(продолжение) Лебедева Юлия Васильевна ст. преподаватель каф. менеджмента ПетрГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Advertisements

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 12» Анжеро- Судженского городского округа Богунова Ольга Владимировна.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Задание С 5: методические рекомендации. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
Учитель истории и обществознания Плотникова Ина Павловна ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-Петербурга.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Транксрипт:

(продолжение) Лебедева Юлия Васильевна ст. преподаватель каф. менеджмента ПетрГУ

Виды заданий части С

С 1 Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества. Максимум – 2 балла В ответе требуют привести цитаты, а экзаменуемый передает содержание определенных позиций текста «своими словами». Ответ выпускника: «С1. К элементам общества автор относит, во-первых, людей, связанных совместной деятельностью, во-вторых, общественные отношения». Обращаем внимание на адекватность передачи содержания соответствующих положений текста. Если содержание передано верно, ответ может быть засчитан.

С1 (др.пример). Ответ выпускника представляет дословно переписанный фрагмент текста при требовании вычленения определенных элементов. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором. Максимум – 2 балла. Правильный ответ должен был содержать следующие элементы: 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей. Ответ выпускника: «С1. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными ; здесь развертывается производство идей ; здесь в значительной степени происходит и их потребление ». в случае правильного выбора отрывка, ответ может быть оценен как частично верный, поскольку в данном случае умение вычленять из целостного фрагмента необходимые компоненты содержания не выявляется.

С 2 Пример: Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения. Максимум – 2 балла - если у выпускника отсутствует ответ на вопрос при наличии необходимого количества обоснований. Если вопрос предполагает выражение согласия (несогласия) с приведенной позицией и позиция отвечающего понятна по контексту, ответ может быть оценен (в зависимости от количества аргументов как верный или частично верный).

С 3 Максимум – 3 балла. Пример объяснения: 1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды. 2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества. 3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество. 4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам. Если в ответе видна подмена анализа фактов общественной жизни рассуждениями общего характера, То такой ответ не может быть засчитан как правильный. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

С 4 Пример: Предложите свой способ перспективного решения любой из названных проблем современного человека, опираясь на теоретические знания курса и собственный опыт. Максимум – 3 балла. Если в ответе выпускника: - Отсутствие опоры на знания курса, использование лишь обыденных представлений. или - Подмена анализа фактов общественной жизни рассуждениями общего характера. Такой ответ может быть не засчитан как правильный.

С4 (др. пример). (задание, требующее выражения и аргументации собственного мнения, формулирования оценочных суждений). Пример: Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции. - Отсутствует ответ на вопрос при наличии необходимого количества обоснований. В случае, если вопрос предполагает выражение согласия или несогласия с приведенной позицией и позиция отвечающего понятна по контексту, ответ может быть оценен (в зависимости от количества аргументов как верный или частично верный).

С 5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда. Максимум – 2 балла. Правильный ответ должен содержать следующие элементы (не менее 3 предложений): 1) например: Рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага; 2) И два предложения с информацией о рынке труда, опирающейся на знания курса, например: – «Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг». – «Рынок труда отражает структуру общественного производства и общее состояние экономики региона и страны в целом».

С5 (др.пример) Назовите любые три характерных признака массовой культуры. Максимум – 2 балла. В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки: 1) коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания; 4) доступность. Экзаменуемые указывают не видовые характеристики конкретной группы социальных объектов, а более общие родовые признаки класса, куда входит и эта группа. Ответ выпускника: «С5. Массовая культура - представляет определенные ценности; - является результатом духовной деятельности». Такие позиции при оценке не учитываются, т.к. специфика раскрываемого понятия в данном случае утрачивается.

или Ответ содержит позиции, напрямую не соответствующие заданию (например, вместо признаков – проявления и т.п.). Ответ выпускника: «С5. Массовая культура - это телесериалы, рекламные ролики, литература приключенческого и детективного жанров». Ответ признается неверным, выставляется 0 баллов.

С 6 Это одно из самых сложных по технологии выполнения и оценивания заданий КИМ по обществознанию. Условие содержит указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни. Прослеживаются три устойчивых модификации задания: 1 модификация содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Например: «Раскройте на примере (-ах)…N позиций». В этом случае оцениваемыми элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой. 2 модификация - «Назовите N позиций и проиллюстрируйте каждую из них примером». Оцениваемые элементы ответа – четко названы необходимые позиции (признаки, отличия и т.п.), каждая проиллюстрирована адекватным примером. 3 модификация - «Подтвердите конкретными примерами…». Оцениваемый элемент ответа – комментарий (раскрытие сложного понятия через признаки) и соответствующий пример. Максимум – 3 балла.

С6. Проблемы в оценивании заданий первой модификации («Раскройте на примере (-ах)…N позиций»; «Раскройте на N примерах…»). Раскройте на 2 примерах воздействие культуры на политическую сферу. Максимум – 3 балла. В ответе выпускника могут быть неуместные примеры: «С6. Кандидат в депутаты парламента активно посещал концерты и дискотеки своего города, где пел и танцевал вместе с потенциальными избирателями, стремясь их привлечь на свою сторону. Это говорит о возможном влиянии деятелей культуры на выбор избирателей. Можно также привести в пример участие популярных исполнителей в митингах в поддержку кандидатов в депутаты парламента». Засчитываются только прокомментированные уместные примеры, но оценка не снижается из-за наличия ошибочных позиций в том случае, если они не искажают сути рассматриваемого объекта.

С6 (др.пример) Назовите любые три фактора, негативно влияющих на условия труда работника, и проиллюстрируйте каждый из них примером. Максимум – 3 балла. Могут быть названы следующие факторы с примерами: 1) физические (например, шум, вибрация в метрополитене); 2) химические (например, вредные для здоровья человека газы); 3) биологические (например, болезнетворные бактерии и вирусы в специализированных лабораториях и хранилищах). если в ответе выпускника даны только примеры или только факторы: «С6. Плохо влияют на труд работника, например, повышенный шум, постоянное искусственное освещение». Или «С6. Факторы: бактериологическая или химическая опасность». Такой ответ не может быть оценен максимальным баллом.

С6 (еще один пример) Подтвердите двумя примерами наличие в современной России политического плюрализма. Максимум – 3 балла. Могут быть приведены следующие позиции: 1) существование в РФ многопартийности (например, партии (блоки) «Единая Россия», «Родина», СПС, ЛДПР, КПРФ и мн. др.); 2) наличие СМИ, отражающих различные политические взгляды (правительственные, например, «Российская газета», телеканал «Россия» и др., прокоммунистические, например, газета «Советская Россия», демократические, например, радиостанция «Эхо Москвы») Обязательно в ответе наличие комментария и примеров Ответ выпускника: «С6. О наличии политического плюрализма свидетельствуют отсутствие обязательной для всех идеологии и деятельность в РФ различных политических партий». Такой ответ максимальным баллом не оценивается.

С 7 Данный тип заданий представляет собой задание-задачу, которая имеет множество модификаций Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? Задание как несколько взаимосвязанных вопросов. Максимум – 3 балла. Ответ выпускника: «С7. К информации о кандидатах, публикуемой СМИ, избиратель должен относиться очень осторожно, потому что штабы кандидатов часто используют так называемый «черный пиар», поэтому не всегда возможно отличить правдивую информацию от лживой». Ответ не соответствует заданному вопросу, следовательно, он будет оценен на 0.

С7 (др.пример) некое суждение, которое надо подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами По мысли русского философа Н. А. Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку этого высказывания известного мыслителя. Максимум – 3 балла. В ответе могут быть приведены такие аргументы, например: Машинная, техническая цивилизация опасна для души, потому что: 1) производство духовных ценностей приобретает коммерческий характер; 2) духовные ценности становятся стандартизированными и утилитарными; 3) живое человеческое общение заменяется суррогатной формой. Ответ выпускника: «С7. Старая культура, действительно, не уделяла внимания человеческому телу, которое считалось «нечистым». А техническая цивилизация дала нам разные удобства, позволила позаботиться о своем теле, физическом состоянии. Может быть, она опасна для души, потому что отвлекает от чтения всяких книг и раздумий». Неубедительные аргументы могут быть не засчитаны в качестве верных.

С7 (еще один пример) требуется сформулировать ответ на конкретный вопрос и привести несколько доказательств Владелец крупнейшего телеканала купил контрольный пакет акций всех основных телекомпаний. Как это может повлиять на развитие демократии в стране? Обоснуйте свой ответ двумя аргументами. Максимум – 3 балла. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) предположение о том, что эта ситуация создает угрозу свободе СМИ и праву граждан на получение достоверной информации; 2) два аргумента, например, - содержание передаваемой информации на всех каналах может стать односторонним, - освещение отдельных проблем может вестись исключительно в интересах монополиста. Ответ выпускника: «С7. В этом случае, наверное, на всех каналах появятся похожие передачи, будет передаваться одинаковая по содержанию информация. Кроме того, будут лоббироваться интересы владельца». Здесь отсутствует четкий ответ на вопрос, но есть необходимое количество аргументов. Максимальное количество баллов не ставится.

С7 (еще один пример) разные формулировки условий 1) 14-летний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые 2 аргумента для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка? Максимум – 3 балла. Правильный ответ должен содержать: 1) аргументы (основания), например: – совершено деяние; – деяние запрещено законом; – деяние совершил субъект, подлежащий юридической ответственности; 2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность. Ответ выпускника: «С7. Преступление – это противоправное виновное деяние, угрожающее жизни и здоровью, имуществу граждан, безопасности государства, совершенное лицом, подлежащим уголовной ответственности». Приведены верные доказательства, но они имеют обобщенный абстрактный характер («не привязаны» к условию задачи). Ответ может быть оценен в зависимости от количества аргументов как верный или частично верный.

2) По данным исследователей, в 80-х г. ХХ в. совокупностью таких благ цивилизации, как дом или квартира, транспорт, связь, образование, отдых и социальное обеспечение пользовалось порядка 40% землян, тогда как в начале ХХ в. – всего 1%. Сделайте 3 вывода из этих данных. Максимум – 3 балла. Правильный ответ может содержать следующие выводы: в течение ХХ в. 1) уровень жизни землян существенно вырос; 2) возросли возможности общества удовлетворить потребности людей; 3) выросло количество стран (территорий), охваченных достижением цивилизации. Ответ выпускника: «С7. На протяжении ХХ в. изменился взгляд жителей Земли на то, какие блага им необходимы. Процесс глобализации ускорил эти изменения». Сделаны выводы абстрактного характера, правильные по своей сути, но не вытекающие из приведенных в условии данных. Ответ не может быть признан правильным.

С 8 Требуется составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме; в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. были уточнены критерии оценивания С8: полное правильное выполнение задания теперь оценивается в 3 балла. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). 3 б. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 б. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1 б. План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы. 0 б.

1). Отдельные существенные вопросы упущены. Пример: Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Ответ выпускника: «С8. Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Экологический кризис: понятие. 2. Причины экологического кризиса: а) результаты хозяйствования человека; б) господство потребительской идеи «Природа не храм, а мастерская». 3. Проявления кризиса: а) загрязнение атмосферы, почвы и воды отходами производства б) уничтожение растений и животных; в) неумелая добыча полезных ископаемых 4. Пути преодоления экологического кризиса. В плане экологический кризис рассматривается в отрыве от глобальных проблем современности, т.е. основное содержание темы отражено неполно. В то же время формулировки в плане корректны. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Максимальным баллом оценить нельзя.

2). Отдельные формулировки плана некорректны. Ответ выпускника: «С8. План, в соответствии с которым я буду освещать тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». 1) глобальные проблемы: кто виноват? 2) Кто породил экологический кризис? 3) а)загрязнение почв; б) загрязнение атмосферы; в) выброс вредных веществ в воду; г) последствия различных экспериментов ; д) незаконная вырубка лесов; 4) Что делать (как преодолеть последствия экологического кризиса): а) отказаться от господства потребительского отношения к природе; б) расширение международного сотрудничества; в) развитие и использование нанотехнологий в защите природы. Ответ выпускника весьма эмоционален. В нем присутствуют существенные изъяны. Во-первых, упоминание в п.1) глобальных проблем не связано с их общими признаками – выпускник лишь задает риторический вопрос. Не совсем корректной представляется и формулировка второго пункта плана, в котором выпускник, вероятно хотел сказать о причинах экологического кризиса. Название третьего пункта плана отсутствует, хотя и понятно по контексту приведенных подпунктов. Но в совокупности пункты плана охватывают значимые аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Ответ можно оценить 1 баллом.

3). План не раскрывает предложенной темы. Ответ выпускника: «С8. «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План: 1) вступление, где можно рассказать о сути проблемы; 2) основная часть, где можно рассказать о сути вопроса подробнее: а)причинно-следственные связи, б)взаимообъясняющие обстоятельства; в) не забыть всё проиллюстрировать примерами; 3) заключение: а) выводы; б) итоги; возможные пути решения проблемы В этом ответе выпускник в общем виде раскрывает логику ответа, но не конкретизирует ее применительно к обозначенной теме. Такой ответ не засчитывается как правильный и оценивается 0 баллов.

4). Структура ответа не соответствует плану сложного типа. Ответ выпускника: «С8. «Экологический кризис как глобальная проблема современности». 1) понятие глобальных проблем. 2) Причины экологического кризиса. 3) Примеры кризисных явлений в экологии. 4) Последствия экологического кризиса. В этом ответе выпускник верно назвал основные аспекты темы, но не конкретизировал хотя бы некоторые из них в подпунктах. Такой ответ не засчитывается как правильный и оценивается 0 баллов.

Действия при составлении плана ответа 1.Представьте содержание курса, раскрывающее предложенную тему. 2.Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. 3.Озаглавьте каждую часть. 4.В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 5.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. 6.В случае необходимости внесите коррективы. 7.Помните, план должен охватывать основное содержание темы. 8.В заголовках нежелательно повторять сходные формулировки.

С 9 это единственное задание, являющееся альтернативным. Ученик самостоятельно выбирает из 6 предложенных тем наиболее привлекательную для себя и раскрывает ее в рамках одной из базовых общественных наук. Обозначенная в формулировке темы проблема должна быть решена выпускником с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Это принципиальный аспект системы оценивания задания. Темы представляют собой проблемные высказывания (могут быть в афористической форме). Выпускник должен выявить саму проблему, стоящую за высказыванием, сформулировать свое отношение к ней, аргументировать собственную позицию, демонстрируя понимание существа вопроса и владение обществоведческими знаниями и умениями. Для этого целесообразно: выявить сущность проблемы; наметить возможные линии, аспекты ее раскрытия; очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, необходимых для раскрытия каждого из аспектов проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов. При неполном правильном ответе, в зависимости от глубины и полноты раскрытия вопроса – 4; 3, 2 или 1 балл. Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям. Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания Критерий 2 (К2) – Представление и пояснение собственной позиции Критерий 3 (К3) – Уровень приводимых суждений и аргументов Критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

Темами эссе выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов. Некоторые факты их биографии, могут быть знакомы учащимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебных источников информации. Следует ли приводить такие сведения в экзаменационной работе? В одном только случае – если это прямо «работает» на раскрытие темы, обоснование своей позиции по поднятой проблеме. Например, выпускник выбрал в качестве темы эссе одно из высказываний А.Ф.Кони о равенстве людей перед законом. Рассмотрим возможные варианты ответа: 1) выпускник достаточно подробно пересказал биографию автора высказывания (готовил реферат на уроке истории), затем перешел к раскрытию темы эссе вне связи с предыдущей частью; 2) учащийся никак не отреагировал на авторство высказывания; 3) экзаменующийся отметил, что Кони был известным отечественным юристом в дореволюционной России, отстаивал демократические принципы правосудия, о чем свидетельствует и приведенное высказывание; такую позицию можно считать прогрессивной и актуальной и сегодня, что должны подтвердить последующие рассуждения. Первый вариант ответа вряд ли что-то может прибавить к общей оценке работы, поскольку требование раскрывать биографию или взгляды авторов суждений является в рамках данной модели задания является излишним и не включается в критерии оценивания. По этой же причине оценка не может быть снижена и в тех случаях (их подавляющее большинство), которые отражены во втором варианте. Третий вариант ответа, несомненно, должен пойти «в зачет выпускнику», повысить оценку работы, поскольку таким образом выпускник показал понимание смысла высказывания.

Остановимся подробнее на критерии К3. В нем акцентировано три позиции, отражающие характер и уровень аргументации: - теоретическое обоснование, - подкрепление общих рассуждений и теории фактами и примерами, раскрытие отдельных аспектов избранной темы. К раскрытию вопроса на теоретическом уровне, в первую очередь, следует отнести использование научных понятий определенной области (или областей) обществознания, формулирование утверждений и выводов, приведение принципов и подходов, системно- логическое обоснование своей позиции, раскрытие причинно- следственных, функциональных, иерархических связей и отношений. Фактическая сторона ответа предполагает привлечение статистических данных; показ конкретных проявлений установленных связей и отношений; использование примеров, иллюстрирующих отдельные положения. Источниками фактических данных могут быть материалы, приведенные в учебниках, в СМИ и даже «случаи» из собственной жизни. Важно, чтобы фактическая составляющая находилась в органической связи с теоретической составляющей ответа, а не присутствовала, что называется сама по себе, как некий необходимый довесок к ответу.

Пример С 9 Тема эссе: «Семья, в которой родился человек – начало социальной траектории его жизни, его движения в направлении освоения новых социальных ролей и повышения статуса» (Л.Хрипалина). Теоретический блок работы выпускника по этой теме может включать следующие компоненты: - понятия «семья», «социальный статус», «социальная роль», - комплекс утверждений, отражающих функции семьи (особенно в части первичной социализации личности), - причинно-следственные связи семейного воспитания, характера семейных взаимоотношений, с одной стороны, и личностной (профессиональной, статусной и др.) реализацией человека в дальнейшей жизни. В качестве конкретизирующего материала могут быть использованы известные учащимся (из курсов истории, литературы) факты влияния «фактора родительской семьи» (статус семьи, взаимоотношение взрослых и детей, семейные традиции и ценности и т.п.) на жизненный путь человека в его социальном аспекте. Уместны будут и примеры, опирающиеся на личный социальный опыт выпускника.