Конференция «Анализ и формирование социальной политики в России: возможности диалога » 16-17 марта 2006 г. Определение путей диалога и взаимодействия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Эффективные модели и механизмы развития благотворительных проектов и программ в России. Цирульников Борис Альбертович, исполнительный директор «Общественного.
«Общественные советы и общественный контроль» 1. Механизмы вовлечения общественности в процессы взаимодействия с органами власти (особенно активизировались.
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА? Маркова Елена Валерьевна.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
Развитие общественной составляющей – приоритет социальной политики в городе Заместитель главы администрации г. Лесосибирска Р. С. Вирц.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ Проблемы, точки роста и перспективы развития.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
" Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне " Мария Петренко, Центр развития общественных инициатив.
Программы поддержки ТОС и ТСЖ г. Москва, 20 октября 2010 г.
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Транксрипт:

Конференция «Анализ и формирование социальной политики в России: возможности диалога » марта 2006 г. Определение путей диалога и взаимодействия в процессах анализа и формирования социальной политики Л.Н. Коновалова, зав. кафедрой ЮНЕСКО по развитию неправительственных организаций Государственного университета управления

Основные проблемы социально-экономического развития России: Демографические показатели Обнищание населения Недостаточное финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура) Снижение индекса развития человеческого потенциала Снижение темпов развития территорий Снижение уровня доверия общества к принимаемым государственным решениям

Показатели Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) уровень смертности доходы населения уровень образования уровень рождаемости участие граждан в управлении государством уровень миграции и т.д. В 2001г. по уровню ИРЧП Россия занимала 63-е место в мире (группа стран со средним уровнем развития). (по данным «Доклада о развитии человека», 2003, ПРООН).

Новые проблемы и вызовы в развитии России Выстраивание вертикали власти, снижение уровня гражданского участия Введение с ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» Монетизация социальных льгот Рост бюрократического аппарата Укрупнение регионов Ожидаемая приватизация учреждений культуры, науки, образования, здравоохранения Фактически осуществляемая реформа здравоохранения Реформа ЖКХ Реформа образования

Новые социальные конфликты Между монополизирующейся политической властью и плюрализмом гражданских интересов Между политико-реформаторской и административно-бюрократической сторонами власти Между социально ориентированными ожиданиями населения и сохраняющимся курсом на углубление либерализации экономики Между властью и обществом

Виды участия граждан в деятельности государства политическое участие общественное участие гражданское участие - участие в выборах и референдумах; - политические активисты; - др. - обмен информацией между гос-м и общ-м; - выявление проблем, потребностей, ценностей; - выработка новых идей; - решение экологических, социальных, правовых проблем; - участие слоев общества в демократическом процессе (объединение); - разработка и обсуждение соц.-экон. программ; - участие в формировании бюджетов; - формирование гражданских инициатив;

государство бизнесобщество - взаимные парные ожидания частно- государственное партнёрство

Краткая характеристика третьего сектора: На зарегистрировано 589 тыс. НКО, из них собственно неправительственных организаций – 370 тыс. (для сравнения в США –1 млн. 400 тыс. ННКО) Около 2 млн. человек, занятых в секторе (с учетом добровольцев 3,5 млн. чел.) Сектором оказаны услуги свыше 30 млн. чел. В секторе работают около 60% чел. с высшим образованием ННКО – главные участники в создании т.н. «социального капитала»

ННКО, работающие в социальной сфере по отдельным проблемам и социальным группам: Пенсионеры, ветераны; Уход за больными, создание хосписов; Бездомные (в том числе дети); Предотвращение СПИДа; Инвалиды, в том числе с детства; Предотвращение наркомании; Предотвращение преступности, в том числе малолетней; Создание семейных детских домов; Дети без родителей, беспризорные;

продолжение Работа с заключенными; Детская самодеятельность; Просветительские программы; Защита социальных прав и прав ребенка; Права потребителей; Научные общества и сообщества; Здоровый образ жизни; Культурное наследие; Охрана окружающей среды; Беженцы и мигранты и др.

Социальная политика: является составляющей государственной политики, в первую очередь, экономической; формирует направления социального развития; определяется характером развития государства и базируется на его социальной структуре; обосновывается на мерах распределения ресурсов.

Участники: законодательные структуры; органы исполнительной власти; работодатели (госпредприятия и учреждения, бизнес- структуры); профсоюзы; организации гражданского общества; граждане (приоритет - социально уязвимые группы).

Направления социальной политики (из Программы социально-экономического развития РФ в г.г.) демографическая ситуация; образование; наука; культура; здравоохранение; физическая культура и спорт; занятость, миграция; социальная поддержка населения (доходы ниже прожиточного минимума); пенсионеры; ЖКХ.

Механизмы в осуществлении социальной политики: правовые (определяют «правила игры» и контроля за их соблюдением); финансовые; политические методы (т.н., политическая воля). Пример: экономический кризис 60-х годов в США.

Какое «социальное государство?» Социальное государство базируется на: приоритете прав человека; формировании гражданского общества; солидарности в решении социальных проблем.

В 2002 г. в бюджет РФ были включены займы международных организаций (прежде всего ВБ) на сумму свыше 55 млн. долларов. Эти средства были направлены на: реформу систем образования; пилотный проект по реформе здравоохранения; проведение реформы социальной защиты населения.

Международные обязательства: разработана и принята национальная концепция ЦРТ; ратифицирована (частично) Европейская социальная хартия; Болонская декларация (в т.ч. по управлению образованием); Дакарская декларация «Образование для всех»; Рекомендация о статусе учителей и др.

Международный НациональныйРегиональный уровень, уровень (МУ) уровень (НУ)территории (РУ) ______________________________________________________ Международные Законодательство,Решение ЗАКС, обязательства,Действия органовместных администраций международные исполнительной власти стандарты, индикаторы НПОНПО социальные НПО соц. группы группы

Механизмы влияния на формирование и анализ социальной политики Основа влияния: информированность, содействие и мониторинг МУ – национальные и независимые доклады НУ – участие, общественный прозрачность, контроль, экспертиза профессионализм РУ – участие, общественный контроль, экспертиза

Формы межсекторного социального взаимодействия и партнерства для продвижения гражданских инициатив Общественный договор (например, в 1997 г. заключен в Великобритании между правительством и ННКО) Общественно-государственные консультации Общественные, консультативные советы при министерствах, ведомствах, Госдуме для участия в решении проблем общества Общественная экспертиза, общественный контроль Социальный грант Социальный заказ (закон разработан в 57 регионах, принят – в 17) Долевое участие в федеральных программах (открытый конкурс) Ярмарки социально-значимых проектов (реализованы в 50 регионах) Фонды развития местного сообщества (18 регионов) Участие в формировании социальных бюджетов

Наработки третьего сектора, направленные на решение социальных проблем социальные технологии (все регионы России); участие в конкурсах социально значимых проектов (56 регионов); формирование ТОС, ТСЖ (32 региона); Пример: Общественная палата, г.Владивосток участие в проектах «Прозрачный бюджет» - разработка центра «Стратегия» (свыше 20 населённых пунктов); Пример: 15 НПО Канады – социальный бюджет Вывод: необходима база данных разработанных механизмов

Значение сетевых ресурсов ННКО объединение экспертного потенциала создание платформы для постоянного диалога с властными и законодательными структурами; возможность объединения исследователей и практиков; систематизация деятельности

продолжение Профильные сети: обмен практиками и информацией; концентрация усилий на решение приоритетной проблемы Региональные сети: решение региональных проблем; объединение ресурсов Пример: СЦПОИ Вывод : распространение сетевых методик деятельности в третьем секторе

Социальная ответственность бизнеса («бизнес ради бизнеса есть бизнес») Сегодня современный менеджмент переходит от концепций тотального управления качеством (TQM) к социально- ориентированной концепции управления (TRM). Собственные программы компании направлены на социальную защиту персонала. Внешние программы компании направлены на программы партнерства с органами управления разного уровня, ННКО, профсоюзами, СМИ.

Инструменты реализации социальных программ компании: денежные гранты; благотворительные пожертвования; спонсорская помощь; социально-значимый маркетинг; долевое финансирование; социальные инвестиции; делегирование сотрудников компании; административный (социальный) бюджет

государство бизнес общество социально- ориентированные лидеры и менеджеры

Основные направления подготовки Специалисты 3-х секторов: Механизмы и технологии межсекторного взаимодействия и партнерства Управление социальными программами и проектами, их оценка и мониторинг Бизнес-сектор: Управление социальными программами компании Социальная реклама Управление информационной средой (социальная журналистика)