1 Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ Национальный фонд подготовки кадров Москва, 29 ноября 2011 Сыпало.
Advertisements

Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
1 Учебно-методический совет МАИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР 11 Москва, МАИ, 21 сентября 2011.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Структура примерной образовательной программы по направлению «Прикладная информатика» Тельнов Ю.Ф. Зам.председателя Совета УМО, проректор по научной работе.
1 Учебно-методический совет МАИ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ СЕМИНАР 12 Москва, МАИ, 23 ноября.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Магистерская программа «Проектирование технических средств на основе 3D-моделирования» Разработка ФОС, оценивающих сформированность компетенции ПК-9 в.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Реализация компетентностного подхода на основе ФГОС ВПО Оценка результатов обучения.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Транксрипт:

1 Учебно-методическое объединение по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Москва-Ярополец, МАИ, 3 марта 2012

22 Цель исследования Разработка научно-обоснованного подхода и соответствующего информационно-аналитического инструментария проектирования, актуализации и верификации образовательных программ в рамках государственной и общественно-профессиональной аккредитации и лицензирования ВУЗов

33 Предпосылки исследования -Отсутствие единой нормативной базы, полностью регламентирующей принципы и процессы создания, реализации и экспертизы образовательных программ; -Плохая корреляция номенклатуры направлений подготовки, ФГОС и ФГТ с номенклатурой работодателей и профессиональными стандартами; -«Размытость» и «неизмеримость» результатов обучения, несогласованность компетенций и практическая невозможность академической мобильности; -Сложность унификации ООП даже в рамках ВУЗа; -Неопределенность контрольно-измерительных материалов, плохая формализация оценки качества образования; -Конфликт участников образовательного процесса с Министерством и органами надзора;

44 «Традиционная» модель компетентностного подхода 1.Выявление (методом экспертных оценок) компетентностных требований к выпускнику, сформулированных промышленностью и экспертами ВУЗов в рамках профессиональных стандартов. 2.Определение результатов обучения в традиционной знаниевой модели. 3.Формирование учебных планов ООП (посредством анализа предметных и компетентностных цепочек). 4.Формирование методических требований к разделам компетентностных учебно-методических комплексов (рабочей программе модуля, теоретическому материалу, практическим заданиям и упражнениям, контрольно-измерительным материалам) в рамках компетентностного подхода, определение образовательных технологий. 5.Разработка компетентностных учебно-методических комплексов

55 Методология компетентностного подхода (Заказчик) Формализованные требования работодателя (профессиональные стандарты, профессиограммы, квалификационные требования) Образовательные стандарты, основанные на требованиях работодателя КМС- компетентностная модель специалиста КМВ- компетентностная модель выпускника Структурирование профессиональных компетенций – (выявление ЗУН, способствующих формированию компетенции) Трансформация профессиональных компетенций в образовательные различных уровней ВПО (уточнение предметных цепочек, составление календарного графика освоения компетенции) Выявление ОП, способствующих наиболее полному освоению профессиональной компетенции Проектирование ОП различного уровня в рамках действующих образовательных стандартов БД Д.Е. профессиональной области БД Д.Е. проф. образования

66 Интеграция образования и профессиональной деятельности КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМВ КМС КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВУЗЫ, ССУЗЫ РАБОТОДАТЕЛИ

77 Пример структурирования профессиональной компетенции (из профессионального стандарта) Профессиональ ная функция (ЕПС) Профессиональные трудовые действия Дидактические единицы (ЗУН-ы) 1Расчет устойчивости элементов конструкций -Определять деформации агрегатов изделия; -Разрабатывать расчетные схемы для расчета методом конечного элемента с использованием ПК - Определять допустимые и разрушающие усилия элементов конструкции из композиционных материалов, -Проводить расчеты на прочность конструкций с учетом геометрической нелинейности элементов и пластичности материалов. Устойчивость упругих систем; Устойчивость механических систем с конечным числом степеней свободы: Устойчивость стержней, пластин, оболочек; Закритическое состояние упругих систем при потере устойчивости: Практическое применение МКЭ в программных комплексах; Программный комплекс Nastran for Windows. Основы геометрического моделирования. Основы построения конечно-элементных моделей. Задание внешних нагрузок в Nastran for Windows. Прочность однонаправленного волокнистого КМ при различных видах нагружения …. 2Расчет соединений элементов конструкций …… …

88 Модернизация образовательных стандартов (ВУЗы) ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения Структурированные компетентностные модели, результаты обучения БД Д.Е. Анализ компетенций, декомпозиция на уровне дисциплин, соотнесение с ЗУН Анализ Д.Е., выделение профессиональных функций; формулирование предметных компетенций Свертка предметных компетенций по видам деятельности, формулировка междисциплинарных компетенций стандарта Создание контрольно- измерительных материалов по дисциплинам, экспертиза в УМО и Рособрнадзоре

99 Ориентированность ОС ВПО на содержание БД компетенций ОС ВПО ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС ВПО: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС ВПО Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы

10 Предметные компетенции Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применение применяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА

11 Проектирование рабочих программ 1.Разработать дидактические единицы (содержание) дисциплины. 2.Разработать слой предметных компетенций и соответствующих результатов обучения для дисциплины. 3.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 4.Предложить для спроектированных компетенций технологии обучения, определить виды занятий и контроля. 5.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 6.Генерализовать предметные компетенции в междисциплинарные, связать с компетенциями ФГОС ВПО 7.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС ВПО.

12 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность Срок: октября 2011 года – обсуждение на УМС МАИ

13 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 1 1. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК); Знает: математическую терминологию; правила оформления математических формул, таблиц; Умеет: логически и алгоритмически мыслить, аргументировано и строго строить устную и письменную речь; Владеет: навыками выражения своих мыслей. 2. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); Знает: основные способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений в области математики; Умеет: самостоятельно добывать профессиональные знания с использованием методов математики для развития способности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; Владеет: методами научного познания;

14 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 2 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное компьютерное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК); Знает: методы линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии: виды и свойства матриц, свойства и методы вычисления определителей, методы нахождения обратной матрицы, методы решения систем линейных алгебраических уравнений; понятие квадратичной формы; векторную алгебру; виды и уравнения прямых, плоскостей и поверхностей; понятия линейные пространства и линейные преобразования. Умеет: выполнять действия над матрицами, вычислять определители, находить обратную матрицу, решать системы линейных уравнений, находить собственные векторы находить произведения векторов, приводить квадратичные формы к каноническому виду, составлять уравнения прямых на плоскости, прямых и плоскостей в пространстве, классифицировать уравнения кривых и поверхностей второго порядка. Владеет: аналитическими и количественными методами решения типовых математических задач; навыками решения задач линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии;

15 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 3 4. Способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК). Знает: различные методы приложения методов линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа; Умеет: использовать математический язык, алгебраические и геометрические методы при построении организационно-управленческих моделей; Владеет: навыками применения современного математического инструментария для решения профессионально-ориентированных прикладных задач.

16 Предполагаемые свойства подхода Глобальные: -Возможность согласования, унификации и экспертизы в рамках Министерства требований, содержания и качества разработки образовательных программ ВПО, ДПО и послевузовского образования; -Создание единого информационного поля образовательных программ, согласованных процедур аккредитации и сертификации участников образовательного процесса различных уровней; -Обеспечение академической мобильности образовательных программ; -Интеграция ВПО и послевузовского образования в мировую образовательную систему; -Обеспечение согласованного перехода к профессиональным стандартам и требованиям, формирование номенклатуры должностей и квалификационных требований; Локальные: -Предоставление участникам образовательного процесса унифицированного инструмента для разработки, хранения и представления образовательных программ; -Реализация возможностей внутреннего и внешнего аудита образовательных программ; -Автоматизация образовательного процесса и процедур лицензирования и аккредитации ВУЗов;