (по признаку содержания) Нормативный менеджмент, предусматривает разработку и реализацию философии компании, ее предпринимательской политики, определение позиции компании в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля их реализации. Оперативный менеджмент предусматривает технических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития компании. МетодыСистема правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании. ПринципыОбщие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании.

17 Объекты корпоративного менеджмента Функциональные области ОперацияПроектСистема Вид объектаРабочее место Участок Цех Производство Предприятие Объединение предприятий Уровень объекта Инновации Производство Снабжение Сбыт Персонал Финансы Прочие

18 Иерархические уровни корпоративного менеджмента ВЫСШИЙ МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НИЗОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ Стратегические решения Оперативные решения Распоря- жения Исполнительские работы

5.2. Принципы корпоративного управления

Основные принципы корпоративного управления п/пПринципыСодержание 1. Соблюдение прав акционеров Надежные методы регистрации права собственности Доступность информации о корпорации Участие в голосовании на общих собраниях акционеров Участие в выборах руководящих органов корпорации Долевое участие в прибылях компании Право на отчуждение и продажу акций 2. Равноправие акционеровОдинаковое отношение ко всем акционерам одной категории Обыкновенные акции голосуют по формуле: «одна акция – один голос» 3. Подконтрольность руководства корпорации Выборность совета директоров, не являющихся менеджерами компании Подотчетность совета директоров и менеджеров компании акционерам Независимость контрольных органов компании 4. Прозрачность корпорации Прозрачная структура собственности Открытость информации о финансах Прозрачность производственно-финансовой деятельности и принимаемых решений 5. ЛояльностьСоблюдение законов страны, в которой работает корпорация Сотрудничество с государственными органами управления

5.3. Классификация методов корпоративного управления

22 Методы корпоративного управления - комплекс правил, процедур (инструментов) и способов воздействия на управляемый объект (корпорацию) с целью достижения поставленных целей.

23 Классификация методов Классифик ационные признаки Классификационные группы 1. По типам методик 1.1. Функциональные1.2. Инструментальные 2. По объекту управления 2.1. Подсистема корпоративного менеджмента 2.2. Функции корпоративного менеджмента 2.3. Управленческие решения 3. По направлени ям воздействия 3.1. Коллективы и отдельные работники 3.2. Методология решения задач Эко- номиче ские методы Организ аци- онно- админис тра- тивные методы Социаль но- психоло гически е методы Модели- рование решений Систем- ный анализ Инстру- менталь ные методы

24 Классификация методов Классифик ационные признаки Классификационные группы 4. По характеру воздействия 4.1. Организационно- административные 4.2. Экономические 4.3. Социально- психологические Органи за- ционно е проек- тирова ние Регла - мент и- рован ие Нор мир ова ние И зме- нение эконом ии- ческого механи зма Систе ма оплат ы труда Мот и- виро вани е Регу ли- рова ние систе -мы отно шени й Соци - альн ое план иров ание Друг ие

25 Классификация методов Классифика ционные признаки Классификационные группы 5. По видам инструмента льных методик 5.1. Моделирование5.2. Инструментальн ые методы 5.3. Экспертные методы Эконом ико- математ ические методы Сис - тем- ный ана- лиз Им ита ци- онн ое мод е- ли- ров а- ние С исте ма упр авле ния по цел ям МВ О Сис тем ы и мет о- дик и PAT TE RN Сис тем ы и мет о- дик и PER T Кру г- лый стол Мо згов ая ата ка Де ль фи Гр уп по- вая оц ен ка Др уг ие

26 Структурные подразделения Хозрасчетные подразделения Дочерние зависимые общества Субподрядчики по кооперации Организационные методы управления Экономические методы управления Степень использования

Основные механизмы корпоративного управления

28 Методы управления формируют соответствующие механизмы корпоративного управления.

29 Основные механизмы корпоративного управления Организационный (административный) механизмЭкономический механизмСоциально-психологический (мотивационный) механизм Структура органов управления Административные нормы и нормативы Правовое регулирование Издание приказов, указаний и распоряжений Инструктирование Подбор и расстановка кадров Утверждение методик и рекомендаций Разработка положений, должностных инструкций, стандартов компании Установление административных санкций и поощрений Объекты воздействия Социальное планирование Создание творческой атмосферы и нормального психологического климата в коллективе Участие работников в управлении Социальное стимулирование развития коллектива Удовлетворение культурных и духовных потребностей Установление социальных норм поведения Развитие у работников инициативы и ответственности Установление моральных санкций и поощрений Материально- технические ресурсы Финансовые ресурсы Человеческие ресурсы Интеллектуальные ресурсы Экономические факторы (прибыль, ценообразование, оплата труда Управление финансами, бюджетирование Экономические интересы и стимулы (акции, дивиденды, различные формы материального вознаграждения) Страхование Управление активами (внешним долгом, акционерным капиталом) Участие в прибылях и капиталеТехнико-экономический анализ (обоснование)Бизнес-планированиеЦенообразованиеНалогообложение Оценка результатов деятельности (оценка стоимости бизнес и корпорации) Материальная (имущественная) ответственность (корпорации, акционеров, органов управления, менеджеров, исполнителнй) Инвестиционная деятельность (эмиссия акций, кредиты)

5.5. Правовые основы корпоративного управления

В основе корпоративного управления лежит система правил, определяемых: законодательными нормами корпоративного управления (законы, указы, инструкции, постановления); кодексом корпоративного управления; корпоративными стандартами управления, описывающими порядок управления бизнес- процессами, ресурсами, персоналом, информацией и прочими аспектами функционирования компаний.

КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Нормы управления Общее управление Функциональное управлениеВзаимодействия участников корпоративных отношений Бизнес-ситема компании Законодательные нормы корпоративного управления Кодекс корпоративного управления Корпоративные стандарты управления Диагностика корпорации Корпоративное прогнозирование и планирование Контроль, анализ и учет Организация деятельности Регулирование и координация Стратегический менеджмент Финансовый менеджмент Менеджмент ценных бумаг и собственности Антикризисный менеджмент Инвестиционный менеджмент Проект-менеджмент Инновационный менеджмент Менеджмент снабжения и сбыта, логистика Менеджмент качества Маркетинг-менеджмент Риск-менеджмент Менеджмент персонала Международный менеджмент Экологический менеджмент Менеджмент безопасности корпорации Менеджмент знаний Корпоративная информационная система Менеджмент коллегиальных органов управления корпорацией Организационная структура Система бизнес- процессов Технологии корпоративного управления Офис компании Корпоративная культура

Экономические механизмы управления корпорацией

34 Экономической основой деятельности корпорации является создание и движение потребительской стоимости продукта в процессе рыночного обмена.

35 Продукт покупается на рынке потому, что он обладает потребительской стоимостью, ценностью (полезностью) для потребителя, за которую потребитель готов заплатить рыночную цену.

Бизнес – это процесс создания ценности товара, определяемой его потребительской стоимостью. 36

37 Термины «цепочка создания стоимости», «цепочка ценности», «цепочка добавленной потребительской стоимости», «стоимостная цепь», «поток создания ценности» являются вариантами перевода термина «Value Chain», который ввел в научный и практический оборот М.Портер.

38 Цепочка создания ценности (по М.Портеру) Маржа - прибыль Маржа – при- быль Инфраструктура: планирование, финансы, информационное и юридическое обслуживание Технология: исследования, развитие продукта, проектирование Развитие человеческих ресурсов Поддержива- ющая Вспомагатель- ная) деятельность Основная деятельность Снаб жен ие Про изво дств о Про дви жен ие на рын ок Про даж и и мар кет инг Посл епро дажн ое обсл ужив ание

39 Цепочка создания стоимости – это совокупность только тех работ, которые увеличивают потребительскую стоимость продукции (услуг).

Все работы, не связанные с увеличением потребительской стоимости являются потерями производства и их необходимо устранять. 40

41 На стадии производства - основной стадии кругооборота экономических благ – факторы производства переходят из одной потребительской формы в другую, новую потребительскую форму, удовлетворяющую новую потребность.

42 Сфера обращения обеспечивает «встречу» продукта с потребителем и обеспечивает производство материальными ресурсами.

43 М.Портер распространяет свою концепцию за рамки отдельной компании: конкурентоспособность компании на рынке конечных потребителей должна учитывать цепочки ценностей как производителей, так и сферы обращения.

44 Цепочка ценности поставщиков сырья Цепочка ценностей компании Цепочка ценностей дистрибьюто ров Цепочка ценностей потребителя готового продукта Цепочка ценностей отрасли Деятельно сть, издержки и прибыль поставщи ков сырья Деятель- ность, издержки и прибыль компании Деятельность, издержки и прибыль канала распределе- ния Деятельность, издержки и прибыль поставщиков продукта

Расширение понятия «цепочка создания стоимости» корпорации за ее границы повысило значение межфирменной кооперации и привело к взаимодействию с контрагентами на принципах партнерства и интеграции. 45

46 Партнерский подход к отношениям с поставщиками и покупателями лежит в основе предпринимательской модели управления бизнесом.

Предпринимательская модель управления бизнесом позволяет наиболее полно использовать потенциал цепочки создания стоимости, и в итоге - повысить эффективность деятельности каждого из участников партнерских отношений, сформировать цепочку «услуга – прибыль». 47

48 Цепочка «услуги - прибыль» Прибыль и рост бизнеса Эффективное взаимодействие партнеров Ценность для клиента Удовлетворен-ность клиента Лояльность клиента

49 Качество работы партнеров Преимущества интеграции партнеров цепочки «услуги - прибыль» Качество услуг для клиента Повышение эффективности бизнес-процессов цепочки создания стоимости Прибыль Рост бизнеса Удовлетворение потребностей клиентов, обеспечение их лояльности

50 Общая характеристика партнерского сотрудничества Уровень объединения партнеров Взаимодействие на принципах кооперацииВзаимодействие на принципах интеграции Механизмы достижения эффекта от партнерства Совершенствование условий договорных отношений Загрузка производственных мощностей по единой цепочке создания стоимости Аутсорсинг основных и вспомогательных бизнес- процессов Совместные инвестиции в расшивку «узких мест» Совместные исследования рынкаПривлечение внешних инвесторов Оптимизация ассортиментно - ценовой политикиОбъединение управленческих функций Повышение качества продукции (услуг)Завоевание новых сегментов рынка Возможные последствия в перспективе Снижение конкурентности продукции при обновлении ассортимента (в рамках прежнего жизненного цикла продукции) Ускорение обновления ассортимента Центробежные силы, уводящие партнеров в другие цепочки создания стоимости Формирование принципиально новых моделей продукции (новые жизненные циклы изделий) Снижение доли продаж продукции данной цепочки создания стоимости Расширение масштаба деятельности (контроля) данной цепочки создания стоимости и внедрение в другие цепочки создания стоимости.

Тест 1: найдите соответствие A.Корпора- тивное управление B.Некорпора- тивное управление 1.Разделение прав собственности и полномочий управления 2.Формирование нового самостоятельного субъекта корпоративных отношений – наемных управляющих 3.Объединены функции собственности и управления 4.Управление осуществляется самими собственниками 5.Вместе с функцией управления собственники теряют связь с бизнесом. Отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации 6.Собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления 51

Тест 2: найдите соответствие A.Акционеры B.Наемные менеджеры C.Служащие компании D.Государственные органы управления E.Кредиторы 1.Участвуют в финансировании производственно-хозяйственной и иной деятельности компаний 2.Непосредственно осуществляют всю производственно- хозяйственную деятельность в компании 3.Являются инвесторами корпорации 4.Осуществляют все функции управления корпорацией 5.Формируют нормативно- правовую базу корпоративных отношений 52

Тест 3: основные механизмы корпоративного упраления включают A.Организационный (административный) B.Экономический C.Социально-психологический (мотивационный) D.Верно все перечисленное E.Не верно ничего из перечисленного 53

Тест 4: цель представления производства как цепочки создания стоимости состоит в A.Повышении конкурентоспособности корпорации B.Повышении эффективности деятельности корпорации C.Повышении качества продукции корпорации D.Верно все перечисленное E.Не верно ничего из перечисленного 54

Тест 5: интеграция партнеров по принципу «услуга – прибыль» создает предпосылки для A.Повышения качества услуг для клиента B.Обеспечения прибыли участникам интеграции C.Роста бизнеса партнеров D.Верно все перечисленное E.Не верно ничего из перечисленного 55