Введение в Роршах-психодиагностику. Рупчев Г.Е.. Проективные тесты ? Материал : степень неопределенности Материал : степень неопределенности Механизм:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Advertisements

Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Краткая характеристика методов научного исследования.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Методика чернильных пятен Роршаха. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ас­социаций К. Юнга, созданного им в годах.
Выполнила ученица 10 класса А(г) МОУ лицея 6 г. Тамбова Гречухина Мария Руководитель – учитель математики Елисеева Л. В
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Возможности применения опыта психологии управления в работе современного преподавателя И. В. Головнева, канд. психол. наук, доцент, ХГУ-НУА,
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Электронная газета Выпуск 1 (Неделя психологии) Заходите к нам на МБДОУЦРР28 «ОГОНЕК» Дата выпуска:
Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
Мастер - класс «Учитель – исследователь». УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально.
Транксрипт:

Введение в Роршах-психодиагностику. Рупчев Г.Е.

Проективные тесты ? Материал : степень неопределенности Материал : степень неопределенности Механизм: проекция…категоризация неопределённого стимула… Механизм: проекция…категоризация неопределённого стимула… Анализ: восстановление способа интерпретации Анализ: восстановление способа интерпретации Цель: личность…часть личности ? Цель: личность…часть личности ? Тест: сензитивность Тест: сензитивность

Проективные тесты ? Проективный тест – тест ? Проективный тест – тест ? Функциональная проба …для личности Функциональная проба …для личности Проективный тест - интерпретация интерпретации ? Проективный тест - интерпретация интерпретации ?

Функциональная проба. Неврология. Функциональные пробы – тесты, применяемые для оценки степени и характера реактивности корковых и подкорковых структур мозга. открывание глаз открывание глаз ритмические световые мелькания ритмические световые мелькания звуковые и вестибулярные раздражения звуковые и вестибулярные раздражения гипервентиляция гипервентиляция пережатие магистральных сосудов пережатие магистральных сосудов фармакологические воздействия фармакологические воздействия психологические тесты и др. психологические тесты и др.

Функциональная проба. Кардиология. Физическая нагрузка ( циклическая, изометрическая ); Физическая нагрузка ( циклическая, изометрическая ); нервно-рефлекторные воздействия ( ортостатическая проба ) нервно-рефлекторные воздействия ( ортостатическая проба ) Химическое воздействия ( гипервентиляция, гипоксия, проба с диакарбом и др.); Химическое воздействия ( гипервентиляция, гипоксия, проба с диакарбом и др.); фармакологические пробы; фармакологические пробы; информационные пробы ( ментальный стресс ). информационные пробы ( ментальный стресс ).

Проективные тесты. Ситуация тестирования: Ситуация тестирования: Психометрическая ? Психометрическая ? Патопсихологическая + Патопсихологическая + Психопатологическая + Психопатологическая +

Проективные тесты. История. «Словесные ассоциации», (В. Вундт, Ф.Гальтон) «Словесные ассоциации», (В. Вундт, Ф.Гальтон) Вюрцбургская школа Вюрцбургская школа К.Г. Юнг - «комплекс» К.Г. Юнг - «комплекс» Г. Кент, А. Розанов Г. Кент, А. Розанов. (100 слов). (100 слов). «Индивидуальные ответы» «Индивидуальные ответы» Многофакторность. Многофакторность Абрамов В.В. Метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности у душевнобольных Абрамов В.В. Метод дополнения фразы для исследования творческой деятельности у душевнобольных Д. Рапапорт (60 слов) Д. Рапапорт (60 слов).

Проективные тесты. История. Фрейд / Freud Свободные ассоциации Свободные ассоциации «Исследование истерии» «Исследование истерии» «…все не так спонтанно…как кажется» «…все не так спонтанно…как кажется» Фрейд-Юнг: «…быстрая экспериментальная проверка утверждений психоанализа…» Фрейд-Юнг: «…быстрая экспериментальная проверка утверждений психоанализа…»

Тест Роршаха. Предыстория интереса к пятнам. «История создания Роршах-теста». Franziska Baumgarten-Tramer. Zur Geschichte des Rorschach-Tests Schweizer Archiv für Neurologie u. Psychiatrie, том 50, 1943, стр Schweizer Archiv für Neurologie u. Psychiatrie, том 50, 1943, стр Боттичелли ( ). Боттичелли ( ). Леонардо Да Винчи. ( ). Леонардо Да Винчи. ( ). «Книга о живописи»: «В результате встречи с непонятными и неясными вещами дух наш просыпается для новых свершений». «Книга о живописи»: «В результате встречи с непонятными и неясными вещами дух наш просыпается для новых свершений». также истолкование звука. также истолкование звука Immanuel Kant. Versuch über die Krankheiten des Kopfes (Этюд о болезнях головы) Immanuel Kant. Versuch über die Krankheiten des Kopfes (Этюд о болезнях головы). Парейдолии-аффекты Парейдолии-аффекты

Тест Роршаха. Предыстория интереса к пятнам. «Кляксография». Юстинус Кернер ( ) 50 чернильных пятен + 39 коротких стихотворений 1.«Memento mori» 2.«Образы царства мёртвых» 3.«Образы из ада». «…Эти образы из царства мёртвых Духи мерзости и низости превратной Появившиеся на свет земной Навевают ужас чернотой В пятнах жутких явно жизни нету Это и пугает-то меня…»

Тест Роршаха. Предыстория интереса к пятнам. Франция 1895 – Binet Alfred ( ), директор лаборатории физиологической психологии в Сорбонском университете (Париж) и Victor Henri. (Пятна в качестве теста к способностей к фантазированию.) 1895 – Binet Alfred ( ), директор лаборатории физиологической психологии в Сорбонском университете (Париж) и Victor Henri. (Пятна в качестве теста к способностей к фантазированию.)Америка G. Dearborn. Blots of ink in experimental psychology в журнале Psychological Review 4, опубликованы G. Dearborn. Blots of ink in experimental psychology в журнале Psychological Review 4, опубликованы E. Sharp Individual Psychology: a study in psychological method, American Journal of Psychology, E. Sharp Individual Psychology: a study in psychological method, American Journal of Psychology, E. Kirkpatrick. Individual Tests of school children, Psychological Review, E. Kirkpatrick. Individual Tests of school children, Psychological Review, Guy Montroe Whipple, Manual of Mental and Physical Tests, Baltimore, Warwick a. York, (стандартизированная серия из 20 клякс; не ограничивал время) Guy Montroe Whipple, Manual of Mental and Physical Tests, Baltimore, Warwick a. York, (стандартизированная серия из 20 клякс; не ограничивал время).

Тест Роршаха. Предыстория интереса к пятнам Россия Теодор Рыбаков, «Атлас для экспериментально- психологического исследования личности», (содержал 8 чернильных пятен для исследования фантазии и представлений. Выявление силы, живости и реалистичность образов фантазии) Теодор Рыбаков, «Атлас для экспериментально- психологического исследования личности», (содержал 8 чернильных пятен для исследования фантазии и представлений. Выявление силы, живости и реалистичность образов фантазии).Англия F. C. Bartlett, An experimental study of some problems of perceiving a. imaging, British Journal of Psychology, том 8, г. (использование цвета) F. C. Bartlett, An experimental study of some problems of perceiving a. imaging, British Journal of Psychology, том 8, г. (использование цвета) C. J. Parsons. Childrens interpretation of ink-blots, British Journal of Psychology, том 9, (97 детей, в возрасте 7–7½ лет с серией тестовых таблиц Whipple) C. J. Parsons. Childrens interpretation of ink-blots, British Journal of Psychology, том 9, (97 детей, в возрасте 7–7½ лет с серией тестовых таблиц Whipple).

Герман Роршах

Герман Роршах. 8 ноября 1884 Родился в Цюрихе. Обучение в Нойенбурге. Медицина (Эрнст Геккель). Цюрих. Берн. Берлин Россия Россия. Рецензии Женитьба. Ольга Штепелин. Младший ординатор в ПБ Московская область. Крюково получил докторскую степень за работу «О рефлексивных галлюцинациях и близких к ним явлениях» под руководством Э. Блейлера врач в ПБ Вице-президент швейцарского психоаналитического общества первые опыты по изучению особенностей восприятия причудливых пятен "Психодиагностика".Отвергнута 7 изданиями – издание тиражом 1200 экземпляров умер от перитонита.

Г.Роршах. Психодиагностика Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов)

Область применения. Психиатрия Психиатрия Клиническая психология Клиническая психология Нейропсихология Нейропсихология Возрастная психология Возрастная психология Психология труда Психология труда Этнопсихология Этнопсихология Психология творчества Психология творчества

Психодиагностические требования. Валидность Валидность Ре-тест Ре-тест Разделение теста Разделение теста Комбинация с другими тестами Комбинация с другими тестами Последовательность Последовательность Заключение Заключение Тест «вслепую». Тест «вслепую». Показатели нормы. Показатели нормы. Применение в детской психологии Применение в детской психологии

Психодиагностические требования. Объективность. Процедура. Обученность. Объективность. Процедура. Обученность. Надежность. Ре-тест. Надежность. Ре-тест. Достоверность. Достоверность.

Методика Тестовый материал Общие условия. - относительно простые формы - относительно простые формы - соответствие пространственному ритму (гармонии) - соответствие пространственному ритму (гармонии) Специальные условия. Симметричность. - равные условия для левшей и правшей. - облегчение проявлению интереса - равные условия для левшей и правшей. - стереотипность - влияние на аспонтанность - видение сцены

Эксперимент. 1. Проведение. Получение ответов. 2. Опрос 3. Кодирование 4. Интерпретация

Предварительная инструкция Наше исследование будет состоять из 2 частей. Сначала я буду показывать Вам карты с пятнами, а Вы будете говорить, что Вы там видите. Я буду записывать Ваши ответы на бумаге Во второй части исследования я задам Вам уточняющие вопросы»

Эксперимент Получение ответов (1). Инструкция : «Что это может быть?». Инструкция : «Что это может быть?». При вопросах разъяснение: При вопросах разъяснение: «Скажите, чем это является для Вас?» «Скажите, что Вы здесь видите?» Испытуемый должен держать таблицу в руках, потому и наибольшее расстояние, откуда её ещё можно рассмотреть, будет определяется длиной вытянутых рук испытуемого. Испытуемый должен держать таблицу в руках, потому и наибольшее расстояние, откуда её ещё можно рассмотреть, будет определяется длиной вытянутых рук испытуемого. Испытуемые могут: вращать и поворачивать таблицы, отодвигать таблицу от себя Испытуемые могут: вращать и поворачивать таблицы, отодвигать таблицу от себя Нельзя рассматривать её издалека Нельзя рассматривать её издалека Необходимо внимательно следить за тем, чтобы испытуемые не могли заранее увидеть таблицы издали.

Эксперимент Получение ответов (2) Главное – это то, чтобы эксперимент проводился в атмосфере, как можно более свободной от любой формы принуждения…Г. Роршах Нейтрально доброжелательная, поддерживающая позиция При случае излишне тревожащимся пациентам необходимо ad oculus показать то, каким образом были получены подобного рода картинки. Но обычно к проведению эксперимента не оказывают сопротивления даже недоверчивые и заблокированные душевнобольные. E. Bom

Эксперимент Получение ответов (3). Карты Карты Местоположение Местоположение Подготовка клиента Подготовка клиента Ответы на вопросы (короткие, честные и не прямые) Ответы на вопросы (короткие, честные и не прямые) Поощрение Поощрение Попытки отказа Попытки отказа Короткие протоколы Короткие протоколы Длинный протокол Длинный протокол Протоколирование Протоколирование

Получение ответов (4). Короткий протокол 17 ответов Причины (расстройства ГМ или ЗМ) Техника стимулирования (На этапе карты I директивно, на IV менее) Повторное получение ответов

Получение ответов(5). Работа с отказами. Повтор инструкции Вопросы испытуемого (ответы короткие, ясные) Отклонение от цели исследования

Получение ответов (6). Длинные протоколы. >50 ответов 5 ответов также валидны, как и >5 Техника ограничения Более 5 ответов на каждую карту ограничиваются Если начинает не с 5 ответов, а потом ограничение после 6 ответа.

Опрос (1) ЦЕЛЬ - увидеть то, что видит тестируемый и как он это видит ЦЕЛЬ - увидеть то, что видит тестируемый и как он это видит ЦЕЛЬ - сделать кодирование или ведение счета как можно точнее, первая цель опроса понять то, что видел тестируемый, или хотя бы зафиксировать то место (где на кляксе) он это видел и какие особенности в кляксе заставили его видеть именно так. ЦЕЛЬ - сделать кодирование или ведение счета как можно точнее, первая цель опроса понять то, что видел тестируемый, или хотя бы зафиксировать то место (где на кляксе) он это видел и какие особенности в кляксе заставили его видеть именно так. Это не новый тест и не время для новой информации, это время, когда старая информация пересматривается и проясняется. Это не новый тест и не время для новой информации, это время, когда старая информация пересматривается и проясняется. Открытые вопросы Открытые вопросы Вопросы основанные на ключевых словах Вопросы основанные на ключевых словах

Опрос (2) Инструкция «Теперь мы снова пройдем все карты, это может занять некоторое время. Я хочу увидеть то, что Вы мне назвали и хочу быть уверен, что я их увижу так же как и Вы. Сейчас я прочитаю Вам Ваши ответы, и при этом я порошу Вас показать мне, где находятся увиденные Вами объекты, а потом объяснить, что в этих изображениях такого, что делает их похожими на те объекты, которые Вы увидели, чтобы я смог увидеть эти объекты точно также, как и Вы»

Опрос (3) Вопросы испытуемого Акцент на увиденном, а не на новом «Здесь Вы сказали…» «Потом сказали…» Дословный повтор слов Быть достаточно настойчивым

Опрос (4) Опрос (4) Прояснение детерминант Ключевые слова(красивый, яркий, оригинальный, кровь, мягкий, пушистый, ковер, шуба) Вопрос не директивный и без намеков на использование детерминант Ответ должен выявить детерминанту

Эксперимент Опрос(5) УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ОПРОСА : 1) ПОДГОТОВИТЬ ПРАВИЛЬНО ТЕСТИРУЕМОГО. 2) ВНИМАТЕЛЬНО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ ОТВЕТЫ, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА КАЖДОЕ СЛОВО, 3) ОТВЕЧАТЬ НА ЛЮБЫЕ ВОПРОСЫ ПРЯМО И КРАТКО. 4) БЫТЬ ТОЧНЫМ С САМОГО НАЧАЛА. 5) БЫТЬ СДЕРЖАННЫМ. 6) ВЫЯСНИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. 7) ИССЛЕДОВАТЬ ДВУСМЫСЛЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 8) УТОЧНИТЬ КОЛИЧЕСТВО 0ТВЕТОВ.

Эксперимент Опрос(6) (ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ) "Я НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВИЖУ ЭТО ТАКИЕ КАК ВЫ". "Я НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВИЖУ ЭТО ТАКИЕ КАК ВЫ". "ПОМОГИТЕ МНЕ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ КЛЯКСА ВЫГЛЯДИТ ИМЕННО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. "ПОМОГИТЕ МНЕ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ КЛЯКСА ВЫГЛЯДИТ ИМЕННО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. "ЧТО В КЛЯКСЕ ПОМОГАЕТ ВАМ ВИДЕТЬ ИМЕННО ЭТО ?". "ЧТО В КЛЯКСЕ ПОМОГАЕТ ВАМ ВИДЕТЬ ИМЕННО ЭТО ?". "НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ОБЪЯСНИТЬ НЕМНОГО ПОДРОБНЕЕ?". "НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ОБЪЯСНИТЬ НЕМНОГО ПОДРОБНЕЕ?". "РАССКАЖИТЕ 0…" "РАССКАЖИТЕ 0…" "Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПРАВИЛЬНО ЭТО ПОНИМАЮ". "Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПРАВИЛЬНО ЭТО ПОНИМАЮ". "Я НЕ ПОНИМАЮ,КАКММ ОБРАЗОМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОХОЖЕ НА… "Я НЕ ПОНИМАЮ,КАКММ ОБРАЗОМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОХОЖЕ НА… "ПОМОГИТЕ МНЕ УВИДЕТЬ ТАК, КАК ВИДИТЕ ВЫ". "ПОМОГИТЕ МНЕ УВИДЕТЬ ТАК, КАК ВИДИТЕ ВЫ". "Я НЕ МОГУ РАЗОБРАТЬСЯ В ---". "Я НЕ МОГУ РАЗОБРАТЬСЯ В ---". "ПОКАЖИТЕ МНЕ ТАК, КАК ВЫ ЭТО ВИДИТЕ". "ПОКАЖИТЕ МНЕ ТАК, КАК ВЫ ЭТО ВИДИТЕ".

Эксперимент. Опрос (7).. ДЕСЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЕТ ЗАБЫВАТЬ 1) НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАПИСАТЬ ОТВЕТЫ ДОСЛОВНО. 2) НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ, А ВЫЯСНИТЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 3) НЕ ЗАДАВАЙТЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ИЛИ НАВОДЯЩИХ ВОПРОСОВ. 4) НЕ ЗАДАВАЙТЕ СЛИШКОМ МНОГО ВОПРОСОВ. 5) БУДЬТЕ ГИБЧЕ И ПРИСПОСАБЛИВАЙТЕСЬ К СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ ОПРОСА. 6) НЕ СПЕШИТЕ БЫСТРЕЕ ПРОЙТИ ОПРОС. 7) НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСОВ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ. 8) НЕ ИССЛЕДУЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. 9) НЕ ТЕСТИРУЙТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. 10) НЕ КОЛЕБАЙТЕСЬ СПРОСИТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРЕНЫ В ЧЕМ-ТО ИЛИ ЕСЛИ ЧТО-ТО ОСТАЛОСЬ 10) НЕ КОЛЕБАЙТЕСЬ СПРОСИТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ УВЕРЕНЫ В ЧЕМ-ТО ИЛИ ЕСЛИ ЧТО-ТО ОСТАЛОСЬ

Опрос (8). Ответы, требующие внимания. Указания на неодушевленное движение Ответы с «изображен» Цвет как лишь локализация Светотеневые ответы Ответы с текстурой Эффекты трехмерности Ответы с автономным объектом Аморфные объекты

Опрос (9). Недопустимые прояснения. Прямые вопросы Наводящие вопросы Вопросы, не имеющие отношения к цели опроса

Опрос (10). Опрос (10). Определение пределов Протоколы не содержащие популярные ответы Цель – способность вербализовать популярный ответ. «Мы почти закончили, но взгляните на эту карту. Иногда люди видят здесь Р. Вы видите здесь что-либо подобное?» Анализ поведения

Эксперимент. Кодирование (1). Локализация и качество генеза ответов Локализация и качество генеза ответов Детерминанты Детерминанты Качество формы Качество формы Содержание Содержание Организационная активность Организационная активность Специальные коды Специальные коды

Эксперимент. Кодирование (2). ЛокализацияWDDdS

Эксперимент. Кодирование (3). Качество генеза ответов O – имеющие требование к форме (определенные)(…человек, летучая мышь, бабочка…) + взаимодействие V– не имеющие требование к форме (неопределенные)(…облака, грязь, лужа…) V/+ взаимодействие

Эксперимент. Кодирование (4). Детерминанты Форма (F) Форма (F) Движение (M,FM.m) Движение (M,FM.m) Характер движения (a-p ) Характер движения (a-p ) Цвет (FC, CF, C) Цвет (FC, CF, C) Ахроматический цвет(FC, CF, C) Ахроматический цвет(FC, CF, C) Диффузия (FY, YF, Y) Диффузия (FY, YF, Y) Текстура (FT, TF, T) Текстура (FT, TF, T) Объемность. Трехмерность на форме. (FD, DF, D) Объемность. Трехмерность на форме. (FD, DF, D) Парность (2) Парность (2)

Эксперимент. Кодирование (5). Качество формы + сверхпроработанная 0-хорошая U- необычная, оригинальная - плохая

Эксперимент. Кодирование (6). H(H)Hd(HD)HxA(A)AnArtAyLsBlBtCgClExFiFdGeHh

Мы надеемся, что будущие исследователи, не будут забывать о необходимости постоянного сравнения данных, полученных в работе со здоровыми испытуемыми, с результатами тестирования душевнобольных, как и наоборот. Херизау, осень 1920 г. Герман Роршах